СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование креативного мышления на уроках

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование креативного мышления на уроках»

5


Формирование креативного мышления на уроках.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.

Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь речь идёт о мышлении.

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться современных школьников?

Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. И понятно, что пришло время корректировать, изменять подход к обучению.

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.

В настоящее время, когда темпы обновления научной информации сильно возросли, когда приходится совершенствовать свои знания, очевидно, что школа должна снабжать учащихся не только базовыми знаниями, но и привить умение самостоятельно их приобретать, ставить перед собой проблемную задачу, находить пути и методы её решения. С этим и связана актуальность вопроса развития креативных способностей школьников. Это один из основных компонентов функциональной грамотности.(математическая, читательская, естественно-научная, финансовая, глобальные компетенции и креативность)

Традиционно креативность было принято связывать с деятельностью людей творческих профессий: артистов, композиторов, художников, писателей, поэтов и т. д. Однако на стыке ХХ и ХХI столетий креативность стала рассматриваться в качестве одного из обязательных атрибутов успешного делового человека вообще. Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной и зарубежной  психологии.

Люди с творческим и креативным мышлением создают новые технологии и системы, методы ведения бизнеса и инструменты решения разнообразных задач. Без творчества и креативности нет прогресса. Что же такое креативное мышление и почему оно нужно современному человеку. А также как оценить свой уровень и улучшить навыки с помощью проверенных методик и упражнений.

Креативное мышление — это умение отыскивать нестандартные подходы и решения сложных ситуаций. Люди с развитым креативным мышлением умеют отойти от шаблонов и знают, что у проблемы может быть больше одного решения.

Креативное мышление не противопоставляет интеллект и воображение, логику и творчество, а сочетает в себе и то и другое. К характеристикам такого типа мышления можно отнести следующие пункты:



  • умение обозначить проблему;

  • способность генерировать множество разнообразных идей по её решению;

  • умение видеть нестандартные варианты решения;

  • способность углубить идею, дополняя детали;

  • способность анализировать и выбирать оптимальные идеи.

Первым концепцию креативности описал профессор психологии, член Американской психологической ассоциации Джой Пол Гилфорд .

Он же выделил два типа креативного мышления: конвергенцию и дивергенцию.

Конвергентное мышление нужно, чтобы найти оптимальное решение проблемы, у которой много условий. Например, решение математической задачи: существует ответ, который нужно найти, выполнив последовательность действий.

Большинство людей пользуются в основном конвергентным мышлением. Именно на его развитие направлено обучение в школе: есть правильный ответ, до которого надо добраться, рассуждая определённым образом либо выполняя известные действия.

Люди, которые пользуются только конвергентным мышлением, склонны верить общепризнанным фактам, выбирать из общего объёма информации ту, которая подтверждает их убеждение, и отрицать те данные, которые представляют иную точку зрения.

Дивергентное мышление работает сразу во многих направлениях. Используя его, можно найти для одной задачи несколько решений. Дивергентное мышление применяют, например, при мозговых штурмах, когда команда начинает предлагать разные варианты решений задачи, в том числе самые оригинальные и несуразные.

Люди с развитым дивергентным мышлением склонны к образности, оригинальности и быстроте восприятия. Они замечают детали, которые ускользают от большинства, способны за короткое время придумать множество идей и вариантов решения.

У дивергентного мышления тоже есть свои нюансы. Человек, который использует только его, будет бесконечно генерировать идеи, а не решать стоящие перед ним задачи. Поэтому важно развивать в себе как конвергенцию, так и дивергенцию.

Другой специалист по творческому мышлению, британский психолог Эдвард де Боно предлагал ещё один способ мыслить креативно — латеральное мышление.

Человеческий мозг предпочитает решать стоящие перед ним задачи проверенными способами — шаблонами. Латеральное мышление предполагает новый взгляд на проблему, боковой, с неожиданной стороны, в том числе юмористический.

Например, латеральный маркетинг предполагает не выпуск нового товара для существующего рынка, а создание новой целевой аудитории для своего изобретения. Классический пример — киндер-сюрприз, который соединил продукт питания (шоколад) и игрушку. А Барби стала первой куклой, которая изображала взрослого, и создала целый новый рынок игрушек.

Идея латерального мышления также легла в основу дизайн-мышления — это методология решения задач (инженерных, бизнес и других) с помощью не аналитического подхода, а творческого.


Большинство людей считают, что творческое и креативное мышление — это одно и то же. Творчество — это процесс, который имеет определенную специфику и приводит к созданию нового какого-то продукта. А креативность это потенциал, внутренний ресурс человека. То есть его способность к конструктивному и нестандартному мышлению и поведению, создание новых идей, умение нестандартно комбинировать имеющуюся информацию.

Можно выделить основные составляющие креативности:

-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),

-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей), -

-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),

-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям).

В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, что многократно повышает как значимость этого направления исследования, так и имеющийся к нему интерес.


Как может проявляться креативность?


Большая креативность (Big-C creativity).

творческий прорыв, великое открытие или шедевр, которые неразрывно связаны как с  глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и  с  одаренностью, выдающимися способностями или талантом

Малая креативность (Little-C creativity)

может проявляться   в  ежедневных делах, таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома, способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти отличное решение сложной логистической проблемы, встроиться в сложный график и т.п.

Поле для проявления креативности - это не только виды деятельности, традиционно относимые к творческим (рисование, пение, сочинение музыки и стихов, игра на сцене и т.п.), но и любые жизненные ситуации, в которых присутствуют новизна и неопределённость, отсутствуют чёткие алгоритмы действий и неизвестны способы решения встающих перед человеком проблем и непредсказуемо меняющихся условий.

Креативность – это не единичная способность, а комплекс особенностей интеллекта, качеств личности и общая жизненная позиция человека. Креативность не связана жёстко с конкретными видами деятельности, может активизироваться в самых разных ситуациях. Её тренировка в каком-то одном виде деятельности ведёт к тому, что она начинает ярче проявляться и в других видах.

Выбор заданий для оценки креативности направлен на:

-организацию мыслительных процессов;

-определение тех границ, в которых учащиеся способны мыслить креативно, а также на выявление того, как эта способность соотносится с особенностями образовательного процесса— с  практиками обучения, учебной и  внеучебной деятельностью;

Что дает креативное мышление школьнику?

-Приобретение разнообразных навыков.

-Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку.

-Возможность научиться использовать непривычные подходы

-Преодоление боязни и инертности, «сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее».

-«Ничего не делаешь, ничем не рискуешь»— вот эти слова хорошо характеризуют нетворческий подход.


-«Не ошибается тот, кто ничего не делает»-Лучший способ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха. Быть востребованным в современном мире .


Ребёнок, обучаясь должен иметь возможность творить и фантазировать. Это станет залогом развития креативных способностей учащихся.

Сегодня многие психологи, и педагоги утверждают, что креативность свойственна каждому, но её нужно умело развивать и наша задача сегодня выделить те методы и приёмы, которые помогают ученику развивать креативное мышление, креативно раскрыть себя.


Развитие креативного мышления происходит по трём направлениям:

  1. – получение новой информации;

  2. – преобразование или трансформация её;

  3. – применение информации к решению задач с последующим контролем и оценкой.

Сегодня они очень актуальны для современных школьников.

Развитие креативности , конечно же, невозможно без понимания изучаемой дисциплины. Поэтому, если допустим , физику мы не знаем, то мы никогда креативно мыслить не будем в этом направлении. Потому, что именно от понимания дисциплины зависит и возможности адекватной трансляции полученных знаний, являющихся равнодействующей знания и опыта. Не понимаешь, к сожалению, креативно сделать ничего не сможешь.

Просто необходимо каждому ученику дать это «ядро» знаний, а затем на базе него, применяя ряд методов и приёмов развивать креативность их суждений и мыслей.

На просторах интернета можно найти множество заданий на развитие креативности(вот одно из заданий для 9х классов -с помощью линейки измерить время вашей реакции. Сможете это сделать)


К методам развивающим креативность относятся:

  • Метод поиска альтернатив и аналогий.

  • Метод угадывание.

  • Метод мозгового штурма.

  • Метод ментальных карт.(в центре рисуем кружок- проблема, вокруг веточки-пути решения)

  • Метод проектов

  • Сочинение загадок , кроссвордов

  • Игровое моделирование

  • Придумывание метафор

  • Корзина идей и др.

Креативное мышление, как и другие типы мышления, можно и нужно развивать. Для этого существуют различные упражнения, игры и тренировки.

Вот например:

Шесть шляп мышления

Метод разработан Эдвардом де Боно и помогает структурировать мыслительный процесс.

Де Боно определяет шесть режимов мышления и каждому из них присваивает метафорическую шляпу определённого цвета.

Белая шляпа — факты, вся информация, которая есть на данный момент по задаче.

Красная шляпа — эмоции, чувства, интуитивные догадки.

Чёрная шляпа — критика, пессимистичные прогнозы, опасения.

Жёлтая шляпа — оптимизм, позитивные прогнозы, преимущества и перспективы.

Зелёная шляпа — креатив, самые нестандартные идеи и предположения.

Синяя шляпа — процесс, планирование, выводы.

Метод шести шляп одинаково хорошо применять как индивидуально, так и для групповых обсуждений.

Случайные связи

Это упражнение поможет вам развить воображение. Возьмите два совершенно не связанных по смыслу слова и придумайте историю, которая бы их связала. Например, можно взять книгу и наугад выбрать слова. История может быть любой — от возможной реальной ситуации до фантазийного сочинения.Пример:

Найдите сходство между приведенными ниже объектами. Например: «Что общего между слоном и бананом?». Возможные ответы: толстая кожа, живут в жарком климате и т.д.

Таблица ассоциаций

Если перед вами стоит какая-то задача, которую вы не можете решить, используйте упражнение «Таблица, ассоциация». На доске с буквами определите слово, которое первым бросилась вам в глаза. Придумайте к нему пять ассоциаций. Затем попробуйте эти ассоциации применить к решению вашей проблемы.

Мечтатель. Реалист. Критик (техника Уолта Диснея)

Эта техника стала популярна благодаря известному мультипликатору Уолту Диснею, который использовал её для создания персонажей. Но придумал этот метод один из лидеров современного НЛП (нейролингвистического программирования) Роберт Б. Дилтс , он предлагает рассматривать задачу с трёх позиций:

-глазами мечтателя с самыми невероятными фантазиями и идеями;

-глазами реалиста с трезвым и прагматичным взглядом;

-глазами критика, который ищет везде подвох.

Нестандартное применение

Возьмите самые обычные предметы и придумайте нестандартные способы их применять. Например, ручкой можно не только писать, но и проделывать отверстия вместо дырокола или закручивать локоны.

Дешифровка иероглифов

Ещё один хороший способ развить свою фантазию — найдите в сети изображения иероглифов — китайских, древнеегипетских, любых. Попробуйте их расшифровать и придумать свою историю о чём угодно.

Хамелеон

Придумайте какое-нибудь утверждение. Например, «Снежный человек существует», «правдоподобна ли ситуация, описанная бароном Мюнхгаузеном-когда он вытащил себя за волосы из болота», «Ну, погоди- может ли волк догнать на парусе корабль» и т.д.. Разделитесь на две команды, если вы в компании, и последовательно выступайте в роли «прокурора» и «адвоката», если вы один. Приводите доводы за и против этого убеждения.

Упражнение «Превращения»

Для развития технического интеллекта очень полезно представлять себе конструкцию различных машин и приборов, а также принципы их работы. Предлагаем вам новое и эффективное упражнение. Если вы не знаете, каков принцип работы того или иного прибора – просто придумайте его!

(Представьте, что вы – бензин в бензобаке автомобиля, поступающий в двигатель. Вы превращаетесь во взрывную силу и движете автомобиль. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.)

Если регулярно выполнять упражнения для тренировки, уже за несколько недель можно обнаружить, что вы стали замечать больше деталей и мыслить шире. Главное, регулярно уделять время развитию своей креативности, хотя бы 10–15 минут в день.

На самом деле методик много. 

Сложность состоит в том, чтобы не учить ребенка творчески мыслить всегда и везде, а научить видеть ситуации, где необходимо такое мышление и пользоваться им по мере необходимости.  

Определить уровень развития креативного мышления можно с помощью многочисленных тестов. Например, тест креативности Торренса. Его автор, Элис Пол Торренс , американский психолог, профессор педагогической психологии, специализировался на исследовании природы творчества и на основании исследований предложил систему оценки уровня развития креативности человека.

Тест Торренса на самом деле состоит из 12 различных небольших тестов, объединённых в модули или батареи: вербальную, изобразительную и звуковую. Результаты помогут определить, насколько у человека развито креативное мышление.

Я знаю, что все вы креативные люди.

И всё же ,я предлагаю испытать на себе один из тестов, попроще, тест Брунера , который поможет определить какой тип мышления доминирует у вас, а также каков его уровень креативности (низкий, средний или высокий). Испытание включает 75 вопросов, на которые нужно отвечать «да» или «нет». Результаты можно интерпретировать с помощью прилагаемого ключа.