«Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов»
Подготовила
учитель начальных классов
Широкова Елена Леонидовна
г. Снежинск
2024г
Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка в 1-4 классах.
Орфографическая зоркость - это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой - в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
Орфографическая грамотность - один из критериев социальной полноценности личности. Освоение грамотного письма в начальной школе необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе, для жизни и общения, для получения профессии.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного: объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Для Речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание. Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.
Предложенные упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта «Проверяю себя». Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом.
Упражнения:
ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе,
постоянно показывать образец анализа звучащего слова (аксиома - что в опыте ребёнка нет, надо дать этому образец),
использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р, при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может работать в паре со своими модельками (кинестетически прочувствовать),
подбор слов к звуковым моделям, использовать задания ловушки (сколько звуков в слове «два»?, какое слово
длиннее: час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове «вата» мягкие?)
Школьник для решения орфографической задачи должен пройти 6 этапов:
- увидеть орфограмму в слове;
-определить её вид;
-определить способ решения задачи;
- составить алгоритм решения задачи;
-решить задачу;
- написать слово и осуществить самопроверку.
Орфографическая зоркость на уроках русского языка будет развиваться при условии:
а) систематического проведения специальных упражнений (комментированное письмо, зрительный диктант, моделирование, сигнальные карточки, орфографическое проговаривание);
б) развития умения обнаруживать орфограмму, определять ее тип, находить допущенные ошибки.
Основные причины написания слов с ошибками:
Ученик не видит «опасных мест».
-Не может подбирать проверочные слова из-за маленького словарного запаса, снижения интереса к чтению.
-Низкий уровень самостоятельности при выполнении .
Орфографический навык очень сложный, т.к. в него входит ряд умений, которыми должен обладать ребёнок одновременно:
1)Умение различать гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные.
2) Умение соотносить написание и произношение слова, устанавливать сходства и различие.
3) Умение разбирать слово по составу (проводить морфемный анализ).
4) Умение подбирать однокоренные слова.
5) Умение изменять форму слова.
Первый этап формирования орфографической зоркости – пропедевтическая работа по формированию орфографической зоркости. В соответствии с программой эта работа по орфографии начинается с букварного периода, с работы по Прописям в процессе звуко-буквенного анализа слов.
Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость
1. Списывание
Алгоритм списывания:
Внимательно прочитайте предложение.
Повторите его, не заглядывая в текст.
Подчеркните в предложении все орфограммы.
Прочитайте предложение орфографически.
Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
2. Комментированное письмо - это открытый и управляемый процесс правилосообразных действий учеников (с двойным предупреждением ошибок) в условиях коллективной работы класса.
Перед учеником-комментатором ставится задача - объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
Комментированные упражнения органически объединяют повторение и закрепление учебного материала с систематической работой над ошибками. Предупреждение ошибок в процессе комментированного письма способствует повышению успеваемости учащихся.
3. Письмо с проговариванием
Письмо с проговаривание (хоровое и индивидуальное). Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку.
4. Письмо с пропуском орфограмм
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
5. Какографические упражнения
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
6. Скоростное письмо
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время.
7. Письмо по памяти
Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
Упражнение в запоминании.
Запись.
Проверка
8. Диктант
Все виды диктантов.
1.Зрительно–слуховой - дети внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемое правило. Текст закрывается и диктуется, проверяется. Зрительные диктанты особенно полезны при обучении правописанию слов, не регулируемых правилами
2.Объяснительно–предупредительный - учитель читает текст по предложениям. Вызванный ученик повторяет предложение и объясняет, как надо писать слова (можно построить схему). Ценность этого диктанта в том, что текст воспринимается на слух, выделяются трудные в орфографическом написании слова и решаются, как нужно их писать.
3.Выборочный диктант и выборочное списывание - выписывание из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Выборочный диктант проводится, когда правописание изучаемой орфограммы уже достаточно закреплено.
4.Свободный диктант – нет дословного воспроизведения текста, важны главная мысль, правильное построение предложений, точное употребление слов, словосочетаний.
5.Диктант с постукиванием - во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
6.«Проверь себя» - во время написания диктанта, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.
9. Орфографические минутки
Орфографические минутки. С целью развития орфографической зоркости на каждом уроке русского языка использую орфографические пятиминутки – зарядки с включением слов, в которых были допущены ошибки или с целью повторения орфограмм. Зарядки провожу по - разному. Это может быть устная работа с сигнальными карточками или письменная на листочках. Предложенные упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения.
«Буквы спорят» – сне(ж-ш)ки, шу(б-п)ка,сле(з-с)ки, заб(о-а)лел,, а ученики показывают карточку с нужной орфограммой.
«Найди лишнее слово» (в..юга, друз..я, нал..ю, ворон..е, от..езд)
Таким образом, одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка в начальной школе является поиск эффективных способов обучения орфографии.
Сигнальные карточки - эффективное средство, позволяющее включать в активную работу весь класс и осуществлять индивидуальный подход в обучение. При такой работе сразу видно того, кто ошибся, и можно быстро ему помочь
«Секрет письма зелёной пастой». С помощью этого приёма дети оформляют письменные работы в тетрадях так: как только появляется правило – начинает работать зелёная паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зелёный свет «зажигается» в тетрадях учеников.
Фотограф. На доске (на карточке) записаны слова с различными орфограммами. Ученику даётся 1-2 минуты прочитать и запомнить (сфотографировать) эти слова. После этого слова закрываются и дети записывают их по памяти. Оценивается грамотность, количество слов. Кто правильно и всех больше записал слов, тот фотограф-профессионал. Или демонстрирую в течение 9-15 секунд цепочку из нескольких слов, написанную на ленте. Затем убираю. Дети пишут слова, которые запомнили. Дальше показываю новую цепочку слов. Опять пауза, во время которой дети пишут. Так происходит несколько раз. После написания слов дети подсчитывают друг у друга количество слов. За правильно написанное слово начисляются очки, за ошибку очко снимается. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков. Так дети учатся самоконтролю.
Какографические упражнения – текст с ошибками. Термин «какография» является антонимом к слову «орфография»; отсюда и название «какографические», то есть умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику на уроках русского языка в целях формирования орфографической зоркости учащихся. (Приложение 6)
Целями использования данного приёма является:
- проверка орфографических знаний, умений и навыков школьников;
- формирование орфографической зоркости учащихся;
- развитие произвольного внимания и зрительной памяти младших школьников;
- повышение активности и интереса учащихся к занятиям по орфографии;
- формирование у учащихся самоконтроля.
Словарь слов с непроверяемыми орфограммами.
Одно из направлений формирования орфографической зоркости - это работа со словарными словами. Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Как при запоминании избежать простой зубрёжки? Как разнообразить это монотонное скучное дело?
Обращение к этимологии слова. Наиболее важным, на мой взгляд, является знакомство детей с историческим образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы. Я обращаюсь к этимологии только в том случае, когда нужно запомнить орфографический образ слова. Например, слово «береза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же корня образовалось слово «белый». Береза – дерево с белой корой, белая береза
Слова-подсказки. Привлечь аудиальную подсказку, значит, связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например, Петя петушок, два Коли в коридоре, девочка дежурная, лопасть лопаты, травма в трамвае, рис на рисунке, дома из дерева в деревне, дороги дороги, мед для медведя.
Использование схем гласных (согласных). При изучении слов со сложным написание гласных, пишем схему гласных и стараемся ее запомнить. Например, автомобиль (аоои), горизонт (оио), велосипед (еоие), дежурный (еуы). Если возникают сложности в запоминании согласных в словах, тогда составляем схему согласных. Например, счастье (счст), перрон (пррн). Иногда пишем словарный диктант только гласными или только согласными. Дети воспринимают такой вид работы как игру и с удовольствием выполняют такие задания и запоминают написание сложных слов.
Литература
М.Р.Львов «Правописание в начальных классах», М., Пр. 1990 г.
Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. М., Пр. 1993 г.
И.В.Борисенко. Обучение младших школьников правописанию. Начальная школа 1998 год, №3.
Г.И.Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 год, №4.
Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2001, №5.
Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа. - 2005, №3.
http://urok.1sept.ru/articles/505175/
Формирование навыков грамотного письма через разнообразие форм и методов преподавания русского языка.
Л.И.Тикунова, В.П.Канакина «Сборник диктантов и творческих работ». М. Пр.1992 г.
В.П.Канакина, Г.С.Щёголева «Сборник диктантов и самостоятельных работ». М. Пр. 2014 г.