СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных УУД в исследовательской деятельности на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных УУД в исследовательской деятельности на уроках русского языка»



Формирование познавательных УУД в исследовательской деятельности на уроках русского языка.



1.Введение

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия» - саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении (собственно в психологическом значении) «универсальные учебные действия» - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая организацию этого процесса.

Процессы, происходящие  в современном информационном обществе, диктуют новые подходы в современном образовании. В результате чего к системе образования выдвигаются высокие требования: она должна готовить детей к жизни и деятельности в быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают необходимость стратегических изменений при решении нестандартных задач.

«Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности». Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т. д. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе. Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботиться надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.

Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию. Исходя из этого, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, проектная деятельность.

2.Тема и актуальность выбранного направления по обобщению профессионального опыта.

Тема работы: «Формирование познавательных УУД в исследовательской деятельности на уроках русского языка.»

В соответствии с модернизацией системы образования всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

     По определению И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой, исследовательская деятельность - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности».

     А. И. Савенков, подчеркивая, что в фундаменте исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенной ситуации, дает другое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления».

      Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

     Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

     Оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.


Исследовательская деятельность является эффективным средством формирования УУД.

 Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:  

- носят надпредметный, метапредметный характер;  

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;  

- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;  

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

обеспечивают  этапы  усвоения  учебного  содержания  и  формирования  психологических способностей обучающегося.

Функциями универсальных учебных действий являются: 

 - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять 

деятельность  учения,  ставить  учебные  цели,  искать  и  использовать 

необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать 

процесс и результаты деятельности; 

- создание  условий  для  развития  личности  и  ее  самореализации  на 

основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить 

учиться», толерантности в  поликультурном обществе, высокой  социальной 

и профессиональной мобильности; 

- обеспечение  успешного  усвоения  знаний,  умений  и  навыков  и 

формирование картины мира  и компетентностей в любой предметной области познания. 


Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит все большее применение. Уже в начальной школе дети выполняют задания, связанные с самостоятельным творческим, исследовательским поиском. Дети младшего школьного возраста с большим интересом участвуют в создании творческих и исследовательских проектов средствами информационных технологий.

Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе.

Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. Введение ФГОС НОО и осуществление системно-деятельностного подхода в образовании повышают интеллектуально-творческий потенциал младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

По данной проблеме теоретическими основами стали труды: Александра  Ильича Савенкова, по мнению которого исследовательская деятельность учащихся определяется  как образовательная технология, использующая в качестве главного средства - учебное исследование; Натальи Борисовны Шумаковой, по мнению которой учебное  исследование – это образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности, который, по мнению учёных психологов Льва Семёновича Выготского, Даниила Борисовича Эльконина, Петра Яковлевича Гальперина, Василия Васильевича Давыдова, Алексея Николаевича Леонтьева, является  основой  развивающего  образования. А развивающее образование – обязательное  условие формирования УУД.

Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.

Необходимо отказаться от традиционных методов, где ученик – пассивный слушатель; а создать такую систему педагогической деятельности, в которой школьник самостоятельно добывает знания на основе исследовательской деятельности.

Пока мало готового материала для организации исследовательской работы в начальных классах.   Поэтому необходимо остановиться на методах и приемах исследовательской деятельности, выработать систему занятий по формированию навыков исследования, разработать конспекты уроков с использованием элементов проектирования и исследования, подобрать методы диагностики при изучении результативности исследовательской деятельности учащихся.

3. Цели и задачи направления профессиональной деятельности.

Цель работы: формирование личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию через развитие познавательных универсальных учебных действий в исследовании на уроках русского языка

Объект исследования: исследовательская деятельность в начальной школе.

 Предмет исследованияпроцесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.

Задачи:

.     изучить психолого-педагогическую литературу по организации исследовательской деятельности младших школьников, определить особенность формирования универсальных учебных действий учащихся в рамках ее организации;

·                  разработать систему заданий с элементами исследования , обеспечивающих формирование познавательных УУД на уроках русского языка;

.   описать собственный педагогический опыт по теме «Формирование познавательных УУД в исследовательской деятельности на уроках русского языка»,

 внедрить в педагогическую практику и проанализировать ее результативность.

. формировать у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском поиске как ведущем способе деятельности.

Внутреннее стремление ребенка к познанию мира через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире важно, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.

  • Гипотеза исследования: если при обучении младших школьников на уроках русского языка систематически использовать элементы исследовательской деятельности, применять различные задания с элементами исследования, разные формы работы с информацией (поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет), то это будет способствовать повышению уровня сформированности познавательных действий учащихся начальных классов.

Противоречия, которые можно разрешить с помощью применения исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка:

. Между традиционными формами обучения и потребностью общества в поколении, способном к саморазвитию;

. Между необходимостью приобретать учеником знания и его неумением работать с большим потоком информации;

. Между усвоением учащимися знаний в готовом виде и приобретение новых знаний в самостоятельном поиске.

В своей работе на уроках я использую самые различные педагогические инновации. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии: игровые, ИКТ, технологию исследовательской деятельности, метод проектов.

Исследовательская деятельность способствует формированию:

Личностных УУД

  • адекватная самооценка;

  • испытывая  чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;

  • формируется мотивационная основа учебной деятельности;

  • вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивных УУД:

  • дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Познавательных УУД:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • фиксировать информацию с помощью инструментов  ИКТ

Коммуникативных УУД:

  • строить понятные для партнёра высказывания;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  •  учитывать разные мнения,  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

1.Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- структурирование;

- построение речевых высказываний в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2.Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные УУД в начальной школе формируются через

использование технологии продуктивного чтения, через усвоенную

учениками систему приемов понимания устного и письменного текста.

Это могут быть:

- использование разного ряда визуальных подсказок и ключей,

формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального

ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или

даются в презентациях в интерактивном режиме);

- приемы работы с правилами и определениями как учебно-научными

текстами;

- система работы с различными словарями.

Роль словарей высока и в обеспечении метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы:

- для развития умения самостоятельно определять цели своего обучения,

ставить новые задачи познавательной деятельности

(энциклопедические, толковые, топонимики, ономастики);

- для формирования навыка смыслового чтения с целью объяснения

языковых явлений, процессов и связей (энциклопедические,

фразеологические толковые, синонимов, антонимов, паронимов);

- для развития навыка логических рассуждений, умения делать

умозаключения и выводы (грамматические, словообразовательные,

морфем, этимологические);

- для осознанного использования речевых средств при выражении

различных чувств, планировании и регуляции своей деятельности, при

совместном выполнении какой-либо задачи для эффективного

сотрудничества (толковые, грамматические, орфоэпические,

синонимов, антонимов, паронимов, фразеологизмов).

Необходимо широко использовать творческие задачи: составление

рассказа по картинке; сочинение сказки, стихотворения; написание репортажа, киносценария; проведение интервью или написание сочинения с применением определенных слов; иллюстрирование сказок и рассказов; составление и разгадывание кроссвордов и т.д.

Таким образом, в процессе формирования общеучебных познавательных УУД, пожалуй, самое важное — научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Систематическая работа над выполнением заданий направленных на формирование общеучебных познавательных универсальных учебных действий связывают разрозненные факты в единую картину. Систематизируют имеющуюся информацию, развивают умение прислушиваться к другому мнению, активизируют мышление детей, а самое главное вызывают у школьников желание изучать предмет, видеть в нём необходимость, развивают интерес, потребность в знаниях, а значит, любовь и понимание родного языка.

Интегрированный курс «Русский язык» представляет ученикам широкую целостную картину богатства и насыщенности нашего родного языка, с её внутренними взаимосвязями между различными областями знания. Более того, учитывает современные особенности учебно – воспитательного процесса в общеобразовательной начальной школе, а инструментальность, лежащая в основе учебника «Русский язык», помогает организовать специальную работу обучающихся по поиску информации в учебнике и за его пределами. Также она предусматривает перенос формируемых у обучающихся УУД непосредственно в жизненную ситуацию. Развитие исследовательских умений обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Приложение №1Анализ учебника «Русского языка» под редакцией В.П.Канакиной на наличие упражнений исследовательского характера.

Анализ упражнений учебника показал, что все приведенные в таблице задания направлены на приобретение учащимися первоначальных навыков исследовательского поиска и формированию познавательных УУД.

Учителю необходимо развивать данную направленность. Ему отводится большая роль в организации исследования на уроках, разработке и использовании заданий исследовательского характера, введении разнообразных форм , методов и приемов, способствующих формированию умений и навыков исследовательской деятельности.

УУД  на уроках русского языка в начальной школе являются:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- умение  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

-умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

-стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам.

Планируемые результаты.

Исследовательский подход к обучению позволяет развивать мыслительные умения и навыки, формирует общеучебные действия и навыки, помогает выработать специальные исследовательские умения и навыки.

Ожидаемые результаты:


-формирование у учащихся познавательной активности через исследовательскую деятельность

-формирование исследовательских компетенций

-развитие положительной мотивации к учебной деятельности и необходимости получения новых знаний

-привитие умения работать с различными источниками информации.

-создание условий для самостоятельного приобретения полноценных, осознанных, оперативных и гибко используемых знаний,

-создание условий для приобретения опыта творческой деятельности.


Для формирования исследовательского поведения учащихся необходимо развивать следующие умения:

- видеть проблемы;

- задавать вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать выводы и умозаключения;

- структурировать материал;

- работать с текстом;

- доказывать и защищать свои идеи.

Умения и навыки исследовательского поведения требуются в разных сферах жизни.

Обоснование используемых в процессе проектно-исследовательской деятельности образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

В основе исследовательской деятельности лежат следующие педагогические принципы :

*принцип ориентации на познавательные интересы ребенка;

*принцип свободы выбора и ответственности за свое обучение;

*принцип освоения знаний в единстве со способами их получения;

*принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации;

*принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения;

*принцип формирования представлений о динамичности знания;

*принцип формирования представлений об исследовании как стиле жизни;

*педагог – образец творческой деятельности;

*принцип использования авторских учебных программ.

В основе реализации программы лежит деятельностный подход. Используемые технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, технология исследовательской деятельности.

В своей практике я опираюсь на программу А.И.Савенкова, доктора педагогических и психологических наук, профессора, автора книги «Методика исследовательского обучения младших школьников», которая формирует представление об исследовании, как эффективном средстве формирования различных УУД.

Как показывает практика, инновационные методы дают возможность более быстрыми темпами получить нужный результат. Постепенный отход от традиционного объяснительно-иллюстративного метода к использованию инновационных методов в школе на современном этапе развития образовательных технологий является необходимым условием. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у учащихся интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных задач.

4.Новизна и практическая значимость собственного педагогического опыта.

Формирование исследовательских способностей – процесс творческий. Новизна моего опыта состоит в выработке системы занятий по формированию исследовательских умений и навыков, способствующих развитию познавательных универсальных действий обучающихся на уроках русского языка в начальной школе.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет.

При активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования. Легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.

5.Содержание педагогического опыта.

Свою работу по исследованию я начинаю с родительского собрания и не случайно, так как роль родителей в этой взаимосвязи велика. В процессе деятельности родители либо часто берут на себя большую часть работы, либо остаются к ней безучастными. И то, и другое негативно сказывается на всем исследовательском процессе.

Родительское собрание «Роль исследовательской деятельности в формировании личности младшего школьника» раскрывает сущность исследования в свете новых требований ФГОС, роль родителей в осуществлении этой деятельности.

Анализ предварительной диагностики и характеристика класса как субъекта проектно-исследовательской деятельности.

По мнению А.И. Савенкова, диагностика исследовательских умений «может успешно осуществляться в ходе наблюдений». Он считает, что, наблюдая за поведением детей в ситуациях, требующих исследовательского поведения, «необходимо ориентироваться на следующие критерии:

- умение видеть проблемы;

-умение ставить вопросы;

-умение выдвигать гипотезы;

- умение давать определение понятиям;

-умение классифицировать;

-умения наблюдать;

-умения и навыки проведения экспериментов;

- умение делать выводы и умозаключения;

- умение структурировать материал;

-умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи».

Наряду с наблюдением можно использовать опросники, позволяющие выявить уровень сформированности исследовательских умений, степень самостоятельности, заинтересованность в исследовательской деятельности, проявление креативности. Одним из приоритетных критериев диагностики сформированности исследовательских умений младшего школьника является степень самостоятельности его действий.

Поэтому используется наблюдение за ребенком с целью определить, насколько ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат своей работы. Чтобы точнее диагностировать деятельность учащихся, лучше всего использовать все методы комбинированно.

На основании исследований А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова, А.В. Леонтовича Мы можем выделить 3 уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников:

первый: ученик не может самостоятельно увидеть проблему, найти пути решения, но по указаниям учителя могут прийти к решению проблемы.

второй: ученик уже самостоятельно может найти методы решения поставленной проблемы и прийти к самому решению, но без помощи учителя не может увидеть проблему

третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

Именно последний уровень определяет умение учиться, в основе которого лежат практически все виды универсальных учебных действий. И мы должны стремиться довести ребенка именно до этого уровня. Тогда мы можем говорить о сформированности исследовательских умений.

Результаты деятельности можно отследить с помощью наблюдения, анкетирования детей и родителей, входной и итоговой диагностики.

Входная диагностика показала, что учащиеся 2 класса, в основном, к самостоятельной проектно-исследовательской деятельности не готовы, так как, обладая хорошим уровнем мотивации и познавательной активности, дети не умеют сотрудничать, коммуникативные умения не сформированы, находятся на начальной стадии. Творческий потенциал детей очень высок, но многие учащиеся находятся на низком уровне формирования познавательных универсальных учебных действий.

Приложении №2 «Диагностика»

Показателями сформированности познавательных универсальных учебных действий являются:

- умение извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию

- умение работать с различными словарями

- умение работать с правилами и определениями как учебно-научными текстами;

- использовать разного вида визуальные подсказки и ключи,

формулировки проблемных вопросов, «иллюстративный» визуальный ряд.

Работу по исследованию необходимо начинать под руководством взрослых: педагога и родителей.

Далее планируется организация исследовательской деятельности на уроке, разрабатываются занятия по развитию у детей основных исследовательских умений.

Приложение 3 «Планирование исследовательской деятельности на уроках русского языка»

Остановимся на формировании познавательных УУД на уроках русского языка.

По программе «Школа России» по всем предметам с введения ФГОС делается акцент на создание учащимися учебных проектов.

Метод проектов относится  к исследовательским. В его основе лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и творческих способностей. Метод проектов главным образом ориентирован на самостоятельную работу.

Проектно-исследовательская деятельность необходима, так как она:

1)повышает мотивацию школьников к учению,

2)расширяет творческий потенциал ,

3)способствует развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;

4)создает условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;

5)способствует приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.

На уроках русского языка мы можем организовать три вида исследования:

  • Исследование словарного слова;

  • Исследование текста;

  • Исследование фразеологизмов.

1.Работа над проектами. Использование проектной деятельности на уроках в начальных классах имеет свою специфику:

- учащиеся 1-2 классов в силу своих возрастных особенностей не могут осуществлять проектную деятельность; применение метода начинается в 3-4 классах; 

Например, во втором классе можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома.

Приложение 4 Работа со словом на уроках русского языка (проекты фото)

При изучении слов с непроверяемым написанием, учащимся рекомендуется записывать их в специально отведённую тетрадь, которую можно использовать на уроках, при составлении текстов, предложений. При такой работе у учащихся формируются все названные УУД. На этапе введение новых слов с непроверяемым написанием в активный словарь детей даются задания на составление предложений, текстов с использованием слов с непроверяемым написанием.



Исследование слова на уроках русского языка.

Работа над словом идет по схеме, которая по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями.

1.      Запиши слово, поставь ударение.

2.      Определи количество букв, звуков, слогов в слове.

3.      Отметь, где написание расходится с произношением.

4.      Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.

5.      Составь предложение со словом.

6.      Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.

7.      Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.

8.      Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.

9.      Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.

10.  Найди пословицы, поговорки с этим словом.

Образец работы ученика

1.      Медвѐдь.

2.      Медведь – 7 б., 6 зв., 2 сл.

3.      Медведь.

4.      Медведь – крупное хищное животное с длинной шерстью и короткими ногами.

5.      Медведь ест малину.

6.      Медведь – медвежонок, медведица, медвежья.

7.      Бродит, охотится, спит,  ревет, добывает.

8.      Бурый, белый, гималайский, злой, сильный, олимпийский.

9.      Идет медведь между елками,

Бредет медведь между березками,

В овражки спускается,

На пригорки поднимается.

10.  Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга.

Приложение 5 Использование различных словарей при работе над словом.

В 1-2 классах используются лингвистические упражнения, с помощью

которых дети учатся нахождению нужной информации, ее группировке и т.д.

Для изучения нового материала в 1-2 классах можно применить

частично-поисковый метод – совместная поисковая деятельность учителя и

учащихся при ознакомлении с новым лингвистическим понятием или

правилом.

При выполнении данных заданий у детей формируется УУД: смысловое чтение, поиск и выделение информации. На этапе объяснения этимологического значения слов с непроверяемым написанием организуется непосредственная работа по поиску и выделению информации в разных источниках, структурирование информации при построении ответа. Детям могут быть предложены этимологические словари, справочники, электронные интернет-ресурсы. При этимологическом анализе важно определить характер слова (исконное или заимствованное), выяснить образ, положенный в основу слова как названия предмета действительности, и старое значение слова, по возможности установить способ словообразования, группу однокоренных слов и возможные способы запоминания написания орфограммы.


Приложение 6 Лингвистические упражнения на уроках русского языка.


  • Уроки ограничены во времени, поэтому можно использовать форму «Экспресс-исследование». Экспресс-исследование – это оперативное кратковременное исследование по предложенной теме.

Оно проводится быстро, при необходимости можно использовать интернет-источники, с помощью которых совершать виртуальные экскурсии при работе над усвоением лексического значения слов.

Приложение с презентацией 7»Экспресс-исследование при знакомстве со словарным словом»

 Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.  В связи с этим появляется необходимость использования  в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность  ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.  

         Проблемная ситуация в обучении – это спланированное специально задуманное средство, направленное на пробуждение у обучающихся интереса к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерности и др. 

В отличие от традиционного, проблемный урок характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность учеников, которая обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции, не вызывая при этом перегрузок. Для ребят это действительно “учение с увлечением”, значительно снижающее нервные  нагрузки.

Приложение 8 Фрагмент урока русского языка по теме «Перенос слов. Слова из одного слога»

2 часть учебника «Русский язык »включает в себя работу с текстом и предложением. Учащиеся пишут проект «В словари – за частями речи». Даны задания для проекта по различным словарям: толковому, орфографическому, словарю синонимов, антонимов, орфоэпическому словарю, однокоренных слов. В конце учебника даны все виды словарей, с помощью которых дети ищут информацию на уроке и дома.

«Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом» - так определил главную задачу начальной школы В.А. Сухомлинский в прошлые времена, но она актуальна и сейчас. Обучающиеся сами в процессе наблюдений должны «пораскинуть» своим умом, задуматься, открыть новые знания. И главное – выразить свою мысль словом. А для этого нужны упражнения с разными видами работ с текстом, которые способствуют развитию УУД .

Работа с текстом связывает разрозненные факты в единую картину, систематизирует имеющуюся информацию (познавательные УУД), развивает умение прислушаться к другому мнению (коммуникативные УУД), активизирует мышление детей, развивает интерес и воспитывает у обучающегося трудолюбие, ответственность, самостоятельность (личностные УУД).

Приложение 9 «Исследование текста».

Задания с элементами исследования на уроках русского языка.

Работа с фразеологизмами.

Познание фразеологии родного языка есть не только путь обогащения словаря учащихся, формирования образности речи, но и средство расширения их кругозора, накопления внеязыковой информации.

Поэтому учителю так важно находить время и место (пусть не на каждом уроке), для изучения с детьми фразеологизмов, составление словаря фразеологизмов (возможно, даже иллюстрированного) детьми под руководством учителя. Начиная со второго класса, вводимые на уроке фразеологизмы желательно вносить в специальный словарик с той целью, чтобы затем можно было обратиться к изученному ранее в других видах работы; введение фразеологизмов в минутки чистописания или в работу со словами с непроверяемым написанием.

И минутки чистописания, и работа над словарными словами проходят интереснее, если в них не требуется просто автоматическое повторение образца, а превносится что-то новое. Наряду с этимологией слова, ребят интересует и его нестандартное лексическое употребление. Например, в первом и во втором классе во время словарной работы возможно введение фразеологизмов и последующая работа с ними: составление предложений, внесение в детский фразеологический словарик, дальнейшее иллюстрирование и т. д. Например, кровь с молоком, в голове ветер гуляет, медведь на ухо наступил, трескучий мороз, как корове седло, белая ворона и т. д.;

При выполнении этого задания дети распределяют фразеологизмы на две группы: антонимы, синонимы, проверяется значение слов и их написание по фразеологическому и орфографическому словарю, формируются все общеучебные познавательные УУД.

Приложение10. Примеры заданий на исследование фразеологизма



Эффективное средство при формировании познавательных УУД  - работа со справочными материалами. Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический, орфографический, толковый). Организация работы в рамках исследовательского проекта «Такие разные словари» поможет учащимся понять назначение словарей и справочников различного типа. Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока. Для обучения учащихся работе со справочной литературой в процессе совместной деятельности на уроке необходимо создать памятку «Как работать со словарём». Хорошо, когда словарей в классе много и они представлены не только в учебниках, но и отдельными изданиями. Важно, чтобы они соответствовали требованиям, предъявляемым к изданиям для учащихся начальных классов, имели соответствующий шрифт, иллюстрации и т.д. При планировании работы на уроке также нужно вводить работу учащихся с энциклопедическими изданиями. В 3 (4) классе необходимо организовать деятельность учащихся по разработке алгоритма действий в процессе поиска нужной информации в сети Интернет.

Приложение 11 Фрагмент урока русского языка в 4 класса по теме «Виды словарей. Создание универсального словаря»

Проект по теме «Виды словарей. Создание универсального словаря»

(Словарная работа. )

Исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает прямое воздействие также и на внеклассную работу по предмету. На уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углублённого осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время. (Предметные недели, викторины, конкурсы). Применение методов выявления проблемы в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности учёного. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь учёного: от выдвижения проблемы до её решения. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

Динамика сформированности познавательных УУД младших школьников в процессе организации исследовательской деятельности на уроках русского языка.

Целью исследования являлось выявить уровень сформированности познавательных УУД младших школьников в начале исследовательского обучения и после его проведения. Поэтому в качестве диагностического инструментария мы использовали в исследовании методику «Выделение существенных признаков», «Чтение схем слов» (методика Н.В. Нечаевой), «Сравни фигуры», «Классификация фигур», «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» по (Э.Ф. Замбацявичене), «Запиши задачу», «Последовательность событий» ( по Д. Векслеру). Приложение 2

В виде столбчатой гистограммы показана динамика сформированности познавательных УУД младших школьников до начала исследовательской деятельности(рис.1) и после ее проведения (рис. 2).

Анализ результатов исследования показывает, что после проведения исследовательской деятельности снизилось количество учащихся, находящихся на низком уровне сформированности познавательных УУД (начало 62,5%, после 31,25%). На начало исследовательской деятельности в классе не было детей, кого бы можно было отнести к высокому уровню сформированности познавательных УУД, после же завершения исследовательского обучения, таких детей в классе стало 3 человека. Все это говорит об успешности проведенной работы. Таким образом, зафиксированная положительная динамика уровня сформированности познавательных УУД детей младшего школьного возраста указывает на эффективность использования исследовательского обучения в педагогическом процессе. Следовательно, гипотеза в ходе эмпирического исследования нашла свое подтверждение.


Выводы.

Внедрение в учебную деятельность исследовательских приемов развивает у учащихся умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками.

Исследовательская деятельность для учащихся моего класса стала средством развития познавательной активности и дает положительные результаты.


Успешность формирования исследовательской компетенции младших школьников прослеживается в результатах конкурсов исследовательских работ и творческих проектов.

Мои ученики постоянные участники научно-практических конференций, неоднократно занимали призовые места на школьном уровне, на муниципальном , первые места на Всероссийском и Международном конкурсе исследований.

Ушедшие от меня выпускники начальной школы продолжают заниматься исследованиями, участвуют в научно-практических конференциях разного уровня и добиваются хороших результатов.
  Анализируя направления и результаты своей педагогической деятельности, делаю вывод о перспективности работы по формированию у младших школьников исследовательских умений, так как это способствует развитию не только познавательных, но и всех УУД. Будем стремиться, чтобы эта деятельность стала ежедневной и привычной как на уроках, так и во внеурочное время.

Таким образом, эффективность представленной работы подтверждается:

*увеличением от класса к классу количества учащихся, включенных в проектно-исследовательскую деятельность,

*конкретными достижениями: ученики становятся призерами конкурсов исследовательских работ на школьном, муниципальном уровнях, Рощина Алена стала победительницей на Всероссийском и Международном конкурсах исследовательских работ с исследованием «Моя семья в истории страны». В прошлом году Митичева Нелли заняла призовое место в муниципальном конкурсе «Земляки –герои Великой Отечественной войны»

Способы распространения опыта: ШМО, сайт «Инфоурок», сайт «Мультиурок».



Конечная цель ФГОС – формирование человека, способного учить себя. Таким образом, исследовательская деятельность является перспективной формой работы в данном направлении.

 Нам, учителям, необходимо научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение учащимся основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.

6.Заключение.

Результаты диагностики подтверждают нашу гипотезу о том,что если при обучении младших школьников на уроках русского языка систематически применять комплекс приемов и методов для формирования познавательных универсальных учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности познавательных действий учащихся начальных классов.

Если ученик сумеет справиться с учебным проектом, исследовательской работой, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать свою собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся и развитию познавательной активности.

Ценность работы состоит в возможности ее использования учителями начальных классов при разработке отдельных уроков русского языка, а также для создания системы работы и методики преподавания. Кроме того, внедрение в педагогическую практику описанных средств позволит осуществить метапредметный подход к образованию школьников.

Перспективы работы.

Исследовательская деятельность в урочной и внеклассной работе, на мой взгляд, приобретает всё большую популярность и значимость. И это подтверждается всё большим количеством школьников, желающих проводить самостоятельные исследования. Поэтому перспективами своей работы по организации исследовательской деятельности учащихся я считаю следующее:

1. освоение новых исследовательских методов и приемов в учебной и внеклассной деятельности,

2. внедрение в свою педагогическую практику такой формы учебного занятия как урок – исследование;

3.расширение круга тем исследований, посвященных различным областям русского языка.

Данный материал окажет помощь учителям начальных классов, студентам педагогических вузов, родителям в организации исследовательской деятельности младших школьников с целью формирования познавательных УУД.





7.Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Москва: «Просвещение», 2010г.

  2. А.И.Савенков «Психологические основы исследовательского обучения школьников»/ 2007г. Москва

  3. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования/Москва, «Просвещение»2010г.

  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников/ Издательство «Учебная литература», 2011г.

  5. Организация внеурочной деятельности младших школьников. Сборник программ/ Нижний Новгород, НИРО, 2011г.

  6. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя/ Екатеринбург, «Дом учителя», 2000г.

  7. Воронцов А.Б., Заславский В.М. и др. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя/Москва, «Просвещение»,2010г.

  8. Организация внеурочной деятельности младших школьников. Сборник программ/ Нижний Новгород, НИРО, 2011г.

  9. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности/ Народное образование, №7,2000г.

  10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?/ Москва, «Генезис»,1998г.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!