Математика
Формирование
креативного мышления
у младших школьников.
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
МАОУ «Молчановская СОШ №1»
Учитель начальных классов Петлина Н.А.
ИЗО, труд
Математика
Данная работа будет полезна учителям начальных классов.
Цель: создание условий для организации работы на занятиях в
начальной школе для формирования креативного мышления .
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
ИЗО, труд
Математика
Задачи с меняющимся содержанием
Дана исходная задача и второй ее вариант. Во втором варианте изменяется один из элементов , вследствие чего содержание задачи и действий по ее решению резко меняется. В задаче, на первый взгляд, никаких существенных изменений не произошло, поэтому ученик уже придерживается (невольно) сложившегося способа решения. Необходимо проследить, как решается второй вариант
а) сам по себе;
б) сразу после решения первого варианта.
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
ИЗО, труд
Математика
Прямые и обратные задачи
Задачи такого типа позволяют исследовать способность к обратимости мыслительного процесса. Решая обратную задачу, учащиеся перестраивают суждения и умозаключения, использованные при решении прямой задачи. При этом они овладевают новыми связями между мыслями и новыми, более сложными формами рассуждений.
Составление новых задач, обратных данным, приводит ученика в постановке проблем, получению существенно иных разновидностей задач. Это простой и удобный способ развития творческого мышления.
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
ИЗО, труд
Математика
Задачи с несколькими решениями
В таких задачах наиболее простой путь решения по возможности скрыт. С их помощью можно выяснить, насколько хорошо ученик способен переключаться с одного способа решения задачи на другой. Ученик должен самостоятельно найти максимальное количество способов решения задачи. Выясняется так же, нет ли у ребенка потребности, не удовлетворяясь первым решением, находить наиболее простой способ.
Русский язык
Литературное чтение
Задачи, в которых нет вопроса
Окружающий мир
Ученики замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагается самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач.
ИЗО, труд
Математика
«Что на что похоже?»
Детям раздаются карточки с схематичным изображением предметов. Ребята рассматривают карточки и отвечают на вопрос «На что похож предмет?». Учит детей создавать в воображении образы на основе схематичного изображения предметов.
Русский язык
Литературное чтение
«Ассоциативная цепочка»
Дети выстраивают цепочку ассоциаций по заданной теме или заполняют пробелы в тематической цепочке.
Окружающий мир
ИЗО, труд
Математика
«Третий лишний»
Нужно найти среди предметов, чисел, слов «лишнее», причём оно не определяется единственным образом. Один ребёнок выделит одно, а другой другое.
«Новая геометрическая фигура»
Детям предлагается создать новую геометрическую фигуру и дать ей название. «Сочини сказку»: сочинить сказку про цифры ( как она появились, их жизнь в стране цифири) или про геометрическое фигуры.
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
ИЗО, труд
Математика
«Волшебные очки»
Учитель предлагает надеть «волшебные очки», через которые ученики видят все вокруг в виде изучаемой геометрической фигуры. После чего ученикам нужно изобразить представленное на бумаге.
«Итоги урока, от имени изучаемой темы»
Ученики подводят итоги урока от имени изучаемой темы (Я – треугольник, я могу рассказать о себе…).
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
ИЗО, труд
Математика
«Сочинения-сказки»
Предлагается сочинить сказку по изучаемой части речи, используя фразеологизмы (при условии, что эта тема была изучена) Импровизация: учителем выбирается шесть букв, которые он записывает по одному. Ученики придумывают предложение, начинающиеся с этой буквы. После появления всех букв на доске ученики должны составить связный рассказ.
«Лесенка»
Ученик подбирает слова на определённую букву так, чтобы в каждом следующем слове было бы на одну букву больше и составляет из них «лесенку», стараясь, чтобы «лесенка» состояла из как можно большего количества «ступенек».
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
ИЗО, труд
Математика
«Помоги учительнице!»
Ученик получает задание составить словарный диктант из 20 наиболее трудных, на его взгляд, слов из словаря, на разные части речи.
«Ребусы»
Ученики не только отгадывают ребусы, данные в учебниках и учителем, но и сами составляют, обмениваются работами и отгадывают ребус других групп. Узнать предмет по описанию: учитель дает описание, дети называют предмет - словарное слово, записывают его.
«Творческие словари»
Учащимся необходимо "оживить" букву, создав её "образ" в конкретном слове.
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
ИЗО, труд
Математика
«Словарные диктанты»
Учитель читает загадки, а учащиеся их отгадывают. Отгадками являются словарные слова, которые дети записывают в тетрадь, подчеркивая не- проверяемые буквы, ставя ударение. − «узнать предмет по описанию». Учитель дает описание, дети называют предмет - словарное слово, записывают его. − «картинный диктант». Учитель показывает картинки с изображением предметов - словарных слов. Этот диктант можно проводить по- разному: как комментированное письмо, как самостоятельную работу, как диктант – молчанку. − грамматическая эстафета с элементами соревнования. На доске в 3 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся делятся на 3 команды, по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок. − работа по перфокартам. Учитель раздает ученикам карточки со словарными словами, в которых пропущены орфограммы. Дети кладут их на чистый лист и вписывают пропущенные буквы. − «закрой форточку». Учитель показывает карточки с открывающимися форточками (буквы, которые надо запомнить, вырезаны и отогнуты на противоположную сторону). Учащиеся говорят, какую букву надо вставить и тогда форточка «закрывается» и нужная буква ставится на свое
место.
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
ИЗО, труд
Математика
«Определяйка»
Учащимся предлагается 3 слова (например: квадратный, синий, сладкий или круглый, красный, кислый или кубический, жёлтый, твёрдый). Нужно за 2-3 минуты придумать не менее 3 предметов, которым были бы свойственны все три определения. Поощряются самые интересные идеи.
«Салат из сказок»
Берётся какой-либо сюжет, набираются герои из разных сказок и придумывают что будет с ними происходить (можно инсценировать). Можно использовать при обобщении пройденного раздела учебника.
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
ИЗО, труд
Математика
«Вырази мысль другими словами»
Берётся несложная фраза. Надо предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами, однако, ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Упражнение можно проводить с группой детей. Побеждает тот, у кого больше удачных ответов.
Игра «Верю, не верю»
Учитель называет фразы, а ученики должны определить среди них ошибочные.
«Итоги урока, от имени изучаемой темы»
Ученики подводят итоги урока от имени изучаемой темы (Я – имя прилагательное, я могу рассказать о себе…).
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
ИЗО, труд
Математика
«Оживление»
Придумать сказку о любом неживом предмете.
«Фантастические гипотезы»
Задается вопрос ученикам на который они дают разнообразные ответы. « Что бы произошло и что бы ты сделал, если… ?» (из тучи пошел не дождь, а изюм; из крана полился апельсиновый сок и т. д.).
«Закончи сказку»
Учащиеся должны предположить, сочинить, чем закончится сказка, рассказ (по изучаемой теме).
«Представь себе»
Ученикам предлагается представить сюжет сказки, если внести свои изменения.
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
ИЗО, труд
Математика
«Живые картинки»
Один читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное.
«Очумелые глазки»
Учитель просит придумать название иллюстрации в учебнике, книге, просто ситуации в классе. Обязательно чтобы высказались все.
«А что, если бы?...»
Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие: что если бы люди вели ночной образ жизни? Что если бы собаки могли летать? И другие.
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
ИЗО, труд
Математика
«Закончи сказку»
Учащиеся должны предположить, сочинить, чем закончится сказка, рассказ (по изучаемой теме).
«Представь себе»
Ученикам предлагается представить сюжет сказки, если внести свои изменения.
Метод «Шесть шляп»
Учащиеся охарактеризуют персонажа, сюжет по методу 6 шляп: − красная шляпа – эмоциональный всплеск, − желтая шляпа – оптимистичные эмоции, − черная шляпа – отрицательные эмоции, − зеленая шляпа – творческое задание, − белая шляпа – достоверная информация, − синяя шляпа – оценка деятельности.
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
ИЗО, труд
Математика
«Драматизация»
Учащиеся показывают образы произведения в действии: − только с помощью слова, т.е. в форме чтения по ролям и коллективной декламации; − только средствами движения, т.е. в виде пантомимы; − соединением движения и слова, т.е. в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого создается.
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
ИЗО, труд
Математика
«Подходит - не подходит»
Берётся любое существительное и называются 5 прилагательных, которые к нему подходят. (Например: «стол — большой, жёлтый, красивый, крепкий, устойчивый» и т. д.), но затем детям предлагается назвать 5 прилагательных, которые этому существительному не подходят. (Тот же стол не может быть, скажем, сладким… Но, с другой стороны, а кто его пробовал?).
«А что, если бы…?»
Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения.
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
ИЗО, труд
Математика
«Угадай кто\что это?»
Суть ее сводится к тому, что ученик загадывает человека (литературного героя, ученого и прочее) или явление, а другие отгадывают.
«50 вариантов»
Учащиеся должны придумать как можно больше вариантов использования того или иного предмета, явления (по изучаемой теме).
«Жалобная книга»
Ученики готовят небольшое выступление от имени животного, растения и прочее, которые сталкиваются с плачевными состояниями, после чего ученики организованно выдвигают решение данных проблем.
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
ИЗО, труд
Математика
«Поиск общего»
Учитель дает детям 2 малосвязанных слова (явления, животных, растений), ученики должны найти (придумать) общее между ними.
«Составь свое задание»
После изучения определенной темы, учащиеся делятся на группы и составляют задания для других групп.
«Ассоциативная цепочка»
Дети выстраивают цепочку ассоциаций по заданной теме или заполняют пробелы в тематической цепочке.
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
ИЗО, труд
Математика
Игра «Загадай желание»
На развороте открытки, которые ученики подготовили самостоятельно, записывают свои желания, дополняя предложенную фразу своими словами: «Если бы я был(а)…, я бы…, потому что..»
«Составь загадку»
Ученики должны составить загадку на пройденную тему.
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
ИЗО, труд
Математика
«Необычные зверята»
Учащиеся должны на основании полукруга нарисовать зверей.
« Настроение в цвете»
Нарисовать линии разного настроения (счастливую, мягкую, печальную, сердитую, смешную, яркую и так далее).
«Незавершенный рисунок»
Нарисовать на основании каждой из предложенных фигур как можно больше интересных рисунков. «Рисование обеими руками»: рисование двумя руками сразу задействуют оба полушария головного мозга, что способствует развитию творческого мышления, внимания.
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
ИЗО, труд
Математика
«Волшебный квадрат»
На основании простой геометрической фигуры – квадрата нарисовать как можно больше рисунков, предметов. Дорисовывать, рисовать детали можно, как и внутри контура квадрата, так и за его пределами.
«Фантастический цветок»
Придумать и нарисовать цветок, которого никогда не видели, которого не существует.
«Новый образ персонажа»
Нарисовать колобка не такого, как вы его знаете из сказок, а другого - измените его образ.
«Геометрический зверь»
Нарисовать, используя линейку-трафарет несуществующего животного. Раскрасить его.
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
ИЗО, труд
Математика
«В стране роботов»
Составить из спичечных коробков робота, наклеить его на лист и раскрасить по желанию.
«Угадай-ка»
Нарисовать отгадку к загадке.
«Житель страны Алфавит»
Из заданных букв русского алфавита придумать образ – жителя страны Алфавит.
«Все наоборот»
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению, но с противоположным сюжетом.
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
ИЗО, труд
Математика
Источники.
«Комплекс творческих заданий, ориентированных на формирование креативного мышления у младших школьников.» Ибатуллина Р.Ф.
Русский язык
«Копилка упражнений на развитие креативности» Гребенюк И.Ф.
Литературное чтение
Картинка
Окружающий мир
ИЗО, труд