«Формирование навыков публичных выступлений у учащихся с нарушениями речи на уроках развития речи и внеурочной деятельности» Из опыта работы
Понаморчук Л. И.,
учитель русского языка и литературы
ГОКУ СКШ №11 г.Иркутска
План
- Публичные выступления .Определение;
- Виды публичных выступлений;
- Умение подготовить выступление;
- формы и методы работы ;
- Проектная деятельность как продукт публичных выступлений;
- Практика речевого общения(Языковые упражнения, сочинения по картине);
- Из опыта работы
Публичные выступления
- Публичное выступление — устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст. Успешное публичное выступление требует многочисленных навыков
Умение подготовить выступление
- Хорошее выступление на публике предполагает множество различных умений:
- Умение подготовить выступление. На данном этапе необходимо определить:
- -Тему выступления. Она должна выражать главную мысль, которую следует донести до слушателей.
- -Цель выступления. Она должна выразить смысл и направленность действий выступающего, содержание выступления, отбор и накопление материала, знаний, сведений, которые обладают актуальностью, не повторяют известное, а имеют признаки новизны.
- — Материал должен быть обоснован сильными доводами, опираться на факты. Содержание выступления должно содержать в себе информацию, интересную и понятную аудитории.
- -Форму изложения материала: доклад, презентация, речь и т.д. В любом случае избранная форма должна представлять собой организованный и сгруппированный материал, способный содействовать концентрации внимания слушателей на значимых в профессиональной среде вопросах .
Виды публичных выступлений
- Публичная речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.). По своему характеру она представляет собой монологическую речь, то есть рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции
Виды выступлений
- Доклад — развернутое сообщение, которое раскрывает или важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему.
- Сообщение — небольшое по времени выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема.
- Выступление — подготовленное сообщение при обсуждении какого- либо заранее объявленного вопроса. Тема может быть выбрана заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление).
монолог
- Монолог – развернутое и относительно завершенное по смыслу высказывание одного лица в адрес другого лица (группы людей, общества) с целью привлечения внимания, разъяснения или постановки проблемы. Монолог не требует ответа, он используется для самовыражения его автора.По способу изложения содержания различаются три типа монологов: описание, повествование, рассуждение
дискуссия
- 1) устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения.
- 2) коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса или проблемы, в ходе которого познается объективная истина. Сущность дискуссии состоит в коллективном обсуждении спорного проблемного вопроса — обмене мнениями и идеями, высказывании собственных суждений и отношений, доказательстве или опровержении фактов и положений.
умения
- ученик должен уметь:
- – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- – адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- – представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
- – убеждать своего собеседника в чём-либо;
- – устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать;
- – использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.
Диалогическая речь
- Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной деятельности: ролевая или деловая игра, инсценированные отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и др.; письменного диалога, включающего в себя грамотное оформление анкеты, заявления, резюме, написание эссе, сочинения — интервью и т.д.; групповая работа на уроках требует от ученика умения участвовать в дискуссии: спорить, отстаивая свою точку на различные вопросы, затронутые в дискуссии; монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого-либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т.д.; развитию письменной речи способствуют такие формы деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа или статьи, эссе или сочинения на злободневную тему, составление памяток, инструкций, заполнение таблиц и др
формы и методы работы
- Для развития и формирования навыков публичных выступлений учащихся активно использую групповую форму работы. Эту форму работы можно использовать на любом этапе урока. Целью групповой работы является вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
Проектная деятельность
- Необходимым качеством человека XXI века является владение навыками исследовательской работы. Чтобы решить поставленную задачу, учащиеся знакомятся с материалами справочников и энциклопедий.
- Результатом проекта должен быть публично продемонстрирован продукт работы в сопровождении устного сообщения, в котором четко излагается информация .
«каркас» будущего выступления
- «каркас» будущего публичного выступления:
- Определить мотивацию слушания людьми данного выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?
- Выделить главную идею речи.
- Выделить подзаголовки, разделив идею на несколько составных частей.
- Определить ключевые слова, которые следует повторить несколько раз, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем им рассказывается.
- Необходимо тщательно продумать план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание)
- Подготовить необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.
Практика речевого общения
- использую приобретенные знания и умения в практической деятельности учащихся:
- Устные размышления (обсудим, поспорим, выясним истину (Оценка аргументации и культуры речевого поведения при обсуждении);
- Сообщение на свободную тему(Анализ и оценка выступления .Определение лучшего устного рассказчика)
Публичные выступления
- защита, например, сочинения, написанного в жанре репортажа ,интервью (Оценка содержания материала, способов воздействия на слушателя
- Анализ строения и языковых особенностей высказывания)
Из опыта работы
- Сочинения по картине :
- Языковые упражнения;
- Задания для формирования монологической речи;
- Вопросно-ответные упражнения на говорение;
- Формы работы на говорении;
Сочинения по картине
- Картины, воздействуя на органы чувств, дают возможность воспринимать действительность более глубоко, способствуют развитию эмоциональной сферы человека, его мышления и на этой основе формированию мыслительных и речевых процессов. Работа по картине погружает учащихся в изображаемый художником мир, позволяет реализовать положение о соотношении языка и культуры, коммуникативности и культуроведения.
Языковые упражнения
- Обучение видам речевой деятельности (говорению и письму, во-первых) с использованием живописи осуществляется успешнее при помощи языковых упражнений.
- Итак, вопросы для первичного восприятия картины:
- Что вы видите на картине?
- Что изображено в центре картины?
- Что вы видите на заднем плане?
- На каком фоне изображены предметы?
- Какое время года на картине изображено?
- Какой день показал художник?
- Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?
- Какие цвета использовал художник?
- Какой цвет преобладает?
- Кто главный герой картины? Как вы догадались?
- Что можно сказать о главном герое?
- Почему художник дал такое название картине?
- Как бы вы ее назвали?
- Нравится ли вам картина? Почему?
- Какое настроение она вызывает? Почему?
Задания для формирования монологической речи
- Для формирования монологической речи целесообразны следующие задания:
- Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на… Составьте предложения на тему этой картины.
- Назовите признаки предметов картины (цвет, объем, формы). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст.
- Составьте описание картины по плану, записанному на доске.
- Составьте описание картины по опорным словам, записанным на доске (можно попросить определить их самостоятельно).
- Выразите свое отношение к картине.
- Опишите ситуацию, изображенную на картине.
- Составьте план описания картины, выбрав подходящие фразы из предложенных
Вопросно-ответные упражнения на говорение
- На следующем этапе вопросно-ответные упражнения на говорение носят более творческий характер:
- Почему художник захотел изобразить именно эти предметы? (это время года, этот пейзаж…)
- Почему художник использовал контрастные цвета в изображении?
- Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.
- К какому жанру живописи вы отнесете эту картину? Почему?
- Необходимы упражнения и на развитие воображения, например:
- Составьте воображаемый диалог между персонажами картины.
- Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных художником.
- Расскажите о событиях, которые могли бы предшествовать изображенному на картине.
- В роли какого героя вы хотели бы оказаться и почему?
Формы работы на говорение
- Речевая подготовка позволяет организовать разнообразные формы работы на говорение:
- Подготовленное заранее самостоятельное сообщение учащегося о творчестве художника с описанием картины.
- Неподготовленное заранее высказывание: "Вы посетили выставку картин: расскажите о картине, которая изображает ваше любимое время года так, чтобы ваш собеседник захотел ее увидеть".
- Ситуативный диалог: вы пришли в картинную галерею и встретили там преподавателя изо и литературы. О чем вы будете говорить? Какие темы будут интересны вашим собеседникам?
- Ролевая игра: "Я — экскурсовод", "Картина заговорила", "Художник пишет картину".
- Интервью: журналист берет интервью у художника в день открытия его персональной выставки.
- Интервью у посетителя выставки.
- Интервью у директора музея.
- Интервью у экскурсовода.
Практика
- Конкурсы чтецов ;
- Театрализованные действия;
- Проектная деятельность (выступление в классе, защита проектов на школьной научно-практической конференции, выступление перед аудиторией других школ);
- Экскурсии (сбор материалов для обсуждений).
Конкурс чтецов
- Необычайно важной стороной совершенствования устной речи учащихся являются упражнения по выразительному чтению художественных произведений, постепенное усложнение и разнообразие этих упражнений.
- 3 раза в год в школе провожу конкурс чтецов: «Краски осени», «Зимушка-зима»,
- «День победы», обязательная номинация :
- «Художественное слово.Проза»
Формы и методы работы
- Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Развитие речи – процесс длительный, требующий различных форм и методов работы. При этом главное, чтобы учащиеся были заинтересованы в теме своего сообщения
Сценическое мастерство
Постановка сказки: «Путешествие Емели по сказкам»,5 кл.Руководители:Понаморчук Л.И.,Беляева Н.М.
Сочинение-репортаж по картине Сайкиной «Детская спортивная школа
Как готовиться к устному высказыванию (памятка)
- Подумайте, с какой целью вы будете говорить.
- Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, возмущенный, критический и т. д.)
- Соберите или отберите необходимый материал.
- Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании
Подбор материалов к сочинению-описанию
. Описание архитектурного памятника.
- Урок развития речи. Описание действий.
- Урок развития речи. Описание предмета.
- Обучающее изложение(На материалах краеведения)
- Урок развития речи. Описание природы
- Урок развития речи. Описание внешности человека
- Урок развития речи. Описание помещения
- Урок развития речи. Описание помещения
- сочинение-повествование (по материалам экскурсии)
- сочинение-описание фотографии «В краеведческом музее города».
Использованная литература
- Бадмаев Б. Ц. Выступление, беседа — всегда общение. М., 2003
- Безменова Н. А. Теория и история риторики. М.: «Наука», 2001
- Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. — Ростов н/Д, 2005
- Гуревич С. С., Погорелко В. Ф., Герман М. А. Основы риторики. Киев, 2001
- Дейл Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично. М. Комета.1989
Спасибо за внимание