Министерство образования и науки Луганской Народной Республики
ГБОУ СПО ЛНР «Стахановский политехнический колледж»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА
«Формирование
мыслительной деятельности обучающихся
на уроке»
Подготовила
Мастер п/о Воробьева Н.Г.
г.Стаханов
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме применения педагогических технологий в образовании
Образование − одна из важнейших сфер человеческой деятельности и определяющий фактор развития человечества. Это обусловливает необходимость внедрения в образовательную практику новейших технологий, которые предусматривают обучение, воспитание, формирование навыков научной работы и управления, основанные на модернизации дидактической системы. Результативность этого процесса достигается использованием современных высокоэффективных методов, средств, и приемов, обеспечивающих творческое овладение огромным массивом научных знаний.
Особенность государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ГОС СПО) − их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки ГОС СПО указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый образовательный стандарт.
Также изменяются и технологии обучения, внедрение продуктивных педагогических технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждой дисциплине в учреждениях СПО.
В этих условиях традиционная методика преподавания, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Перед каждым преподавателем встает вопрос о том, как превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающегося. Этим и определяется актуальность выбранной темы.
Эффективность системы профессионального образования, повышение его качества до мирового уровня, востребованность выпускников профессионального образования на рынке труда зависит от применения педагогических технологий.
Преимущества применения педагогических технологий в СПО состоят в том, что меняются функции преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом, а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала. Педагогические технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности. Результат применения педагогических технологий в меньшей степени зависит от мастерства преподавателя, он определяется всей совокупностью ее компонентов. Педагогические технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования СПО − это подготовка высококвалифицированных специалистов.
Термин «педагогическая технология» появился в педагогических изданиях в 60-х годах прошлого века. В США издается журнал «Педагогическая технология» с 1961 года, в Великобритании «Педагогическая технология» как процесс обучения с 1964 года, в Японии «Педагогическая технология» с 1965 года, в Италии – с 1971 года. ЮНЕСКО выпускает серию «Педагогические технологии» в бюллетенях международного бюро по образованию.
Педагогические технологии – это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология состоит из предписаний способов деятельности (дидактические процессы), условия, в которых эта деятельность должна воплощаться (организованная форма обучения), и средств осуществления этой деятельности.
В настоящее время в понимании и употреблении термина педагогическая технология существует несколько различных позиций:
−педагогическая технология как разработка и применение средств, инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и технических средств обучения для учебного процесса;
− педагогическая технология – организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс;
− педагогическая технология – это новый тип средств обучения ;
− педагогическая технология понимается, как процесс коммуникации или способ выполнения учебной задачи, включающей применение системного анализа для улучшения обучения .
По мнению Г.К. Селевко понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии − часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Существенными чертами понятия «педагогическая технология» является:
− педагогическая технология разрабатывается под конкретную педагогическую задачу, в основе которой лежат ценностные ориентации, целевые установки, имеющие конкретный ожидаемый результат;
− функционирование педагогической технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащегося с учетом принципов индивидуализации;
− частью педагогической технологии должны быть инструменты контроля качества обучения, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности;
− применение педагогических технологий гарантирует всем учащимся определенное качество обучения в соответствии с поставленной целью.
Одна из особенностей педагогической технологии заключается в том, что любая технология, её разработка и применение требует высокой активности педагога и учащихся. Активность педагога проявляется в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих обучающихся и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в технологический процесс.
Среднее профессиональное образование (СПО) является определенным уровнем системы профессионального образования и занимает значительное место в обеспечении кадрового потенциала общества и удовлетворении образовательных потребностей личности. Большое количество учреждений СПО, относительно короткие сроки обучения и отсутствие платы за него обусловливают его гибкость и мобильность в подготовке кадров для всех отраслей экономики, социальной сферы и удовлетворении образовательных потребностей населения с ограниченными финансовыми возможностями. Учреждения СПО, в силу изменения политической и экономической ситуации, резкого распада производства и банкротства большинства предприятий промышленности, попали в конкурентную среду и обязаны были искать пути не только для стабильного функционирования, но и перевода училищ в режим развития в соответствии с требованиями действительности. Появилась необходимость в переориентации системы образования на обучаемых – организации управления целостными педагогическими системами, способными стать средой актуализации и самореализации обучающихся, конкурентоспособных в условиях рыночной экономики. Это требует нового качества профессионального образования и управления им.
В связи с этим, огромное значение приобретает создание такой обучающей системы, которая ориентирована на актуализацию богатого личностного потенциала молодого поколения. Это, в свою очередь, предполагает не просто обучение определенным видам деятельности, а формирование потребности в непрерывном самостоятельном овладении знаниями, умениями и навыками, что приобретает особое значение в условиях современного постоянно развивающегося общества.
Движение в направлении последовательной смены парадигм в образовании на рубеже веков всегда сопровождается сменой образовательных технологий или их модернизацией. Поэтому одним из перспективных направлений модернизации учебного процесса является использования новых технологий обучения, предполагающих личностно ориентированную направленность обучения, идеи которой были заложены в работах Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, М.М. Монтессори, К.Д. Ушинского. К его преимуществам относится не только увеличение объема самостоятельной работы обучающихся в процессе обучения, но и повышение интеллектуального, творческого потенциала личности, индивидуализация, дифференциация процесса обучения, а также повышение его темпа, эффективный самоконтроль и самооценка результатов обучения на всех его этапах. Это один из значимых «плюсов» внедрения инновационных технологий обучения, основанных на личностно- ориентированном подходе.
Выстроенная на научной основе продуктивная педагогическая технология гарантирует надежность результатов настолько, насколько объективна эта основа и насколько правильно соблюдены ее атрибуты преподавателем в процессе реализации. Гарантия продуктивности – возможность повторения технологии всеми преподавателями с обычным уровнем подготовки и в обычных условиях. Но ни описать, ни распространить их повсеместно нельзя. Общий подъем продуктивности среднего профессионального образования может быть гарантирован только переходом всех преподавателей на «средневзвешенные» технологии, характерных для эксклюзивных методов работы. Этой задаче в наибольшей степени отвечает продуктивная технология, рассчитанная на реальные условия. Интуитивисты, выдумщики экзотических подходов тоже нужны как маяки, заставляющие других больше думать, но не яркими вспышками идет прирост культурного потенциала общества. Залог процветания – в постепенном всеобщем росте.
Продуктивные педагогические технологии – это тот массовый уровень мастерства, который достигается среднестатистическим педагогом.
В продуктивной технологии мы можем выбирать, использовать и комбинировать все известные нам виды обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, компьютерное. Однако эти виды не могут занимать «всю площадь» учебно-воспитательного процесса; они должны использоваться умеренно и в тех случаях, когда с их помощью эффективнее решаются поставленные задачи.
Педагогические его преимущества хорошо известны. Оно экономит время, максимально быстро ведет к цели, сберегает силы преподавателя и обучающегося, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом.
Продуктивные педагогические технологии – это технологии, которые позволяют не только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, а также проводить своевременный и полноценный контроль полученных знаний и умений обучающихся.
Преимущества продуктивных педагогических технологий заключаются в следующем (таб.1.1)
Таблица 1.1 − Преимущества продуктивных педагогических технологий
Вид технологии | Характеристика технологии |
Технология управляемая | Технология исключает вопросы – либо будет, либо нет. Результат обязательно будет в запланированном объеме и на проектируемом уровне. |
Технология универсальная | Одинаково пригодна и для формирования общего продукта педагогического процесса, и для достижения запланированного эффекта в каждой его части. Схема достижения успеха во всех случаях остается неизменной. |
Технология научная | Результат достигается только на основе известных в науке знаний. Никаких допущений, натяжек, неопределенностей, условностей. Это технология, посильная для любого педагога |
Технология массовая | Она пригодна для всех типов учебно-воспитательных заведений, процесс должен быть организован одинаково – по научным предписаниям |
Технология экономная | В отличие от экзотических схем, требующих специального и нередко дорогого оборудования, технология проектируется на скромную почву образовательных реалий |
Технология оптимальная | Допускающая непрерывное совершенствование с учетом новых возникающих условий. Открытость оптимизации – основное свойство технологии. Каждый ее элемент допускает совершенствование и рационализацию. Другие технологии запрограммированы на жесткие схемы и не допускают их изменений |
Технология привычная | Самое главное отличие ее в том, что технология буквально «вытаскивает» педагога на новый, более высокий уровень работы «по науке», не позволяет ему опускаться ниже. |
Технология наукоемкая | Отечественная наука, основывающаяся на передовых достижениях, передовая практика, творчество новаторов питают ее |
Технология реальная | Не модная, не сиюминутная, не рассчитанная на то, чтобы удивлять |
Технология доступная и понятная | Побольше непонятного – публика это любит. Правда, чем больше неясного в теоретических размышлениях, тем примитивнее осуществляется само дело. Если не остановимся в своем упрямстве, то результаты улучшаться не будут |
Еще одно из несомненных преимуществ продуктивной педагогической технологии состоит в том, что она допускает сочетание с другими технологиями или их элементами. Этим обеспечивается ее фундаментальность и универсальность, применимость во всех типах учебных заведений в качестве базисной, основоположной, на которой монтируются специальные (профильные) технологические решения. На основе продуктивных педагогических технологий осуществляется всестороннее и гармоническое развитие личности (базисный компонент), а посредством других технологий развиваются специальные качества в соответствии с провозглашенными целями.
Продуктивная педагогическая технология – это технология вариативная, допускающая множество видоизменений. Достаточно, например, изменить вид обучения в данной технологии и ввести все полагающиеся новому виду изменения, чтобы оказаться уже в другой стране, с другими правилами игры, другими композициями педагогического процесса, иными результатами. Но технология останется той же.
Эффективная технология может быть выстроена только на глубоком знании природы обучаемого, законов его развития и воспитания. Достаточно ли у науки знаний, чтобы создать всю технологию без субъективных домыслов? В строгом соответствии с требованиями теории? Чтобы процесс выстраивался не на образцах и альтернативных представлениях, а по объективной научной логике?
Продуктивная педагогическая технология базируется на:
1) знании законов, условий и факторов, которыми обеспечивается прирост продукта;
2) умении педагога правильно их учитывать и использовать их действие.
Понимание причин, определяющих продуктивность учебно-воспитательного процесса, можно без преувеличения назвать сердцевиной профессиональной компетентности педагога, а умение обнаруживать их и предвидеть комплексное действие в будущем процессе – вершиной педагогического мастерства.
Продуктивная педагогическая технология (ППТ) устроена по жесткому варианту управления мышлением и действиями обучаемого. Она не допускает изменения схемы организации усвоения и упрочения знаний, умений, способов действия. Компоненты технологии – методы, формы организации и контроля деятельности – могут быть различными. В ППТ мы можем выбирать, использовать и комбинировать все известные нам виды обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, компьютерное. Каждый вид имеет свои преимущества и недостатки, а потому должен быть использован только в тех случаях, когда с его помощью лучше решаются поставленные задачи.
Методы продуктивного обучения: словесные, наглядные, практические; алгоритмизированное, программированное обучение, задания по инструкциям; самостоятельные работы на воспроизведение знаний, умений; самостоятельные работы на применение знаний на практике и т.д.
Поиск путей подготовки конкурентоспособных работников квалифицированного труда позволяет сделать вывод, что в настоящее время важно уметь раскрыть способности и возможности обучающихся в овладении профессии/специальностью, развить мышление, научить гибкому подходу к решению проблем.
Обучающийся должен осознавать значимость своей будущей профессии/специальности; быть способен к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; уметь приобретать новые знания, использовать современные технологии; владеть методами сбора и обработки информации, приемами и методами формирования системы межличностного общения и другими качествами.
Так как современный этап развития среднего профессионального образования характеризуется интеграцией в образовательное предполагающей иные, отличные от традиционных, подходы к организации образовательного процесса и усиление его профессиональной направленности, то решение проблемы формирования ключевых компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования оказывается более эффективным, если создаются благоприятные условия для самореализации личности путем раскрытия ее потенциала, актуализации имеющихся способностей, проектирования педагогических технологий, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.
В настоящее время в образовательных учреждениях СПО применяются следующие продуктивные педагогические технологии (рис. 1.1)
Рис.1.1 – Продуктивные педагогические технологии применяемые в учреждениях СПО
Метод проектов
Метод проектов − один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий − проектов.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся − индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Главные цели учебного проекта – предоставить обучающимся возможность самим творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать возникающие проблемы.
При использовании метода проектов у обучающихся формируются профессиональные компетенции и такие личностные компетенции как: установление контакта, работа в команде, исполнительность, ответственность, уверенность в себе, обучаемость, гибкость мышления, видение развития процесса, аналитические способности, дальновидность, прогнозирование, мотивация, профессиональные компетенции.
Личностно-ориентированные педагогические технологии
Анализ тенденций развития системы профессионального образования в мировой педагогической практике показал, что основным стратегическим направлением этого развития являются личностно-ориентированные педагогические технологии − формирование и развитие принципиально новых способов взаимодействия между людьми в профессиональной деятельности.
Характерными признаками этих технологий является:
− перенос приоритетов на личность обучаемого и его познавательную деятельность;
− замена традиционной парадигмы профессионального образования «учитель - учебник-ученик» на новую «ученик-учебник-учитель»;
− ориентация на индивидуальные особенности обучающегося;
− формирование целостной личности обучающегося, способного быстро адаптироваться в постоянно изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности, самостоятельно приобретать знания и применять их на практике для решения разнообразных проблем;
− собирать, отбирать, анализировать и оценивать информацию, необходимую для решения профессиональных задач.
Основными видами личностно-ориентированных педагогических технологий являются:
а) диалогические методы обучения, к которым могут быть отнесены методики, построенные на диалоге и предполагающие авторское высказывание и его понимание, групповые дискуссии, анализ социально 'профессиональных ситуаций, диалогические лекции.
б) фасилитационный подход. Одним из основополагающих принципов личностно-ориентированного образования является фасилитационный подход, т.е. личность педагога, особенности его профессионально-психологической деятельности также могут быть отнесены к разновидности личностно ориентированных технологий. Естественно, что не всякая педагогическая деятельность соответствует сути личностно - ориентированного образования. В наибольшей мере ей адекватно личностно ориентированное общение педагога и обучающихся, которое создает наилучшие условия для развития мотивации обучения, придает профессионально - педагогическому процессу творческий характер и позволяет максимально учесть личностные особенности педагогов и обучающихся.
Модульное обучение − дидактическая основа множества разнообразных моделей обучения, различающихся применяемыми средствами обучения и приемами педагогической техники; оно представляет собой разбивку учебных дисциплин на относительно небольшие составляющие − модули.
Модуль − это относительно самостоятельная и завершенная единица образовательной программы, направленная на формирование определенных компетенций. Каждый модуль отражает результаты обучения (деятельность обучающихся), содержание обучения (критерии деятельности и оценки), формы и методы обучения; границы модуля при его разработке определяются уровнем развития компетенции.
При модульном обучении обучающийся является активным субъектом обучения, полноправным участником учебного процесса; также он активно влияет на все элементы педагогической системы, обеспечивая их максимальное приспособление к своим потребностям и возможностям.
Одной из важнейших особенностей модульного обучения, основанного на компетенциях является изменение отношения участников образовательного процесса к роли и значению самой оценки качества образования как процесса получения и сбора данных и показателей уровня сформированности компетенций, которые сравниваются с заранее установленным эталоном.
Признаками модульного обучения является:
− индивидуализация обучения, увеличение доли времени для самообучения;
− представление содержания обучения в модулях, завершенных информационно и обеспеченных методическими комплексами;
− гибкость содержания, высокая степень адаптации к различным требованиям;
− реальное право выбора.
Модульное обучение является дидактической основой множества разнообразных моделей обучения, различающихся применяемыми средствами обучения и приемами педагогической техники и содержанием обучения. Эффективность технологии модульного обучения связана с качеством учебного модуля и организационно-дидактической системой обучения.
Опыт последних лет показал, что модульная система обучения эффективна в среднем профессиональном образовании СПО.
Преимуществами ее является:
− повышение качества профессионального образования и обучения, соответствие его заданным требованиям профессиональных стандартов и объективной оценки;
− возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой модуля);
− создание условий для развития коммуникативных качеств учащихся, тесного контакта с преподавателем посредством индивидуального подхода;
− создание условий более осознанного мотивированного изучения профессионально-значимых дисциплин;
− уменьшение стрессовых ситуаций в период сдачи зачетов или экзаменов;
− реализация принципа «обучение в течение всей жизни».
Технология проблемно-модульного обучения ориентирована на существенное повышение качества практико-ориентированного образования (начальное и среднее профессиональное образование) по профессиям и специальностям, дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки, получение возможности индивидуального обучения.
Технология проблемно-модульного обучения позволяет сократить затраты на обучение, повысить гибкость организации учебного процесса и профессионально-педагогическую компетентность педагога; снизить зависимость качества обучения от уровня квалификации педагога, сократить затраты на разработку программ и учебных пособий,' повысить практическую направленность коммуникативного образования учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, осуществить отбор и получение будущими квалифицированными рабочими и специалистами наиболее необходимой для будущей профессиональной деятельности информации.
При применении репродуктивных педагогических технологий у обучающихся формируются следующие компетенции: обучаемость, гибкость мышления, организованность, исполнительность, ответственность, аналитические способности, прогнозирование и профессиональные компетенции.
Организационными формами репродуктивных педагогических технологий обучения являются: лекция - беседа, комбинированный урок, урок -экскурсия, урок-конференция, интегративный урок и т.д.
Методами обучения являются: методы проблемно-развивающего обучения, методические приемы формирования творческого мышления, задания на применение знаний в нетиповых ситуациях на изменение, дополнение, составление алгоритмов, инструкций, задания на перенос способов деятельности в новые условия, на составление таблиц и схем классификации, сравнения и систематизации, на анализ и обобщение.
Мотивационные педагогические технологии − это технологии, направленные на формирование мотивов, побуждающих к развитию ключевых компетенций, позволяющих сделать мотивированной любую учебную деятельность. Формирование мотивации имеет индивидуально-личностный характер, она не возникает сама по себе, ее формирование − задача педагога. Мотивация в процессе обучения − это побуждения, вызывающие активность, это развивающийся во времени процесс постоянного поддержания заинтересованности в самом уроке и учебно-познавательной деятельности.
Один из важных показателей результатов мотивации является быстрота включения обучающегося в учебную или учебно-производственную деятельность, устойчивость интереса к ней, настойчивость в решении учебных проблем. Мотивационные педагогические технологии формируют у обучающихся профессиональные компетенции и личностные компетенции такие как: ориентация на качество работы, обучаемость, мотивация самореализации, лояльность.
Технология моделирования содержания образования в педагогической деятельности − это педагогическая технология, которая позволяет реализовать деятельностный подход в обучении и систему педагогической деятельности по развитию личности обучающихся средствами изучаемого предмета.
Технология «полного усвоения» − технология, гарантирующая усвоение предмета всеми обучающимися в группе, но эта технология менее эффективна в развитии познавательной деятельности, мотивов и потребностей учащихся. Технология «полного усвоения» формирует у обучающихся следующие компетенции: общий интеллектуальный уровень, обучаемость, профессиональные компетенции.
Все вышеперечисленные продуктивные педагогические технологии применяемые в образовательных учреждениях СПО могут быть применены на практике как отдельно, так и в комплексе. При комплексном подходе к применению продуктивных педагогических технологий должны быть учтены все уровни контроля: экзамены, зачеты, коллоквиумы, аттестации, контрольные работы; тактический (текущие контрольные работы, контроль за выполнением курсовых работ); оперативный (самоконтроль, взаимоконтроль, экспресс-контроль, пооперационный контроль).
Использование продуктивных педагогических технологий является важным условием развития индивидуальных психологических и личностных характеристик обучающихся, которые всегда остаются главными субъективными факторами, обеспечивающими успешность обучения.
Таким образом, исходя из вышесказанного можно сделать вывод о необходимости внедрения в образовательный процесс учреждений СПО продуктивных педагогических технологий, так как их применение направлено на совершенствование всего учебного процесса и результативность при формировании общих (ОК )и профессиональных компетенций (ПК) согласно стандарту СПО ЛНР.
Применение деловой игры на уроках производственного обучения
В последнее время игровые формы организации учебной деятельности привлекают все больше внимания как стимул к развитию. Механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации. Поэтому среди образовательных технологий игра сегодня занимает значительное место в профессиональной подготовке.
Молодому специалисту часто не хватает теоретической и практической грамотности, в связи с чем его адаптация в профессиональной деятельности протекает со сложностями разного уровня. А иногда из-за неудач на начальном этапе профессиональной деятельности у молодого специалиста возникает желание оставить избранную профессию. В стремлении помочь сегодняшнему студенту смелее, увереннее освоить избранное дело, получить достойный уровень теоретической и практической подготовки в области избранной профессиональной деятельности педагоги обращаются в этих целях к активным методам обучения, стремятся освоить новые технологии, в том числе игровые.
В профессиональном образовании педагогическая игра выполняет следующие функции:
- функцию социализации: игра позволяет обучающимся (студентам) осознавать себя частью социума, постигать нормы и традиции этнокультурного бытия, интегрировать социокультурный опыт предшествующих поколений и осваивать способы его трансляции потомкам, способствует освоению норм и правил жизни в коллективах, ознакомлению со способами конструктивного общения;
- функцию самореализации: игра – это поле самовыражения, в котором обучающийся проверяет свои силы, возможности свободных действий, самоутверждает себя, игра, с одной стороны, позволяет построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике учащегося, с другой – выявить недостатки опыта; в игре создаются условия для проявления спонтанности человека, его самобытности, неповторимости, уникальности;
- коммуникативную функцию: игра позволяет обучающимся войти в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, формирует навыки творческой групповой работы, умения вступать в творческое сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- развивающую функцию: игра предоставляет возможность проявлять и совершенствовать различные качества и способности обучающихся (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.), выявить интересы и склонности;
- дидактическую функцию: игра облегчает вхождение обучающегося в мир знаний, постижение им основ наук, приобщение к социокультурному наследию;
- функцию коррекции: игра позволяет мягко внести позитивные изменения, дополнения в поведение и личностные характеристики обучающихся, является средством преодоления различных трудностей, возникающих у обучающихся в поведении, общении, учении, создает адаптивные условия для отношений с обучающимися и разрешения конфликтов;
- диагностическую функцию: игры позволяют отслеживать динамику интеллектуального, моторно-практического и эмоционального роста человека;
- развлекательную функцию: игра доставляет удовольствие, может воодушевить, пробудить интерес к познанию.
Игровая деятельность в учебном процессе используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы, раздела учебного материала;
- как элемент (иногда весьма существенный) другой технологии обучения;
- в качестве отдельного учебного занятия, урока;
- в качестве метода проведения занятия или его фрагмента (введения, изучения нового, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеурочной учебной и воспитательной работы.
Наиболее эффективно применение игр и игровых приемов в рамках преподавания предметов, имеющих «практическую составляющую». То есть таких предметов, которые, кроме развитой теории, включают в себя нормы и процедуры практического действия: к ним можно отнести спецпредметы, изучаемые обучающимися. Применение игровых методов в производственном обучении дает уникальную возможность приобрести опыт действия до столкновения с «настоящей» практикой (при условии, конечно, если обучающая игра построена корректно). Игровые методы дают возможность педагогу развивать активность обучающегося. Несмотря на «условность» игровых форм, ответственность за действие в игре «настоящая». Негативная оценка действий в игре (как со стороны педагога-организатора, так и со стороны других игроков) является одним из самых сильных средств коррекции поведения.
Проблема активности личности в обучении как ведущего фактора достижения целей обучения, общего развития личности, ее профессиональной подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов).
Включение в образовательный процесс активных форм обучения (практические занятия по специально разработанным программам, деловые и ролевые игры, рассмотрение практических ситуаций, составление и решение кроссвордов, проведение видеоконференций) создает положительный настрой к учению и готовность к активной мыслительной деятельности. Это служит первым шагом на пути развития профессионально-познавательной активности обучающихся.
Общие тенденции развития методов обучения в настоящее время тяготеют к игровым методам как к наиболее эффективным и гуманным. Игра активизирует практику применения речевых клише, помогает снять напряжение, она призвана способствовать процессу обучения, делать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию учения.
Учебная игра – это особым образом организованная обучающая деятельность (имеющая чаще всего развлекательную форму), предполагающая наличие проблемы и возможные пути ее разрешения. таким образом, сутью учебно-ролевой игры является игровая познавательная деятельность на основе развивающейся ситуации профессиональной направленности. Следует при этом отметить, что предметом данного вида игры является не просто профессиональная ситуация, а каскад ситуаций, объединенных в сценарий. Одним из важнейших средств всестороннего развития личности являются ролевые игры, в этих играх развиваются и совершенствуются психические процессы, формируются различные качества личности.
Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них мы включаем в практику при проведении уроков теоретического и производственного обучения по профессии «Повар, кондитер». Это уроки-деловые игры , уроки–консультации, уроки – соревнования , уроки – экскурсии , межпредметные уроки, уроки с применением ИКТ, уроки взаимоообучения , уроки- конкурсы , уроки – обобщения , уроки – творческие отчеты.
Я используем на занятиях игровые формы, методы и приемы обучения. Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры. Деловые игры способствуют формированию профессионального творческого мышления. Как известно, деловая игра представляет собой моделирование реальной (реже условной, воображаемой) ситуации, в которой будущие специалисты должны не только продемонстрировать свои знания, но и проявить разнообразные компетенции, связанные с их профессиональной деятельностью (коммуникабельность, инициативность, умение находить нестандартные решения). Деловая игра обязательно предполагает коллективную работу (то есть группу более двух человек, например: метрдотель, официант, посетитель) взаимодействие участников, умение распределять роли. Сама природа игры в то же время позволяет обучающимся раскрепоститься, раскрыть ранее не проявлявшиеся творческие способности.
Опыт использования деловых и ролевых игр показывает, что их применение способствует реализации компетентностного подхода в обучении, особенно при формировании личностно – ценностных качеств обучающихся. Спецификой лабораторно-практических работ для профессии «Повар, кондитер» является сочетание разных методов обучения, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Примеры игр при проведении практических работ: «Бракераж готовой продукции»( диалог санитарного врача и повара), «Кафе»( проводится ролевая игра «официант» и «посетитель» ). Игровые действия: посетители приходят в кафе, внимательно рассматривают меню, спрашивают у официанта, что входит в состав блюда и делают заказ. Посетители выражают свое мнение по поводу блюд, вежливо общаются. Просят официанта принести счет и оплачивают его.
В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом - общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности.
Проведение практических работ с использованием нетрадиционных методов обучения воспитывает у обучающихся самостоятельность, инициативу, активность.
Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности.
Деловая игра стимулирует познавательный интерес обучающихся, активизирует их познавательную деятельность и развивает творческий потенциал.
Методическая разработка деловой игры по теме "Организация работы столовой при учебном заведении"
Цель игры: закрепить навыки владения работы с нормативно-технологической документацией, правила технологических расчетов, сформировать потребность в знаниях и возможности сократить их пробелы самостоятельно с помощью учебной и справочной литературы, закрепить умение вести деловые отношения, избегая конфликтных ситуаций, работа в группе.
Общие рекомендации по использованию деловых игр в профессиональном обучении
1. Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы, - это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности.
2. К разработке деловой игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работ с обучающимися, а также реакцию других преподавателей, которая может быть неадекватной.
3. В деловой игре нужны предметная и социальная компетентность участников, поэтому следует проводить предварительную подготовку обучающихся, формировать у них культуру дискуссии.
4. Режим работы обучающихся в процессе деловой игры иногда не укладывается в рамки традиционного поведения их на занятиях, поэтому структурные компоненты деловой игры должны сочетаться таким образом, чтобы она не стала азартной игрой либо простым тренажем.
5. Игра должна строиться на принципах саморегулирования, преподаватель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры, – всё это требует большой подготовительной работы, теоретических и практических навыков конструирования игры.
6. Наиболее приемлемы деловые игры, рассчитанные на 2 ч занятий, их лучше проводить последними, ставить в конце учебного расписания.
7. Так как учебный процесс ограничен временными рамками и программой, а деловые игры предусматривают значительные временные затраты, то возможна апробация деловых игр во внеурочное время, во время прохождения практики.
Для того чтобы игра была достаточно эффективной, преподавателю важно помнить следующие рекомендации:
- Обеспечивать всех участников игры всеми необходимыми дидактическими и справочными материалами, технической и технологической документацией и др.
- Создавать в группе атмосферу серьезного отношения обучающихся к предстоящей игровой деятельности, подлинного творчества, энтузиазма, соревновательности.
- Правила игры должны быть простыми, а содержание предлагаемого материала доступным.
- Необходимо четко излагать правила игры, добиваться их понимания и принятия участниками – это во многом определяет ее ход и успех.
- Быть непосредственным участником игры, но предоставлять её участникам максимальную самостоятельность, воздерживаться от мелочной опеки обучающихся.
- Внимательно следить за игровым азартом и всегда быть готовым к быстрому разрешению конфликтов среди участников игры.
- Не вмешиваться в работу обучающихся без крайней необходимости, постоянно способствовать самоорганизации и самоуправлению обучающихся в процессе игры.
- Строго следить за соблюдением правил игры; не сводить игру к очередному опросу и контролю знаний обучающихся.
- Не спешить с упреками неуспешных обучающихся и с похвалами победителей, но стараться замечать положительные моменты, черты у каждого играющего.
- Не стремиться к снятию «игрового шума», это всегда сопутствующий эффект в игре, необходимо только следить, чтобы он не мешал процессу игры.
- Привлекать к судейству обучающихся, разрешая им использовать необходимые источники информации.
- Добиваться, чтобы оценка результатов игры судьями из числа участников всегда была справедливой и соответствовала принятым критериям.
- При собственной оценке результатов игры сверять свое мнение с мнением обучающихся, если не совпадает, то подумать – почему, и не спешить навязывать своего мнения и решения.
- В ходе игры всегда помнить, что в развитии способностей к творчеству и самостоятельности важнее сам процесс, а не результат.
- Широко использовать коллективную оценку результатов игры, уметь с нею считаться.
- Следует соблюдать меру игрового характера организации обучения, игра используется как форма организации учебной деятельности, а не просто сама по себе.
Вывод
Современная теоретическая разработка различных аспектов феномена игры осуществляется в нескольких направлениях: изучение психолого- педагогической сущности игры; изучение культурологических оснований игры; изучение социологических свойств и качеств игры; изучение организационно-деятельностных игр; изучение возможностей игры в производственно- экономической сфере.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ организации воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, изучаются формы и способы оптимизации игровой деятельности современного поколения молодежи. В психологии игра рассматривается как средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.
Применения деловой игры на уроках производственного обучения является целесообразным и эффективным. Всего 10 % обучающихся столкнулись с проблемами при выполнении заданий, данная проблема связана с недостаточными умениями обучающихся отстаивать свою точку зрения, высказывать свое мнение, 85% обучающихся отметили необходимость использования технологии в обучении, так как в процессе работы у них формируются умения и навыки будущей профессиональной деятельности, они становятся не пассивными слушателями, но активными участниками, развиваются коммуникативные способности, в процессе обсуждения творческих заданий; организуются консультации педагогов, защищаются собственные идеи; личностные − креативность, гибкость мышления; социальные − толерантность к мнению других, способности к коллективной деятельности.
Из этого можно сделать вывод о достаточно высокой степени удовлетворенности обучающихся уроком проведенным в форме деловой игры, образовательный процесс не стоит на месте, он требует постоянного движения, развития, анализа, контроля, самоконтроля, в котором положительную роль играет внедрение продуктивных педагогических технологий.