Формирование познавательной компетенции учащихся
на уроках украинского языка и литературы
В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной компетенции учащихся на уроках языка и литературы. В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить умение самостоятельно пополнять знания.
Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой. Далеко не все учащиеся умеют работать с учебником, словарями, не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал.
Всё это заставило искать эффективные средства активизации образовательного процесса.
Для формирования познавательной компетенции учащихся необходимо:
- активизировать познавательную деятельность ученика (через организацию самостоятельной познавательной деятельности на уроке и во внеурочное время, применяя различные методы и формы организации учебной деятельности);
- прививать любовь к предмету через систему эффективных уроков;
- приобщать к духовному богатству и красоте родного слова (на основе уроков творчества, творческих мастерских).
Особенно эффективно познавательная компетентность развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, а также при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала. Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.
При формировании познавательной компетентности мной используются тестовые конструкции с информационно – познавательной направленностью, тестовые конструкции составленные учащимися, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.
Бортовой журнал – тетрадь, в которую уч-ся записывают свои мысли
Что мне известно по данной теме | Что нового я узнал из текста |
Причём тексты могут быть и лингвистические и художественные.
Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы я предлагаю игровые и конкурсные ситуации следующего характера:
Пример 1: Игра “Веришь, не веришь”
Верите ли вы, что… … слово тур многозначное?
Пример 2. Конкурс “Ищи ответы в приведенном тексте”
Тест по пьесе И. Котляревского «Наталка Полтавка»:
-Сколько лет Петр был на заработках?
- В какой город он шел?
Даже слабый ученик может проявить себя.
Таблица-синтез из трёх частей
Непонятное слово/термин | Толкование ребёнком | Выписка из словаря |
На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения
Как организовать такой учебный процесс?
а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию;
б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;
в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.
Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.
Познавательный интерес уч-ся формируется и на уроках – практикумах:
1 этап. Репродуктивная деятельность: усвоенные знания применяются в аналогичных условиях. Цель: подготовить уч-ся к выполнению более сложных заданий.(Разные виды разбора, составление схем, расстановка знаков препинания в тексте)
2 этап. Выбор языковых средств по образцу с изменением языкового материала. Цель: закрепить достигнутое, формировать умение применять знания в различных ситуациях. (Работа по образцу, но условия её выполнения сложнее, т.к. требуется изменение текста, а значит усложняется и логическая работа. На данном этапе предлагаю такие задания, как переконструирование предложений, замену одних синтаксических конструкций другими, изменение форм при списывании, вставка букв и т.д.) Например, из двух простых предложений нужно составить сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное предложение. Словосочетание с несогласованным определением перестроить в словосочетание с определением согласованным:
сияние луны - лунное сияние и т.д.
Перестроить двухсоставное предложение в односоставное безличное :
Я загрустил. – Мне грустно. и т.д.
3 этап. Частично-поисковая деятельность. Цель: обучение творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов. Например, составить словосочетания по определённым схемам на тему «Школа».
Именно такая структура объясняется тем, что обеспечивается поступательное движение от выполнения простых заданий по образцу к поисковой деятельности.
Результат уроков – практикумов является развитие познавательных качеств личности.
При изучении лексики спросим у детей: как проникли к нам иностранные слова? Что появилось раньше: многозначность или переносное значение слова? Для детей 10 лет это вполне проблемная задача. Чтобы понять лексическое значение слова, составим предложение, например, со словом вуз. Антонимы изучим на примере пословиц, синонимы найдём в собственной речи. При изучении грамматических тем всегда наблюдаем над языковыми фактами, сравниваем, что формирует наблюдательность, логическое мышление.
Учебные задания усложняем постепенно. Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности. На уроках привлекаем материал других предметов (дай названия столиц, рек и т. п.). Вопросы нужно ставить в обобщённой форме: что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке? Какой предстаёт русская природа в стихотворениях поэтов XIX века? Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребёнок оценивается по отношению к самому себе, обязательно учится оценивать себя. Нужно учить оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев и таким образом развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.
Знания не даются в готовом виде. Широко используем блоки, составление схем, составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.
Работа в группах заставляет ребят ответственнее готовиться к урокам, чтобы не подвести всех.
Исследовательская работа «Энциклопедия одного слова»( Слово исследуется с точки зрения каждого из разделов науки о языке: - слово и его лексическое значение; слово его родственники (т.е. однокоренные слова) и т.д.). Для выполнения работы уч-ся потребуется помощь различных словарей, справочников. Развивается кругозор ребёнка. Это творческий поиск ученика.
На уроках литературы нужно задавать только интересные и актуальные для данного возраста вопросы, увеличивая количество проблем от произведения к произведению. Обязательно анализировать речевые обороты: какая фраза автора подтолкнула к этой мысли? Докажи. Давать свободу выбора тем, вопросов. Тема, предложенная учителем, может корректироваться, дополняться. Предоставлять возможность выбора форм отчетности учебной работы: письменно или устно, досрочно, в срок или с опозданием..
Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию.