СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у школьников универсальных учебных действий в курсах истории России

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены способы формирования у обучающихся универсальных учебных действий на уроках истории в условиях реализации ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Формирование у школьников универсальных учебных действий в курсах истории России»

Формирование у школьников универсальных учебных действий в курсах истории России

в условиях реализации Концепции историко – культурного стандарта.


Зуева М.Ю.

методист МОУ ДПО «УМЦ»

г.о. Серпухов


Основная цель Федерального государственного образовательного стандарта - это формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Системно-деятельный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Мир, в котором живет современный человек, сложен и многообразен. Особое значение приобретает формирование исторического сознания. В соответствии с требованиями, предъявляемым к результата школьного исторического образования, сформулированным во ФГОС ООО формирование исторического сознания включает: 1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества;

2) овладение базовыми историческими знаниями, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

В соответствии в ФЗ «Об образовании» и новыми ФГОС была разработана Концепция историко – культурного стандарта, направленного на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно – исторического пространства Российской Федерации.

Важным фактором достижения намеченных в Концепции историко – культурного стандарта целей является развитие личности школьника на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира, то есть овладение универсальными учебными действиями

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, которая включает умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Для формирования личностных универсальных учебных действий в курсах истории России можно использовать следующие виды заданий:

1) участие в индивидуальных и коллективных проектах: выбор интересной для ребенка темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу;

2)творческие задания;

3) различные формы рефлексии;

4) привлечение краеведческого и регионального компонента при рассмотрении тем курсов истории России, которые можно реализовать средствами и методами музейной педагогики.

Для успешного овладения обучающимися личностными УУД учителю необходимо создавать и реализовывать на уроках ситуации успеха для каждого ученика, повышать самооценку обучающихся, их уверенность в собственных возможностях; максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка; развивать познавательные интересы обучающихся и формировать мотивации дальнейшего творческого роста; формировать навыки рефлексии, то есть умение анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.

Методом формирования регулятивных универсальных учебных действий может рассматриваться проектная деятельность в рамках предмета история по курсам истории России. Это могут краткосрочные и долгосрочные проекты, предусматривающие как коллективную, так и индивидуальную работу по выбранной теме. Предлагаемые для учебных проектов темы должны предполагать решение жизненно-практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого школьники используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем.

Другим методом формирований регулятивных универсальных учебных действий является овладение обучающимися действиями самоконтроля и самооценки, под которыми понимается умение самостоятельно проконтролировать и оценить не только результаты собственной деятельности, но и её ход, эффективность. Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить её. Овладеть действиями самоконтроля и самооценки обучающиеся смогут с помощью приёмов и способов рефлексии. Это может быть итоговая рефлексия в конце каждого урока, различные рефлексивные таблицы, листы самооценки, использование рефлексивных мишеней.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках истории могут быть использованы следующие виды заданий:

- тест с ошибками; - поиск информации в предложенных источниках; - взаимоконтроль.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий происходит в процессе совместной деятельности учителя и обучающихся, которая направлена на перестройку позиций личности, изменение ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у каждого из участников обучения. Для овладения обучающимися коммуникативными универсальными учебными действиями учителю необходимо:

- давать школьникам время на обдумывание ответов;

- выработать установку обращать внимание на каждый ответ товарищей;

- не вносить сразу своих исправлений в ответы обучающихся (в зависимости от ситуации);

- предоставлять возможность обучающимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении – применение технологии «тонких» и «толстых» вопросов;

- задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников;

- на каждом уроке создавать атмосферу доброжелательности и уважения в процессе общения;

Для развития коммуникативных УУД очень важны групповые формы работы.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса.

На уроках курсов истории России работа в группах может быть организована в ходе работы над историческими источниками с целью выявления причин, последствий исторических событий, явлений, процессов. Групповой метод может быть использован в ходе работы над классификацией признаков социально – экономических и политических процессов. Это может быть разработка и защита групповых творческих проектов.

Коммуникативные УУД могут формироваться в процессе реализации музейной педагогики, когда обучающиеся выступают в качестве экскурсоводов школьного музея, проводят музейные уроки в рамках курсов истории России в разных классах.

Познавательные универсальные учебные действия составляют функциональную грамотность школьников. Их формирование зависит от следующих структурных компонентов:

- умение сравнивать и выделять, то есть находить признаки сходства и различия, уметь выделять необходимые признаки для сравнения, уметь выделять существенные признаки, уметь выделять главное и второстепенное;

умение анализировать, то есть разделять объект на части, располагать части в определенной последовательности, характеризовать части;

- умение делать выводы, то есть выделять главное в изучаемом явлении, объекте, устанавливать главную причину явления, кратко оформлять высказывание, связывающее причину и следствие;

- умение схематизировать, то есть разделять объект на части, уметь устанавливать взаимозависимости между частями, определять их последовательность, оформлять графически логические и причинно – следственные зависимости в виде схем, графиков, кластеров.

Конкретизируем содержание познавательных универсальных учебных действий, которые формируются на уроках истории в курсах по истории России:

- овладение приёмами анализа исторического события, документов;

- выведение следствий из определения понятия;

- умение сравнивать, приводить контр примеры;

- постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с материалом;

- создание на уроках игровых ситуаций, что позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие. Вопросы в игре не должны быть очень простыми и сложными. Вопрос должен порождать стимул к работе с дополнительной литературой, к более глубокому осмыслению темы;

- работа над творческими познавательными учебными проектами – уроки конструирования брошюр, буклетов, разработка обучающих презентаций;

- самостоятельная работа обучающихся с электронными и цифровыми информационными образовательными ресурсами.


Способы реализации УУД на уроках истории России

Разрабатывая стратегию своей педагогической деятельности по формированию у школьников УУД на основе ФГОС, для учителя важно определить круг технологий, которые будут наиболее оптимальными и эффективными в движении к получению образовательного результата.

На уроках истории в курсах истории России в условиях Концепции историко – культурного стандарта в качестве такой технологии можно рассматривать проблемное обучение, которое способствует эффективному формированию ключевые компетенции через создание в образовательном процессе проблемных ситуаций. По мнению известных педагогов - дидактов, таких как Лернер И.Я., Махмутов М.И., Селевко Г.К. и других ценность проблемных ситуаций состоит в том, что они лежат в основе продуктивной, творческой, познавательной деятельности, являясь причиной, побуждающей человека искать новые способы объяснения действительности. Таким образом, в образовательном процессе создаются возможности для формирования у школьников УУД.

Выделим основные типы проблемных ситуаций, которые можно использовать для формирования УУД на уроках истории в курсах истории России:

Тип проблемной ситуации

Приемы создания проблемной ситуации

1

С удивлением

Предъявить факты, идеи:

- вызывающие удивление,

- кажущиеся парадоксальными,

- поражающие своей неожиданностью


- Что вас удивило?

2

Ситуация конфликта

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.


3

Ситуация несоответствия

Сначала выявляется представление обучающихся о факте, процессе, явлении, а затем предъявляется новый научный факт. которые вносит несоответствие в восприятие рассматриваемого учебного материала.

- Вы с начала как думали? А как на самом деле?


4

С затруднением

Дать проблемное задание, которое содержит недостаточное количество данных для его решения.


- Смогли ли ответить на вопрос, решить поставленную задачу?

- В чем затруднения?


5

Ситуация предположения

Дать проблемное задание, в котором заложена возможность учащимся выдвинуть собственные версии о причинах, характере, последствиях исторических событий.


6

Ситуация выбора

Предложить учащимся из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд убедительный.


7

Сообщение темы с мотивирующим приемом

«Яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд, краеведческого материала и т.д.);


- демонстрация непонятных явлений через зрительный ряд или наглядность.


«Актуальность» - обнаружение смысла, значимости проблем для учащихся.


Формирование УУД у школьников в курсах истории России в процессе применения технологии проблемного обучения.

Вид проблемной ситуации

Ожидаемые результаты

УУД

Виды деятельности

«Яркое пятно»

Сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к происхождению и ранней истории славян.

Познавательные:


- общеучебные

- логические

-знаково-символические

- Применение ИКТ;

- исследовательская деятельность;

- составление таблицы по теме «Норманнская и антинорманнская теории происхождения славян»,

Составление тезисного плана по теме: «Проблема образования Древнерусского государства»

Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности - образовательной, исследовательской, коммуникативной

Личностные

Регулятивные

- Подбор материала

- ведение диспута, дискуссии

- рефлексия.


Сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками.

Коммуникативные

- исследовательская деятельность;

- работа в группах;



  1. Формирование УУД в процессе работы над проблемной ситуации несоответствия

Вид проблемной ситуации

Ожидаемые результаты

УУД

Виды деятельности

Ситуация несоответствия

Сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: факты, имеющие отношение к причинам, сущности Крестьянской реформы 1861 г. и ее последствиям.

Сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умения оценивать и сопоставлять

Познавательные:


- общеучебные

- логические


Анализ исторических источников;

- формулирование выводов

- участие в ролевой игре «Отмена крепостного права – взгляд из деревни, взгляд из города»

Сформированность основ саморазвития и самовоспитания Готовность и способность к самостоятельной, ответственной деятельности - образовательной, исследовательской, коммуникативной

Личностные

Регулятивные

Участие в создании и защите коллективного творческого проекта «Что дала свобода?»

- рефлексия


Сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками.

Коммуникативные

Работа в группах;

- рефлексия



  1. Формирование УУД в процессе работы над проблемной ситуации с затруднением

Вид проблемной ситуации

Ожидаемые результаты

УУД

Виды деятельности

Ситуация с затруднением

Сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать;

Умение устанавливать главную причину явления;

Умение схематизировать

Познавательные:


- общеучебные

- логические

- знаково - символические


Выведение следствий из понятия;

- формулирование выводов;

- составление кластера по теме;

- рефлексия.


Сформированность основ саморазвития и самовоспитания Готовность и способность к самостоятельной, ответственной деятельности - образовательной, исследовательской, коммуникативной

Личностные

Регулятивные

Исправление ошибок в тексте с ошибками

- взаимоконтроль;

- рефлексия.

Сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками.

Коммуникативные

Составление «тонких» и «толстых» вопросов по теме;

- рефлексия


Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что применение технологии проблемного обучения на уроках истории в курсах истории России позволяет эффективно и продуктивно формировать у школьников УУД.

На основе требований ФГОС ООО в образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию обучающихся в выборе содержания и методов обучения.

Таким образом, основой процесса образования становится развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развитие толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитание патриотических убеждений, освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно – продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции уметь учиться.

Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий позволяют реализовать требования, предъявляемые к современному школьному историческому образованию – это воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к культурному и историческому наследию своей страны.

Разрабатывая стратегию своей педагогической деятельности на основе ФГОС в условиях реализации Концепции историко – культурного стандарта, для учителя важно определить круг технологий, которые будут наиболее оптимальными и эффективными в движении к намеченному образовательному результату. На уроках истории России в качестве такой технологии можно рассматривать проблемное обучение, которое способствует эффективному формированию универсальных учебных действий через создание в образовательном процессе проблемных ситуаций.