МКОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа № 1 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко»
Формирование метапредметных результатов на уроках истории
Подготовил:
учитель истории и обществознания
Калинин Александр Александрович
Б
Брахманы Войны Земледельцы Слуги
(жрецы) (кшатрии) (вайшьи) (шудры)
Уста Руки Бёдра Стопы
Фишбоун
Индийские касты
Кольца Венна
Киевское княжество
Юго-Западная Русь;
плодородные земли;
князь;
пашенное земледелие, развито ремесло.
Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – XIII века x
Опорные схемы
ПОЧЕМУ?
КАК?
ГДЕ?
КАКОЕ?
Опорные схемы
Правление князя Владимира. Крещение Руси
Кластер
Памятки – алгоритмы (характеристика воин)
- 1. Участники войны/сражения/конфликта.
- 2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними.
- 3. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта.
- 4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций.
- 5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы.
- 6. Основные события каждого этапа войны/сражения.
- 7. Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.).
- 8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны/сражения/конфликта.
- 9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.
Русско – турецкая война 1877 – 1878 гг.
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI века
Клетворд
1. Первая печатная книга
2. Крупнейшим летописным произведением XVI века является
Апостол
Нартский эпос
3. Особое место в жанре русской литературы XVI века занимал
Часословец
4. В шатровом стиле был построен
Букварь
Покровский собор
Степная книга
Публицистика
Светоч сердец
Былины
5. Крупнейшими представителями московской школы живописи были
Дионисий
храм Вознесения в селе Коломенском
храм Христа спасителя
Хронограф
Феофан Грек
Андрей Рублёв
Кубик Блума
Кубик Блума
Назови . Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.
Почему . Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи.
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Предложи . Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило.
Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Церковь и государство в XVI веке»
1. Назови причины борьбы между иосифлянами и нестяжателями
2. Почему государственная власть в споре между иосифлянами и нестяжателями поддержала иосифлян
3. Объясни понятия: митрополит, приход, иосифляне и нестяжатели.
4. Предложи, как бы сложились отношения между Русской Православной церковью и государством, если в споре между иосифлянами и нестяжателями князь Василий III поддержал нестяжателей.
5. Придумай если бы вы были князем кого вы бы поддержали иосифлян или нестяжателей.
6. Поделись, какие эмоции ты испытал, когда узнал, что еретики в России в начале XVI века подвергались сжиганию на костре.
Ромашка Блума
- Простые вопросы - "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
- Уточняющие вопросы - "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?".
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы - "Почему?"
- Творческие вопросы - "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?".
- Оценочные вопросы - "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?".
- Практические вопросы - "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?".
Ромашка Блума
Составляем свой учебник
1. Класс делится на группы.
2. За строго определённое время ученики читают текст, параграф или тему. Учебники закрываются или оставляются открытыми по усмотрению учителя. Цель каждой группы – создать свой макет данного параграфа или темы, выделив что то важное. На альбомных листах или ватманах дети составляют свой текст намечают схемы, картинки, фото. Каждая группа представляет свой макет и защищает его.
3. Перед созданием макета вместе с учителем может делаться устный разбор текст. Надо найти в этом тексте; нечто особенное, общее, единичное.
Культура и повседневная жизнь народов России в XVII веке
«Репрезентативнывные системы.
Работа с любым источником может вестись с развитием репрезентативных систем человека.
1. За строго определённое время учащиеся читают текст или рассматривают изображение (картину, схему)
2. Индивидуально или по парам составляют текст из 5 – 10 предложений в одной из модальностей.
- Визуальный (текст начинается со слов «Я вижу…»)
- Аудиальной (текст начинается со слов «Я слышу…»)
- Кинетической (текст начинается со слов «Я чувствую…»)
Ключевые слова
1. За чётко установленное время читается текст
2. В каждом абзаце находятся ключевые слова, которые выписываются на доске. Учащиеся объясняют почему именно эти слова могут быть названы ключевыми.
3. Книги закрываются. На доске – составленный перечень слов.
4. Учащиеся пересказывают текст учебника, опираясь на ключевые слова.
Вопросы могут быть фактологические (Что? Кто? Где? Когда? Как?) Смысловые (Почему? Откуда? В связи с чем?)
Противоположные мнения
1. За определённое время учащиеся читают текст
2. Далее учитель озвучивает 2 противоположные мнения по теме текста (версии различных учёных)
3. Задача учащихся индивидуально или в парах – выбрать правильную на их взгляд точку зрения и аргументировать свой ответ.
4. После общего обсуждения, каждый в тетради записывает либо верное решение, либо своё собственное решение.
Противоположные мнения
- Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван (Грозный) рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно.
- По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?».
Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV , и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний.
- На чем основывалась их уверенность?
Найдите неточности
1. За чёткое время ученики читают текст
2. Книги закрываются
3. Даётся второй текст, где содержатся ошибки и неточности по сравнению с первым. Их необходимо найти.
4. Каждый ученик называет свои неточности. Остальные дополняют
Части текста
1. За строго определённое время читается текст. Учебники закрываются.
2. Класс делится на группы «Введение», Основная мысль», «Заключение», «Дополнение»
3. Группа пересказывает свою часть, группа «Дополнение» имеет право вносить свои поправки в сообщения любой группы
4. После этого происходит сравнение с оригиналом