СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование портфолио педагога

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».  (Словарь иностранных слов)

Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет ее в жизнь.

Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего,

Просмотр содержимого документа
«Формирование портфолио педагога»


МБОУ «КСШ №3»









Доклад

на тему: «Формирование портфолио педагогов с учётом современных требований к аттестации»









Подготовила:

Архипова С.В.













Комсомольский, 2018


Итак, месье, на вас досье,

Хотите что-то скрыть?

Напрасно!

Вот документ. И в нем все ясно…

Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».  (Словарь иностранных слов)

Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет ее в жизнь.

Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. 
Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой.


С другой стороны, у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким «досье успехов» может стать «портфолио педагога».
Педагоги нашей школы ведут постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы. Каждым педагогом в рамках общей методической темы ведется собственное исследование по индивидуальной теме. Результаты этой работы обобщаются на заседаниях школьных и районных методических объединений, публикуются статьи в сборниках и педагогических изданиях. У каждого учителя имеется научно-методическая папка (портфолио), в которой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях, ходе работы над исследовательской темой.
Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио учителя» для педагогического коллектива, особенно для вновь аттестуемых учителей.
Когда мы говорим о педагогических технологиях, часто возникает образ технократического феномена. Само слово «технология» действительно пришло из технического (а скорее, производственного) мира, хотя и произошло от греческого techne — искусство, мастерство, умение. Роль новых технологий скорее следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития.
Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской. 

Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.

Практическая значимость портфолио

- Аттестация

- Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ

 Систематизация деятельности учителя

 Стимулирующий фактор

Диагностика профессиональной деятельности позволяет:

 Учителю:

-  реально представить результаты своего труда

-  увидеть свои резервы

-  иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию

Диагностика профессиональной деятельности позволяет:

 Администрации:

-  осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя

Обязательные части портфолио :

1. Общие сведения об учителе (анкеты, документы об образовании, повышении квалификации, о предыдущей присвоенной квалификации, награды, грамоты и т. д.)

2. Результаты учебно-методической работы (результаты аттестации учащихся и мониторингов знаний, методические разработки, участие учителя на окружных и городских мероприятиях, печатные работы и выступления и т. д.)

Цели и задачи портфолио  

1.Оценочно-стимулирующая.

2.Развивающая по отношению к образовательной ситуации. Структура портфолио представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагогических (руководящих) работников

3.Демонстрационная по отношению к процедуре экспертизы профессиональной компетентности педагога (руководителя).


Требования к материалам портфолио

Портфолио педагогического (руководящего) работника представляет собой папку-накопитель с файлами, в которой зафиксирована информация о профессиональных достижениях аттестуемого, его эффективном педагогическом (управленческом) опыте, личном вкладе в развитие системы образования за межаттестационный (доаттестационный) период. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио должен датироваться, все сведения, включенные в таблицы, схемы и т.д. должны подтверждаться документально и являться иллюстрацией формализованных свидетельств достижений работника и рефлексивно-аналитических материалов обоснования профессионализма педагогического (руководящего) работника.


Структура и содержание портфолио учителя

1.1. Оглавление  

1.2. Общие сведения

Данный раздел включает в себя следующую информацию: Ф.И.О. (полностью) Год и дата рождения Образование (полное наименование учебного заведения и год его окончания) Полученная специальность, квалификация по диплому Место работы (полное наименование образовательного учреждения) Занимаемая должность и дата назначения на эту должность Стаж педагогической работы Стаж работы в занимаемой должности Учебная нагрузка Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет (№, дата выдачи документа, продолжительность курсов, полное наименование ОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) Наличие квалификационной категории и дата ее присвоения (если нет категории, то указать разряд ЕТС) Наличие ученой степени, звания Наиболее значимые награды за последние 5 лет

1.3. Самоанализ профессиональной педагогической деятельности. Целью самоанализа аттестуемого является определение реально достигнутого им уровня педагогического мастерства, наличия профессионально необходимых педагогических способностей. Самоанализ должен отражать две составляющие: 1) собственно самоанализ как комплексное осмысление опыта работы; 2) самообобщение – формулировка обобщающих, итоговых выводов по результатам сделанного анализа.

1.4. Результаты профессиональной педагогической деятельности

В этот раздел помещаются: материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании: - контрольных срезов знаний; - участия воспитанников в олимпиа­дах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; список победителей различных этапов (не ниже районного) Ростовской региональной олимпиады школьников по химии, других интеллектуальных конкурсов школьников; список выпускников поступивших в ВУЗы по профилю преподаваемого предмета; другие материалы. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период. Наряду с текстовой формой представления материалов данного раздела могут быть использованы таблицы, схемы, диаграммы и пр.  

1.5. Методическая деятельность

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога: материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы; материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым используемых образовательных технологий; материалы, содержащие обоснование применения аттестуе­мым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; материалы, подтверждающие использование информационно-коммуникационных техноло­гий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т.п.; материалы, подтверждающие участие в работе методических объединений, творческих групп, сотрудничество с методическими центрами, ВУЗами и другими учреждениями; материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; материалы, подтверждающие участие, организацию и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.; авторские программы; материалы творческих отчетов, рефераты, доклады, статьи; другие материалы.

1.6. Инновационная исследовательская деятельность

В этот раздел помещаются материалы, свидетельствующие об опыте исследовательской деятельности педагога: тема педагогического исследования: срок подведения итогов по данной теме; диагностическая карта учителя (составляется на один год); полученный опыт, форма и место подведения итогов исследования, эксперимента (на каком уровне представлен); педагогические технологии, используемые в практической деятельности (в рамках темы; диагностические данные, мониторинг); открытые уроки, мероприятия (в рамках темы; на каком уровне представлены, их разработки, отзывы) грантовая деятельность педагога; проектно-исследовательская деятельность обучающихся; другие материалы

1.7. Внеурочная деятельность по предмету Раздел содержит следующие материалы: список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащими­ся по предмету; сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеоматериалы с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.); программы кружков, факультативов, проектной деятельности; другие материалы.


1.8. Учебно-материальная база В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии): список словарей и другой справочной литературы по предмету; список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюст­рации, портреты и др.); наличие технических средств обучения (телевизор, видео­магнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.); наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.); аудио и видеопособия; наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.; измерители качества обученности учащихся; другие материалы.


В связи с изменениями в образовании, его открытостью и доступностью, с учетом желаний общества и родителей наблюдать за работой школы и учителей, оценивать ее с точки зрения видов и качества предоставления образовательных услуг, к учителю предъявляются новые требования. Это нашло свое отражение в официальных документах: в законе «Об образовании в Российской Федерации» -ФЗ, новых ФГОС, в проекте профессионального стандарта педагога и других.

Наличие у  педагога портфолио в электронном виде не вызывает сомнений в высоком уровне его профессионализма и ИКТ-компетентности, а это обязательное требование ФГОС второго поколения к учителю.