СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование семейных традиций и ценностей у дошкольников в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ориентация на семейные ценности является важнейшей частью духовно-нравственного развития и воспитания личности дошкольника. Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома ,уклад жизни и привычки всех членов семьи.

Просмотр содержимого документа
«Формирование семейных традиций и ценностей у дошкольников в ДОУ»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение д/с №4 «Колокольчик»







Доклад на тему:

«Формирование семейных ценностей и традиций у дошкольников в условиях ДОУ»







Воспитатель: Фисун Л.И.


























Город Горячий Ключ 2019

В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.

В настоящее время действуют социально-экономические факторы, которые, с одной стороны, привели к расширению экономической функции семьи, с другой – к ослаблению воспитательной, что негативно влияет и на семью, и на общество в целом.

Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепитие и многое другое.

        Проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребёнка. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребёнка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».

Формировать у дошкольников семейные ценности возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение этой проблемы.

Взаимодействие воспитателей с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей так, как только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. У детей необходимо побуждать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, исторических, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.

Действующий ФГОС дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.

Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций.

Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.

Занимаясь воспитанием и формированием основ семейной принадлежности у дошкольников, в работе рекомендуется:

  • повышать роль семейных ценностей в становлении личности ребенка.

  • создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;

  • привлекать родителей в работу по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи;

  • предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;

  • вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории;

  • показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;

  • воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

В формировании семейных ценностей ведущим видом деятельности является игра. В работе воспитателя по формированию семейных ценностей можно использовать: психологические игры, ролевые игры, сказкотерапию, музыкотерапию и т.д., например, ребенку предлагается сочинить сказку о семье, в которой он расскажет о вымышленных героях, их профессиях и увлечениях.  

Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, семейных ценностей у детей совместно с родителями, в своей работе можно использовать следующие мероприятия:

    • Семейные художественно – творческие проекты:

    • «Герб семьи»

    • «Генеалогическое древо семьи»

    • «Самый счастливый день нашей семьи»

    • «Мой ребёнок с самых пелёнок»

    • «Маленькие открытия в моей большой семье»

  • Выставки семейного творчества:

    • «Моя мама – рукодельница»

    • «Папа может всё что угодно…»

    • «Чудеса для детей из ненужных вещей»

  • Мини – выставки семейных реликвий:

    • «Еще идут старинные часы»

    • «Елочные игрушки наших мам и пап»

    • «Тайны старого чердака»

  • Фотоколлажи:

    • «Моя семья – будни и праздники»

    • «Родные, близкие, любимые…»

    • «Здоровый ребенок в здоровой семье»

  • Презентации:

    • «Полезное блюдо моей семьи»

    • «Профессии моей семьи»

    • «Как мы летом отдыхали»

Ошибочно предполагать, что семейные ценности могут сформироваться у ребенка только стихийным путем. Как правило, если не уделять данному процессу должного внимания, то семейные ценности становится «неполноценным». Упуская определенные детали, родители провоцируют у детей чувство отстраненности, ограниченности, тревоги. Старший дошкольник в силу возраста уже способен дать некую оценку себе и другим людям, характеру отношений внутри семьи, воспринимать и анализировать отношение к себе со стороны окружающих. Взрослые члены семьи в большинстве случаев не замечают, что неправильно взаимодействуют с ребенком. Именно поэтому необходимо целенаправленно организовывать формирование семейных ценностей детей старшего дошкольного возраста.

Поэтому главная цель воспитательного процесса по формированию семейных ценностей и традиций - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения, любви к родным и близким.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс