СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование математической грамотности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование математической грамотности»















ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

ЧЕРЕЗ ЗАДАЧИ



















Ахмедова Тамила Вахаевна

учитель математики и физики,

МКОУ «Бамматюртовская СОШ им М.М.Муталимова»



















Математика – точная дисциплина, которую называют царицей всех наук Математику справедливо называют царицей наук, золотым ключом, без которого не откроешь двери ни в физику, ни в химию, ни в технику. Хитрость ответа заключается в том, что Математика – это чистый интеллект, логические операции, установление закономерностей, причинно-следственных связей и систем. Математика – символ мудрости, особый вид науки и искусства. Это не только система законов и задач, но и уникальное средство познания красоты. В последнее время мы часто слышим про функциональную грамотность:математическую,естественно-научную,читательскую. Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах. Перемены в обществе ввели новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения ,что привело к кардинальному пересмотрю целей и задач ,методов преподавания ,а также систем оценивания . Одним из ориентиров ФГОС является метапредметность, формирование функционально грамотной личности.

Я как учитель математики понимаю ,что для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач, самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях. Всё это и включается в понятие функциональной грамотности.

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, выражать хорошо обоснованные математические суждения, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие творческому, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математики является решение задач. В педагогической литературе задача рассматривается как проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь.

Под задачей с практическим содержанием понимается математическая задача, содержание которой раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, знакомит ее с использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций.

Как показывает моя практика, одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является решение задач. Решение практических задач – это метод обучения, с помощью которого у учеников формируются навыки решения конкретных ситуаций.

Алгоритм решения задач

  1. Прочитай внимательно задачу.

  2. Определи условие задачи — то, что известно.

  3. Определи вопрос задачи — то, что необходимо найти.

  4. Оформи задачу схемой, рисунком, краткой записью или таблицей.

  5. Определи, каким действием решается задача.

  6. Составь выражение для решения задачи.

  7. Запиши решение.

  8. Запиши ответ на вопрос задачи.

Рассмотрим несколько задач.

Задача 1. Сколько кирпича и раствора требуется для постройки стены длиной 20 м, толщиной 50 см и высотой 2,5 м, если на 1 мкладки расходуется 400 кирпичей, а расход раствора составляет 20% объема кладки?

Задача 2. Директор дал срочную работу двум машинисткам. Первая печатает страницу за 6 мин, вторая – за 10 мин. В каком отношении они должны распределить работу между собой, чтобы выполнить ее как можно быстрее?

Задача 3.Заработную плату рабочего составляет оклад х рублей и премия за производство сверхплановой продукции (1 р. за сверхплановую продукцию стоимостью у рублей). Рабочий произвел сверхплановой продукции на z рублей. Каков его заработок?

Задача 4. Летели галки и сели на палки: на каждую палку по галке и одна галка осталась без палки. А кабы на каждую палку село по две галки, то бы одна палка осталась без галки. Сколько было галок? Сколько было палок?

Задача 5. Летела стая гусей, а навстречу им один гусь:

- Здравствуйте, сто гусей!

- нас не сто гусей. Вот если бы нас было еще столько, полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, с нами, то было бы сто. Сколько нас?

При систематическом применении на уроках математики задач прикладного содержания, развивающих функциональную грамотность учащихся, школьники поймут:

  • универсальность математических методов и их роль в изучении окружающего мира;

  • методы построения математических моделей для описания процессов в различных контекстах;

  • полезность приобретенных знаний и навыков для применения их в альтернативных ситуациях;

  • важность овладения широким спектром коммуникативных навыков;

  • полезность применения информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, практико-ориентированное задание  способствует формированию активной, самостоятельной позиции учащихся, развивать исследовательские, рефлексивные умения.

          Трудности ставят перед нами задачи, выполнение которых позволит нам более активно применять практико-ориентированные задания в своей практике.

























































Литература

1.«Логические задачи»
Авторы: Раскина И. В, Шноль Д. Э.

2. «Математика для гуманитариев. Живые лекции»
Автор: Савватеев А. В.

3. «Элементарная математика»
Автор: Сканави М.И.

«Сборник задач по математике»

Автор: Марк Сканави