СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительного искусства

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе отражена актуальность проблемы формирования базовых учебных действий на уроках изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительного искусства»



«Формирование познавательных базовых учебных действий на уроках изобразительного искусства».

Учитель ИЗО Сажина Т.В.

Актуальность проблемы формирования учебных действий на уроках изобразительного искусства:

  • Каждый урок изобразительного искусства ориентирован на решение как предметных задач, так и на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

  • Художественные образы находят отражение в словесных высказываниях и творческих работах.

  • Совместное парное и коллективное творчество детей на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно и умение вести диалог, и отстаивать свою точку зрения, и считаться с мнением партнёра, и ориентироваться на конечный результат.

  • Заинтересованность обучающихся, достигаемая особой атмосферой эмоционального проживания тем программы, побуждает их к познавательной деятельности.

  • Результатом обучения в школе должно стать формирование у обучающихся учебных действий.


Задачи учителя:

  1. Создание ситуации успеха.

  2. Развитие графо-моторных навыков.

  3. Учить обучающихся обследовать предметы.

  4. Развивать речь обучающихся.

  5. Учить повторять и удерживать словесную инструкцию.


Условия формирования учебных действий:

1.Раскрытие учебного материала. 2.Изучение предмета, исследование самим учеником, который сам выявляет особенности предмета, форму, величину, положение в пространстве. 3. Использование наглядного материала. 4. Четкое и последовательное предъявление инструкции. 5. Организующая, поэтапная стимулирующая помощь.

В группу познавательных учебных действий, имеющих отношение к творческой и изобразительной деятельности, входят умения:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • работать с информацией.

Одним из способов формирования данных умений является рисование с натуры. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает к дальнейшей учебной работе. При обучении рисованию учитель должен иметь в виду, что целью изучения формы предмета является не только знакомство с его внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов: математики, трудового обучения.

Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности ученика анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности. Ученик не просто смотрит на предмет, созерцает его, он внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.

Например, если ученик наблюдает гипсовую розетку с изображенным орнаментом, ему может показаться что узор вогнутый, но подойдя ближе рассмотрев подробнее с других ракурсов, потрогав форму, он может осознать, что эта форма на самом деле выпуклая. Или другой пример: при рисовании в перспективе геометрического тела может показаться, что высота и ширина предмета одинаковы. Однако, измерив их, он убеждается, что величина сторон разная.

Развивая у обучающихся способность к ясным образным представлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, оно сказывается и на других видах памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической. На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения. Таким образом, мы видим, что обучение рисованию способствует общему развитию человека.

На начальных этапах развития умений используются несложные постановки, состоящие из фруктов, овощей. Затем постепенно добавляются новые предметы книги, кофейные чашки, несложные вазы.

В последний год обучения начинается целенаправленный анализ геометрических тел, сначала многогранников, например, куб. Изучаются составные части куба, ребра, грани, вершины. Уделяется внимание основам линейной перспективы, подробно постигаются понятия линия горизонта, точки схода. Затем тела вращения цилиндры, конусы, усеченные конусы.

Следующим этап - это построение комбинированных предметов подсвечников, кувшинов, чайников, торшеров, крынок. Уже потом из уже изученных предметов составляются натюрморты, уделяются внимание композиции, композиционным приемам.

Так же помимо рисования с натуры на уроках и кружках, уделяется значительное внимание декоративно-прикладному искусству, аппликации, орнаментам, рисованию по представлению.

Проводятся уроки-беседы при использовании информационных компьютерных технологий, посвященные видам и жанрам изобразительного искусства, на которых дети учатся использовать, полученную информацию анализировать и обсуждать работы различных художников.























Список литературы:

  • Инновационные технологии коррекционно-развивающей работы с учащимися: учебно-методическое пособие. – Краснодар: «Просвещение-Юг»,2012.

    • Кузма Л.П., Клещева Л.А. Системный подход к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью // Кубанская школа. Научно-методический журнал. – 2016. – № 3. – С. 39-43.

  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.]; под ред. Асмолова А.Г. – 3-е изд. – М. : «Просвещение», 2011.