СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование метапредметных результатов на уроках физики»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Сообщение: «Формирование метапредметных результатов на уроках физики»

Просмотр содержимого документа
««Формирование метапредметных результатов на уроках физики»»

Г.В. Шулюпина, учитель физики филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Токаревской средней общеобразовательной школы № 1

в с. Троицкий Росляй



ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Сообщение: «Формирование метапредметных результатов на уроках физики»


«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал материал»

К. Д. Ушинский


Модернизация российского образования ставит перед педагогами средних образовательных учреждений задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов обучения. Система образования сегодня отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Федеральный государственный стандарт (ФГОС) указывает реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.


КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДОЛЖНА ОБЕСПЕЧИТЬ ВЫПУСКНИКАМ

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА

Каким образом можно получить новый результат?

Стало ясно, что, только работая вместе, в постоянном взаимодействии и заинтересованности, современный учитель и современный школьник могут к окончанию обучения получить результаты, необходимые далее для жизни в современном обществе.


Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение индивидуальных образовательной деятельности с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644).

Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

При переходе к «деятельностной» парадигме происходят изменения в образовательном процессе. Он ориентирован на способность к решению всех классов учебных задач.

Задачами педагогических технологий теперь становится «не учить предмету», а «развивать ученика», вовлекая учащихся в осознанную учебную деятельность.

Требование ФГОС: подготовить выпускника, обладающего необходимым набором со­временных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, умеющего применять знания в реальных ситуациях

Реализовать данное требование ФГОС на уроках физики помогают мне практико- ориентированные задачи.

Практико - ориентированная задача позволяет обучать школьников решать жизненные проблемы с помощью предметных знаний. Такие задачи повышают интерес к предмету, способствуют развитию любознательности и творческой активности. При решении практико-ориентированных задач дети сами ищут, сопоставляют, обобщают, делают выводы – одним словом действуют. 


Метапредметные результаты

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Задания, предусматривающие работу с таблицами

Задания, предусматривающие поиск новой информации

Задания, предусматривающие работу в группах

Задания на систематизацию и обобщение

Задания для взаимоконтроля и самоконтроля

Работа с кейсами

Задания на составление и распознание диаграмм

Работа с кейсами

Задания квестов

Задания предусматривающие работу со словарями




Алгоритм разработки метапредметного задания


Примеры метапредметных практико-ориентированных заданий:


  1. При составлении схемы монтажа электропроводки частного дома хозяин попросил сделать управление освещением в длинном коридоре в двух точках около дверей, расположенных на противоположных концах. В таком случае не нужно будет для отключения осветительных приборов проходить через весь коридор. Предложите схему электрической цепи из имеющихся элементов, удовлетворяющую этому условию.

План выполнения задания:

1. Разработать принципиальную электрическую схему для решения поставленной задачи.

2. Собрать электрическую схему.

3. Показать ее работоспособность.

4. Описать принцип работы полученного устройства.


2) Ученику, в качестве домашнего задания, предложили собрать электрическую цепь, таким образом, чтобы цепью с малым током управлять включением и выключением цепи с большим током. Мальчик подумал, что для этого хорошо подойдет реле. Но готового элемента электрической цепи у него не нашлось. Поэтому он решил сделать его сам. Помогите ученику сконструировать необходимое устройство.

1. разработайте принципиальную электрическую схему для решения поставленной задачи;

2. соберите электрическую схему на макетной плате;

3. опишите принцип работы полученного устройства;

4. исследуйте, от каких параметров зависит работоспособность устройства. Оборудование: источники питания постоянного тока, светодиод, резистор, ключ, соединительные провода, макетная плата, проволока, гвозди.

3) Что может случиться с проводом, если сила тока превысит допустимую норму? Как избежать негативных последствий?

4) Комнату размером 563 м обогревает электрический камин мощностью 2 кВт. За сколько времени температура в комнате повысится от 10 до 20˚С? Удельная теплоемкость воздуха 103 Дж/(кг·˚С), его плотность 1,3 кг/м3.

5) Имеются две одинаковые электрические лампочки. К одной из них от батарейки карманного фонарика подведены железные провода, а к другой –  медные (провода имеют одинаковую длину и площадь поперечного сечения). У какой лампочки будет ярче светиться нить накала? Полученный ответ проверьте экспериментально.

6) В квартире имеются две электролампы мощностью 60 и 40 Вт. Каждую из них включают на 5 ч в сутки. Определите стоимость израсходованной за месяц электроэнергии при тарифе 2,90 р. за 1кВт×ч.

Содержание школьного образования качественно выходит на более высокий уровень при опоре на комплексное использование межпредметных связей в процессе обучения. Основой для межпредметной интеграции служит идея целостности окружающего мира, отражённая в содержании образования. Однако, проблема, с которой сталкивается современное образование, состоит в разобщенности знаний, получаемых на разных предметах естественнонаучного цикла, отсутствии должной системности знаний и способности применять их комплексно. Но я работаю в сельской малокомплектной школе. И специфика таких школ (многопредметность преподавания, способствующая интеграции содержания предметов, яркое проявление индивидуально-личностных особенностей учеников на фоне малочисленности классного коллектива) помогает устранить некоторые затруднения.





















Приложение 1

Тема урока: Сила трения. Трение в природе и технике (7 класс)

Тип урока: Урок изучения нового материала

Задачи:

сформировать представления

  • о том, что такое сила трения;

  • о том, каковы причины возникновения силы трения;

  • о том, какие виды трения существуют;

  • о том, как можно уменьшить силу трения;

  • о том, какова роль трения в природе;

  • о том, какова роль трения в технике

Планируемые результаты

Предметные:

- познакомиться с понятиями сила трения;

- понимать причины возникновения силы трения;

- познакомиться со способами изменения силы трения;


Метапредметные:

- распознавать виды трения в различных видах движения;

- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению зависимости силы трения от качества поверхностей;

- конструировать способ решения учебной задачи;

- осуществлять контроль результата и процесса деятельности по заданным критериям

Личностные:

- стремиться к формированию способности к успешной адаптации в окружающем мире с учетом изменяющейся природной, социальной и информационной среды;

- овладевать умениями рефлексии на себя и окружающих

Ресурсы урока

Основные: учебник (п.28), презентация.

Дополнительные: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1536/train/#206705

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1536/control/1/#206715

Оборудование: бруски, динамометры, набор грузов, подшипники

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный этап

Организационный момент. Приветствие учащихся


Приветствуют учителя.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место (проверяют наличие учебника, тетради, школьных принадлежностей)


Этап актуализации знаний

Организует проверку домашнего задания и понимания прошедшего урока через проведение

1. Фронтального опроса

1) Что называется силой?

2) Какой прибор измеряет силу? 

3) Какие силы вы знаете? 

4) Какую силу называют силой трения?

5) Каковы причины возникновения силы трения.

6) Какие виды трения существуют?

2. Выполнение задания

1) Измерьте силу трения бруска по деревянной линейке, по столу и сравните их. Что получилось. Какой вывод можно сделать?

2) Измерьте силу трения качения. Сравните ее с силой трения скольжения. Какой вывод сделаем?

3) От чего еще зависит сила трения. Как это проверить?

3. Проверка решения задачи РТ: №167 (стр.74)

4. Тест с взаимопроверкой.


Актуализируют знания, приобретенные на прошлом уроке и демонстрируют качество выполнения домашнего задания. Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют взаимопроверку теста

Вариант

I

II

1 задание

4

2

2 задание

2

3

3 задание

2

1

4 задание

3

1


Мотивационный этап

Организует восприятие нового материала.

Вы уже много знаете про силу трения, но еще многое вам предстоит про нее узнать.

Говоря словами Анатолия Аркадьевича Первозванского, выдающегося ученого в области теории автоматического управления, заслуженного деятеля науки и техники РФ, «Трение – сила знакомая, но таинственная».

Можем мы однозначно ответить на вопрос: Полезно сила трение или вредно?


Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос.

Внимательно слушают учителя и отвечают на его вопросы.





Высказывают собственные предположения.


Этап целеполагания

- Исходя из всего перечисленного сформулируйте тему урока и его задачи (фиксирует на доске)

Дают собственные ответы. Формулируют задачу урока: узнать, какова роль силы трения в природе и технике?

Этап «открытия» нового знания

Сейчас вы просмотрите небольшой фильм «Трение в природе и технике». По ходу просмотра, заполните таблицу 33 в РТ на стр.74. В конце просмотра проверим, что успели записать.

И так трение может быть как полезно, так и вредно. Когда оно полезно, его увеличивают.

Когда оно вредно, трение стараются уменьшить. Какие способы для этого существуют?


У нас в Тамбове есть акционерное общество “Завод подшипников скольжения” - одно из старейших промышленных предприятий города и области и уникальное в своем роде. За более чем 85-летнюю историю своей деятельности завод внес весомый вклад в механизацию сельского хозяйства страны, создание и развитие отечественной тракторной промышленности, поставляя свою продукцию всем моторостроителям от Карпат до Дальнего Востока, от Туркмении до Крайнего Севера. “Завод подшипников скольжения” ведет свою историю с августа 1932 года.

Подшипники служат опорами для вращающихся валов.

Они разделяются на две основные группы:


Подшипники качения следует применять везде, где это возможно, так как они обладают следующими крупными достоинствами, но есть у них и недостатки.

Используя интернет, назовите эти достоинства и недостатки.












Подшипники скольжения следует применять там, где нельзя применить подшипники качения, а именно:





Внимательно смотрят фильм и заполняют таблицу.

Зачитывают свои записи.



Смазка и подшипники.












а) подшипники скольжения,

б) подшипники качения.


Работают в группах и описывают ситуации.

Достоинства:

а) низким относительным коэффициентом трения;

б) малой чувствительностью к недостатку смазки;

в) комплектной взаимозаменяемостью в мировом масштабе;

г) относительной дешевизной, благодаря массовому характеру производства.

К недостаткам подшипников качения можно отнести:

а) слабую сопротивляемость ударной нагрузке;

б) невозможность работы на сверхвысоких скоростях (свыше 50000 об/мин), вследствие прогрессивного возрастания центробежных сил инерции;

в) плохую работу в загрязненной среде.


а) когда подшипник должен быть разъемным по оси (например, подшипники средних шеек коленчатого вала);

б) для очень больших нагрузок, когда подходящих стандартных подшипников качения подобрать нельзя;

в) для сверхбыстроходных валов, где центробежные силы инерции не допускают применения подшипников качения;

г) для работы в сильно загрязненной среде или воде.


Этап применения нового знания

Организует работу в группах по применению новых знаний о силе трения


Выполняют интерактивные тренировочные задания, перейдя по ссылке

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1536/train/#206705

Подведение итогов урока

Организует рефлексию и подведение итогов урока.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1536/control/1/#206713


Отвечают на вопросы учителя, проговаривая вслух новые знания, определяя границы знания и незнания:


Информация о домашнем задании

п.28 до конца, задание 20 (1, 6,7). Комментарии к домашнему заданию.

Фиксируют домашнее задание



Приложение 2

Физика, 7 класс

Правило равновесия рычага

Цель урока: изучить самый простой и распространенный простой механизм – рычаг: ввести определение понятия рычаг, что называется плечом силы; что такое момент силы; в чем состоит правило равновесия рычага; как используются рычаги.

Задачи урока:

• Обучающая: закрепить понятия простых механизмов, рычага и их роль в жизни человека; выяснить условие равновесия рычага, научить применять правило равновесия рычага.

• Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к новым знаниям, создавать условия для проявления желания самостоятельного поиска новых знаний.

• Развивающая: продолжить развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы, развитие внимания, наблюдательности через смену учебной деятельности; развивать творческое мышление учащихся.


Планируемые результаты

Предметные:

- познакомиться с понятиями плечо силы, момент силы;

- вывести правило равновесия рычага;

- - измерять физическую величину;

- проводить лабораторные измерения;

- устанавливать наименование единицы физической величины

Метапредметные:

- распознавать рычаги;

- переводить практическую задачу в учебную;

- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению правила равновесия рычага;

- конструировать способ решения учебной задачи;

- осуществлять контроль результата и процесса деятельности по заданным критериям

Личностные:

- стремиться к формированию убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношения к физике как элементу общественной культуры


Оборудование: компьютер, проектор, рычаг-линейка, набор грузов, ножницы, рычажные весы, блок.



Ход урока.

  1. Оргмомент. Раздать тетради для контрольных работ с заданиями и решенными задачами. Сделать дома работу над ошибками, объяснить свои ошибки.

  2. Повторение.

На прошлом уроке мы изучали простые механизмы.

  1. Что такое простые механизмы? (Приспособления, служащие для преобразования силы, называют простыми механизмами)

  2. Какие преобразования силы происходят в простых механизмах. (Приспособления изменяют числовое значение или направление силы, или то и другое.)

  3. Приведите примеры механизмов, в которых происходит преобразование силы. (Наклонная плоскость, рычаг, блок, ворот, клин, винт)

  1. Сегодня на уроке мы познакомимся более подробно с одним из наиболее распространенных простых механизмов – рычагом.

Слайд 1.

Слайд 2.

Слайд 3.

Сравните в учебнике рисунки 92 и 93 (стр.109-110). Какого рода рычаги на них изображены. На рисунке 93 показано как принцип действия рычага используется в работе тачки. Можно ли подсчитать какой выигрыш в силе даст тачка? Существует ли какая-либо закономерность, позволяющая рассчитать силу, которую нужно приложить, чтобы поднять груз с помощью рычага? Можно ли определить место приложения силы, необходимой для подъема груза?

Чтобы ответить на эти вопросы проделаем опыт (рис 94.). К рычагу, который может вращаться относительно точки О, подвесим грузы разной массы. Зафиксируем положение большего груза, в зависимости от положения меньшего груза рычаг может вращаться или по ходу часовой стрелки, или против нее. И только, закрепив груз в определенной точке можно добиться равновесия сил. Рычаг будет находиться в равновесии, не будет вращаться.

Введем определения плеча силы.

Слайд 4.

Слайд 5.


На основании подобных опытов более двух тысяч лет назад древнегреческий ученый Архимед установил правило:

рычаг находится в равновесии, если силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил.

В рабочих тетрадях запишем это правило в виде формулы.

Отношения сил – это выигрыш в силе.

Величина Fl =М называется моментом силы.

Правило: рычаг находится в равновесии, если момент силы вращающей его по часовой стрелке равен моменту силы, вращающей его против часовой стрелки.


Зная правило равновесия рычага, можно объяснить, как с помощью простого механизма получить выигрыш в силе. Если к длинному плечу рычага приложить небольшую силу, то можно уравновесить гораздо большую силу, приложенную к короткому концу рычага.


Как объяснить выигрыш в силе в примере с тачкой, рис. 89 (б) и 93 в учебнике?

Слайд 6.

Слайд 7.

В основе действия многих машин и механизмов, используемых в быту и технике, лежит правило равновесия рычага. Вы уже знакомы с устройством и принципом действия рычажных весов. Они именно так и называются «рычажные весы», потому что их основной элемент – рычаг.

Слайд.8. Применение рычагов в педалях велосипеда (а) и автомобиля (б)

В учебнике по рисункам 96-98 рассмотреть какие встречаются рычаги в нашей жизни.

  1. Закрепление

  1. Решение задач: Л.№ 732, 751

732

На рисунке у каждого рычага найдите точку опоры (ось вращения) и плечи. Определите направление сил, действующих на эти рычаги.


751

На концах невесомого рычага действуют силы 40 и 240 Н. Расстояние от точки опоры до меньшей силы равно 6 см. Определите длину рычага, если рычаг находится в равновесии. (Ответ: 0,01м = 1 см)


  1. Тестирование с самопроверкой.

  1. На дом. П.32, задание 23 (1-3), РТ: 197, 199 или Л. 729, 733







Приложение 3

Энергоквиз «Вместе ярче»

Этот энергоквиз разработан  и проведен в рамках Всероссийского урока по энергосбережению и экологии #Вместе ярче. В интеллектуальной викторине участвовали команды 8-11 классов. Сначала команды ответили на вопросы викторины, затем проверили свои ответы, используя вторую презентацию.