СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование метапредметных учебных умений на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметные технологии обучения, основными особенностями которых являются:

1.Вовлечение ученика в мыслительный процесс путем самостоятельной постановки проблемы, поиска способов и методов её решения, применения этих методов на практике. При таком подходе учащийся постигает смысл и ценности жизни, применяет к изучению предмета собственный жизненный опыт.

2.Метапредмет позволяет ученикам включать воображение, фантазию, проявлять себя как личность.

3.Рефлексивное мышление - ученик сам анализирует свою деятельность и оценивает результат.

Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных учебных умений на уроках биологии»

Формирование метапредметных учебных умений на уроках биологии  Выполнила Чагдурова Л.В.

Формирование метапредметных учебных умений на уроках биологии 

Выполнила Чагдурова Л.В.

Метапредметные технологии обучения, основными особенностями которых являются: Вовлечение ученика в мыслительный процесс путем самостоятельной постановки проблемы, поиска способов и методов её решения, применения этих методов на практике. При таком подходе учащийся постигает смысл и ценности жизни, применяет к изучению предмета собственный жизненный опыт. Метапредмет позволяет ученикам включать воображение, фантазию, проявлять себя как личность. Рефлексивное мышление - ученик сам анализирует свою деятельность и оценивает результат.

Метапредметные технологии обучения, основными особенностями которых являются:

  • Вовлечение ученика в мыслительный процесс путем самостоятельной постановки проблемы, поиска способов и методов её решения, применения этих методов на практике. При таком подходе учащийся постигает смысл и ценности жизни, применяет к изучению предмета собственный жизненный опыт.
  • Метапредмет позволяет ученикам включать воображение, фантазию, проявлять себя как личность.
  • Рефлексивное мышление - ученик сам анализирует свою деятельность и оценивает результат.
В современной педагогике заложены следующие структурные компоненты: 1. Знание. Метапредметные знание приобретаются учащимся через осмысление базисных понятийных, лежащих в основе разных предметных дисциплин, а также путем восприятия ключевых предметных понятий, их переоткрытия, переосмысления в новой социокультурной ситуации. 2. Проблема При попадании в проблемную ситуацию человек не только анализирует ее мысленно, но и обязательно вырабатывает свою собственную точку зрения. Появление своей точки зрения в проблемной ситуации и превращение ее в позицию представляет собой процесс самоопределения, а значит является одним из ведущих аспектов развития личности.

В современной педагогике заложены следующие структурные компоненты:

1. Знание.

Метапредметные знание приобретаются учащимся через осмысление базисных понятийных, лежащих в основе разных предметных дисциплин, а также путем восприятия ключевых предметных понятий, их переоткрытия, переосмысления в новой социокультурной ситуации.

2. Проблема

При попадании в проблемную ситуацию человек не только анализирует ее мысленно, но и обязательно вырабатывает свою собственную точку зрения. Появление своей точки зрения в проблемной ситуации и превращение ее в позицию представляет собой процесс самоопределения, а значит является одним из ведущих аспектов развития личности.

3. Знак Знаковая система призвана научить детей превращению любой информации в схемы, планы, знаки, условные обозначения. Такое видение проблемы облегчает процесс понимания, помогает увидеть главное, отразить взаимосвязи «знаков» и выстроить логические цепочки, которые приведут к успешному решению поставленной задачи. 4. Задача Каждая учебная дисциплина предполагает наличие определенных задач. И при всем их разнообразии, они все же имеют много общего в процессе их решения. Решая ту или иную задачу, учащийся применяет определенный алгоритм, подстраивает задачу к определенным образцам, типам, а дальше пытается действовать по имеющемуся плану. Таким образом все задачи в разных предметах укладываются в определенную классификацию, а у учащихся вырабатываются умения различать тип задачи и выбирать нужный алгоритм действия .

3. Знак

Знаковая система призвана научить детей превращению любой информации в схемы, планы, знаки, условные обозначения. Такое видение проблемы облегчает процесс понимания, помогает увидеть главное, отразить взаимосвязи «знаков» и выстроить логические цепочки, которые приведут к успешному решению поставленной задачи.

4. Задача

Каждая учебная дисциплина предполагает наличие определенных задач. И при всем их разнообразии, они все же имеют много общего в процессе их решения. Решая ту или иную задачу, учащийся применяет определенный алгоритм, подстраивает задачу к определенным образцам, типам, а дальше пытается действовать по имеющемуся плану. Таким образом все задачи в разных предметах укладываются в определенную классификацию, а у учащихся вырабатываются умения различать тип задачи и выбирать нужный алгоритм действия .

В метапредметном уроке можно выделить следующие структурные компоненты:

1. Мобилизация – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность, на основе обращения к имеющемуся опыту учащихся по изучаемой теме.

2. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: знаю – хочу узнать – хочу научиться.

3. Выявление недостатка в знаниях и составление плана по восполнению недостатка.

4. Моделирование – создание модели образовательного объекта, путем активного межличностного (учитель-ученик, ученик-ученик), группового или коллективного общения.

5. Презентация – представление обобщенного результата индивидуальной, групповой и коллективной деятельности в форме точной характеристики объекта изучения.

6. Взаимопроверка и взаимоконтроль.

7. Рефлексия – осознание и воспроизведение того, чему научился и каким способом действовал. На этом этапе учащиеся не только воспроизводят полученные знания, но и получают возможность проанализировать свои ошибки, осознать свои возможности успешного их исправления, сопоставить начальный уровень и уровень после урока (или в конце изучения темы).

Умения Освоенные человеком способы деятельности, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков. Универсальность умений заключается в том, что они проявляются на социальном, образовательном и личностном уровнях.

Умения

  • Освоенные человеком способы деятельности, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков.
  • Универсальность умений заключается в том, что они проявляются на социальном, образовательном и личностном уровнях.
Задания, формирующие метапредметные умения Требования ФГОС: Осмысленно читать текст. Задавать вопросы разного вида. Отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста. 

Задания, формирующие метапредметные умения

  • Требования ФГОС:
  • Осмысленно читать текст.
  • Задавать вопросы разного вида.
  • Отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста. 
Согласись, трудно утверждать, что гриб и дерево, под которым он растет, сходны по строению. Что может быть общего в строении кролика и травы, которую он поедает? Не менее смелым покажется утверждение, что в строении тела человека и его домашних питомцев есть общие признаки. Какая же особенность строения организмов роднит всех нас – таких разных обитателей планеты? Выяснить это позволило открытие и усовершенствование микроскопа. Исследователи сделали удивительное открытие: бактерии, растения, грибы, животные, состоят из клеток. Исключение составляют вирусы. Все остальные обитатели Земли состоят из одной или многих клеток.  Чтение текста Прочитайте текст. Выберите на какие вопросы отвечает текст и на какие не отвечает?  - Из чего состоят организмы? - Чем является клетка в многоклеточном организме? - Чем является клетка в одноклеточном организме Из чего состоят вирусы? Являются ли вирусы неклеточными формами жизни? Что общего между грибами и животными?

Согласись, трудно утверждать, что гриб и дерево, под которым он растет, сходны по строению. Что может быть общего в строении кролика и травы, которую он поедает? Не менее смелым покажется утверждение, что в строении тела человека и его домашних питомцев есть общие признаки. Какая же особенность строения организмов роднит всех нас – таких разных обитателей планеты? Выяснить это позволило открытие и усовершенствование микроскопа. Исследователи сделали удивительное открытие: бактерии, растения, грибы, животные, состоят из клеток. Исключение составляют вирусы. Все остальные обитатели Земли состоят из одной или многих клеток. 

Чтение текста

  • Прочитайте текст.
  • Выберите на какие вопросы отвечает текст и на какие не отвечает?

- Из чего состоят организмы?

- Чем является клетка в многоклеточном организме?

- Чем является клетка в одноклеточном организме

  • Из чего состоят вирусы?
  • Являются ли вирусы неклеточными формами жизни?
  • Что общего между грибами и животными?
Чтение текста - продолжение 1) Решению какой проблемы посвящен этот текст? 2) Какое значение для ученых имело решение этой проблемы? 3) Только ли живые тела имеют единицу строения ? 

Чтение текста - продолжение

1) Решению какой проблемы посвящен этот текст?

2) Какое значение для ученых имело решение этой проблемы?

3) Только ли живые тела имеют единицу строения ? 

Графики и таблицы  Требование ФГОС 1. Составлять на основе текста графики, таблицы, схемы. 2. Трансформировать одни виды предъявленной информации в другие: таблицу в график и обратно, текст в таблицу или график. 

Графики и таблицы

Требование ФГОС

1. Составлять на основе текста графики, таблицы, схемы.

2. Трансформировать одни виды предъявленной информации в другие: таблицу в график и обратно, текст в таблицу или график. 

Разные формы предъявления информации Перевести информацию из текста в табличную и графическую форму.  В лаборатории исследовали влияние температуры на размножение бактерий. Было выяснено, что при повышении температуры бактерии начинают активно размножаться, затем скорость размножения становится относительно постоянной, а потом падает. После эксперимента были получены следующие данные:  При t º 5º кол- во бактерий было равно 30, при t º 48 º – 140, при t º 70 º – 280, при t º 80 º 279, при t º 100 º Задание:  1. Отразите эти данные в таблице и на графике.  2. Покажите на графическом рисунке указанную в тексте зависимость Температура в градусах Кол-во бактерий 5 º С 30 48 º С 140 70 º С 280 80 º С 279 100 º С 65

Разные формы предъявления информации

Перевести информацию из текста в табличную и графическую форму.

В лаборатории исследовали влияние температуры на размножение бактерий. Было выяснено, что при повышении температуры бактерии начинают активно размножаться, затем скорость размножения становится относительно постоянной, а потом падает. После эксперимента были получены следующие данные:

При t º 5º кол- во бактерий было равно 30, при t º 48 º – 140, при t º 70 º – 280, при t º 80 º 279, при t º 100 º

  • Задание:

1. Отразите эти данные в таблице и на графике.

2. Покажите на графическом рисунке указанную в тексте зависимость

Температура в градусах

Кол-во бактерий

5 º С

30

48 º С

140

70 º С

280

80 º С

279

100 º С

65

Разные способы предъявления информации     График

Разные способы предъявления информации  

  • График
Требования ФГОС:   Умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы. 

Требования ФГОС:

Умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы. 

Задания, связанные с выявлением и постановкой проблемы: 1. Биологические задачи. 2. Высказывания ученых, исследователей и других людей.  Например: известный географ и путешественник А. Гумбольт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый? Какую проблему он затронул? Каковы способы решения этой проблемы? 3. Описание опытов. 4. Результаты самонаблюдений.

Задания, связанные с выявлением и постановкой проблемы:

1. Биологические задачи.

2. Высказывания ученых, исследователей и других людей.

Например: известный географ и путешественник А. Гумбольт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый? Какую проблему он затронул? Каковы способы решения этой проблемы?

3. Описание опытов.

4. Результаты самонаблюдений.

  Требования ФГОС:   1. Умение классифицировать объекты. 2. Умение сравнивать (находить черты сходства и отличия).  

  Требования ФГОС:

1. Умение классифицировать объекты.

2. Умение сравнивать (находить черты сходства и отличия).  

Описание объекта, следуя предложенному плану Объект омар А. План описания  1. Размеры животного  2. Окраска  3. Членение тела на отделы  4. Количество конечностей  5. Различия между конечностями  6. Количество усиков  7. Различия в длине усиков  8. Наличие органов чувств Б. Затем описание сравнивается с описанием в учебнике, добавляется необходимая информация по внешнему строению животного. В. Обратное задание: составить план описания объекта.  

Описание объекта, следуя предложенному плану

Объект омар

А. План описания

1. Размеры животного

2. Окраска

3. Членение тела на отделы

4. Количество конечностей

5. Различия между конечностями

6. Количество усиков

7. Различия в длине усиков

8. Наличие органов чувств

Б. Затем описание сравнивается с описанием в учебнике, добавляется необходимая информация по внешнему строению животного.

В. Обратное задание: составить план описания объекта.  

  Составить план описания объекта Саранча     Задание: 1)Продумайте план описания насекомого саранчи и сравните саранчу с омаром. 2)К какому типу и классу относятся эти животные? 3)Почему Вы так решили?

  Составить план описания объекта Саранча  

Задание:

1)Продумайте план описания насекомого саранчи и сравните саранчу с омаром.

2)К какому типу и классу относятся эти животные?

3)Почему Вы так решили?

Учебно-интеллектуальные умения Требования ФГОС 1. Определять понятия по существенным признакам. 2. Выявлять свойства объекта и процессов. 3. Выявлять критерии для сравнения и осуществлять сравнение. 

Учебно-интеллектуальные умения

Требования ФГОС

1. Определять понятия по существенным признакам.

2. Выявлять свойства объекта и процессов.

3. Выявлять критерии для сравнения и осуществлять сравнение. 

Признаки Процессы жизни растения Поглощение кислорода. 2. Поглощение углекислого газа. Ф - фотосинтез Д - дыхание   3. Выделение углекислого газа. 4. Выделение кислорода. 5. Сложные вещества образуются. 6. Сложные вещества распадаются. 7. Энергия накапливается. 8. Энергия выделяется. 9. Происходит и днём, и ночью. 10. Происходит только на свету. 11. Происходит в клетках всех органов растения. 12. Происходит только в хлоропластах зеленых частей растения. 13. Осуществляет космическую роль в природе. 14. Этот процесс называют воздушным питанием. 15. Обеспечивает круглосуточно организм энергией.

Признаки

Процессы жизни растения

  • Поглощение кислорода.

2. Поглощение углекислого газа.

Ф - фотосинтез Д - дыхание  

3. Выделение углекислого газа.

4. Выделение кислорода.

5. Сложные вещества образуются.

6. Сложные вещества распадаются.

7. Энергия накапливается.

8. Энергия выделяется.

9. Происходит и днём, и ночью.

10. Происходит только на свету.

11. Происходит в клетках всех органов растения.

12. Происходит только в хлоропластах зеленых частей растения.

13. Осуществляет космическую роль в природе.

14. Этот процесс называют воздушным питанием.

15. Обеспечивает круглосуточно организм энергией.

Требования ФГОС: 1) Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами. 2) Умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. 3) Умения определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. 

Требования ФГОС:

1) Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами.

2) Умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

3) Умения определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. 

Карточки - инструкции   

Карточки - инструкции   

Требования ФГОС: 1. Умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы. 2. Умения создавать модели и схемы. 

Требования ФГОС:

1. Умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы.

2. Умения создавать модели и схемы. 

Рисунки - символы  

Рисунки - символы  

Моделирование живых объектов Клетки животных 

Моделирование живых объектов Клетки животных