СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование сознательного отношения к ПДД у младших школьников

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование сознательного отношения к ПДД у младших школьников»

Доклад на тему «Формирование сознательного отношения к ПДД у младших школьников на примере создания классного отряда ЮИД.

Из опыта работы

учителя начальных классов Мартыновой А.А.

2019-2020 уч.г.

Детский дорожно-транспортный травматизм (ДДТТ) в России приобрел признаки нацио­нальной катастрофы.

Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.

В нашей стране, погибших в ДТП детей в расчете на 100 тысяч населения почти в 3 раза больше, чем в Италии, в 2 раза больше, чем во Франции и Германии, и ситуация быстро ухудшается. Одна из причин - недоста­точная профилактика ДТП.

Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Я считаю, что решение такой приоритетной задачи образовательного учреждения, как охрана жизни и здоровья детей, предполагает формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки во всех видах деятельности. Безопасность жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе и неожиданных, ситуациях на улицах.

Именно поэтому в нашей школе 2018-2019 учебный год начался необычно – мы не просто приняли первоклассников в ряды учеников, а совместно с инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения ОМВД ГИБДД р-на им. Лазо Хабаровского края Паначевной Л.В. решили создать классный отряд юных инспекторов движения (ЮИД).

Для осуществления задумки была разработана программа внеурочной деятельности «Юный инспектор движения» из расчета 2 часа в неделю, где один час запланирован на изучение теории, второй – на практическое занятие, пошита форма для юных участников программы со специальной символикой.

Детский травматизм, в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах и изучению им правил дорожного движения как к второстепенному предмету. Ни один изучаемый предмет в школе не влияет так на безопасность ребенка, как изучение правил дорожного движения.

Исходя из вышеизложенного, я пришла к выводу, что решение приоритетной задачи образовательного учреждения – это формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения и их практической отработки во всех видах деятельности.

Школьники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями развития их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения.

Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо, заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвержены при переходе проезжей части.

Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, недооценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге, а иногда и просто интерес к окружающей действительности могут привести к печальным последствиям.

На первый взгляд научить ребенка правильно вести себя на дороге легко. Выучил с ним Правила дорожного движения и все, нет проблем.

Но на самом деле это совсем не так, потому что мы взрослые, каждый день, на глазах детей нарушаем эти правила, тем самым ставим перед ребенком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят, или как делают?

Все перечисленные психофизиологические особенности ребенка и угрожающая статистика по дорожно-транспортным происшествиям толкнули меня искать способы решения такой серьезной проблемы. Я пришла к выводу, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только в рамках традиционной программы, здесь нужен систематический подход при формировании навыков о правилах безопасного поведения на дорогах.

В самые первые учебные школьные дни я провела опрос среди ребят, чтобы понять, что требует в работе отряда ЮИД наиболее пристального внимания.

Результаты диагностики:

  • высокий уровень- 17%;

  • средний уровень- 33%;

  • низкий уровень- 50%.

Исходя из мониторинга результатов, были поставлены следующие задачи:

  • развить у детей умения и навыки ориентироваться в различной обстановке;

  • выработать у школьников привычку правильно вести себя на дорогах;

  • воспитать в детях грамотных пешеходов.

Вместе с детьми и родителями изготовили занимательный материал: рисунки по дорожному движению, оформили альбом с изображением спецтранспорта, классный уголок ЮИДовца, макеты с изображением всех участников дорожного движения.

Проделанная работа вызвала живой интерес у детей, особенно у мальчиков.

Провели мероприятия о ПДД: «Улица полна неожиданностей и опасностей», «Дорожные знаки», игры на знания правил дорожного движения, конкурс рисунков «Наш друг – Светофор», викторина «Пассажир и пешеход», ребятами составлены «Обращения дорожных знаков к пешеходам». В ходе занятий большое внимание уделяли просмотру мультфильмов по правилам дорожного движения. Большую работу с ребятами проводила инспектор по БДД Паначевная Л.В. – рассматривала с ребятами различные ситуации на дорогах и рассказывала о способах решения.

Ребята участвовали в акции «Обращение к водителю» с призывом соблюдать правила дорожного движения, не игнорировать использование детских кресел и ремней при перевозке детей. Суть акции заключалась с раздачей собственноручно изготовленных листовок водителям, в которых ребята даже записали придуманные слоганы.

Провели необычный урок технологии – изготовили брелки со световозвращающими элементами.

Одна из форм профилактики детского дорожного травматизма работа с родителями. Задача максимально использовать авторитет семьи в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил дорожного движения, но и навыков  безопасного поведения на улицах, разнообразить формы работы с родителями , повышающие их личную ответственность за безопасность детей. Можно с уверенностью  сказать, что многие родители сами не знают  ПДД, поэтому нам педагогам необходимо раскрывать, объяснять родителям причины и условия способствующие дорожно-


транспортным происшествиям с участием детей. На собраниях, в беседах, консультациях и рекомендациях, с помощью пропаганды (стенгазет, брошюр, памяток, «Удостоверений юного пешехода», выставок совместных с детьми и родителями творческих работ) следует подчеркивать ту моральную ответственность,  которая лежит на родителях. Поэтому родители - главные союзники в обучении детей ПДД.

С первых дней обучения совместно с родителями ребята работали над проектом «Безопасный маршрут из школы домой». Результат работы вклеили в дневники, чтобы обучающиеся не забывали о построенном маршруте и наглядно видели первые успешные результаты своей работы.

Следующим шагом было изготовление макетов дорожных знаков – так детям было легче запоминать группы дорожных знаков и их предназначение. В ходе теоретических занятий эти знаки служили нам заодно и наглядным пособием, с их помощью можно было смоделировать ту или иную дорожную ситуацию.

Уже по окончанию первого года существования отряда ЮИД мониторинг результативности нашей деятельности дал положительные результаты:


  • Высокий уровень - 67%;

  • Средний уровень - 33%;

  • Низкий уровень - нет.


Итоги наблюдений в процессе исследования и данные диагностического обследования позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы.

У детей произошли значительные изменения. Они сами составляют и решают дорожные ситуации, дорисовывают недостающие элементы рисунка, умело пользуются плакатами и картинками, демонстрируют различные варианты решения проблемных ситуаций, активно используют в самостоятельной деятельности дидактические игры.

Знания стали осознанными, прочными, появился устойчивый интерес к усвоению правил дорожного движения.

Родители больше времени и внимания стали уделять изучению ПДД, повысилась их ответственность за жизнь и здоровье ребенка, и понимание личного примера в обучении детей безопасности на дороге. Все эти факты указывают на то, что все разработанные и проведенные мероприятия по обучению безопасному поведению на дороге помогут детям постичь главные правила, необходимые для того «чтобы жили и дружили люди и автомобили».

Результаты деятельности нашего отряда опубликованы на региональном сайте https://гибдд.рф./ru

Отряд ЮИД продолжит свою работу в 2019-2020 учебном году и в 2020-2021 учебном году. В дальнейшем мы планируем принять активное участие в районных акциях, а также в конкурсе «Безопасное колесо».




















































Библиографический список.



  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., СтеркинаР.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб., «Детство - Пресс», 2005

  2. Гарнышева Т.П.: Как научить детей ПДД? – СПб.: « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.

  3. Доронова Т.Н., .Гербова В. В., Гризик Т. И.: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – М.: Просвещение 1997.

  4. Кобзеве Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С.: Правила дорожного движения: « Учитель», 2010.

  5. Коломеец Н. В.: Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: « Азбука безопасности»: Учитель

  6. Романова Е.А., Малюшкина А.Б. : Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста.-М. : ТЦ Сфера, 2005