СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Смысловое чтение на уроках в начальной школе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Смысловое чтение на уроках в начальной школе".»

Формирование основ смыслового чтения на уроках в начальной школе. Матина Н.А. Учитель начальных классов

Формирование основ смыслового чтения на уроках в начальной школе.

Матина Н.А.

Учитель начальных классов

Читать – это еще ничего не значит,  что читать и как понимать прочитанное –  вот в чем главное.    К.Д.Ушинский

Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное. К.Д.Ушинский

  Стратегии смыслового чтения- это различные комбинации приемов, которые используются для восприятия текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Стратегии смыслового чтения- это различные комбинации приемов, которые используются для восприятия текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Технология смыслового чтения

Технология смыслового чтения

Ключевые направления формирования умений работы с текстом •  выделение главного в тексте; •  составление примеров, аналогичных приведенным в тексте; •  умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос; •  грамотно пересказать прочитанный текст. •  умение составить план прочитанного; •  воспроизводить текст по предложенному плану; •  умение пользоваться образцами решения задач; •  запоминание определений, формул, теорем. •  работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами); •  использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях; •  подтверждение научных фактов; •  конспектирование новой темы.

Ключевые направления формирования умений работы с текстом

  • • выделение главного в тексте;
  • • составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
  • • умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
  • • грамотно пересказать прочитанный текст.
  • • умение составить план прочитанного;
  • • воспроизводить текст по предложенному плану;
  • • умение пользоваться образцами решения задач;
  • • запоминание определений, формул, теорем.
  • • работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
  • • использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
  • • подтверждение научных фактов;
  • • конспектирование новой темы.
В начальной школе в условиях реализации ФГОС используются 3 этапа технологии смыслового чтения:    1 этап Работа с текстом до чтения 2 этап Работа с текстом во время чтения 3 этап Работа с текстом после чтения

В начальной школе в условиях реализации ФГОС используются 3 этапа технологии смыслового чтения:

  • 1 этап Работа с текстом до чтения
  • 2 этап Работа с текстом во время чтения
  • 3 этап Работа с текстом после чтения
Приём эпиграфа, девиза, речёвки Начинается урок, пусть ученье будет впрок. Упустишь минутку, потеряешь час. Добывай знания сам! Дружба делу помогает Вместе возьмемся, всего добьемся. Запрещается лениться! Не болтать и не крутиться! Лишь учиться и трудиться! Мало уметь читать, надо уметь думать. Слушай – внимательно, работай – старательно! Учись, смекай, активным будь . И к знаниям откроешь путь! Чтение — вот лучшее учение.

Приём эпиграфа, девиза, речёвки

  • Начинается урок, пусть ученье будет впрок.
  • Упустишь минутку, потеряешь час.
  • Добывай знания сам!
  • Дружба делу помогает
  • Вместе возьмемся, всего добьемся.
  • Запрещается лениться! Не болтать и не крутиться! Лишь учиться и трудиться!
  • Мало уметь читать, надо уметь думать.
  • Слушай – внимательно, работай – старательно!
  • Учись, смекай, активным будь . И к знаниям откроешь путь!
  • Чтение — вот лучшее учение.
Технология смыслового чтения  1 этап - Работа с текстом до чтения. Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.   Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Технология смыслового чтения

1 этап - Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.  

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Предтекстовые стратегии:   «Мозговой штурм» «Верю- не верю, верно – неверно» «Глоссарий» «Ориентиры предвосхищения» «Предваряющие вопросы» «Рассечения вопросов». «Ассоциативный куст»

Предтекстовые стратегии:

  • «Мозговой штурм»
  • «Верю- не верю, верно – неверно»
  • «Глоссарий»
  • «Ориентиры предвосхищения»
  • «Предваряющие вопросы»
  • «Рассечения вопросов».
  • «Ассоциативный куст»

Прием «Прогнозирование» Составьте из букв фамилию писателя с произведением которого мы будем работать О Л С  Й Т Т О

Прием «Прогнозирование»

Составьте из букв фамилию писателя с произведением которого мы будем работать

О Л С

Й Т

Т О

Прием «Прогнозирование по иллюстрации»

Прием «Прогнозирование по иллюстрации»

Приём «Мозговой штурм»   Окружающий мир. Тема: «Почва» Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения: Почва – это … - … земля - … растительная земля - … вещество - … суша, а не вода - … место обитания, дом животных На доске фиксируют все предположения. - Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва. Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами тому, что мы узнали из текста.

Приём «Мозговой штурм»

  • Окружающий мир.
  • Тема: «Почва»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

  • Почва – это …
  • - … земля
  • - … растительная земля
  • - … вещество
  • - … суша, а не вода
  • - … место обитания, дом животных
  • На доске фиксируют все предположения.
  • - Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва. Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами тому, что мы узнали из текста.
Приём – игра «Верите ли вы?»  (или «Данетка») Тема: «Почва. Как образуется почва»  Правила игры: 1. В таблице Ццфрами указан № вопроса. 2. Я вам буду задавать вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». 3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-». Вопросы: - … ветер может разрушить горы? - … опавшие осенью листья вредят почве? - … 1см почвы образуется за 300 лет? - … норы животных, живущих в почве, разрушают её? - … растения участвуют в образовании почвы? - … почва и камень родственники? 1 2 3 4 5

Приём – игра «Верите ли вы?» (или «Данетка»)

  • Тема: «Почва. Как образуется почва»
  • Правила игры:
  • 1. В таблице Ццфрами указан № вопроса.
  • 2. Я вам буду задавать вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...».
  • 3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
  • Вопросы:
  • - … ветер может разрушить горы?
  • - … опавшие осенью листья вредят почве?
  • - … 1см почвы образуется за 300 лет?
  • - … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
  • - … растения участвуют в образовании почвы?
  • - … почва и камень родственники?

1

2

3

4

5

Приём «Верите ли Вы?» Игра «Верю – не верю» Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом. Угол – это геометрическая фигура. Угол состоит из двух пресекающихся прямых. Бывают углы остроумные и тупые. Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки. Равные углы – это те, у которых равны стороны. Бывает угол прямой. Угол может быть тощим. Острый угол – это угол, о который можно уколоться.  

Приём «Верите ли Вы?»

Игра «Верю – не верю»

  • Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом.
  • Угол – это геометрическая фигура.
  • Угол состоит из двух пресекающихся прямых.
  • Бывают углы остроумные и тупые.
  • Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки.
  • Равные углы – это те, у которых равны стороны.
  • Бывает угол прямой.
  • Угол может быть тощим.
  • Острый угол – это угол, о который можно уколоться.

 

Приём «Ориентиры предвосхищения» До чтения текста Суждения После чтения текста  Солнце – ближайшая к Земле звезда. Расстояние от Земли до Солнца – 90 000 километров.  Это огромное раскалённое космическое тело. Диаметр Солнца в 10 раз больше диаметра Земли Температура на поверхности Солнца – 6 000 градусов, а в его центре – 15-20 миллионов градусов.

Приём «Ориентиры предвосхищения»

До чтения текста

Суждения

После чтения текста

Солнце – ближайшая к Земле звезда.

Расстояние от Земли до Солнца – 90 000 километров.

Это огромное раскалённое космическое тело.

Диаметр Солнца в 10 раз больше диаметра Земли

Температура на поверхности Солнца – 6 000 градусов, а в его центре – 15-20 миллионов градусов.

«Ассоциативный куст»

«Ассоциативный куст»

Технология смыслового чтения 2 этап – Работа с текстом во время чтения. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации(истолкования,оценки).   Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

Технология смыслового чтения

2 этапРабота с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации(истолкования,оценки). Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

Продуктивные текстовые стратегии:    Чтение про себя с остановками  Инсёрт (чтение про себя с пометками)  Чтение в парах – обобщение в парах  Кластер  Маркировочная таблица  Работа с вопросами (толстый и тонкий вопросы)  Фишбоу  Концептуальная таблица

Продуктивные текстовые стратегии:

  • Чтение про себя с остановками
  • Инсёрт (чтение про себя с пометками)
  • Чтение в парах – обобщение в парах
  • Кластер
  • Маркировочная таблица
  • Работа с вопросами (толстый и тонкий вопросы)
  • Фишбоу
  • Концептуальная таблица
«Чтение с пометками» (инсёрт)   Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

«Чтение с пометками» (инсёрт)

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

«Толстые и тонкие вопросы» Тонкие вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа. Толстые вопросы – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

«Толстые и тонкие вопросы»

  • Тонкие вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа.
  • Толстые вопросы – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

Кластер

Кластер

Приём «Кластер» Задачи на движение Время Скорость V=S:t V=8км/ч ?

Приём «Кластер»

Задачи на движение

Время

Скорость

V=S:t

V=8км/ч

?

«Ромашка Блума»

«Ромашка Блума»

«Чтение про себя с вопросами»  («Диалог с автором») Цель: формирование умений вдумчивого чтения. Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором». «Чтение с остановками» Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе:

«Чтение про себя с вопросами»

(«Диалог с автором»)

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

«Чтение с остановками»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка

«Чтение в кружок»   Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель озвучивает задание: «Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу» . Учитель озвучивает задание: «Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу» . Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение в кружок»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

  • Учитель озвучивает задание: «Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу» .
  • Учитель озвучивает задание: «Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу» .
  • Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
  • Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
«Чтение в парах – обобщение в парах»   Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.  1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста. 2. Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.  3. Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

«Чтение в парах – обобщение в парах»

Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2. Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3. Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

Прием «Сводная таблица» Позволяющий изучить, обобщить и систематизировать учебную информацию. Тема: «Полезные ископаемые» Класс делю на группы. Каждая группа получает полезные ископаемые и выполняет практическую работу по предложенному плану. 1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название. 2. Выясни, из чего образовалось полезное ископаемое. Внимательно прочитай текст. 3. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет. 4. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение. 5. Поразмышляй о способах добычи полезного ископаемого? Заполни таблицу.

Прием «Сводная таблица»

  • Позволяющий изучить, обобщить и систематизировать учебную информацию.
  • Тема: «Полезные ископаемые»
  • Класс делю на группы. Каждая группа получает полезные ископаемые и выполняет практическую работу по предложенному плану.
  • 1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.
  • 2. Выясни, из чего образовалось полезное ископаемое. Внимательно прочитай текст.
  • 3. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
  • 4. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.
  • 5. Поразмышляй о способах добычи полезного ископаемого? Заполни таблицу.
Технология продуктивного чтения 3 этап - Работа с текстом после чтения. Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Технология продуктивного чтения

3 этап - Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Стратегии послетекстовой деятельности   Вопросы после текста Проверочный лист Синквейн Незаконченные предложения Возврат к верным и неверным утверждениям Составление обложки

Стратегии послетекстовой деятельности

  • Вопросы после текста
  • Проверочный лист
  • Синквейн
  • Незаконченные предложения
  • Возврат к верным и неверным утверждениям
  • Составление обложки
Работа с текстом после прочтения 1 группа – Белка. Какая она? 2 группа – Волк. Какой он?

Работа с текстом после прочтения

  • 1 группа – Белка. Какая она?
  • 2 группа – Волк. Какой он?
БЕЛКА ВОЛК добрая злой хитрая сонный  весёлая хвост поднят хвост опущен маленькая  большой 32

БЕЛКА

ВОЛК

добрая

злой

хитрая

сонный

весёлая

хвост поднят

хвост опущен

маленькая

большой

32

1 группа – записать ассоциации. Что такое добро? 2 группа – нарисовать. Что для вас добро?
  • 1 группа – записать ассоциации. Что такое добро?
  • 2 группа – нарисовать. Что для вас добро?
ЛЮБОВЬ ДРУЖБА МИР ПОДДЕРЖКА ПОМОЩЬ ДЕРЕВО ДОБРА УВАЖЕНИЕ 32

ЛЮБОВЬ

ДРУЖБА

МИР

ПОДДЕРЖКА

ПОМОЩЬ

ДЕРЕВО ДОБРА

УВАЖЕНИЕ

32

Толковый словарь С.И.Ожегова Добро –   1)Всё хорошее, положительное;  всё, что приносит счастье, пользу, благополучие.   2)Хорошее доброе дело.

Толковый словарь С.И.Ожегова

Добро –

1)Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие. 2)Хорошее доброе дело.

Домашнее задание   синквейн «Добро» переписать концовку басни подбор пословиц о добре и зле составить вопросы по тексту «тонкие и толстые»

Домашнее задание

  • синквейн «Добро»
  • переписать концовку басни
  • подбор пословиц о добре и зле
  • составить вопросы по тексту «тонкие и толстые»
Приём «Синквейн» Синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо. развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Структура сенкана:  1. Существительное (тема).  2. Два прилагательных (описание).  3. Три глагола (действие).  4. Фраза из четырех слов (описание).  5. Существительное (перефразировка темы)

Приём «Синквейн»

  • Синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо. развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
  • Структура сенкана:
  • 1. Существительное (тема).
  • 2. Два прилагательных (описание).
  • 3. Три глагола (действие).
  • 4. Фраза из четырех слов (описание).
  • 5. Существительное (перефразировка темы)
СИНКВЕЙНЫ

СИНКВЕЙНЫ

Синквейн 1. Смысловое чтение 2. Вдумчивое изучающее 3. Вникать выделять обобщать 4. Вдумчивое чтение – успех в науках. 5. Понимание информации.

Синквейн

1. Смысловое чтение

2. Вдумчивое изучающее

3. Вникать выделять обобщать

4. Вдумчивое чтение – успех в науках.

5. Понимание информации.

Прием «Знаем, хотим узнать, узнали… »

Прием «Знаем, хотим узнать, узнали… »

Прием «Логика мыслей» 1 способ Деление текста напечатанного без точек и заглавных букв. Задание:  определить границы предложений:  Северная природа очень ранима медленнее, чем на юге или в средней полосе растет лес особенно беззащитна тундра даже разовая поездка на вездеходе по ягельному полю оставляет на нем следы разрушений залечивает их природа семь лет вот и посчитайте, сколько навредит тундре только один вездеход за семь часов работы, а если за год, а если их сотни

Прием «Логика мыслей»

  • 1 способ Деление текста напечатанного без точек и заглавных букв.
  • Задание:
  • определить границы предложений:
  • Северная природа очень ранима медленнее, чем на юге или в средней полосе растет лес особенно беззащитна тундра даже разовая поездка на вездеходе по ягельному полю оставляет на нем следы разрушений залечивает их природа семь лет вот и посчитайте, сколько навредит тундре только один вездеход за семь часов работы, а если за год, а если их сотни
Прием «Логика мыслей» 2 способ «Деформированный текст ». Каждое предложение абзаца написано на одной полоске бумаги. Задача учащегося: логично выстроить абзацы текста. Предлагаю работу в паре. После работы результаты выносятся на обсуждение. Приходят к выводу: логично выстроенные предложения каждого абзаца (микротемы) – это правильно построенный текст. Зимой о солнце говорили: «Светит, да не греет». … 1… Весной с каждым днем становится теплее. 2… Лед на водоемах тоже тает. 4… На реках начинается ледоход. 6…. Не забывай, что весной на водоемах опасно ходить по льду. 7… От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов.5 От весеннего тепла оттаивает почва.3 … - Сопоставьте свою работу с текстом в учебнике. - Выберите одну, интересную для вас тему из предложенных абзацев (микротем). Подумайте, что можно к вашей теме дополнить, как озаглавите свой текст?

Прием «Логика мыслей»

  • 2 способ «Деформированный текст ».
  • Каждое предложение абзаца написано на одной полоске бумаги. Задача учащегося: логично выстроить абзацы текста. Предлагаю работу в паре. После работы результаты выносятся на обсуждение. Приходят к выводу: логично выстроенные предложения каждого абзаца (микротемы) – это правильно построенный текст.
  • Зимой о солнце говорили: «Светит, да не греет». … 1…
  • Весной с каждым днем становится теплее. 2…
  • Лед на водоемах тоже тает. 4…
  • На реках начинается ледоход. 6….
  • Не забывай, что весной на водоемах опасно ходить по льду. 7…
  • От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов.5
  • От весеннего тепла оттаивает почва.3 …
  • - Сопоставьте свою работу с текстом в учебнике.
  • - Выберите одну, интересную для вас тему из предложенных абзацев (микротем). Подумайте, что можно к вашей теме дополнить, как озаглавите свой текст?
Приём «Восстанови текст»  Для формирования умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию, учиться пересказу Дети читают текст. Летом тундра покрыта густой травой. Сколько цветов! Камнеломки, белая пушица, осока. На мягких моховых кочках растут ягоды и грибы. Удивительное дело! Грибы растут, а леса не видно. Как не видно? У тебя под ногами растут ивы и березы. Этим крошкам уже много лет. Выше грибов они не растут. Долгая темная зима мешает им расти.  Затем, работая в паре или группе, каждый учащийся получает задание, из слов каждой строчки составить предложения, которые надо расположить в правильном порядке. После выполнения задания ребята рассказывают содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста (возможна проверка по эталону) покрыта густой летом травой тундра. моховых растут на мягких ягоды кочках и грибы. под ногами у тебя ивы растут и березы. грибов они не растут выше . мешает им долгая темная зима расти.

Приём «Восстанови текст»

Для формирования умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию, учиться пересказу

  • Дети читают текст.
  • Летом тундра покрыта густой травой. Сколько цветов! Камнеломки, белая пушица, осока. На мягких моховых кочках растут ягоды и грибы. Удивительное дело! Грибы растут, а леса не видно. Как не видно? У тебя под ногами растут ивы и березы. Этим крошкам уже много лет. Выше грибов они не растут. Долгая темная зима мешает им расти.
  • Затем, работая в паре или группе, каждый учащийся получает задание, из слов каждой строчки составить предложения, которые надо расположить в правильном порядке. После выполнения задания ребята рассказывают содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста (возможна проверка по эталону)
  • покрыта густой летом травой тундра.
  • моховых растут на мягких ягоды кочках и грибы.
  • под ногами у тебя ивы растут и березы.
  • грибов они не растут выше .
  • мешает им долгая темная зима расти.

Прием «Лови ошибку»

  • Послетекстовая стратегия
  • На любом этапе урока можно использовать. Преимущества данного приёма:
  • приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
  • развивает аналитические способности;
  • предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
  • Составляя задание, продумываю с позиции ученика, по каким признакам учащийся найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.
  • После ответов учеников обязательно на экране предоставляю информацию с правильными вариантами
  • - Исправь географические ошибки в тексте: (у каждого ученика выдаётся текст)
  • Лесная зона расположена к северу от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые, чем в тундре. Растительный мир беден. Большую часть зоны занимают широколиственные леса. В лесной зоне распространёнными являются зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес является домом для животных, растений, грибов.
  • ПРОВЕРКА
  • Лесная зона расположена к югу от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более мягкие, чем в тундре. Растительный мир богат. Большую часть зоны занимают хвойные леса. В лесной зоне редкими являются зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес является домом для животных, растений, грибов.
Приём «Лови ошибку»

Приём «Лови ошибку»

Прием «Закрой окно» (Дырявый текст) Предлагаю на уроке после объяснения материала, для самостоятельной работы. Выполнив данное задание, ребёнку легче составить пересказ статьи, составить план ответа, ответить на вопросы. Модель Земли называют .... А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют .... Существует много видов географических карт. Это ... . На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зелены -..., белым - ... . Каждая карта имеет свой .... Проверка Модель Земли называют глобусом. А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют географической картой. Существует много видов географических карт. Это физическая, политическая, карта полушарий . На физической карте синим цветом обозначена вода, коричневым, желтым, зелены - суша, белым – ледники. Каждая карта имеет свой масштаб.

Прием «Закрой окно» (Дырявый текст)

  • Предлагаю на уроке после объяснения материала, для самостоятельной работы. Выполнив данное задание, ребёнку легче составить пересказ статьи, составить план ответа, ответить на вопросы.
  • Модель Земли называют ....
  • А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют ....
  • Существует много видов географических карт. Это ... .
  • На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зелены -..., белым - ... .
  • Каждая карта имеет свой ....
  • Проверка
  • Модель Земли называют глобусом.
  • А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют географической картой.
  • Существует много видов географических карт. Это физическая, политическая, карта полушарий .
  • На физической карте синим цветом обозначена вода, коричневым, желтым, зелены - суша, белым – ледники.
  • Каждая карта имеет свой масштаб.

УУД

До чтения

Во время чтения

  • Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • Слушать и понимать речь других.

После чтения

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
  • Ориентироваться в учебнике;
  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • Выразительно читать и пересказывать текст;
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
В помощь учителю

В помощь учителю

Смысловое чтение Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Смысловое чтение

Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Развитие умения анализировать задание.

Развитие умения анализировать задание.

Смысловое чтение Работа с фразеологизмами

Смысловое чтение

Работа с фразеологизмами

Смысловое чтение Работа со словами-образами

Смысловое чтение

Работа со словами-образами

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!