Формирование математических представлений в процессе интеграции образовательных областей
Подготовил: воспитатель 1КК Попова Е.Н.
Сегодня не подвергается сомнению необходимость осуществления и систематического целенаправленного математического образования дошкольников. В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка, а основным результатом (целью) такого образования является формирование у детей основ математической культуры, необходимой для адаптации к процессам информатизации и технологизации, происходящим в современном обществе.
Математика является универсальным и мощным методом познания. Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний. Она развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, общению, способность мыслить анализировать, критиковать. Упражнение в математике способствует приобретению рациональных качеств мысли и ее выражение: порядок, точность, ясность, сжатость; требует выражения, интуиции.
Современное содержание дошкольного образования представлено следующими образовательными областями: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка. Кроме того, согласно ФГОС программа должна строится на основе принципа интеграции этих образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников и спецификой образовательных областей.
По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
В рамках образовательной области «познание» закладываются основы элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т. е. осуществляется математическое образование дошкольников.
Интеграция математического развития может осуществляться через следующие образовательные области: физическая культура, здоровье, социализация, коммуникация, труд, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы, безопасность.
Интегрированные занятия это не нововведение, а хорошо забытое старое и знакомое, особенно опытным педагогам. Ведь термин «интегрированные» занятия появился ещё в 1973 году, они не являются инновационной деятельностью, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время. Сейчас, в рамках ФГОС понимается интеграция не разделов дошкольного образования, а интеграция детских видов деятельности. Поэтому при подготовке занятий по ФЭМП мы стали интегрировать различные виды деятельности детей в ДОУ. Это отразилось и на календарном и перспективном планировании, ведь теперь математика проникла и в различные образовательные области.
Уголки математического развития детей пополнились материалами, отражающими связь с другими видами детской деятельности в детском саду. Это и различные художественные произведения, на основе которых дети могли бы составлять и решать задачи, сочинять математические сказки, появилось много дидактических игр, творческие работы детей.
С этого учебного года начата работа по внедрению комплексно-тематического планирования и интеграции видов детской деятельности.
Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия – определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятиях придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.
Однако следует учитывать, что любая интеграция не может заменить классический образовательный процесс в ДОУ по основным разделам программы, она лишь соединяет знания. Это значит, что дети смогут, получит все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уж имеющихся знаний и представлений.
Давайте рассмотрим ФЭМП в процессе интеграции образовательной области «Физическая культура». Здесь дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, учитываем нет только физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращаем на различные математические отношения, предлагаем выполнять упражнения по не по образцу, а по устной инструкции. Также возможно использование различных плоских и объемных геометрических фигур, цифр, карточек с изображениями характерных признаков времен года, частей суток
Использование математической составляющей возможно и при выполнении различных упражнений, а именно формирование количественных представлений («Подпрыгнуть на одной ноге», «Пропрыгый 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой», «Занять домик определенного цвета, формы»)
Также на протяжении всего пребывания детей в детском саду, мы практикуем использование различных считалочек, в которых используется порядковый и количественный счет. Дети после проведения подвижной игры, в которой необходимо поймать играющих ловишке, считают пойманных. Сравнивают, какой водящий поймал больше. Порядковый счет присутствует и при расчете по порядку, расчете на первый – второй».
Присутствуют и подвижные игры математического содержания «Попади в круг», Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину»
Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.
Все эти различные математические понятия вкрапляются в непосредственную образовательную деятельность детей, в игры на прогулке и дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.
Образовательная область коммуникация прослеживается в недрах практически всех образовательных областей, в том числе и познания. Ведь от правильной формулировки, постановки грамотного вопроса воспитателем зависит, поймет ли его ребенок, и каков буде его ответ. И сам ответ должен быть полным, правильным, грамотно сформулированным. Если у ребенка будет бедный словарный запас, будет отсутствовать понятийный аппарат математики соответственно будет очень сложно выразить даже и количествено правильный ответ.
Данная образовательная область неразрывно связана с такой областью, как чтение художественной литературы. Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора также содействует формированию у детей основ математической культуры: художественная литература способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. На своих занятиях мы стараемся выбирать произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.
В своей работе мы стали широко использовать такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, поговорки, считалки, загадки и конечно сказки.
В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий. ситуаций и усваиваются они сами по себе, без каких-либо усилий. С помощью сказки «Три медведя» легко усвоить понятие о размере.
Сказка может проникать и в другие виды математической деятельности детей. Например, мы используем и такой вид сказочного перевоплощения как путешествия в ходе непосредственной образовательной деятельности, досугов, конкурсов.
Такие путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой или одной программной задачей. Детям в ходе путешествия предлагается преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, также, дети выполняя задания математического содержания, упражняются в быстроте, ловкости. Мы путешествуем или по определенной сказке, или по заданной теме, либо сказка служит местом «развертывания сюжета деятельности детей. Например, требуется помочь героям что-либо найти или выбраться из сложной ситуации, либо расколдовать кого-нибудь. Для этого детям предлагаются различные математические задания. (Реши задачу для переправы через реку, сколько плодов на волшебном дереве; вставь пропущенное число в код, прыгай по листочкам по порядку)
Такой вид детской деятельности позволяет не напрягая детей сложными установками, в игровой обстановке преподносить сложные понятия и формулировки.
В нашей работе игровая деятельность стоит на первом месте и, кроме игровых путешествий, мы используем различные виды игровой детской деятельности.
Мы использовали не только настольно-печатные игры, но и словесные, такие как «Летает не летает», «наоборот», «Назови число на один меньше (больше)», «Что далеко, что близко».
Таким способом, мы уточняли и закрепляли знания детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Также игра способствуют развитию наблюдательности, памяти, внимания, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.
Также в своей работе мы пробовали использовать творческие игровые задания, которые можно применять не только в организованной образовательной деятельности, но и в свободное время. Например, «Где живет?» (где живет цифра три в днях недели, месяцах года, номерах домов, «Число как тебя зовут?» (ребенку предлагается изобразить жестами какое-либо число, остальные должны отгадать, «Волшебные очки» (представь, что ты одел круглые очки, через которые можно увидеть только круглые предметы. Осмотрись и назови, что ты можешь увидеть в этой комнате круглое.
Художественное творчество тоже может проникать в математику и помогать решать её задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия (пластилиновые цифры» -поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Мой домик», «Цветная мозаика» - конструирование из геометрических фигур. «Веселые человечки» - цифры человечки.) Этот вид детской деятельности мы только пробуем использовать для решения задач математики, например в нашем будущем проекте «Цифры вокруг нас»
Все эти задачи хорошо объединяются в досуговой деятельности детей в детском саду. Интеграцию задач математического развития мы осуществляли с помощью досугов на протяжении всего учебного года, таких как «Страна необыкновенных игр» (физкультурный досуг, «В гости к бабушке Загадушке» (познавательный досуг, «Знаешь ли ты сказки? » (познавательный досуг) математический праздник «В стане чудес», «Музыка П. И. Чайковского» (музыкальный досуг). Здесь дети в игровой форме, могли использовать свои знания математики, причем без оценки взрослых, а именно на соревновательном мотиве.
Математическое развитие ребенка только в дошкольном учреждении не имело бы смысла без взаимодействия с родителями группы. Мы стараемся использовать разнообразные формы работы с родителями. И здесь мы стараемся, чтобы интеграция проникла и в это направление работы ДОУ.
В своей практике мы используем разнообразные формы работы с родителями, как традиционные - это родительские собрания, индивидуальные и общие консультации, наглядная информация (тематические стенды, консультации) общего характера и специалистов ДОУ. Во время консультаций мы старались донести до родителей нужную информацию, а именно что математическое развитие детей может осуществляться не только на специально организованных занятиях, а на протяжении всего дня утром во время одевания, по пути в детский сад, на прогулке вечером, дома за обычными домашними делами. Например, дома можно считать и сравнивать игрушки, продукты питания, одежду, мебель. На прогулке – можно считать встречные предметы, легковые или грузовые машины, этажи домов, ширину дороги. Все это мы предлагали родителям на консультациях «Математика перед школой», «Математика вокруг нас». «Пластилиновые цифры» и другие.
Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие, воспитательные задачи.