СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование технологической культуры обучающихся.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается тема формироввания технологической культуры обучающихся с использованием межпредметных связей общеобразовательных предметов.

Просмотр содержимого документа
«Формирование технологической культуры обучающихся.»

Использование межпредметных связей общеобразовательных предметов при формировании технологической культуры обучающихся



Современное поколение находится в безграничном пространстве информации, но для большинства обучающихся характерен низкий уровень познавательной мотивации в изучении общеобразовательных дисциплин. Основная задача общеобразовательной школы на современном этапе - это формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию обучающихся.

Образование является составной частью культуры человека и общества.

Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей [ 1 ].

В современных подходах к исследованию проблем воспитания и развития человека значительное место уделяется вопросам влияния культуры на характер и особенности развития личности. Поэтому культурологический подход является одним из основных в ходе модернизации образования.

В области технологического образования большое значение отводится проблеме развития технологической культуры обучающихся.

Под технологической культурой понимается уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать ему в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой [ 2 ].

Таким образом, технологическая культура оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует:

  1. технологическое мировоззрение , в основе которого находится система взглядов на природу и общество;

  2. технологическое мышление, которое связано с мыслительной способностью к преобразовательной деятельности;

  3. технологическая эстетика, которая выражается в знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты.

Актуальность развития технологической культуры обучающихся основывается на том, что развитие общества на современном этапе связано с интенсивным нарастанием объёмов научно - технической и социально - культурной информации. Это требует от человека достаточно высокого уровня технологической культуры, которая позволяет успешно анализировать и систематизировать информацию, а также свободно ориентироваться в любых информационных потоках.

Технологическая культура проявляется через привычки, традиции, обычаи, стереотипы деятельности по созданию и применению объектов среды, удовлетворяющих потребности людей, а также посредством самих этих объектов. Культура технологическая не только регулирует преобразовательную деятельность и влияет на характер её протекания, но и зависит от этой деятельности [ 3 ].

Таким образом, определённый уровень технологической культуры надо не только поддерживать, но и развивать.

В настоящее время нельзя считать выпускника общеобразовательной школы подготовленным к современной жизни без знакомства с основными и конкретными примерами современных технологических процессов, а также без привития основ технологической культуры.

Для развития технологической культуры обучающихся необходимо:

  1. разработать модель технологической культуры обучающихся;

  2. выявить педагогические условия реализации модели формирования технологической культуры обучающихся.

Развитие технологической культуры личности школьника основано на знании и понимании учащимися явлений, процессов, результатов и последствий преобразования окружающего мира, которые являются регулирующими факторами преобразующей деятельности человека. Основополагающим в разработке модели технологической культуры обучающихся является практико - ориентированный подход, который предлагает:

  • наличие чётко обозначенного результата деятельности, которое обеспечивает сохранение качества среды жизнедеятельности;

  • подготовку обучающегося в качестве субъекта технологической культуры;

  • применение в качестве основы педагогических технологий наиболее прогрессивных форм, методов, средств, принципов и условий обучения и воспитания.

Современный научно - технологический этап развития мировой цивилизации обусловливает необходимость осуществления технологического образования подрастающего поколения, которое выстраивается в соответствии с нормами технологической культуры общества. Сущность технологического образования заключается в творческом овладении учащимися достигнутым уровнем преобразовательной деятельности человека в материальном и духовном мире.

Технологическая культура должна быть не только частью образования, но и целью современного образовательного процесса. Я считаю. что педагогическими условиями развития технологической культуры обучающихся являются следующие факторы:

  • отбор содержания учебного материала в соответствии с интересами и возможностями школьника;

  • использование активных форм, методов и средств обучения, способствующих осознанному выполнению деятельности;

  • организация взаимодействия участников деятельности, основанного на принципах сотрудничества, взаимопомощи и распределения ролей.

В соответствии с требованиями современного технологического образования главной задачей школы является подготовка творческой, образованной личности, способной к непрерывному самообразованию и саморазвитию. Это предполагает поиск новых, более эффективных методов обучения. Поэтому, перед педагогическим сообществом встаёт ряд первостепенных задач:

  • как повысить познавательную деятельность обучающихся;

  • как сформировать способность работать с различными источниками;

  • как создать условия, обеспечивающие социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой деятельности.

В решении этих задач можно успешно использовать межпредметные связи общеобразовательных предметов.

Межпредметные связи являются педагогической категорией для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших своё отражение в содержании, формах и методах учебно - воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органическом единстве.

Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Каждый учебный предмет, образовательная область вносит свой вклад в развитие личности и индивидуальности школьника, в формирование его мировоззрения, взглядов и убеждений. Но нельзя понимать мир по отдельным независимым законам связей и явлений. В реальном мире всё взаимосвязано, а в общеобразовательных предметах изучается с разных сторон. Поэтому, цель межпредметных связей состоит в обучении учащихся умениям самостоятельно применять знания из разных предметов при решении новых вопросов и задач.

Крупнейший немецкий педагог середины ХIХ века Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег ( 1790 – 1866 ) в своём труде "Руководство к образованию немецких учителей" утверждал, что взаимосвязанное обучение, это такое обучение, "при котором пройденное и усвоенное дополняло и освещало бы то, что проходится и усваивается. "Всё должно цепляться друг за друга. Одно благодаря другому преуспевать и созревать" [ 7 ].

Исходя из вышесказанного следует, что межпредметные связи способствуют не только систематизации учебного процесса и повышения прочности усвоения знаний учащимися, но и вызывают усиление познавательного интереса школьников к обучению и вместе с тем приобщают к научным понятиям о законах природы, идеях и теориях. В результате знания становятся не только конкретными, но и обобщёнными, что даёт учащимся возможность использовать их в новых ситуациях, а также применять на практике.

Существуют следующие формы осуществления межпредметных связей:

  1. занятия с использованием межпредметных связей, т. е. межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определённая познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов;

  2. комплексные семинары - на них можно поделиться опытом использования межпредметных связей на общеобразовательных уроках;

  3. межпредметные конференции - на них представляются и обсуждаются работы, связанные с интегрированным обучением;

  4. внеклассная работа - это форма организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности. В такой работе могут принимать участие как одновозрастные, так и разновозрастные учащиеся.

В рамках школьной образовательной программы межпредметные связи общеобразовательных предметов можно применить в организации внеклассной работы - "Межпредметной недели".

Межпредметная неделя по единой теме создаёт условия для повышения значимости всех предметов в совокупности, позволяет рассматривать проблему с различных позиций, обогащая мировоззрение обучающихся и развивая у них системное видение явления, процесса. Психолого - педагогические исследования свидетельствуют о том, что развитие науки и научно - технического прогресса привело к потере неких универсальных оснований, позволяющих видеть мир в его целостности, что подтверждается и современной системой образования ( между гуманитарными и естественными дисциплинами ). Восстановить целостность видения мира, связь различных сторон мира, оформить видение ребёнка в обобщённое представление помогает такое образовательное событие, как "Межпредметная неделя" [ 13 ].

Формы и методы проведения "Межпредметной недели" способствуют самостоятельной и творческой работе школьников, а также создают условия для формирования и развития универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся.

В предметную область "Межпредметной недели" входят любые дисциплины, реализующие программы среднего ( полного ) общего образования в зависимости от выбранной темы мероприятия. Межпредметная неделя посвящается одной определённой теме, где каждый предмет должен раскрыть её по-своему, расширяя поле информации по выдвинутой проблеме.

Проведение межпредметной недели решает следующие задачи:

  1. обеспечение межпредметных связей образовательного процесса;

  2. вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интересам к изучаемым учебным дисциплинам, привлечение к самостоятельному планированию, участию и контролю в проведении межпредметной недели;

  3. организация форм и методов коллективного взаимодействия, способствующих навыкам конструктивного бесконфликтного общения;

  4. совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий [ 13 ].

Межпредметная неделя - мероприятие коллективно - массовое, в котором могут принять участие все желающие, независимо от возраста. Объединение обучающихся разных возрастных групп обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению школьников, разнообразит их общение, эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение и преодолеть психологическую отчуждённость, избежать монотонности при организации учебного процесса.

В ходе проведения межпредметной недели реализуются следующие воспитательные и развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

  • воспитание уважения к учебным дисциплинам;

  • научное понимание явлений и их важность в жизни человека;

  • воспитание ответственности, трудолюбия, уважительного отношения к членам коллектива.

Развивающие задачи:

  • развитие самостоятельности в поисковой деятельности;

  • развитие способов коллективного взаимодействия;

  • развитие логического и творческого мышления;

  • развитие способности анализировать и обобщать полученную информацию;

  • развитие речевых навыков.

Таким образом, реализация межпредметных связей является важным средством при формировании технологической культуры обучающихся, а также способствует повышению эффективности их познавательной деятельности, т. к. глубокое и разностороннее раскрытие содержания всех общеобразовательных предметов во взаимосвязи и взаимообусловленности способствует:

  1. более прочному системному усвоению учебной информации;

  2. формированию у обучающихся способностей оперативно использовать знания различных дисциплин в усвоении новых знаний;

  3. широкому применению полученных знаний на практике.















Литература

  1. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Ред. В. В. Давыдов. М.: Научное изд-во "Большая российская энциклопедия", 1993.

  2. Профильное обучение: новые подходы: практическое пособие для рук. системы образования, слушателей ИПК. Ростов-н/Д: Изд-во "Учитель", 2004.

  3. Технологическое образование: Словарь базовых терминов / общ. ред. и сост. В. П. Овечкин / УдГУ. - Ижевск, 2004.

  4. Хотунцев Ю. Л. Технологическое образование школьников в Российской Федерации и ряде зарубежных стран. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана. - 2012.

  5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

  6. Резник Н. И. Инвариантная основа внутрипредметных, межпредметных связей: методологические и методические аспекты. Монография - 3-е изд., дораб. и доп. - СПб.: Речь, 2012.

  7. Педагогическая классика: А. Дистервег, Г. Спенсер: хрестоматия / сост. Н. Б. Баранникова. - М.: АСОУ, 2013. - (Сер. "Историко-педагогическое знание". Вып. 67 ).

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2013. - (Стандарты второго поколения).

  9. Патрикеева И. Д., Панкова О. Б. ФГОС НОО. Осваиваем деятельностный подход: Книга для учителя. - М.: Мнемозина, 2013.

  10. Технология. 5-8 классы. Деловые и ролевые игры на уроке: рекомендации, конспекты уроков / авт.-сост. С. П. Шурупов. - Волгоград: Учитель, 2014.

  11. Технология. Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А. В. Жадаева, А. В. Пяткова. - Волгоград: Учитель, 2014.

  12. Моделируем внеурочную деятельности обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. - М.: Просвещение, 2014. - (Работаем по новым стандартам).

  13. Раенко Т. В. Межпредметная неделя. Организация проекта в условиях реализации ФГОС основного общего образования. - Волгоград: Учитель, 2015.







4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!