«Формирование у учащихся культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности»
Дмитриев Владимир Александрович,
учитель физической культуры
МБОУ СШ № 2,
г. Вязьма Смоленской области,
I квалификационная категория
Анкетирование мотивации ЗОЖ 2017- 2018 учебный год
Мониторинг состояния здоровья учащихся 2017-2018 учебный год
Проблема: рост количества учащихся с ослабленным здоровьем
Причины:
- Малоподвижный образ жизни, наличие учащихся с низким уровнем здоровья и рост так называемых «школьных заболеваний»;
- недостаточная информированность детей и родителей о ЗОЖ;
- отсутствие личной мотивации к повышению уровня физической подготовленности;
- наличие вредных привычек.
Цель педагогической деятельности
«Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности».
Задачи:
- целенаправленно отслеживать уровень здоровья и мотивацию учащихся к ведению ЗОЖ через систематизированный, достоверный мониторинг и анкетирование ;
- повышать уровень физической подготовленности и физического развития учащихся через урочную и внеурочную деятельность;
- формировать ценностное отношение учащихся к своему здоровью через популяризацию здорового образа жизни;
- использовать на уроках комплексы упражнений для профилактики ожирения, сколиоза, плоскостопия, нарушений зрения;
- формировать общественное мнение детей и родителей, ориентированного на здоровый образ жизни;
- использовать комплекс мер по профилактике вредных привычек.
ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Смирнов Н.К. – Здоровьесберегающие технологии.
Касаткин В.Н. – Школа здоровья.
Андреев В.И. – Здоровьесберегающее обучение и воспитание.
Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. – системно-деятельностный подход.
Якиманская И.С. – личностно-ориентированный подход.
Лях В.И, Зданевич А.А. – комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы.
Брехман И.И. – Валеология как наука о ЗОЖ.
Система формирования
у учащихся необходимости ЗОЖ
Диагностический компонент
Методический компонент
Деятельностный компонент
Система формирования
у учащихся необходимости ЗОЖ
I этап – ориентационный (5-6 класс)
II этап – становление (7-8 класс)
III этап – обобщение (9-11 класс)
этап I – ориентационный (5 – 6 класс)
Задачи: - формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни; - привлечение внимания к себе, собственному здоровью
Содержание работы: - знакомство обучающихся с особенностями физиологического развития; - создание ситуации самоанализа («Паспорт здоровья»);
- дифференцированный и личностно-ориентированный подход с помощью: дозированности; индивидуальной формы оценивания; создания ситуации успеха;
- нетрадиционные формы занятий (народные игры, тематические квесты, например «Путешествие в страну ЗОЖ», метод круговой тренировки, уроки здоровья, Дни здоровья);
- демонстрация необходимости занятий физической культурой и спортом, ценности здоровья и ЗОЖ через ИКТ технологию (презентации, видеоролики), показ фильмов.
- занятия на свежем воздухе;
- выполнение на занятиях упражнений для профилактики сколиоза, ожирения, нарушений зрения, плоскостопия.
2018- 2019 учебный год 6 класс
Этап II – Становление (7-8 класс)
Задачи:
- создание условий для формирования устойчивой мотивации к ЗОЖ;
- обучение приёмам самокоррекции отдельных компонентов ЗОЖ;
- формирование саморегуляции в области занятий спортом.
Содержание работы:
- опора на успешность обучающихся, результативность работы (индивидуальная динамика);
- анализ и коррекция своего образа жизни с позиции здорового образа жизни (рациональное питание, режим дня, двигательная активность);
- составление программы саморазвития;
- интегрированные занятия («Физкультура-ОБЖ»; «Физкультура-Биология»)
- занятия из серии «Забочусь о своем здоровье» (расслабление, самомассаж, аутотренинг)
- обучение проектированию своей деятельности, направленной на достижение положительного результата;
- профилактика «школьных болезней» и вредных привычек («Компьютер: друг или враг?», «О вреде курения»)
2018- 2019 учебный год 8 класс
III этап – Обобщение ( 9 –11 класс) Задачи - стимулирование побуждений к уверенной реализации валеологических знаний - способствование творческому проектированию жизнедеятельности с позиции ЗОЖ.
Содержание работы: - составление программы саморазвития;
- применение полученных знаний в реальной практике;
- технология уровневой дифференциации;
- нетрадиционные формы занятий (методом круговой тренировки, занятия на свободное творчество, тематические квесты, сюжетно-игровые занятия, интегрированные занятия, занятия по карточкам).
- мероприятия «Быть здоровым – здорово!»; «Мы выбираем здоровье!»; «Здоровое поколение – здоровая Россия!»;
- дни Здоровья и Безопасности,
- акции «Скажи наркотикам нет», «За здоровый образ жизни», «Анти-СПИД».
2018- 2019 учебный год 10 класс
Результативность деятельности
Изменение отношения к ценности здоровья, здоровому образу жизни школьников. Повышение успешности обучения по предметам за счёт улучшения здоровья Сформированность благоприятного психологического микроклимата в ученических коллективах. Уменьшение пропусков уроков учениками из-за болезни.
Увеличение числа учащихся в спортивных секциях, в различных формах работы над собой. Увеличение % числа охвата школьников физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой во внеурочное время. Сокращение видов заболеваемости у учащихся.
Уменьшение количества часто болеющих детей. Увеличение и стабильность числа учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к 1-й группе здоровья. Уменьшение числа детей, отнесённых по состоянию здоровья к специальной группе здоровья.
2019-2020 учебный год
2019- 2020 учебный год
2018-2019 учебный год
1 место – первенство города по мини-футболу среди мальчиков;
1 место – муниципальный этап Чемпионата ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ» среди юношей
1 место – первенство города по баскетболу среди юношей;
1 место – первенство города по волейболу среди юношей;
2 место – первенство города по волейболу среди девушек;
1 место – дивизиональный этап Чемпионата ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ» среди юношей
3 место – региональный этап Чемпионата ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ» среди юношей
2 место – первенство города по плаванию среди обучающихся;
2 место – первенство области по баскетболу среди юношей
1 место – районная спартакиада школьников по физической культуре и спорту;
2019 – 2020 учебный год
1 место – первенство города по мини-футболу среди мальчиков;
1 место – муниципальный этап Чемпионата ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ» среди юношей;
3 место – муниципальный этап Чемпионата ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ» среди девушек;
1 место – первенство города по баскетболу среди юношей;
3 место – первенство города по баскетболу среди девушек;
1 место – первенство города по волейболу среди юношей;
1 место – первенство города по волейболу среди девушек;
1 место – дивизиональный этап Чемпионата ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ» среди юношей;
1 место – региональный этап Чемпионата ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ» среди юношей;
2 место – первенство города по плаванию среди обучающихся;
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –
сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо
Будьте всегда здоровы!!!
Список использованной литературы:
Бальсевич, В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры ; 1990. - №1. – С.22-27.
Давиденко, Д. Н. Основы здорового образа жизни // Вестник Балтийской Академии, 1996. – Вып.8. – С.16-24.
Кучма, В. Р. Приоритетные направления формирования формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков / В. Р. Кучма, Н. К. Барсукова, П. И. Храмцова // Вестник образования России. – 2004. – № 18. – С. 34-43.
Лебедева, Н. Т. Формирование здорового стиля жизни школьника : учеб. пособие / Н. Т. Лебедева. – Минск : Народная асвета, 1996. – 145 с.
Лось, И. Н. Формирование мотивации здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста : дис... канд. пед. наук / И. Н. Лось ; УралГУФК. – Челябинск : УралГУФК, 2005. – 194 с.
Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней : учеб. пособие / В. В. Марков. – М. : Академия, 2001. – 319 с.
Мильштейн, О. А. Анкетирование как средство общения социолога с респондентами в сфере физической культуры и спорта : метод. рек. / О. А. Мильштейн, Г. А. Прокопчук ; ГЦОЛИФК ; Краснодарский ГИФК. – Краснодар : Краснодарский ГИФК, 1991. – 264 с.
Клевцова, Ю. Е. Формирование навыков здорового образа жизни юношей старшего школьного возраста на уроках физической культуры : автореф. дис. … канд. пед. наук / Ю. Е. Клевцова ; РГАФК. – М. : РГАФК, 1999. – 24 с.
Здоровье и поведение школьников : социально-педагогический мониторинг здоровья, физической активности и образа жизни школьников ; Уральский Федеральный округ / сост. А. И. Федоров, С. Б. Шарманова ; УралГАФК. – Челябинск : ЧГНОЦ УрО РАО, 2004. – 70 с.