СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и совершенствование навыков правильного и осознанного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование и совершенствование правильного и осознанного чтения у детей - одна из важных проблем, от качественного решения которой зависит заинтересованное отношение детей к чтению книг. реальная практика показывает, что дети не владеют этими умениями (навыками) на достаточно высоком уровне.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и совершенствование навыков правильного и осознанного чтения»


Российская Федерация

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

г. Губкинский

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VII ,VIII видов».

мкр. 11, д. 138, г. Губкинский, ЯНАО, 629830
Код 34936 телефон 5-78-52 E-mаil: s8-secretar@yesnet.purpe.ru

ОКПО 42180387, ИНН 8913001915, лицевой счёт 075.040.133







Формирование и совершенствование навыков

правильного и осознанного чтения







учителя начальных классов

Голубовой Натальи Сергеевны















г.Губкинский

2018 год



Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и

понимать прочитанное - вот в чём главное дело

К.Д.Ушинский


Введение.

Формирование и совершенствование правильного и осознанного чтения у детей - одна из важных проблем, от качественного решения которой зависит заинтересованное отношение детей к чтению книг. Реальная же практика показывает, что дети не владеют на достаточно высоком уровне этими умениями (навыками). А обучать чтению - значит готовить ребенка к жизни, формировать определенное отношение к ней. Обогащать жизненный и эмоциональный опыт растущего человека. Правильность - это чтение без искажений, без ошибок. Дети искажают те слова, смысла которых не понимают из-за слабой связи между восприятием и осмыслением.

Во 2 «А» классе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья в классах VII вида, дети с задержкой психического развития.

С первого дня для меня возникло множество проблем.

Главные из них – несоответствие между требованиями программы и реальными возможностями учащихся, двуязычие обучающихся.

Следующая проблема – значительная разнородность детей, как по восприятию учебной информации, так и по возможностям её переработки и воспроизведения.

Для анализа продуктивности моего труда выбрала следующие критерии:

результаты контрольных работ по письму и развитию речи, уровень сформированности навыка чтения (скорость чтения), уровень усвоения прохождения программы.

Трудности обучения русскому языку у детей с нарушенным интеллектом и двуязычием. Ученики медленно овладевают звуко-буквенным анализом, навыками грамотного письма. Они могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу.

Трудности понимания отчетливо проявляются при чтении текстов на уроках чтения, развития речи, ознакомления с окружающим миром . Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысловой канвы прочитанного. Нередко содержание текста понимается искаженно или не понимается.

При изложении выученного текста учащиеся затрудняются отграничить новые сведения от имевшихся у них в прошлом опыте, не умеют отделить существенное от второстепенного. Кроме того, страдает полнота, точность и последовательность воспроизведения, наблюдаются привнесения. Эти недостатки связаны с особенностями запоминания, низкой способностью учащихся к анализу и обобщению, неумением устанавливать причинно-следственные зависимости.

Прослеживается незначительная положительная динамика, но, учитывая особенности детей данного класса, можно сказать, что это большой шаг вперед. Из шести обучающихся, которые пришли во 2 класс, трое читают ниже нормы и, соответственно, не понимают смысла прочитанного.

При поступлении в школу с детьми проводилась проверка техники чтения, а на каждом уроке применяются следующие этапы;

Пятиминутка чтения - этап урока, который позволяет совершенствовать технику чтения и увеличивать время, отводимое на чтение каждым учеником. Этот этап включает:

- чтение слоговых таблиц различных модификаций;

- чтение трудных по слоговому и морфемному составу слов, дополнительных, облегченных текстов, доступных для самостоятельного прочтения детьми с нарушением интеллекта;

- чтения по догадке.

Еще одной задачей пятиминуток чтения является расширение поля чтения учащихся как условие совершенствования техники чтения. Пятиминутка чтения может проводиться учителем на любом этапе урока одновременно с работой над текстом.

Следующий этап состоит из нескольких показателей: скорость, осознанность, правильность, выразительность.

Особое внимание уделяю формированию и совершенствованию навыка чтения. В своей работе я использую методику Зайцева-Федоренко ("жужжащее чтение", "зрительные диктанты", дыхательные упражнения, работу со слоговыми таблицами и т.д.). Разработала и применяю дидактические игры, направленные на коррекцию и развитие памяти и внимания.

Рекомендуются следующие задания:

  • Игра "Фотограф". На листе 5-6 слов из текста, читаемого на уроке. За определенное время учащиеся должны прочитать слова, запомнить их. Затем одно слово учитель убирает. Спрашивает детей: Что изменилось? Какое слово исчезло?

  • За одну минуту найти в тексте слова на заданную букву (например, найди слова на букву "д"). Первый вариант - в первом абзаце (6 слов), второй вариант - во втором абзаце (3 слова). Текст: Е. Пермяк "Для чего руки нужны".

  • Найди лишнюю букву (фотографируем): а, о, в, у, и. Дети должны за 30 секунд запомнить все буквы и назвать лишнюю;

  • Найди лишний слог: бо, но, ко, со, кы, ро ("кы", так как остальные с буквой "о", а этот с буквой "ы").

  • Раздели слова на 2 группы:

а) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока;

б) заяц, горох, ежик, медведь, капуста, волк, огурец.

II группа: упражнения со словами.

  • Чтение слов, отличающихся одной буквой: мел - мель, мыл - мыль, мал - мял, мышка - мишка, мишка - миска.

  • Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы: куст - стук, сосна - насос, мех - смех, мышка - камыш, марка - рамка, масло - смола, мошкара - ромашка.

  • Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания: приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное, желтое.

  • Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).

  • Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.

Пе-ре-ло-жи-ла - переложила

По-про-щал-ся - попрощался

По-гля-ды-вал - поглядывал

6. Чтение скороговорок-перевёртышей

Акнёнорованоровалинороворп

Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. это вид деятельности имеет важное коррекционное значение.Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как:

подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);

установка на целенаправленное восприятие текста;

первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;

беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков);

словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом);

работа над планом (словесное рисование - иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем - деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);

пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);

разбор жизненных ситуаций;

заключительная, обобщающая беседа.

Реализация задачи по развитию сознательности чтения учащихся предусмотрена методическим аппаратом учебника. В нем представлены вопросы и задания по анализу содержания частей и произведения в целом; словарная работа; материалы для эмоционально-оценочной беседы; работа над составлением плана: приемы словесного рисования, озаглавливание частей текста, придумывание заголовков и т. д.

Упражнения для развития навыка осознанного чтения:

1 группа: логические упражнения.

1. Что общего в словах и чем они различаются?

Мел - мель, мал - мял, мыл - мил.

2. Назови одним словом.

Ворона, воробей, ласточка, синица; ножницы, молоток, топор, грабли; шарф, варежки, пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник; картофель, свекла, лук, капута; лошадь, корова, свинья, овца; туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; липа, береза, ель, сосна; гусь, утка, курица; зеленый, синий, красный, желтый.

3. Раздели слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.

Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.

4. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: подорожник, клевер, щавель, мать-и-мачеха, береза.

Насекомые: сорока, муха, жук, комар, пчела, ворона, воробей.

Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

5. Какая буква, слог, слово лишние?

а у р о ы

мара ланы та

ку надытило

2 группа: игры со словами.

1. Игра "Найди слово в слове".

Например, смородинка (родина, сок, доска и т.д.).

2. Игра "Кто как кричит".

Гусь гогочет, утка крякает, петух кукарекает, лягушка квакает, кошка мяукает, собака лает, лошадь ржёт, кукушка кукует

3. Игра "Кто как передвигается» (черепаха ползает, рыба плавает, заяц бежит, лягушка прыгает, птица летает, девочка идёт)

4. Составь слова из данных букв.

5.Чтение двухсложных слов с пропущенной буквой.

И РА

Г РЯ

М ША

6.Чтение двухсложных слов с двумя пропущенными буквами.

З_М_К

М Р З

Условия достижения результата.

Как педагог специальной школы должна решить поставленные задачи коррекционно-развивающего обучения, относящиеся к урочной деятельности :

- формирование социально-нравственного поведения детей;

- развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность), формирование самостоятельности;

- формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, самоконтроля, развитие умений воспринимать информацию из различных источников (межпредметные связи, телевидение, литература, Интернет) в целях успешного осуществления учебно-познавательной деятельности;

- индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений повторение ключевых вопросов программы начальной школы, отработка основных умений и навыков;

Как говорилось выше отсутствие специальных учебников, дидактических материалов заставляет учителя прикладывать значительные усилия для оснащения урока доступным для детей учебным материалом, к тому же «изготовленным» в нескольких вариантах для обеспечения дифференцированной по уровням сложности работы с классом.

Мною разработана «Рабочая тетрадь по развитию речи на основе знакомства с окружающим миром для специальных (коррекционных) школ с региональным компонентом на Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации 2010». Работа была удостоена Диплома лауреата I степени.

Советы педагогам:

- ребёнок должен испытывать удовлетворение от общения с взрослыми, не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учиться верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, интересно рассказывать;

- не сердитесь на ребёнка, если он неправильно произносит звуки, слова, неправильно строит предложения. Доброжелательно, спокойно помогите ему;

- добивайтесь правильного произношения фраз, слов. Ни один дефект произношения не оставляйте неисправным;

- чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.