Формирование у школьников универсальных учебных действий в курсах истории России
в условиях реализации Концепции историко – культурного стандарта.
Зуева М.Ю.
методист МОУ ДПО «УМЦ»
г.о. Серпухов
Основная цель Федерального государственного образовательного стандарта - это формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Системно-деятельный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Мир, в котором живет современный человек, сложен и многообразен. Особое значение приобретает формирование исторического сознания. В соответствии с требованиями, предъявляемым к результата школьного исторического образования, сформулированным во ФГОС ООО формирование исторического сознания включает: 1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества;
2) овладение базовыми историческими знаниями, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
В соответствии в ФЗ «Об образовании» и новыми ФГОС была разработана Концепция историко – культурного стандарта, направленного на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно – исторического пространства Российской Федерации.
Важным фактором достижения намеченных в Концепции историко – культурного стандарта целей является развитие личности школьника на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира, то есть овладение универсальными учебными действиями
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, которая включает умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Для формирования личностных универсальных учебных действий в курсах истории России можно использовать следующие виды заданий:
1) участие в индивидуальных и коллективных проектах: выбор интересной для ребенка темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу;
2)творческие задания;
3) различные формы рефлексии;
4) привлечение краеведческого и регионального компонента при рассмотрении тем курсов истории России, которые можно реализовать средствами и методами музейной педагогики.
Для успешного овладения обучающимися личностными УУД учителю необходимо создавать и реализовывать на уроках ситуации успеха для каждого ученика, повышать самооценку обучающихся, их уверенность в собственных возможностях; максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка; развивать познавательные интересы обучающихся и формировать мотивации дальнейшего творческого роста; формировать навыки рефлексии, то есть умение анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.
Методом формирования регулятивных универсальных учебных действий может рассматриваться проектная деятельность в рамках предмета история по курсам истории России. Это могут краткосрочные и долгосрочные проекты, предусматривающие как коллективную, так и индивидуальную работу по выбранной теме. Предлагаемые для учебных проектов темы должны предполагать решение жизненно-практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого школьники используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем.
Другим методом формирований регулятивных универсальных учебных действий является овладение обучающимися действиями самоконтроля и самооценки, под которыми понимается умение самостоятельно проконтролировать и оценить не только результаты собственной деятельности, но и её ход, эффективность. Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить её. Овладеть действиями самоконтроля и самооценки обучающиеся смогут с помощью приёмов и способов рефлексии. Это может быть итоговая рефлексия в конце каждого урока, различные рефлексивные таблицы, листы самооценки, использование рефлексивных мишеней.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках истории могут быть использованы следующие виды заданий:
- тест с ошибками; - поиск информации в предложенных источниках; - взаимоконтроль.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий происходит в процессе совместной деятельности учителя и обучающихся, которая направлена на перестройку позиций личности, изменение ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у каждого из участников обучения. Для овладения обучающимися коммуникативными универсальными учебными действиями учителю необходимо:
- давать школьникам время на обдумывание ответов;
- выработать установку обращать внимание на каждый ответ товарищей;
- не вносить сразу своих исправлений в ответы обучающихся (в зависимости от ситуации);
- предоставлять возможность обучающимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении – применение технологии «тонких» и «толстых» вопросов;
- задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников;
- на каждом уроке создавать атмосферу доброжелательности и уважения в процессе общения;
Для развития коммуникативных УУД очень важны групповые формы работы.
При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса.
На уроках курсов истории России работа в группах может быть организована в ходе работы над историческими источниками с целью выявления причин, последствий исторических событий, явлений, процессов. Групповой метод может быть использован в ходе работы над классификацией признаков социально – экономических и политических процессов. Это может быть разработка и защита групповых творческих проектов.
Коммуникативные УУД могут формироваться в процессе реализации музейной педагогики, когда обучающиеся выступают в качестве экскурсоводов школьного музея, проводят музейные уроки в рамках курсов истории России в разных классах.
Познавательные универсальные учебные действия составляют функциональную грамотность школьников. Их формирование зависит от следующих структурных компонентов:
- умение сравнивать и выделять, то есть находить признаки сходства и различия, уметь выделять необходимые признаки для сравнения, уметь выделять существенные признаки, уметь выделять главное и второстепенное;
умение анализировать, то есть разделять объект на части, располагать части в определенной последовательности, характеризовать части;
- умение делать выводы, то есть выделять главное в изучаемом явлении, объекте, устанавливать главную причину явления, кратко оформлять высказывание, связывающее причину и следствие;
- умение схематизировать, то есть разделять объект на части, уметь устанавливать взаимозависимости между частями, определять их последовательность, оформлять графически логические и причинно – следственные зависимости в виде схем, графиков, кластеров.
Конкретизируем содержание познавательных универсальных учебных действий, которые формируются на уроках истории в курсах по истории России:
- овладение приёмами анализа исторического события, документов;
- выведение следствий из определения понятия;
- умение сравнивать, приводить контр примеры;
- постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с материалом;
- создание на уроках игровых ситуаций, что позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие. Вопросы в игре не должны быть очень простыми и сложными. Вопрос должен порождать стимул к работе с дополнительной литературой, к более глубокому осмыслению темы;
- работа над творческими познавательными учебными проектами – уроки конструирования брошюр, буклетов, разработка обучающих презентаций;
- самостоятельная работа обучающихся с электронными и цифровыми информационными образовательными ресурсами.
Способы реализации УУД на уроках истории России
Разрабатывая стратегию своей педагогической деятельности по формированию у школьников УУД на основе ФГОС, для учителя важно определить круг технологий, которые будут наиболее оптимальными и эффективными в движении к получению образовательного результата.
На уроках истории в курсах истории России в условиях Концепции историко – культурного стандарта в качестве такой технологии можно рассматривать проблемное обучение, которое способствует эффективному формированию ключевые компетенции через создание в образовательном процессе проблемных ситуаций. По мнению известных педагогов - дидактов, таких как Лернер И.Я., Махмутов М.И., Селевко Г.К. и других ценность проблемных ситуаций состоит в том, что они лежат в основе продуктивной, творческой, познавательной деятельности, являясь причиной, побуждающей человека искать новые способы объяснения действительности. Таким образом, в образовательном процессе создаются возможности для формирования у школьников УУД.
Выделим основные типы проблемных ситуаций, которые можно использовать для формирования УУД на уроках истории в курсах истории России:
№ | Тип проблемной ситуации | Приемы создания проблемной ситуации |
1 | С удивлением | Предъявить факты, идеи: - вызывающие удивление, - кажущиеся парадоксальными, - поражающие своей неожиданностью - Что вас удивило? |
2 | Ситуация конфликта | Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. |
3 | Ситуация несоответствия | Сначала выявляется представление обучающихся о факте, процессе, явлении, а затем предъявляется новый научный факт. которые вносит несоответствие в восприятие рассматриваемого учебного материала. - Вы с начала как думали? А как на самом деле? |
4 | С затруднением | Дать проблемное задание, которое содержит недостаточное количество данных для его решения. - Смогли ли ответить на вопрос, решить поставленную задачу? - В чем затруднения? |
5 | Ситуация предположения | Дать проблемное задание, в котором заложена возможность учащимся выдвинуть собственные версии о причинах, характере, последствиях исторических событий. |
6 | Ситуация выбора | Предложить учащимся из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд убедительный. |
7 | Сообщение темы с мотивирующим приемом | «Яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд, краеведческого материала и т.д.); - демонстрация непонятных явлений через зрительный ряд или наглядность. «Актуальность» - обнаружение смысла, значимости проблем для учащихся. |
Формирование УУД у школьников в курсах истории России в процессе применения технологии проблемного обучения.
Вид проблемной ситуации | Ожидаемые результаты | УУД | Виды деятельности |
«Яркое пятно» | Сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к происхождению и ранней истории славян. | Познавательные: - общеучебные - логические -знаково-символические | - Применение ИКТ; - исследовательская деятельность; - составление таблицы по теме «Норманнская и антинорманнская теории происхождения славян», Составление тезисного плана по теме: «Проблема образования Древнерусского государства» |
Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности - образовательной, исследовательской, коммуникативной | Личностные Регулятивные | - Подбор материала - ведение диспута, дискуссии - рефлексия. |
Сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками. | Коммуникативные | - исследовательская деятельность; - работа в группах; |
Формирование УУД в процессе работы над проблемной ситуации несоответствия
Вид проблемной ситуации | Ожидаемые результаты | УУД | Виды деятельности |
Ситуация несоответствия | Сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: факты, имеющие отношение к причинам, сущности Крестьянской реформы 1861 г. и ее последствиям. Сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умения оценивать и сопоставлять | Познавательные: - общеучебные - логические | Анализ исторических источников; - формулирование выводов - участие в ролевой игре «Отмена крепостного права – взгляд из деревни, взгляд из города» |
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания Готовность и способность к самостоятельной, ответственной деятельности - образовательной, исследовательской, коммуникативной | Личностные Регулятивные | Участие в создании и защите коллективного творческого проекта «Что дала свобода?» - рефлексия |
Сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками. | Коммуникативные | Работа в группах; - рефлексия |
Формирование УУД в процессе работы над проблемной ситуации с затруднением
Вид проблемной ситуации | Ожидаемые результаты | УУД | Виды деятельности |
Ситуация с затруднением | Сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать; Умение устанавливать главную причину явления; Умение схематизировать | Познавательные: - общеучебные - логические - знаково - символические | Выведение следствий из понятия; - формулирование выводов; - составление кластера по теме; - рефлексия. |
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания Готовность и способность к самостоятельной, ответственной деятельности - образовательной, исследовательской, коммуникативной | Личностные Регулятивные | Исправление ошибок в тексте с ошибками - взаимоконтроль; - рефлексия. |
Сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками. | Коммуникативные | Составление «тонких» и «толстых» вопросов по теме; - рефлексия |
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что применение технологии проблемного обучения на уроках истории в курсах истории России позволяет эффективно и продуктивно формировать у школьников УУД.
На основе требований ФГОС ООО в образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию обучающихся в выборе содержания и методов обучения.
Таким образом, основой процесса образования становится развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развитие толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитание патриотических убеждений, освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно – продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции уметь учиться.
Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий позволяют реализовать требования, предъявляемые к современному школьному историческому образованию – это воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к культурному и историческому наследию своей страны.
Разрабатывая стратегию своей педагогической деятельности на основе ФГОС в условиях реализации Концепции историко – культурного стандарта, для учителя важно определить круг технологий, которые будут наиболее оптимальными и эффективными в движении к намеченному образовательному результату. На уроках истории России в качестве такой технологии можно рассматривать проблемное обучение, которое способствует эффективному формированию универсальных учебных действий через создание в образовательном процессе проблемных ситуаций.