Формирование и развитие культуры безопасности обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности.
Современный этап общественного развития характеризуется возрастающей значимостью проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности в результате роста ЧС в природной, социальной и техногенной сферах деятельности человека. В обществе происходит осознание необходимости обеспечения личной, национальной безопасности.
Ежегодно в РФ в авариях, катастрофах, террористических актах гибнет свыше 50 тысяч человек, получают травмы более 250 тысяч человек.
Культура безопасности, как компонент содержания образования, включает систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм и правил безопасности. Их основная функция - формирование и развитие у обучающихся готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности.
Основными составляющими процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности являются:
-Развитие мотивации безопасной жизнедеятельности;
-Воспитание личности безопасного типа;
-Обучение знаниям, умениям и навыкам в области безопасности жизнедеятельности;
-Морально – психологическая подготовка;
-Пропаганда знаний в области безопасности жизнедеятельности;
-Информационное воздействие с использованием средств массовой информации, ИКТ.
В соответствии с этим, целями и задачами при формировании культуры безопасности считаю следующие:
снизить количество происшествий в общеобразовательном учреждении;
постоянно поддерживать у обучающихся интерес к безопасности каждого;
воспитывать сознательное отношение к безопасности;
популяризация новых средств обеспечения безопасности;
внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств.
В настоящий момент для обеспечения эффективности образовательного процесса на уроках ОБЖ необходимо использовать все виды организации учебных занятий, все виды учебной деятельности учащихся (включая игровую, практическую, проектную, исследовательскую, поисковую).
Для формирования и развития культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся на своих уроках я использую разнообразные формы, методы и средства обучения.
На своих уроках применяю следующие методы формирования культуры безопасности:
эвристическая беседа;
аудио- и киноверсии различных явлений природы, ЧС;
демонстрация использования средств личной безопасности;
исследовательская, проектная деятельность;
лекция;
тестирование.
Средствами формирования культуры безопасности обучающихся в современной жизни служат кино, радио, телевидение, плакаты, фотографии, инструкции, книги, нормы и правила, уголки безопасности, стенгазеты, кабинет ОБЖ.
Обучение детей практическим основам безопасности жизнедеятельности считаю своим первостепенным долгом. Одной из задач в работе со школьниками, на мой взгляд, является обучение их правилам дорожного движения, правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий при возникновении экстремальной ситуации. Воспитание у школьников ответственного отношения к личной и общественной жизнедеятельности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности занятий хорошо развивать также при помощи наглядных пособий и проектной деятельности.
Для ознакомления с основными правилами безопасной жизнедеятельности провожу инструктажи по правилам безопасности, тематические занятия, классные часы, викторины, беседы, конкурсы.
Особый интерес для обучающихся представляют занятия с использованием ИКТ, включающих в себя красочные иллюстрации, анимацию, фото- и видеоматериалы. Это быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации. На уроках ОБЖ я использую не только готовые электронные издания и презентации, но и создаю свои собственные, что гораздо удобнее. Для создания обучающих программ, презентаций привлекается дополнительный материал из разных источников; делает материал нагляднее, а сам урок эмоциональнее; даёт возможность получать новую информацию о предмете; позволяет выйти на новый уровень осмысления способов подачи материала; иметь стимул для собственного личного роста; повысить квалификацию. Использование ИКТ позволяют проводить уроки на высоком методическом уровне, улучшает процесс передачи информации. На сегодняшний день никого не удивит наличие в образовательных учреждениях компьютерных классов, классов с мультимедиа проекторами, электронными досками. Мало кто не согласится с утверждением, что грамотное, полноценное использование подобных вспомогательных устройств позволяет значительно повысить качество обучения.
Внеурочная работа по ОБЖ
В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Будет справедливым утверждение, что внеурочная деятельность учащихся по безопасности жизнедеятельности вносит свой вклад в формирование у учащихся безопасного образа жизни. Занятия внеурочной деятельности способствуют удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьника, ориентируют на приобретение образовательных результатов.
Внеурочную деятельность по безопасности жизнедеятельности мы определяем как форму различной организации учащихся на добровольной основе под руководством учителя для проявления и развития их познавательных интересов и творческой самостоятельности, связанную с вопросами организации безопасности личности, общества и государства.
Внеурочная деятельность по безопасности жизнедеятельности решает следующие задачи:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о здоровье и здоровом образе жизни, о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности по предотвращению актов терроризма, потребности ведения здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, действовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В процессе внеурочных занятий по безопасности жизнедеятельности учащиеся развивают творческие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятельность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают настойчивость и трудолюбие. Они углубляют знания по основам безопасности жизнедеятельности, развивают интерес к окружающей природно-социальной среде, учатся применять полученные знания на практике, у них формируется научное мировоззрение, воспитывается культура безопасности жизнедеятельности, формируются качества личности безопасного типа.
Различают два направления внеурочной деятельности по ОБЖ:
- работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по ОБЖ;
- работа с учащимися, проявляющими интерес к ОБЖ.
Но можно выделить ещё и третье направление: работа с учащимися по развитию интереса в изучении ОБЖ.
Основной целью первого направления является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости. Цели второго направления внеурочной деятельности по ОБЖ могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового ученики так, например:
- развитие и углубление знаний по программному материалу;
- привитие учащимся навыков исследовательской работы;
- развитие представлений о практическом применении знаний по ОБЖ;
- способствование выбору будущей профессии.
- К формам внеурочной деятельности по ОБЖ относятся:
- кружки по военно-технической и профессиональной подготовке («Юный стрелок», «Юный инспектор дорожного движения, «Юный пожарный» и др.);
- секции по прикладным видам спорта (спортивное ориентирование, пожарно-прикладной спорт, самбо и др.);
- тематические викторины, КВН [6];
- смотры-конкурсы («А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!» и др.);
- спортивные мероприятия прикладной направленности, по медико-санитарной подготовке, по прикладной физической подготовке, по военно-прикладным видам спорта, военизированные эстафеты, военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок» и др.;
- военно-спортивные праздники: «День защитника Отечества», «Школа безопасности», «День защиты детей»;
- тематические экскурсии;
- встречи с ветеранами Вооруженных сил РФ, Героями России, работниками военкоматов, органов ГО и ЧС, МВД, ГИББД, медицины;
- туристические походы с выполнением практических заданий по теме «Безопасность туристического путешествия и оказания первой помощи» и др.;
- олимпиады по ОБЖ.
Анализ особенностей организации внеурочной деятельности учащихся по безопасности жизнедеятельности был бы неполным без учета личностных и профессиональных качеств учителя ОБЖ. Достаточно много учителей, обучающих предмету ОБЖ, являются совместителями, для которых предмет ОБЖ является дополнительным, не основным. Недостаточное обеспечение методической литературой затрудняет подготовку учителя не только к уроку ОБЖ, но и к организации внеурочной деятельности. Снижается мотивация к проведению внеурочных занятий у педагога, снижается и интерес у учащихся к предмету ОБЖ. В подобных случаях рекомендуется проводить внеурочные мероприятия, в которых присутствуют элементы содержания как предмета ОБЖ (совмещаемого), так и основного для учителя предмета (географии, физики, химии, физической культуры и др.).
Все виды внеурочных занятий выходят за рамки учебной работы по ОБЖ. Однако они являются неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, важнейшим средством воспитания и развития учащихся разных классов. Организация этой деятельности в школе служит одним из критериев творческой работы учителя, показателем его педагогического мастерства и профессиональной ответственности