Формирование основных компетентностей на уроках математики.
Выступление подготовила:
Гончарова О. И.-учитель математики Меловского лицея.
Для учителей математики главным
задачей является формирование у учащихся
математической компетентности, как
составляющей жизненной компетентности
Математическая компетентность
– это способность человека видеть
и применять математику в
реальной жизни, понимать содержание и
методы математического моделирования,
строить математическую модель,
исследовать ее методами математики,
интерпретировать полученные результаты.
Формирование математической
компетентности
методологическая
компетентность
исследовательская
компетентность
процедурная
компетентность
Математическая
компетентность
логическая
компетентность
технологическая
компетентность
Логическая компетентность — владение дедуктивным методом доказательства и опровержения утверждений.
Процедурная компетентность — умение решать типичные математические задачи.
Технологическая компетентность — владение современными математическими пакетами.
Методологическая компетентность — умение оценивать целесообразность использования математических методов для решения практических и прикладных задач.
Исследовательская компетентность — владение методами исследования практических и прикладных задач математическими методами.
Компоненты математической компетенции.
- Мотивационный-внутренняя мотивация, интерес
- Содержательный-комплекс математических знаний умений и навыков;
- Действенный - навыки учебного труда,
самооценка, самоконтроль).
Социальная компетентность.
- Выбор учителем заданий, предусматривающих для учащихся самостоятельный поиск решения.
- Предоставление учащимся возможности избрания варианта задачи или пути решения задач.
- Использование самооценки и взаимной оценки учащихся.
- Развязывание задач различными способами и
определение рационального пути решения.
- Привлечение детей к работе в группах. Обязательное условие-учет индивидуальных возможностей школьников. Задачи должны быть если не индивидуальными, то хотя бы разноуровневыми .
Мультикультурная компетентность.
- Использование информации из истории математических открытий.
- Использование художественной литературы в процессе преподавания математики.
- Решение задач историко-культурного содержания.
- Решение задач экологического содержания .
- Характеристика вклада в науку ученых различных
стран.
- Воспитание учащихся на примере жизненного и творческого пути выдающихся математиков.
Коммуникативная компетентность.
Стимулирование умения учащихся высказывать собственную точку зрения.
- Содействие совершенствованию умений вести учебный диалог.
- Использование устных и письменных обзоров на ответ, дополнений и замечаний к нему .
- Совершенствование умений детей формулировать цели собственной деятельности и делать выводы по ее результатам.
- Применение взаимоопрашивания и взаимопроверки с возможным дальнейшим комментированием.
- Организация групповой работы .
- Проведение нестандартных уроков , уроков-соревнований, КВН.
- Подготовка учащимися нестандартных вопросов одноклассникам .
- Стимулирование общения учащихся с ровесниками и взрослыми с целью повышения уровня учебных достижений и эрудиции учащихся.
Информационная компетентность.
- Привлечение учителем дополнительной информации в процессе преподавание математики.
- Стимулирование учащихся к использованию дополнительной информации.
- Активное сотрудничество с кабинетом информатики относительно использования учебных программ по математике.
- Использование рисунков, таблиц, схем, как источников информации, и предвидение составления схем, таблиц ,
планов, опорных конспектов, как результата работы
учащихся с информацией.
- Выпуск школьных газет, создание информационных
страниц в классных уголках
Компетентность самообразования и саморазвития.
- Написание учащимися сообщений, рефератов ,
самостоятельных творческих работ.
- Использование опережающих задач, что
предпологает активную самостоятельную и самообразовательную деятельность учащихся.
- Консультирование учащихся по вопросам самообразования .
- Организация интеллектуальных конкурсов , игр, предметных недель, предусматривающих самостоятельное овладение учащимися определенных вопросов и их самообразовательную деятельность.
- Использование интенсивных задач по предмету, которые предусматривают объяснение учащимися определенных вопросов.
- Привлечение учащихся к работе консультантами, что
поддерживает их самообразовательный тонус.
Компетентность продуктивной творческой деятельности.
- Обеспечение высокого научного уровня преподавания
математики .
- Создание проблемных ситуаций на основе современной жизни .
- Решение задач и примеров разными способами, использование задач повышенной сложности.
- Составление и решение учащимися тестов, задач ,
кроссвордов и тому подобное.
- Привлечение учащихся к участию в конкурсах "Кенгуру"
"Олимпиус"и др.
- Привлечение учащихся к участию в олимпиадах, в работе заочных физико-математических школ.
Успехов вам коллеги и дай Бог нам мудрости научиться заботиться о здоровье учеников, своем здоровье
потому что счастье человека 90% - здоровье.