СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование метапредметных результатов на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование метапредметных результатов на уроках истории является одним из условий внедрения ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных результатов на уроках истории»

Формирование метапредметных результатов на уроках истории


Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования [5, с 4].

Метапредметные результаты освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования должны отражать: освоения обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями [5, с 4].

Для формирования метапредметных результатов на уроках истории я использую следующие методы и приёмы.

Использование приёма «Фишбоун» Применение этого приёма возможно не только для установления причино – следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами. Метод «Фишбоун» можно применять для схематизации учебного материалаи знакомства с основными понятиями темы.

Пример: урок истории в 5 классе тема «Индийские касты». Работа с учебником и дополнительным материалом.Используя дополнительный материал, ученики в голове рыбы записывают понятие – каста. На верхних косточках ученики фиксируют основные касты индийского общества. На нижние косточки фиксируют части тела бога Брахмы из которых были созданы касты индийского общества. В хвосте записывают вывод.

Данная графическая схема позволит воспринять и запомнить изучаемую информацию.  

Брахманы Войны Земледельцы Слуги

(жрецы) (кшатрии) (вайшьи) (шудры)

Уста Руки Бёдра Стопы

Использование на уроках приёма диаграмма Венна «Кольца Венна».

Диаграмма Венна (Кольца Венна) — это схема с пересекающимися кругами, которая показывает, как много общего имеют различные множества.

Пример урок истории в 6 классе на тему: «Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – XIII векаx». Работа с текстом учебника и дополнительным материалом. Схематические изображаются три кольца внутри, которых записываются основные русские княжества в XII – XIII веках (Владимиро – Суздальское княжество, Галицко – Волынское княжество, Киевское княжество и Новгородская республика). На карточках записаны вопросы для сравнения ответызаписывают внутри колец. Например, линии сравнения (географическое положение, природные условия, система управления, особенности хозяйствования). В

Купцы:

Купцы объединялись в гостиную и суконную сотни

Гостиная сотня – московские купцы

Суконная сотня – организация провинциального купечества

низу диаграммы изображается фигурная скобка под которой записывается что объединяло русские княжества во время феодальной раздробленности (общая территория, единый язык, единая религия и единая культура).

Купцы:

Купцы объединялись в гостиную и суконную сотни

Гостиная сотня – московские купцы

Суконная сотня – организация провинциального купечества

Галицко – Волынское

княжество

Юго-Западная Русь;

плодородные земли на Руси;

власть князя ограничивалась боярами;

пашенное земледелие





Киевское княжество

Юго-Западная Русь;

плодородные земли;

князь;

пашенное земледелие, развито ремесло.






Владимиро – Суздальское княжество

Северо – Восточная Русь;

умеренный климат;

сильная княжеская власть;

земледелие, скотоводство, промыслы





Новгородская республика

Северо – Западная Русь;

благоприятные условия для развития торговли;

аристократическая республика;

ремесло и торговля.









общая территория, единый язык, единая религия, единая культура









общая территория, единый язык, единая религия, единая культура



Использование на уроках опорных схем.


Пример: составление опорной – схемы в 6 классе по теме: «Правление князя Владимира. Крещение Руси».

Ученики изучают опорную схему. Формулируют вопросы, на которые должны ответить на уроке (КАК?

ПОЧЕМУ? ГДЕ? КАКОЕ?). Ученики должны ответить на вопрос, где мы будем искать ответы на поставленные вопросы (в учебнике, дополнительный материал, карта).

Задание № 1. Работа с текстом учебника параграф 6. пункт 1. стр. 49. В опорном конспекте (стрелка КАК?) укажите, как князю Владимируудалось, стал правителем Древнерусского государства.

Задание № 2. Работа с текстом учебника параграф 6. пункт 2. стр. 50 - 51. В опорном конспекте (стрелка ПОЧЕМУ?) укажите, почему князь Владимир принял решение о принятии христианства.

Задание № 3. Работа с текстом учебника параграф 6. пункт 3. стр. 52 - 54. В опорном конспекте (стрелка ГДЕ?) укажите, где происходило крещение князя Владимира и киевлян.

Задание № 4. Работа с текстом учебника параграф 6. пункт 4. стр. 54. В опорном конспекте (стрелка КАКОЕ?) укажите какое значение, имело принятие христианства.


К АК? ПОЧЕМУ?




1.убийство Ярополком князя Олега1. неудачная языческая реформа 980 года

2. междоусобная война между Ярополком и Владимиром 2. многие жители Руси уже приняли христианство

3. сплочение племён

4. укрепление княжеской власти

5. укрепление международного авторитета




КАКОЕ?ГДЕ?





1. крещение князя Владимира произошло в Корсуни

1. изменение быта и нравов2. крещение киевлян происходило в реке Днепр

2. развитие культуры

3. укрепление княжеской власти

4. укрепление международного положения Руси

Применение на уроках приёма «Кластер».

Кластер - в учебной деятельности называют графический способ организации материала.

Пример урок в 7 классе на тему: «Российское государство в первой трети XVI века. Применение кластера при изучении данной темы позволяет проследить что было общего в политики князя Ивана III и Василия III.



Война с Литовским кн.


Перестройка Кремля



Титул Всея Руси



1521 присоединение

Рязани



Ярославль, Ростов, Новгородская земля




Софья Палеолог (Василий)


Елена Глинская


1514 год Смоленск


Мария Борисова (Иван Молодой)


Иван III

(1462 – 1505)

Соломония Сабурова


Василий III (1505 – 1530)




Иван III Василий III



Памятки - алгоритмы


Для систематизации объёмного материал лучше всего использовать карточки памятки.

1. Участники войны/сражения/конфликта.

2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними.

3. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта.

4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций.

5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы.

6. Основные события каждого этапа войны/сражения.

7. Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.).

8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны/сражения/конфликта.

9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.

Аналогичные карточки памятки можно использовать при изучении политического строя государства, характеристика общественных выступлений народных масс, сравнение исторических событий и явлений, изучения материала по революциям, изучения исторических деятелей.

Пример: урока истории в 8 класса по истории России на тему «Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.»Работа по плану «характеристика войн»

Использование на уроках «Клетворда»


Применение данного приёма позволяет учащимся лучше усваивать учебный материал; учатся выделять главное; учатся делать логические выводы, используют опорные слова; облегчают себе изложение нового материала.

Пример урок истории в 7 классе на тему: «Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке». Учащиеся самостоятельно изучают новую тему и закрашивают клетки с правильными ответами (в строке их может быть несколько).


1. Первая печатная книга


Апостол


Часословец


Букварь


2. Крупнейшим летописным произведением XVI века является


Нартский эпос



Степная книга



Светоч сердец


3. Особое место в жанре русской литературы XVI века занимал


Публицистика


Былины


Хронограф

4. В шатровом стиле был построен


Покровский собор


храм Вознесения в селе Коломенском


храм Христа спасителя

5. Крупнейшими представителями московской школы живописи были

Дионисий

Феофан Грек

Андрей Рублёв


Использование на уроках приёма «Кубик Блума».


Применение данного приёма не только позволяет развивать критическое мышление, но и систематизировать изучаемый материал. На гранях кубика записываются вопросы: Назови! Почему? Объясни! Предложи! Придумай!Поделись! Вопросы на гранях кубика могут изменяться в зависимости от того какие цели ставит перед собой учитель. Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик, и дать ответ на него. Вопросы могут быть подготовлены как учителем, так и учениками.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Придумай




Объясни

Предложи

Почему

Назови





Поделись



Пример урок истории в 7 классе на тему: «Церковь и государство в XVI веке».

1. Назови причины борьбы между иосифлянами и нестяжателями

2. Почему государственная власть в споре между иосифлянами и нестяжателями поддержала иосифлян

3. Объясни понятия: митрополит, приход, иосифляне и нестяжатели.

4. Предложи, как бы сложились отношения между Русской Православной церковью и государством, если в споре между иосифлянами и нестяжателями князь Василий III поддержал нестяжателей.

5. Придумайесли бы вы были князем кого вы бы поддержали иосифлян или нестяжателей.

6. Поделись, какие эмоции ты испытал, когда узнал, что еретики в России в начале XVIвека подвергались сжиганию на костре.


Использование на уроках приёма «Ромашка Блума» или «ромашка вопросов и ответов».


Этот приём основан на работе с текстом. Главным в работе с текстом является осмысление информации. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов.

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?".

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?".

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?".

Пример: урок истории в 8 классе на тему «Крестьянская реформа 1861 года». Класс делятся на группы. Наиболее оптимально деление на 4 группы. Каждая группа получает ромашку и, используя учебник, а также дополнительный материал записывают вопросы разных типов. Затем обмениваются своими ромашками и отвечают на поставленные вопросы. Данный приём лучше всего применять при изучении нового материала.



Как можно применить знания, полученные на уроке?

Где Александр II заявил об отмене крепостного права?







Почему отмена крепостного права стала положительным событием в истории России?



Крестьянская реформа 1861 года

Если я правильно понял, Александр II считал, что инициатива отмены крепостного права должна исходить сверху?







Что изменилось бы, если бы, крестьянскую реформу разрабатывали консерваторы?

Почему Александр II решился на отмену крепостного права?






















Устная часть.

Составляем свой учебник

Класс делится на группы.

За строго определённое время ученики читают текст, параграф или тему. Учебники закрываются или оставляются открытыми по усмотрению учителя. Цель каждой группы – создать свой макет данного параграфа или темы, выделив что то важное. На альбомных листах или ватманах дети составляют свой текст намечают схемы, картинки, фото. Каждая группа представляет свой макет и защищает его.

Перед созданием макета вместе с учителем может делаться устный разбор текст. Надо найти в этом тексте; нечто особенное, общее, единичное.

Пример урок истории в 7 классе на тему: «Культура и повседневная жизнь народов России в 17 веке»


Репрезентативнывные системы.


Работа с любым источником может вестись с развитием репрезентативных систем человека.

1. За строго определённое время учащиеся читают текст или рассматривают изображение (картину, схему)

2. Индивидуально или по парам составляют текст из 5 – 10 предложений в одной из модальностей.

- Визуальный (текст начинается со слов «Я вижу…»)

- Аудиальной (текст начинается со слов «Я слышу…»)

- Кинетической (текст начинается со слов «Я чувствую…»)

Ключевые слова

1. За чётко установленное время читается текст

2. В каждом абзаце находятся ключевые слова, которые выписываются на доске. Учащиеся объясняют почему именно эти слова могут быть названы ключевыми.

3. Книги закрываются. На доске – составленный перечень слов.

4. Учащиеся пересказывают текст учебника, опираясь на ключевые слова.

Вопросы могут быть фактологические (Что, Кто, Где, Когда, Как. Смысловые Почему, Откуда, В связи с чем.

Кто больше

1. Класс делится на группы (4-6)

2. За чётко определённое время детьми читается текст

3. Книги закрываются

4. Группам даётся одно из заданий 1) составить как можно больше различных вопросов по тексту; 2 написать как можно более полный перечень фактов из текста

Противоположные мнения

1. За определённое время учащиеся читают текст

2. Далее учитель озвучивает 2 противоположные мнения по теме текста (версии различных учёных)

3. Задача учащихся индивидуально или в парах – выбрать правильную на их взгляд точку зрения и аргументировать свой ответ.

4. После общего обсуждения, каждый в тетради записывает либо верное решение, либо своё собственное решение.

Пример урок истории в 7 классе на тему: «Опричнина»

1 точка зрения.

Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний.

На чем основывалась их уверенность?

2 точка зрения.

Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван (Грозный) рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно.

По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?».

Найдите неточности

1. За чёткое время ученики читают текст

2. Книги закрываются

3. Даётся второй текст, где содержатся ошибки и неточности по сравнению с первым. Их необходимо найти.

4. Каждый ученик называет свои неточности. Остальные дополняют

Пример урок истории в 5 классе

Части текста

1. За строго определённое время читается текст. Учебники закрываются.

2. Класс делится на группы «Введение», Основная мысль», «Заключение», «Дополнение»

3. Группа пересказывает свою часть, группа «Дополнение» имеет право вносить свои поправки в сообщения любой группы

4. После этого происходит сравнение с оригиналом



Список литературы



1. "Кубик Блума" — прием технологии критического мышления. Что это такое и как его использовать? - http://pedsovet.su/metodika/priemy/6001_kubik_bluma_na_uroke

2. Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры - http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714

3. Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”. - https://studopedia.ru/17_125441_obrazets-esse-s-argumentatsiey-za-i-protiv.html

4. Прием ТРКМ "Кольца (диаграммы) Венна" на уроке: описание приема, алгоритм работы с приемом, советы и рекомендации - http://pedsovet.su/metodika/priemy/6089_diagranny_venna

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - http://alarsk.alaredu.ru/files/fgos_noo.pdf