СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование социальной компетентности младших школьников в системе дополнительного образования детей

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной темы и её аспекты. Младшие школьники. Формирование социальной компетентности. Дополнительное образование детей.

Просмотр содержимого документа
«Формирование социальной компетентности младших школьников в системе дополнительного образования детей»


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


Аннотация: в статье даётся определение понятию «социальная компетентность», раскрывается содержание функций дополнительного образзования, выявляется потенциал музыкального искусства как педагогического средства.

Ключевые слова: формирование, социальная компетентность, дополнительное образование.

В Российскую школу приходит новый образовательный стандарт, который предусматривает необходимость формирования социальной компетентности школьников. Данная проблема ставит перед собой задачу сформировать у школьников умения строить взаимоотношения с окружающей действительностью. Становление социальной компетентности рассматривается как взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации, в результате которых формируется социально активная индивидуальность ребенка, способного к эффективному взаимодействию со средой, к самоактуализации и самореализации в ней.

Социальная компетентность – сложное личностное образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие человека, определяющее социальную инициативу, ответственность перед другими за свои действия и способность выстраивать свое поведение в соответствии с социальными нормами и ценностями. Согласно федеральному государственному стандарту для достижения необходимых образовательных стандартов можно использовать внеурочную деятельность учащихся. В рамках внеурочной деятельности реализуются три функции. Социальная функция состоит в развитии умения культурно взаимодействовать с людьми, в осознании себя как части окружающего мира и своего места в нем, в формировании положительного отношения к ценностям в общества, в приучении саморегуляции и самоорганизации. Она имеет и образовательное, и развивающее, и психокоррекционное значение. Рекреативная функция позволяет ученикам познать себя с точки зрения своих задатков и способностей, развивать их. Досуговая функция означает разумный подход к организации свободного времени школьников. Во внеурочной деятельности может осуществляться свободный выбор интересной для них области, при этом удовлетворяются потребности в общении, активном отдыхе, игре, проявлении своих лучших сторон: знаний, ловкости, артистизма и др. Во внеурочной деятельности более активно развивается и познавательный интерес школьников.

Важным фактором, определяющим ценность организации развития социальной компетентности, заключается в том, что это процесс свободного выбора деятельности ребенком, выражающийся в учитывании его способностей и интересов способствующих его социализации и самореализации. Содержание образовательных программ в учреждениях дополнительного образования направлено на психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии, создании необходимых условий для личностного развития детей, их адаптацию к жизни в обществе, развитие социально коммуникативных компетенций. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности связан с неформальным характером взаимоотношения его участников и в возможности выбора содержания, форм и видов деятельности.

В соответствии с вышесказанным, представляется возможность определить способ развития социальной компетентности, основанный на творческой деятельности школьников. Развитие творческих способностей воспитанников приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески. В ходе занятий во внеурочное время учащиеся учатся не только творчески мыслить, понимать эмоциональное состояние другого человека, овладевать приемами саморегуляции и т.д., но и грамотно взаимодействовать в социальной среде, что является важным моментом в адаптации ребенка к условиям окружающей действительности.

Следует отметить, что стремление заниматься различными видами творческой деятельности проявляет склонность личности к преобразованию среды в стремлении к новым идеям, планам перспективам. Такой подход к обучению в полной мере способен реализовать образовательный стандарт, требующий развития социально активной личности.

В соответствии с вышесказанным становится необходимым создать такие условия образовательного процесса, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, востребовано, творил, радовался, огорчался и ощущал успех.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс] https://минобрнауки.рф

  2. Марсанов Г.И., Ротова Н.А., Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. – М., «Когито-Центр», 2003. -172с.