ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
В младшем школьном возрасте начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время. Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно универсальные способы действий помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе.
В Федеральных государственных стандартах второго поколения содержится описание портрета будущего выпускника: «Выпускник будущего это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины»
Учащиеся, познающие новые, неизвестные для них страницы истории своей малой родины чувствуют себя первооткрывателями. Так воспитывается гражданственность, чувство собственной значимости.
Краеведческая работа расширяет у детей кругозор, развивает детское словесное и изобразительное творчество.
Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями в развитии и самосовершенствовании, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста [2, с.20].
Цели внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, ценностными установками педагогического коллектива образовательного учреждения. В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъективного опыта участия и организации
индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности [3,с. 16].
Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота. Цель краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными возможностями. Начальная ступень – пропедевтический курс, который способствует осознанию важности окружающего его мира.
Вторая ступень – интеграция краеведения с другими учебными дисциплинами, т.е. использование местного материала как базы для освоения теоретических вопросов.
Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета «окружающий мир». Темы краеведения включены уже с 1 класса (авт. А. Плешаков «Окружающий мир»)
1 класс
- Знакомство с полезными ископаемыми.
- Насекомые, рыбы, птицы, звери нашего края.
- Наш город – часть большой страны.
- Реки и моря.
- Разнообразие овощей и фруктов.
2 класс
- Название города, где мы живём. Доступные сведения из истории. Что мы называем родным краем.
- Разнообразие растений, животных луга, водоёма.
- Промышленные предприятия своего города.
- Культура и образование в нашем крае.
- Памятники культуры, их охрана.
- Поверхность и водоёмы своего края.
3 класс.
- Охраняемые виды растений и животных нашей местности, включённые в Красную книгу России.
- Роль заповедников в охране растений и животных.
- Охрана природы своего края.
4 класс.
- Природные зоны России: степей, пустынь.
- Охрана природы в каждой зоне. Заповедники.
- Сбережём природу своего края.
Здесь, на мой взгляд, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своём крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы.
На уроках русского языка, работая над развитием устной и письменной речи, составляем тексты описательного характера, пишем сочинения «Зима в нашем крае», «Отдых в лесу» и т.д.
В краеведческой литературе нахожу материал и для уроков математики. Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью, помогает использовать эти сведения в жизненных ситуациях. Это задачи-расчёты, информация о растительном мире, протяжённости рек, площади водоёмов.
Современное образование невозможно без вовлечения учащихся в исследовательскую работу, в проектную деятельность. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения поставленных задач лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.
Развитие УУД – очень важная и нужная задача. Это не только формирование различных психологических процессов, которые необходимы человеку, но и развитие способностей решать любые жизненные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека.
Одна из задач краеведческой работы - всестороннее изучение местности и накопление материала, другая - использование этого материала. Эти две задачи теснейшим образом связаны между собой. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.
Краеведение как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с ФГОС начального общего образования второго поколения школа должна создать условия для полноценной внеурочной деятельности. Стандарт предполагает разнообразить не только содержание, но и формы организации деятельности учащихся после уроков. [1, с.3]
Одна из активных форм изучения исторического краеведения – экскурсии. Большое значение имеют совместные экскурсии в музей, и как продолжение – организация выставок, конкурсов рисунков, фотографий и поделок, совместный доклад, презентация. Такая форма интересна детям младшего школьного возраста, потому что предлагает детям выполнить посильные творческие работы и исследования.
Например, творческие проекты « Родники родного края», « Село моё родное», « Птицы родного края».
Таким образом, у младших школьников средствами краеведения формируются различные УУД.
1.Коммуникативные УУД формируются, когда:
- ученик учится отвечать на вопросы;
- ученик учится задавать вопросы;
- ученик учится вести диалог;
- ученик учится пересказывать сюжет;
- учащихся учат слушать .
2. Личностные УУД формируются, когда:
- учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации;
- учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме..
3. Познавательные УУД формируются, когда:
- учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод...».
4. Регулятивные УУД формируются, когда:
- учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой-либо задачи, оценивать и пр.
При работе по программе «Краеведение» при изучении практически всех тем можно формировать все универсальные учебные действия одновременно.
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Уже несколько лет я занимаюсь проблемой организации проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы.
Рабочая программа курса «Проектирование виртуальных экскурсий» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе авторской программы по литературе и историческому краеведению Т.Н. Трунцевой «Проектируем виртуальные экскурсии». 5-8 классы. В соответствии с учебным планом учреждения программа реализуется во внеурочной деятельности в рамках ФГОС (патриотическое направление).
Реализация данной программы позволит разнообразить деятельность обучающихся в практическом, проблемно – исследовательском ключе, позволит детям отправиться в увлекательное путешествие по родному краю. Узнать как можно больше о родном крае, его прошлом и настоящем - естественные желания юного гражданина. Удовлетворить эту потребность школьников - основная задача работы занятия по внеурочной деятельности.
История моего края предусматривает посещение краеведческого музея поселка, конкурс репортажей с места событий, составление буклетов, текстов для проведения экскурсий, путеводителей.
Историческая память моего поселка
Данная тема включает сбор и обработку информации по результатам встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, труда, тружениками тыла.
История моей семьи предполагает конкурсы эссе по темам «Листая семейный альбом», «Каким я представляю прошлое, настоящее и будущее своей семьи», составление презентации по теме «Родословное древо моей семьи».
История моей семьи в истории моего народа
Презентация и защита творческих индивидуальных и коллективных проектов виртуальных экскурсий для школьной научно-практической конференции в секции «Краеведение: исследование, поиск». Тема: «Семья-это семь Я». Защита проектов. Конкурс виртуальных экскурсий. Это далеко не полный перечень тем, которые составляют основу программы.
Список литературы
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
2.Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010
3.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
4.Саяпина Н.Г. Ознакомление младших классов с родным краем. 2001 г.
5.Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе и историческому краеведению. 5–8 классы / Сост. Т.Н. Трунцева./ – М.: ВАКО, 2014.
6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» 2010 г.