СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование компетенций обучающихся при подготовке к ЕГЭ по биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многофункциональные надпредметные универсальные компетенции имеют первостепенное значение, поскольку требуют интеллектуального развития, а также включают аналитические, коммуникативные, прогностические и другие процессы. Основные компетенции выпускника, приобретенные в учебном процессе, включают: ценностно-смысловую, образовательную, учебную, познавательную, информационно-коммуникативную, общекультурную и социально-трудовую.  Компетентностный подход, применяемый при подготовке к государственной аттестации, выделяет главным результат образования.

Просмотр содержимого документа
«Формирование компетенций обучающихся»

Формирование компетенций обучающихся

при подготовке к ЕГЭ по биологии.



Многофункциональные надпредметные универсальные компетенции имеют первостепенное значение, поскольку требуют интеллектуального развития, а также включают аналитические, коммуникативные, прогностические и другие процессы. Основные компетенции выпускника, приобретенные в учебном процессе, включают: ценностно-смысловую, образовательную, учебную, познавательную, информационно-коммуникативную, общекультурную и социально-трудовую.

Компетентностный подход, применяемый при подготовке к государственной аттестации, выделяет главным результат образования. Он позволяет оценить, насколько полно и точно учащийся может воспользоваться своими знаниями в различных ситуациях, в том числе, при ответах на вопросы повышенной сложности (часть 2).

Формирование ценностно-смысловой компетенции происходит в учебных ситуациях, когда ученик, наблюдая живые объекты в жизни, рассматривает их с новой стороны, задает вопросы: Как это устроено? Почему? Зачем? Возникает способность понимать биологические процессы, прогнозировать их развитие, влияние на них деятельности человека.

Пример вопроса, способствующего активизации данного вида компетенций взят из демонстрационной версии экзамена 2017 года.

Установление соответствия между процессами проверяет способность ученика понимать различия в сущности абиотических и биотических экологических факторов.

Задание, результаты которого ученики также могут проверить самостоятельно, представляет значимость для проверки ценностно-смысловой компетенции.

Образовательная компетенция выражается в наличии у ученика способности к коллективной учебной работе, самодиагностике, самоанализу. Обучающиеся проявляют данную компетенцию, работая над решением проблем, возникающих при изучении материала, к данной сфере относится проектная работа: формулирование целей, проведение исследования, обобщение и оформление результатов.

Одним из направлений проектной деятельности могут быть экспериментальные исследования, затрагивающие вопросы подготовки к ГИА. В ходе работы над проектом обучающиеся приобретут навыки проведения исследования, а также на практике познакомятся с биологическими явлениями, подобными приведенному ниже:

Выполнение тренировочных заданий из части 2 на учебных занятиях или во внеурочной деятельности развивает способность к самоанализу, который проявляется в самопроверке подобного вида заданий:

Решение учебных задач, разделение их на отдельные компоненты; работа с большим объемом информации и дополнительной литературой; применение алгоритма при выполнении лабораторных и практических работ, а также его корректировка в зависимости от конкретных условий – компоненты учебной компетенции обучающегося.

Все виды заданий ГИА по биологии направлены на проверку сформированности учебной компетенции. Наиболее полно выпускник может проявить ее, отвечая на вопросы, касающиеся процесса матричного синтеза, а также решая генетические задачи.



Познавательная компетенция формируется при овладении методами изучения окружающего мира, биологических явлений, наблюдении сезонных изменений в жизни организмов, решении творческих нестандартных задач. Умение смоделировать эксперимент также относят к предмету познавательной компетенции. В структуре заданий ЕГЭ по биологии встречаются задания, проверяющие данную компетенцию.

Информационно-коммуникативная компетенция подразумевает наличие навыков групповой работы, проявление различных ролей в коллективе через интеллектуальную, игровую, исследовательскую деятельности, умений формулировать вопросы, организовывать работу группы, анализировать результаты. Формирование данной компетенции осуществляется в процессе подготовки к ЕГЭ по биологии в исследовательской проектной деятельности, а также непосредственно на уроках. Введение биологической терминологии, ее усложнение и дополнение, логическая взаимосвязь терминов и биологических теорий – этап формирования ИК-компетентности. Самостоятельное составление конспектов и схем на основе примерных заданий ЕГЭ по биологии тренирует и развивает компетенцию.

Примеры заданий с использованием таблиц, схем, рисунков:



На этапе изучения роли науки биологии в жизни человека, освоение научной картины мира сопровождается формированием общекультурной компетенции. Понимание роли биологии во всех сферах деятельности человека способствует культурному развитию ученика.

Категория заданий ЕГЭ, проверяющая сформированность общекультурной компетенции, охватывает такие глобальные процессы, как возникновение и развитие жизни на Земле, закономерности формирования и развития экосистем и биогеоценозов, методы изучения эволюции живой природы.

Социально-трудовая компетенция включает овладение обучающимися знаниями и опытом в социально-трудовой сфере, знания недостатков и преимуществ естественнонаучного образования, ориентирование выпускника на рынке труда и наиболее востребованных профессий, знание этики трудовых и гражданских отношений.

Главным этапом формирования данной компетенции является осознанный выбор дисциплины для сдачи ЕГЭ, планирование будущей профессиональной и трудовой деятельности во взаимосвязи со сдаваемой дисциплиной.

Таким образом, формирование компетенций происходит на всех этапах обучения биологии, а средством проверки и оценки их сформированности является государственная итоговая аттестация в виде ЕГЭ по биологии.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!