Формирование основ смыслового чтения на уроках в начальной школе.
Матина Н.А.
Учитель начальных классов
Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное. К.Д.Ушинский
Стратегии смыслового чтения- это различные комбинации приемов, которые используются для восприятия текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Технология смыслового чтения
Ключевые направления формирования умений работы с текстом
- • выделение главного в тексте;
- • составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
- • умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
- • грамотно пересказать прочитанный текст.
- • умение составить план прочитанного;
- • воспроизводить текст по предложенному плану;
- • умение пользоваться образцами решения задач;
- • запоминание определений, формул, теорем.
- • работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
- • использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
- • подтверждение научных фактов;
- • конспектирование новой темы.
В начальной школе в условиях реализации ФГОС используются 3 этапа технологии смыслового чтения:
- 1 этап Работа с текстом до чтения
- 2 этап Работа с текстом во время чтения
- 3 этап Работа с текстом после чтения
Приём эпиграфа, девиза, речёвки
- Начинается урок, пусть ученье будет впрок.
- Упустишь минутку, потеряешь час.
- Добывай знания сам!
- Дружба делу помогает
- Вместе возьмемся, всего добьемся.
- Запрещается лениться! Не болтать и не крутиться! Лишь учиться и трудиться!
- Мало уметь читать, надо уметь думать.
- Слушай – внимательно, работай – старательно!
- Учись, смекай, активным будь . И к знаниям откроешь путь!
- Чтение — вот лучшее учение.
Технология смыслового чтения
1 этап - Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
Предтекстовые стратегии:
- «Мозговой штурм»
- «Верю- не верю, верно – неверно»
- «Глоссарий»
- «Ориентиры предвосхищения»
- «Предваряющие вопросы»
- «Рассечения вопросов».
- «Ассоциативный куст»
Прием «Прогнозирование»
Составьте из букв фамилию писателя с произведением которого мы будем работать
О Л С
Й Т
Т О
Прием «Прогнозирование по иллюстрации»
Приём «Мозговой штурм»
- Окружающий мир.
- Тема: «Почва»
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
- Почва – это …
- - … земля
- - … растительная земля
- - … вещество
- - … суша, а не вода
- - … место обитания, дом животных
- На доске фиксируют все предположения.
- - Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва. Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами тому, что мы узнали из текста.
Приём – игра «Верите ли вы?» (или «Данетка»)
- Тема: «Почва. Как образуется почва»
- Правила игры:
- 1. В таблице Ццфрами указан № вопроса.
- 2. Я вам буду задавать вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...».
- 3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
- Вопросы:
- - … ветер может разрушить горы?
- - … опавшие осенью листья вредят почве?
- - … 1см почвы образуется за 300 лет?
- - … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
- - … растения участвуют в образовании почвы?
- - … почва и камень родственники?
1
2
3
4
5
Приём «Верите ли Вы?»
Игра «Верю – не верю»
- Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом.
- Угол – это геометрическая фигура.
- Угол состоит из двух пресекающихся прямых.
- Бывают углы остроумные и тупые.
- Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки.
- Равные углы – это те, у которых равны стороны.
- Бывает угол прямой.
- Угол может быть тощим.
- Острый угол – это угол, о который можно уколоться.
Приём «Ориентиры предвосхищения»
До чтения текста
Суждения
После чтения текста
Солнце – ближайшая к Земле звезда.
Расстояние от Земли до Солнца – 90 000 километров.
Это огромное раскалённое космическое тело.
Диаметр Солнца в 10 раз больше диаметра Земли
Температура на поверхности Солнца – 6 000 градусов, а в его центре – 15-20 миллионов градусов.
«Ассоциативный куст»
Технология смыслового чтения
2 этап – Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации(истолкования,оценки). Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
Продуктивные текстовые стратегии:
- Чтение про себя с остановками
- Инсёрт (чтение про себя с пометками)
- Чтение в парах – обобщение в парах
- Кластер
- Маркировочная таблица
- Работа с вопросами (толстый и тонкий вопросы)
- Фишбоу
- Концептуальная таблица
«Чтение с пометками» (инсёрт)
Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
«Толстые и тонкие вопросы»
- Тонкие вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа.
- Толстые вопросы – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.
Кластер
Приём «Кластер»
Задачи на движение
Время
Скорость
V=S:t
V=8км/ч
?
«Ромашка Блума»
«Чтение про себя с вопросами»
(«Диалог с автором»)
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
«Чтение с остановками»
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка
«Чтение в кружок»
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
- Учитель озвучивает задание: «Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу» .
- Учитель озвучивает задание: «Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу» .
- Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
- Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
«Чтение в парах – обобщение в парах»
Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.
1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
2. Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
3. Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
Прием «Сводная таблица»
- Позволяющий изучить, обобщить и систематизировать учебную информацию.
- Тема: «Полезные ископаемые»
- Класс делю на группы. Каждая группа получает полезные ископаемые и выполняет практическую работу по предложенному плану.
- 1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.
- 2. Выясни, из чего образовалось полезное ископаемое. Внимательно прочитай текст.
- 3. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
- 4. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.
- 5. Поразмышляй о способах добычи полезного ископаемого? Заполни таблицу.
Технология продуктивного чтения
3 этап - Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Стратегии послетекстовой деятельности
- Вопросы после текста
- Проверочный лист
- Синквейн
- Незаконченные предложения
- Возврат к верным и неверным утверждениям
- Составление обложки
Работа с текстом после прочтения
- 1 группа – Белка. Какая она?
- 2 группа – Волк. Какой он?
БЕЛКА
ВОЛК
добрая
злой
хитрая
сонный
весёлая
хвост поднят
хвост опущен
маленькая
большой
32
- 1 группа – записать ассоциации. Что такое добро?
- 2 группа – нарисовать. Что для вас добро?
ЛЮБОВЬ
ДРУЖБА
МИР
ПОДДЕРЖКА
ПОМОЩЬ
ДЕРЕВО ДОБРА
УВАЖЕНИЕ
32
Толковый словарь С.И.Ожегова
Добро –
1)Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие. 2)Хорошее доброе дело.
Домашнее задание
- синквейн «Добро»
- переписать концовку басни
- подбор пословиц о добре и зле
- составить вопросы по тексту «тонкие и толстые»
Приём «Синквейн»
- Синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо. развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
- Структура сенкана:
- 1. Существительное (тема).
- 2. Два прилагательных (описание).
- 3. Три глагола (действие).
- 4. Фраза из четырех слов (описание).
- 5. Существительное (перефразировка темы)
СИНКВЕЙНЫ
Синквейн
1. Смысловое чтение
2. Вдумчивое изучающее
3. Вникать выделять обобщать
4. Вдумчивое чтение – успех в науках.
5. Понимание информации.
Прием «Знаем, хотим узнать, узнали… »
Прием «Логика мыслей»
- 1 способ Деление текста напечатанного без точек и заглавных букв.
- Задание:
- определить границы предложений:
- Северная природа очень ранима медленнее, чем на юге или в средней полосе растет лес особенно беззащитна тундра даже разовая поездка на вездеходе по ягельному полю оставляет на нем следы разрушений залечивает их природа семь лет вот и посчитайте, сколько навредит тундре только один вездеход за семь часов работы, а если за год, а если их сотни
Прием «Логика мыслей»
- 2 способ «Деформированный текст ».
- Каждое предложение абзаца написано на одной полоске бумаги. Задача учащегося: логично выстроить абзацы текста. Предлагаю работу в паре. После работы результаты выносятся на обсуждение. Приходят к выводу: логично выстроенные предложения каждого абзаца (микротемы) – это правильно построенный текст.
- Зимой о солнце говорили: «Светит, да не греет». … 1…
- Весной с каждым днем становится теплее. 2…
- Лед на водоемах тоже тает. 4…
- На реках начинается ледоход. 6….
- Не забывай, что весной на водоемах опасно ходить по льду. 7…
- От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов.5
- От весеннего тепла оттаивает почва.3 …
- - Сопоставьте свою работу с текстом в учебнике.
- - Выберите одну, интересную для вас тему из предложенных абзацев (микротем). Подумайте, что можно к вашей теме дополнить, как озаглавите свой текст?
Приём «Восстанови текст»
Для формирования умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию, учиться пересказу
- Дети читают текст.
- Летом тундра покрыта густой травой. Сколько цветов! Камнеломки, белая пушица, осока. На мягких моховых кочках растут ягоды и грибы. Удивительное дело! Грибы растут, а леса не видно. Как не видно? У тебя под ногами растут ивы и березы. Этим крошкам уже много лет. Выше грибов они не растут. Долгая темная зима мешает им расти.
- Затем, работая в паре или группе, каждый учащийся получает задание, из слов каждой строчки составить предложения, которые надо расположить в правильном порядке. После выполнения задания ребята рассказывают содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста (возможна проверка по эталону)
- покрыта густой летом травой тундра.
- моховых растут на мягких ягоды кочках и грибы.
- под ногами у тебя ивы растут и березы.
- грибов они не растут выше .
- мешает им долгая темная зима расти.
Прием «Лови ошибку»
- Послетекстовая стратегия
- На любом этапе урока можно использовать. Преимущества данного приёма:
- приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
- развивает аналитические способности;
- предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
- Составляя задание, продумываю с позиции ученика, по каким признакам учащийся найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.
- После ответов учеников обязательно на экране предоставляю информацию с правильными вариантами
- - Исправь географические ошибки в тексте: (у каждого ученика выдаётся текст)
- Лесная зона расположена к северу от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые, чем в тундре. Растительный мир беден. Большую часть зоны занимают широколиственные леса. В лесной зоне распространёнными являются зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес является домом для животных, растений, грибов.
- ПРОВЕРКА
- Лесная зона расположена к югу от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более мягкие, чем в тундре. Растительный мир богат. Большую часть зоны занимают хвойные леса. В лесной зоне редкими являются зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес является домом для животных, растений, грибов.
Приём «Лови ошибку»
Прием «Закрой окно» (Дырявый текст)
- Предлагаю на уроке после объяснения материала, для самостоятельной работы. Выполнив данное задание, ребёнку легче составить пересказ статьи, составить план ответа, ответить на вопросы.
- Модель Земли называют ....
- А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют ....
- Существует много видов географических карт. Это ... .
- На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зелены -..., белым - ... .
- Каждая карта имеет свой ....
- Проверка
- Модель Земли называют глобусом.
- А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют географической картой.
- Существует много видов географических карт. Это физическая, политическая, карта полушарий .
- На физической карте синим цветом обозначена вода, коричневым, желтым, зелены - суша, белым – ледники.
- Каждая карта имеет свой масштаб.
УУД
До чтения
Во время чтения
- Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- Слушать и понимать речь других.
После чтения
- Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
- Ориентироваться в учебнике;
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- Выразительно читать и пересказывать текст;
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
В помощь учителю
Смысловое чтение
Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
Развитие умения анализировать задание.
Смысловое чтение
Работа с фразеологизмами
Смысловое чтение
Работа со словами-образами
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!