СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование учебной компетенции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетенции»







ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ:


Содержательно-методические основы

формирования коммуникативной компетенции школьников на уроках русского языка и литературы


Номинация: лингвистика


Самойленко Светлана Борисовна, учитель русского языка и литературы муниципальной средней общеобразовательной школы № 1 с. Возжаевка Белогорского района Амурской области


1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

Приоритетным направлением «Стратегии модернизации образования» является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в жизненных различных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего, необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию.

Коммуникативная компетенция включает овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.

Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Особую сложность в преподавании русского языка и литературы представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта ребёнка, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.

Сегодня, как отмечают и специалисты, и общественность, речевая культура в России находится на низком уровне. Безусловно, культура речи связана с общей культурой человека, которая прививается и в семье, и в школе. Особую роль в этом отношении выполняют предметы гуманитарного цикла, в частности – русский язык и литература.

Сегодня обучение русскому языку происходит в сложной социокультурной ситуации: отмечается бурная либерализация норм литературного языка, активно в лексику его носителей проникают профессиональный сленг, жаргон, поэтому в образовательном стандарте по русскому языку усилен аспект культуры речи.

Содержание стандарта предполагает формирование не только навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов (а именно это до сих пор преобладает в школьной практике), но, прежде всего- воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Именно поэтому при обучении русскому языку необходимо углублять лингвистическую составляющую курса русского языка, развивать коммуникативный подход, вести поиски способов интеграции русского языка и литературы как учебных предметов, вводить дополнительные курсы риторики, стилистики и культуры речи.

2) УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ.

Причиной моего обращения к проблеме формирования коммуникативной компетенции школьников является несовершенство гуманитарного образования в массовой практике средней школы. Усвоение языковой теории на уроках – это искусственная, но неизбежная ступень на пути к естественному речевому общению, и, чтобы поднять учащихся на следующую ступень речевой практики, учителю необходимо найти наиболее рациональное соотношение между искусственностью учебных ситуаций на уроке и стремлением преодолеть эту искусственность и максимально приблизиться к условиям естественного речевого общения. Но отсутствие в методическом арсенале обучения русскому языку приёмов устойчивого формирования коммуникативной компетенции школьников, достаточно глубоко продуманной системы непрерывного речевого тренинга в непростом искусстве общения привело к мысли о создании своей методической системы.

На 1-ом этапе становления моей системы с помощью таких методов педагогического исследования, как изучение продуктов деятельности (творческих работ учащихся), наблюдение (непосредственного общения учащихся вне урока, на улице), беседы с родителями, учителями-предметниками, мною обнаружены следующие противоречия


Противоречия в образовательном процессе

Социальный заказ общества

Явления практики обучения

Личность, владеющая основами коммуникативной культуры (богатый словарный запас, основанный на глубоком понимании гуманитарных знаний).

Неумение учащихся убедительно высказываться публично; бедный словарный запас, неоправданное использование жаргонизмов и иноязычной лексики.

Творческая личность, способная неординарно мыслить и действовать.

Учащиеся испытывают затруднения при иллюстрации теоретических положений учебника собственными языковыми примерами; их творческие работы не несут «авторство», часто списаны.



Информированная личность, обнаруживающая широкий кругозор, знание памятников национальной и мировой культуры.

Учащиеся не используют в своей речи прецедентные тексты (цитаты из русской и мировой литературы, пословицы и поговорки, фразеологические обороты).

Максимально приблизить социальный заказ общества и реальные результаты обучения возможно, на мой взгляд, через продуманную систему работы.

К этой мысли нас также привел и проведённый в 2005 году анализ речевой грамотности десятиклассников. Учащимся (38 человек) был предложен текст с рядом дифференцированных заданий. В ходе проверки были получены следующие результаты:

  • у 7% учащихся работа отличалась богатством словаря, разнообразием грамматических форм;

  • 15% учащихся смогли верно проанализировать форму исходного текста (отмечены языковые средства, характерные для исходного текста);

  • 15% учеников верно поняли и смогли полно отразить содержание исходного текста;

  • 19% работ отличались стройностью, последовательностью и связностью изложения;

  • 21% - отразили и аргументировали личностную позицию;

  • 26% - не допустили более двух речевых ошибок.

Общий анализ результатов данной проверки выявил тенденцию к снижению уровня коммуникативной компетенции у учащихся 10 классов. Школьники быстрее и правильнее выбирают ответы из предложенных вариантов, нежели самостоятельно их формулируют в краткой, полной, развёрнутой и грамотно оформленной письменной форме.

Так возникла тема: “Содержательно-методические основы формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Актуальность данной темы очевидна, так как она повышает возможности социальной адаптации личности, предоставляя ей адекватные ресурсы в общении.

Вот каким образом можно представить модель системы формирования коммуникативной компетенции:

Предмет исследования: устная и письменная речь

Цель исследования: создать условия для формирования

коммуникативной компетенции учащихся

Задачи: 1. Развивать умение воспринимать и

анализировать текст.

2. Развивать творческий потенциал личности.

3. Формировать информационную культуру

личности.

Реализуются

через принципы: 1.Единство процессов обучения, воспитания и

развития.

2. Принцип сотрудничества, диалогичности.

3. Принцип постановки ученика в позицию

деятеля.

4. Принцип открытости знаний.

Зависят от: программно-методического обеспечения

Инструментарий: 1. Педагогический (дидактические материалы,

пособия для учащихся, учебно-наглядные

средства).

2. Диагностический (контрольно-измерительные

материалы для промежуточной и итоговой

аттестации, темы докладов, творческих заданий).

Предполагаемый результат: учащиеся должны

  • уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;

  • уметь воспринимать и анализировать текст, иметь навыки выразительного чтения текста;

  • уметь извлекать информацию из различных источников, отбирать, анализировать, обрабатывать её;


  • уметь воспроизводить текст, создавать тексты различных стилей и жанров, осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога и диалога;

  • соблюдать нормы речевого этикета;

  • уметь осуществлять речевой самоконтроль (оценивать свою речь с точки зрения её правильности, совершенствовать и редактировать собственные тексты);

  • использование приобретенных знаний и умений в различных ситуациях общения для удовлетворения коммуникативных потребностей;

  • уметь создавать собственные письменные высказывания (сочинение, заявление, доверенность и т.д.), соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме, стилю речи и др.).

3) ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА.

В основе данной педагогической системы - личный опыт, идеи учителей-новаторов, идеи классической и современной педагогики, философии, психологии, поэтому данную систему работы можно определить как репродуктивно - рационализаторский. Теоретическую базу системы составляют:

1) теорию личностно ориентированного обучения,

2) теорию творческого развития индивидуума,

3) идеи «педагогики сотрудничества»,

4) идея деятельностного подхода в обучении,

5) идея вовлечения ребёнка в непрерывную цепь речевого общения.

1) Теория личностно ориентированного обучения.

Я основываюсь на положении В.А.Петровского, который выделяет следующие принципы личностно ориентированного подхода:

вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта;

синтез интеллекта, аффекта и действия — использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира;

приоритетный стандарт - вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.

Данные принципы лежат в основе выбора мною в опыте методов обучения: исследовательского, эвристического, проблемного. Что позволит сформировать у учащихся устойчивые умения и навыки самостоятельной работы, развить творческий потенциал отдельной личности.

2) Теория творческого характера развития индивидуума. Теорию творческого характера развития ребёнка разрабатывали В.А.Запорожец, А.Р.Лурия, Н.А.Берштейн. Я опираюсь на их постулат - ни ребенок, ни взрослый не могут дважды совершить одинаково одно и то же движение, произнести одно и то же слово. Каждая реализация своеобразна. Известно, что всякий вид творчества - это не только проявление актуализирующейся личности в конкретной области науки, искусства, общественной жизни, но и становление личностной позиции, определяющей присущую именно этому человеку линию нравственного поведения. Трансляция безличных, чисто объективных знаний или способов деятельности приводит к тому, что учащийся не может проявлять себя в соответствующих областях культуры и не развивается как творческая личность. Если же он, осваивая культуру, делает открытие в самом себе, при этом переживает пробуждение новых нравственных и духовных сил, то соответствующая область культуры становится «его миром», пространством возможной самореализации, а овладение ею получает такую мотивацию, которую содержание традиционного образования обеспечить не может. Оно должно позволять воспринимать явление культуры не только как объективацию мысли, творческого потенциала, нравственного выбора других людей, но и в то же время «узнавать себя» в уже созданном и развиваться как культурно - исторический субъект, для которого прошлое и будущее культуры — его прошлое и будущее. Подтверждение данного тезиса находим у В.А.Сухомлинского: «Любовь к поэтическому творчеству не может быть воспитана без творчества».

3) Идеи «педагогики сотрудничества». Только в 80- ые гг. XX «педагогика сотрудничества» стала признанным альтернативным направлением в практике массового обучения и воспитания. Представители педагогики сотрудничества – С.Л.Соловейчик, Ш.А.Амонашвили, В.Ф..Шаталов, Е.Н.Ильин. В своём опыте на основе педагогики сотрудничества я использую такие формы взаимодействия ученика и учителя в образовательном процессе, когда педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремление учащихся к саморазвитию, изучает его активность, создаёт условия для самодвижения.

4) Идея деятельностного подхода в обучении.

Идея деятельностного подхода в обучении В.В.Давыдова связана с педагогикой развития, основная задача которой, по В.В. Давыдову, -это разработка «теории и технологии организации различных типов воспроизводящей деятельности». А в соответствии с нашей целью и задачами ее можно конкретизировать следующим образом: «Как организовать речевую деятельность в учебном процессе (именно деятельность ), чтобы каждый ребёнок стал активным деятелем. Чтобы не просто складывал буквы в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения, а понимал прочитанное. И не только на уровне языковых значений. Чтобы не просто писал сочинение на заданную учителем тему, используя шаблонные фразы и готовые конструкции, а пытался бы найти средства для выражения собственных мыслей, осуществляя собственный замысел. Чтобы не просто воспринимал текст, а мог осознанно его анализировать.

Результатом использования данной идеи должен стать ученик, самостоятельно добывающий знания, проявляющий на уроке степень активности не ниже активности преподавателя. Из практики видно, что в позиции пассивного наблюдателя ученик не может сделать знания «своими»; чтобы освоить материал, он должен проявить интерес, активность, затратить усилия.

5) Идея вовлечения ребёнка в непрерывную цепь речевого общения.

Идея вовлечения ребёнка в непрерывную цепь речевого общения М.М.Бахтина.

Определив тему исследования как «Содержательно-методические основы формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы», мы не делаем терминологических различий между коммуникацией и общением. В понимании процесса общения опираемся на точку зрения М.М. Бахтина, который считал, что речевое общение представляет собой непрерывную цепь высказываний, каждое из которых является ответом на предыдущее и предполагает последующее. Понимание чревато ответом, а ответ ориентирован на понимание. Каждое высказывание принадлежит определённому речевому субъекту и может иметь разную протяжённость и структуру: от короткой реплики бытового диалога до большого научного, художественного или иного произведения.

Речевой опыт ребенка на первых этапах обучения практически не выходит за рамки бытовой сферы общения, поэтому задачей обучения русскому языку становится вовлечение ребёнка в непрерывную цепь речевого общения.

4. Технология системы.

Формирование коммуникативной компетенции предполагает овладение учащимися всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения; повышение общей гуманитарной культуры учащихся, умение творчески подходить к решению различных вопросов, умение извлекать информацию из различных источников, отбирать, анализировать её.

Если понимать под компетенцией не сумму знаний и умений, а способность ученика установить связи между знанием и ситуацией, а также способность на этой основе обнаружить и осуществить действие, позволяющее решить проблему, то формирование компетенции (то есть этой общей способности) невозможно вне деятельностного подхода. Он реализуется во множестве упражнений, заданий, ситуаций, используемых в «языковой среде» урока. Учителю необходимо создать условия для формирования коммуникативных компетенций. Для достижения данной цели необходимо решать, как минимум, три задачи. Вот каким образом можно представить данную систему:























Результат




1. Развивать умение воспринимать и анализировать текст.

А) Урочная деятельность.

За время работы в школе я обнаружила, что у учащихся часто отсутствует потребность выразить чувство, мысль в слове, часто школьники не умеют добиться их адекватного соотношения; характерна эмоциональная нечуткость к слову, интонации, многие учащиеся не обладают навыком выразительного чтения; школьники часто затрудняются в понимании авторского замысла в художественном произведении.

Первоочередное умение, которое нужно формировать - это восприятие художественного текста. Можно выделить три стадии восприятия художественного текста школьниками:



Уровень компетенции единицы восприятия

1 стадия

Понимание смысла слов, их соединений

вербально-семантический слова




2 стадия

Понимание концепции текста

текст

тезаурусный (идеи, афоризмы, отражающие структуру мира)

3 стадия

Понимание замысла автора

мотивационный подтекст

(цель, основной мотив

сообщения)

Можно выделить три стадии развития личности школьника, соответствующие возрастным периодам читательского восприятия. Это V-VI, VII-VIII и IX-XI классы.

На 1-ой стадии (V-VI классы) совершенствуются умения и навыки синтагматики и парадигматики слов и словосочетаний, вербально-семантические компетенции языковой личности школьников, пришедших в основную школу, пристальное внимание уделяется формированию умения выбирать нужные слова и выражения для репрезентации мысленного образа. Также выявляется общая направленность интересов и способностей личности школьника.

На 2-ой стадии (VII-VIII классы) – должен осуществляться переход на следующий уровень языковой личности, тезаурусный. Учащиеся демонстрируют умения пользоваться понятиями, семантическими полями, выявляющими их картину мира. Ведётся обучение глубокому тематическому и идейному анализу художественного текста. Формируется умение анализа и синтеза текстовой информации, умение аргументировать, импровизировать, оценивать свою и чужую речь.

На 3-ей стадии (IX-XI классы) – должно происходить совершенствование мотивационного уровня личности школьника, обучение пониманию замысла автора, основных мотивов его деятельностно-коммуникативной потребности. Уделяется пристальное внимание формированию умения оперировать значительным количеством прецедентных текстов как русской, так и зарубежной литературы. Становится доступной проблема художественной индивидуальности писателя, историческая поэтика.


Основные методы и методические приёмы, эффективные на различных стадиях.

1. Метод творческого чтения. Развивает и совершенствует глубокое, более активное и полное, творческое восприятие художественного произведения. Данный метод реализуется через различные приёмы:

1) Выразительное чтение учителя, мастеров художественного слова.

2) Выразительное чтение учащихся, комментированное чтение.

3) Беседа (выявление представлений учащихся о тексте).

4)Постановка нравственной, философской, художественной проблемы, вытекающей из текста.

5) Беседа после изучения произведения.

Возможные виды деятельности учащихся:

- выразительное чтение;

- чтение наизусть;

- слушание художественного чтения;

- составление плана;

- близкие к тексту и сжатые пересказы;

- инсценировка;

- устные и письменные отзывы о прочитанном произведении;

- оценка иллюстраций;

- сочинения-миниатюры.

2. Эвристический метод. Он состоит в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении познавательных задач либо под руководством учителя, либо на основе эвристических программ и указаний. Данный метод - проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию. Помогает учащимся освоить произведение, осмыслить его, разрешить возникшие нравственные, социальные, художественные проблемы. Развивает умение анализировать произведение, понимать единство текста в многообразии его компонентов.

Данный метод реализуется через приёмы:

  1. Обучение анализу текста художественного произведения, анализу эпизода, нескольких взаимосвязанных эпизодов, умению их сопоставлять.

  2. Постановка системы вопросов.

  3. Самостоятельный поиск учащимися существующей проблемы для анализа.

Возможные виды деятельности учащихся:

- работа с текстом художественного произведения, анализ эпизода;

- пересказ как приём анализа;

- подборка цитат для ответа на поставленный вопрос;

- план как приём анализа композиции;

- анализ образа героя;

- сравнительная характеристика героев;

- план к своему развёрнутому ответу, к сочинению;

- сочинение на частные темы как результат работы над текстом.

анализ текста.

Примерные задания для анализа текста любого типа речи:

  1. Докажите, что вам предложен для разбора именно текст.

  2. Озаглавьте его. Предложите варианты, содержащие в заглавии тему (идею) текста.

  3. Составьте план текста (простой, сложный).

  4. Проанализируйте композиционное строение.

  5. Определите тип речи, докажите свою точку зрения.

  6. Определите стиль текста, докажите свою точку зрения.

  7. Определите способ и средства связи предложений в тексте.

  8. Проанализируйте языковое оформление текста, цель использования тропов, стилистических фигур.

  9. Дайте субъективную оценку текст

Этот вид работы должен быть систематическим. Опыт показывает, что следует предлагать для работы тексты с разной стилистической и типологической принадлежностью, смешанного типа (на выбор учащихся). Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции (а без этого невозможен процесс совершенствования речи). Кроме того, на уроках мало знакомить ученика с яркими текстами, учить понимать их, видеть и слышать изображенное в них. Учащиеся должны запоминать непроизвольно образцовые тексты, уметь легко воспроизводить их, а затем использовать элементы, фразы из них в своей речи как образцы. Организованная работа с текстом должна вести к непроизвольному запоминанию образцовых текстов.

Использование текста как речеведческого понятия в качестве опорного, ключевого не только на уроках развития связной речи, но и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса, позволяет создавать условия для интеграции курса русского языка и литературы, для усиления работы по воспитанию, духовно-нравственному развитию учащихся, для повышения их творческой активности. При этом грамматический материал на каждом этапе изучается, обобщается и используется в речевом аспекте. Учащиеся в процессе работы над текстом анализируют лексические средства языка, проводят наблюдения над значением словообразовательных элементов, грамматических форм, словосочетаний и синтаксических конструкций. Анализируют смысловую и стилистическую роль порядка слов, текстообразующую и стилистическую функцию разных типов простых предложений, синонимию синтаксических конструкций. Работают над лексическими и синтаксическими средствами выражения в речи различных смысловых отношений, литературной нормой языка и разного рода отклонениями от неё.

3. Проблемно-исследовательский метод. Он позволяет проявить наиболее полно инициативу, самостоятельность, творческий поиск учащихся. Так, после анализа конкретного языкового явления или произведения словесности, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа учителя ученики самостоятельно делают теоретические выводы. Учатся выявлять проблему, искать пути её решения. Данный метод развивает умение собирать, анализировать и систематизировать материал.


Данный метод реализуется через приёмы:


  1. Выдвижение учителем проблемы, причём ряд аспектов этой проблемы может разрабатываться группой учащихся или отдельными учениками. Учитель указывает источники, предлагает ряд тем сочинений, темы для семинарских занятий.

  2. Урок-семинар.

  3. Проектная деятельность.

  4. Тематический анализ.

Возможные виды деятельности учащихся:

- самостоятельный анализ эпизода, целого произведения;

- сопоставление двух или нескольких произведений, эпизодов в проблемно-идейном, теоретико-литературном планах;

- сопоставительный анализ различных точек зрения на произведения, высказанных в критике;

- сочинения на лингвистические темы.

Б) Внеурочная деятельность.

Решению данной задачи способствуют элективные курсы «Нужно ли бояться писать сочинение?» и «Я деловой человек». Курс «Нужно ли бояться писать сочинение?» позволил обобщить, систематизировать и углубить знания, полученные на уроках развития речи. Учащиеся расширили свои представления о стилистике, занимались редактированием текстов. Научились писать проблемный очерк, репортаж, брать интервью, писать сочинения в жанре эссе и многое другое. Итогом элективного курса стали творческие работы учащихся, которые были опубликованы в двух номерах газеты «Проба пера». Лучшие из них публиковались в общешкольной ежемесячной газете «Школьная круговерть».

Во время прохождения курса «Я деловой человек» учащиеся познакомились с основами культуры делового общения, с фициально-деловым стилем (более обстоятельно), получили навыки оформления деловых документов.

Кроме этого мною разработана программа элективного курса по риторике «…Как слово наше отзовётся…». В процессе изучения предложенного курса, учащиеся познакомились с историей риторики, рассмотрели основные ситуации, когда люди обращаются к публичной речи, увидели разнообразие этих речей. Узнали, что значит речь правильная, как работать оратору над своим голосом, как готовить речь, строить её и произносить, как завоевать слушателей и как самому стать заинтересованным слушателем.

В 2007 году в рамках индивидуального образовательного маршрута в программе Ilias мною была разработана сетевая образовательная программа «Я деловой человек».

2. Развивать творческий потенциал личности школьника.

Формирование коммуникативных компетенций учащихся неразрывно связано с развитием их творческих способностей.

Творческие способности – это способности, определяющие успешность создания предметов материальной и культурной духовности, производства новых идей, открытий, изобретений, словом, индивидуальное творчество в различных областях деятельности.

Можно выделить компоненты структуры творческих способностей:

  1. Способность самостоятельно переносить знания, умения в новую ситуацию;

  2. Способность видеть новые проблемы в знакомой ситуации;

  3. Способность самостоятельно комбинировать известные способы деятельности;

  4. Способность находить разные способы решения проблемы и альтернативные доказательства;

  5. Способность строить принципиально новый способ решения проблемы.

Эти творческие способности проявляются неодновременно при решении той или иной проблемы, а в различном сочетании и с разной силой.

Развивает и совершенствует глубокое, полное и творческое восприятие художественного произведения метод творческого чтения, проблемно-поисковый метод, исследовательский метод.

Достаточно подробно о работе в данном направлении рассказано в теме по самообразованию «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы».

Творческая деятельность учащихся нуждается в психолого-педагогическом сопровождении учителя. Сформулируем условия, способствующие развитию творческих способностей учащихся:

  1. Организация труда самих школьников, развитие их активности предусматривает проведение практических работ учащихся (чтение художественных произведений, практические задания при анализе произведений).

  2. Преподавание литературы (специфического отражения жизни и средства ее познания) требует от учителя углубления и расширения жизненного опыта учеников. Необходимо обеспечить богатство и разнообразие читательского опыта детей, наблюдения над мастерством писателя, знания теории литературы, анализ произведений.

  3. Творческие способности учащихся успешно развиваются, когда систематическое изучение и практическое усвоение теории литературы сочетаются со знакомством с разными видами искусств при пристальном внимании к их специфике.

  4. Следующим важным условием является предоставление детям известной свободы творчества, выражающейся в свободе выбора способов работы, последовательности операции, возможности предъявления различных вариантов ответов.

  5. Очень важно дать почувствовать учащимся жизненную необходимость работы.

  6. Деятельность, в которую учитель включает детей, должна быть разнообразной, увлекательной; для этого необходимо чередовать, например, разные виды анализа художественного произведения, разные виды работ систематического характера. Помощь учителя: самое важное здесь заключается в том, чтобы не превратить помощь в подсказку; нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать. В случае необходимости школьника надо “отправлять” к тексту произведения.

  7. Учитель должен вызвать у детей творческий поиск, который заключается в осознании противоречия между имеющимися проблемами в решении определенной задачи и их собственным опытом. Учащийся становится перед необходимостью создать новую, но не имеющуюся в его опыте схему решения, новую систему способов действий.

  8. Превращение анализа художественного произведения в творческий процесс. Для этого необходимо использовать практические задания эвристического характера, которые позволяют развивать творческие способности учащихся.

Б) Внеурочная деятельность.

Элективный курс «Нужно ли бояться писать сочинение?»

Внеклассная работа по предмету, в частности, литературные гостиные. В феврале 2007 года мною было проведено районное мероприятие «Верь в великую силу любви» (литературная гостиная для учащихся 11 классов). Все желающие имели возможность проявить свои творческие способности. Ребята выступали в роли актёров, поэтов, журналистов, литературоведов. На мероприятии звучали произведения классической русской и зарубежной литературы, собственные сочинения ребят. Разработка данного мероприятия представлена в приложении. Также в приложении я предлагаю различные творческие виды работ с текстом.

Мною используются различные методики для определения творческого потенциала личности школьников, их способностей. В 10Б классе, в котором я являюсь классным руководителем, при помощи теста «Ваш творческий потенциал» удалось проследить определённую динамику творческих способностей.

7кл. 8кл. 9кл. 10кл.

3. Формировать информационную культуру личности.

Формирование информационной культуры личности школьника – одно из условий развития коммуникативных компетенций. Учащиеся должны продуктивно использовать различные информационные ресурсы. Для формирования информационной культуры учащихся я использую информационные ресурсы школы: Интернет, учебные мультимедийные программы, образовательные программы.

На первом месте – повышение собственного профессионального уровня: курсовая подготовка по ИКТ, изучение и внедрение передового опыта, активное использование возможностей школьного мультемедийного кабинета, создание авторской сетевой программы, предметных сайтов, размещение методических материалов в Интернете, организация и проведение семинаров с использованием ИКТ.

Работая в данном направлении, необходимо формировать у школьников навыки самостоятельной поисковой деятельности (умение находить, анализировать, отбирать нужную информацию), исследовательской деятельности, выполнение различных творческих заданий базового и профильного уровня. Работа с дистанционными сетевыми программами и работа в школьном научном обществе.

Работа с учащимися в НОУ имеет на данный момент стойкий положительный результат:







Год

Название работы

учащийся

Школьный уровень

Районный уровень

2005-2006

«Фразеология русского языка», реферат.

Волков С., 8 класс

благодарность

___

2006-2007

1. «Языческая и христианская основы народных русских праздников», реферат.

2. «Православие – составляющая часть мировых религий», реферат с элементом исследования.

Шумова Н., Кучерявых В., 9 класс



Милова Н., 9 класс

3 место





1 место


похвальная грамота



диплом

2007-2008

«Молодёжная речь как показатель неустойчивого нормативно-языкового состояния общества», лингвистическое исследование.


Милова Н., 10 класс


1 место


Конференция состоится

8 февраля.


В данном направлении проводится работа с родителями: индивидуальные беседы (результаты тестирования, рекомендации), тематические родительские собрания («Развитие творческих способностей ребёнка в семье», «Круг интересов подростка»).

Коммуникативные компетенции ребёнка не могут формироваться вне социальной среды, в которой он живёт. Задача учителя совместно с психологом и социальным педагогом помочь ребёнку правильно сориентироваться в окружающей его социальной среде (индивидуальная работа с детьми группы риска, беседы с родителями, тестирование, консультации с психологом).

Результаты.


  1. Повысился уровень анализа текста.

  2. Повысилось качество письменной речи по параметрам: содержание и речевое оформление.

  3. Повысилось качество знаний по предметам.

  4. Отмечен рост техники чтения.

  5. Призовые места на конкурсах и олимпиадах в районе и области.

  6. Призовые места на научно-практических конференциях в районе.

  7. Выпуска 2002 года– 5 медалистов, выпуск 2007 года – 2 медалиста.

  8. Можно говорить о росте творческой активности учащихся.

Анализируя уровень творческих работ учащихся (количество речевых ошибок и недочётов, логических ошибок, ошибок в содержании, умение аргументировано высказывать собственное мнение), проиходим к выводу, что очевидна положительная динамика в


  • понимании содержания, соотношении высказывания с темой и раскрытии его основной мысли;

  • умении связно и последовательно излагать содержание;

  • умении правильно оформлять в композиционном и языковом отношении;

  • умении выражать собственное отношении к излагаемому.


Динамика уровня творческих работ учащихся.

Результаты олимпиад по русскому языку.

Год

Районные

Областные

2004-2005

1 место (Куфель М.)

___

2005-2006

2 место (Бондаренко К.)

___

2006-2007

2 место (Бондаренко К.)

1 место (Ержанникова Н.)

2 место (Ержанникова Н.)



Результаты итоговой аттестации (устный экзамен по русскому языку).

Год, класс

Кол-во учащихся

«5»

«4»

«3»

% качества

2004-2005 год,

9 класс

7

1

3

3

57%

2006-2007 год,

11 класс

8

2

6

__

100%




В муниципальном экзамене по русскому языку в 9 классе принимало участие 8 учащихся, из них «5» - 1, «4» - 7. % качества – 100%.



Проводится систематическая работа по проверки техники чтения в 5-8 классах.





Под качественным чтением я понимаю выразительное чтение. Сформированность у школьников данного навыка свидетельствует о знании учащимися интонационно-пунктуационных особенностей русской речи, о понимании авторского замысла в художественном произведения.




Динамика качества знаний по русскому языку и литературе за три года:












Первые стойкие положительные результаты по теме «Содержательно-методические основы формирования коммуникативной компетенции школьников на уроках русского языка и литературы» убеждают в том, что необходимо продолжать и развивать педагогическое исследование в данном направлении. Коммуникативные возможности современного человека безграничны, а формирование их – из самых сложных задач педагога-словесника. В завершении хочется сослаться на принцип открытости знаний: пока человек мыслит, знание никогда не будет завершённым, закрытым, а образование, в сущности, не имеет точки насыщения.

Перспективы.

В 2007-2008 учебном году необходимо:

  1. Разработать систему нетрадиционных уроков по развитию речи.

  2. Продолжить работу по совершенствованию сетевой программы «Я деловой человек».

  3. Подготовить материалы для публикации в методических журналах.

  4. Продолжить работу элективного курса по риторике.

  5. Организовать сбор фактического материала, оценить, проанализировать данные об уровне сформированности умений учащихся 10-х классов на 3-х уровнях восприятия текста (вербально-семантическом, тезаурусном, мотивационном), используя данные критерии:

    Вербально-семантический уровень

    Тезаурусный уровень

    Мотивационный уровень

    Умение осуществлять выбор слов, адекватная рецепция лексики, грамматических структур.

    Умение дать дефиницию используемым понятиям.

    Умение строить целенаправленное общение, управлять им.

    Владение каллиграфическими навыками.

    Умение анализа и синтеза текстовой информации.

    Владение стилями языка.

    Владение орфографическими нормами языка.

    Умение придать высказыванию модальную окрашенность.

    Умение высказываться на родном языке публично.

    Качественное чтение.

    Умение аргументировать.

    Умение эстетического анализа текста.

    Умение строить монологическое выступление.

    Умение импровизировать.

    Понимание замысла автора текста.


    Владение разговорной речью.

    Умение оценивать свою и чужую речь.

    Владение текстами художественной культуры.

  6. Продолжить создание сайта.

  7. Выявление и развитие одарённых детей, систематическая работа с ними.











































16

























27