СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательной активности младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из главных задач учителя-научить каждого ребёнка учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу, не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к получению знаний.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательной активности младшего школьника»

Описание профессионального опыта


Жарова Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

МКОУ Суторминской ОШ,

Сычевского района,

Смоленской области

Адрес сайта: https://multiurok.ru/schkola_100sutorm/


Тема педагогического опыта «Формирование познавательной активности младшего школьника на уроках и во внеурочное время в условиях малокомплектной сельской школы на основе элементов современных образовательных технологий».

Тема эта очень актуальна для начальной школы. Ведь именно в начальной школе закладывается фундамент знаний, формируется личность ребенка, его мировоззрение, его будущее.

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Именно эти запросы и обнажают ряд проблем: мы живём в сельской местности, где нет ни театров, ни музеев, ни спортивных комплексов. Сельские школьники не имеют возможности получить то развитие, которое получают городские дети.

Роль учителя в этих условиях повышается многократно. Учитель сельской школы должен постоянно совершенствовать свои профессиональные качества, он просто обязан работать творчески.

Актуальность этой проблемы позволила выделить противоречие между высокой степенью познавательной активности обучающихся на уроке и снижением уровня познавательной активности некоторых школьников при выполнении домашних заданий, проектов, а также при переходе из начальной школы в основную.

Цель моей педагогической деятельности - научить каждого ребенка учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний.

С чего же начать работу по активизации познавательной деятельности?

Ведь сформировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развить стремление к глубокому познанию изучаемых предметов задача не из простых.

Познавательная активность – важнейший фактор развития творческих способностей учащихся, их самостоятельности. Движущей силой познавательной активности выступает интерес.

Одним из главных рычагов формирования познавательного интереса в учебной деятельности – это создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости их пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.

Считаю, что для развития познавательного интереса младших школьников необходимо выполнение следующих условий:

  • создание положительной мотивации на уроке.

  • избегание в преподавании будничности, монотонности, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка;

  • недопущение учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;

  • использование элементов современных образовательных технологий для стимуляции познавательных интересов школьников;

  • приучение к самооценке результата собственной деятельности на уроке.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Я стараюсь не просто осуществлять передачу опыта, но и создавать такие условия обучения, чтобы учащиеся стремились получить новые знания и в дальнейшем успешно могли применить их в практической деятельности.

Стараюсь укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей, развивать творческие возможности у слабых учеников, не даю остановиться в своем развитии более способным детям, учу воспитывать в себе силу воли и целеустремлённость.

Для привития глубокого интереса учащихся к учебной деятельности, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся младшего школьного возраста.

Универсальных приемов формирования творческих познавательных интересов и самостоятельности у младших школьников в практике обучения нет. Каждый, творчески работающий учитель, добивается этого, используя свои приемы развития творческих познавательных интересов.

Чтобы добиться желаемых результатов и достигнуть цели своей педагогической деятельности, я поставила перед собой ряд задач и попыталась их реализовать, а именно:

1. Создание коллекции нестандартных уроков с презентациями и активное использование их в своей практике.

(уроки-путешествия, уроки - игры, уроки – КВН, уроки-праздники, уроки-проекты). К созданию презентаций активно привлекаю своих учеников.

2. Активное использование на уроках элементов современных образовательных технологий для развития познавательной активности и творческого потенциала каждого ученика.

К таким технологиям я отношу проблемное и развивающее обучение, ИКТ, разноуровневой дифференциации, интегративные технологии, а также игровые и др.:

п/п

Название технологии.

Результативность

1

Здоровьесберегающие технологии

Повышение эффективности обучения, улучшение качества знаний учащихся.

2

Технология проектной и исследовательской деятельности

Развитие самостоятельности, умения черпать знания из различных источников информации, участие в конкурсах, научно-практических конференциях.

3

Технология проблемного обучения

Активизация познавательной деятельности учащихся.

4

Разноуровневая дифференциация обучения.

Способствует снятию перегрузок в усвоении учебного материала, обеспечивает успешность в обучении учащихся с разными способностями.

5

Интегративные технологии

Развивают умение извлекать знания в межпредметной деятельности, реализуются творческие возможности учащихся.

6

Технология развивающего обучения

Позволяет в системе развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, участие в творческих конкурсах, качественное усвоение материала.

7

Технология "Портфолио"

Является одной из наиболее ярких форм оценивания достижений учащихся.

8

Игровые технологии

Повышение учебно-познавательной мотивации учащихся, интереса к изучаемому предмету

9

Информационно-коммуникационные технологии

Повышение познавательной активности, углубление знаний, развитие творческого потенциала учащихся.

Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная. Поэтому в своей практике очень широко применяю здоровьесберегающие технологии.

Недостаток двигательной активности, на мой взгляд, одна из самых распространенных причин снижения здоровья школьников. Поэтому в своей педагогической деятельности на уроках и во внеурочное время я использую подвижные игры, физкультминутки, упражнения для глаз, релаксационные упражнения, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, стараюсь чередовать и разнообразить виды деятельности на уроках, учитываю гигиенические требования к посадке при чтении и письме.

Провожу конкурсы рисунков, беседы по ЗОЖ, ПДД:

«Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Правильное питание – залог здоровья», «Моё здоровье в моих руках», «Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим», « Путешествие по стране Дорожных знаков» и др.

Мною разработана программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка». Она предназначена для обучающихся 1-4 классов.

Применение здоровьесберегающих технологий способствует снижению заболеваний учащихся, повышению работоспособности, обеспечению возрастных темпов роста и развития детей, формированию у младших школьников необходимых знаний по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

3. Систематизация наглядности и раздаточного материала кабинета.

Яркая наглядность, предметные картинки, таблицы – всё это необходимо для мотиваций учебной деятельности.

Поэтому в своей работе применяю различные средства наглядности, использую элементы занимательности, которые вносят в урок что-то необычное, неожиданное, вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им легко усвоить любой учебный материал.

4. Применение игры.

Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования. Ещё К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. В своей педагогической практике на уроках часто использую дидактические игры, что позволяет добиваться лучшего усвоения учебного материала, ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Дети учатся применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. Через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, ключевых компетенций.

5. Вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность.

В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю внеурочной деятельности, так как именно в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности.

Она стимулирует развитие творческих способностей учащихся, способствует развитию познавательного интереса, подготавливает детей к самостоятельной научно-исследовательской работе. Внеклассная работа благотворно влияет на уровень развития школьников, на раскрытие их внутреннего потенциала, помогает углубить знания, полученные на уроке, сделать процесс познания интересным и увлекательным.

Внеурочная деятельность в нашей школе реализуется в таких формах как проектная и исследовательская деятельность, экскурсии, кружки, интеллектуальные марафоны, соревнования, познавательные игры, конкурсы, викторины. Нестандартно и ярко прошли традиционные мероприятия «Неделя Детской книги-2019», в рамках которой мною была проведена литературная познавательная игра «Поле чудес», праздник осени «Очей очарованье», День матери «Тепло сердец для милых мам». Очень обрадовались мои четвероклашки, когда их сочинения оказались на страницах детского журнала «Антошка» в рубрике «Проба пера».

Выводы о результативности.

С каждым годом увеличивается количество обучающихся, принявших участие в олимпиадах, международных и всероссийских играх-конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Человек и Природа» и др. Дети с большим интересом принимают участие в районных и областных фестивалях, конкурсах рисунков и поделок, где в полной мере раскрывается их творческий потенциал, количество призёров и победителей увеличивается. Это, безусловно, является свидетельством повышения роста познавательной активности обучающихся.

Провожу тесты, анкетирования, мониторинги, которые дают возможность проанализировать психологический микроклимат в классе, уровень сформированности УУД, а также спланировать дальнейшую работу.


 Мои ученики успешно усваивают учебный материал и показывают стабильно положительные результаты. Среди них нет неуспевающих, качество знаний – 75-100 %.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у моих учеников формируется деятельное состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.

И самое главное!… дети на моих уроках не пассивные слушатели, а активные участники познавательного процесса.

Диссеминация опыта.

В связи с модернизацией всей системы образования перед учителем стоит сложная задача подготовки конкурентоспособного выпускника, способного на самоопределение, самовыражение, саморазвитие и самосовершенствование. Эту сложную задачу можно с наибольшей результативностью решать, если найти такие методы, приемы, средства и формы обучения, которые формируют навыки самостоятельной учебной деятельности учащихся. Всё это достижимо при условии, что сам педагог будет непрерывно совершенствоваться, заниматься самообразованием.

Стараюсь быть в курсе нового, позитивного в образовании, с удовольствием читаю об опыте других учителей, использую понравившиеся материалы в своей работе. Люблю посещать видеоуроки, занятия, мероприятия коллег. Также делюсь своим опытом с коллегами по школе, провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия. Участвую в районных семинарах учителей начальных классов:

1.  Интегрированный урок «Идёт волшебница Зима!» (РМО учителей нач. классов 2010г.)

2. Урок духовно-нравственного направления «Семья-малая церковь» (РМО учителей начальных классов и учителей православной культуры, 2012 г.)

3. Урок-проект в классе-комплекте (3,4 кл.) «Паспорт имени существительного», (РМО учителей начальных классов, 2015 г.)

4. Доклад на педагогическом совете «Дидактическая игра, как средство повышения познавательной активности младших школьников» (2016г.)

5. Доклад на тему: «Формирование умения работы с текстом, как шаг к успешному выполнению комплексных контрольных работ и ВПР в начальной школе» (РМО учителей начальных классов, 2019г.)

6. Урок окружающего мира в 1 классе «Когда мы станем взрослыми» (РМО учителей начальных классов, 2021г.)