СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование успешности обучения младших школьников средствами современных педагогических технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение  опыта работы по формированию успешного обучения младших школьников средствами современных педагогических технологий.

Просмотр содержимого документа
«Формирование успешности обучения младших школьников средствами современных педагогических технологий»

Формирование успешности обучения младших школьников средствами современных педагогических технологий

Задачи:

1) определить особенности современных педагогических технологий;

2) выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педагогические технологии;

3)обобщить опыт применения современных педтехнологий на уроках и во внеурочной деятельности.

  Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Наша главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать ситуацию проблемы, выбора и поиска решения, что помогает максимально раскрыть умственный и творческий потенциал учащихся. 

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе мы должны научить ребенка не только читать, считать и писать, но и должны привить две группы новых умений.

К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа.

Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, личного интереса к тому, что познает.

Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования, который может быть обеспечен применением современных педтехнологий.

Среди многообразия современных образовательных технологий можно использовать в работе с учащимися начального звена следующие технологии:

  • технологии личностно-ориентированного обучения,

  • технология развивающего обучения,

  • технология проблемного обучения,

  • технология индивидуализации обучения (воспитания).

  • игровая технология,

  • технология информационно-коммуникативная,

  • групповая технология,

  • технология уровневой дифференциации.

  • технология формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников,

  • технология организованного общения младших школьников,

  • технология проектно-исследовательской деятельности

 Однако, в своей работе чаще всего использую технологии проблемного обучения, ИКТ, игровые и здоровьесберегающие.       

  1. Технология проблемного обучения.

        Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание педагогом проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.


  Эта технология привлекла новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем.

Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаются и сравниваются с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения ( легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок или Как открывать знания с учениками»).

Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

1) Например:

 Окружающий мир, 2 класс.

- Велика наша страна, но мы можем совершить путешествие в любой уголок, не выходя из класса.

- Как нам это удастся? (предположения детей)

-А с чьей помощью мы совершим это путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:

Моря есть – плавать нельзя.

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

-Что это?

-Правильно, это карта.

Тема: «Что такое карта и как ее читать»?

Русский язык. Тема: «Имя существительное».

На уроках объяснения предлагаю следующие задания, позволяющие ученикам самостоятельно вывести правило о том, что обозначает имя существительное.

Задание 1: Сравните правый и левый столбик.

Я ученик первого класса.

В пенале лежат ручки и карандаши. 

Я кладу в портфель тетради,

 учебники и пенал.

Я первого класса.

В пенале лежат. 

Я кладу в портфель .

-Обе ли записи слов являются предложением?

-Если нет, то почему?

-Какие слова нужно добавить, чтобы записи второго столбика стали предложениями?

-Выпишите пропущенные слова. Что обозначают эти слова? На какой вопрос отвечают эти слова?

Дети самостоятельно выводят правило о том, что обозначает имя существительное.

-Что называют именами существительными?

Задание 2. Дается цепочка слов:

Машина, страна, Маша, Жучка, Элистинка, река, Целинный , город, Мурка, Москва, Элиста.

-Можно ли среди этих слов выделить  группы?

-Если можно, то, по какому принципу? (по написанию).

-Почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой.

 Математика. Тема: «Решение задач»

- Решите задачу:

В вазе стояло 17 цветов. 7 из них розы. На сколько роз было больше, чем

тюльпанов?

- Можно ли ее решить? Почему?

(При решении задач важно, чтобы дети вдумывались в текст, осмысливали условие задачи, сопоставляли вопрос и условие).

Например, ученик получил задания: «К 2 прибавь 5 и помножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5, помноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:

2 + 5 * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:

(2 + 5) * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

Русский язык. Тема: «Слова, обозначающие предметы, признаки, действия»

На доске слова: воробей, шустрый, летать, артист, известный, выступать, заяц, косой, убегать.

Задания по уровням.

Высокий уровень. Распредели слова по группам, запиши каждую группу в отдельный столбик.

Средний уровень. Раздели слова на группы по вопросам.

Низкий уровень. Вопросы – какой? кто? Что делать?

 Окружающий мир. Тема: «Дорожные знаки»

Задача 1.

Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала.

-Сколько ребят правильно перешли дорогу? А как бы поступили вы?

Задача 2.

Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге.

-Сколько ребят поступило правильно? Что вы можете им посоветовать?

  Вывод.

       Использование проблемного подхода в обучении, позволяет мне достигать определенных результатов:

-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

-у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;

-возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

2.Игровые технологии.

      Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

-   в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-   в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

     Игровая форма занятий создается  при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

  ЦЕЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:  пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

       Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр:

       Классификация педагогических игр.

•   Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

•   Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .

•   Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

 РЕЗУЛЬТАТ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:

-эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

-тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

-стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

-способствует преодолению пассивности учеников;

-способствует усилению работоспособности учащихся.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

  • для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);

  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.

Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук.

В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.)

С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.

Например: «Соедини половинки слов».

1) Сделайте несколько списков слов из шести букв, разбитых пополам в две колонки. В каждой из них могут быть и первые и последние половинки слов:

ОПТ                     
ПАР
ЛОН
АГА
АТА
КОР
ТАН
АРА
АДА
СКА

ПАЛ
КУР
ИЦА
КЕТ
ИКА
БАЛ
ХИС
АРМ
ПЛЯ
КЕР

(Ответ: оптика, паркет, баллон, курага, палата, корица, танкер, арахис, армада, пляска).

2) Соедини стрелками половинки слов между собой так, чтобы получились целые слова.

САМО                     
БУК
ФУТ
БАЛ
КАП
КОН
ВА
КА
ГОН
ЧАЙ

БОЛ
ВЕРТ
ВАРЬ
НИК
КОН
НАЛ
КА
ГОН
КАН
ВАР

3)  На уроке литературного чтения можно провести игру «Пословицы-перевёртыши»:

Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.

1. На честном человеке ботинки мокнут.
(На воре шапка горит)
2. Радость ушла – заколоти дверь.
(Пришла беда – отворяй ворота)
3. Трусость деревни избегает.
(Смелость города берёт)
4. Чужие штаны дальше от ног.
(Своя рубашка ближе к телу)
5. На свой хлеб закрой глаз.
(На чужой каравай, рта не разевай)

6. Товарищ спасается. А тебя бросает.
(Сам погибай, а товарища выручай)
7. Держи много денег, и ни с кем не дружи.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
8. Загубил работу, сиди дома и дрожи от страха.
(Сделал дело, гуляй смело)
9. Утка корове подружка.
(Гусь свинье не товарищ)
10. Не надо думать, надо двадцать раз пробовать, что-то сделать.
(Семь раз отмерь, один раз отрежь)

Литературное чтение. Тема:  Б.С.Житков «Храбрый утенок».

Дидактическая игра « Угадай, как правильно называют детенышей домашних животных».

- Вы правильно назвали детенышей утки – утенок, а  знаете ли вы, как правильно называют других  детенышей домашних животных ?

-Если я права – хлопайте в ладоши.

У кошки- котенок,

У собачки – собачонок, (щенок)

У зайчихи – зайчонок,

 У утки – утенок,

У овечки – овченок ( ягненок)

 У курочки – куренок  (цыпленок)

У ежихи – ежонок.

 У коровы – коровенок ( теленок)

  У свиньи – свиненок ( поросенок)

  У лисы – лисенок,

  У рыбки – рыбенок ( малек)

У лосихи – лосенок.

  У волчицы – волченок.

   У голубки – голубенок ( птенец)

Игра “Найди слово в слове” 

 Слово “Гастроном”. Что оно обозначает? (Магазин продовольственных товаров.)

 астроном

 агроном

 монстр

 нота

 трос

 матрос

  1. Здоровьесберегающие технологии.

«Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на его здоровье».

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.


Наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. При проведении урока необходимо учитывать следующее:

Каждый урок необходимо рассматривать с позиций здоровьесбережения;

Анализ урока с позиции здоровьесбережения

1. Санитарно-гигиенические условия классного помещения:

- температурный режим.

- режим проветривания.

- рациональное освещение класса и доски.

- рассаживание учащихся в соответствии с мебелью.

- рациональное использование образовательного пространства класса.

2. Постановка здоровьесберегающих задач урока.

Мотивация учащихся на сохранение и укрепление здоровья.

3. Средняя продолжительность и частота различных видов

Деятельности (норма 7-10 минут).

4. Количество и чередование методов преподавания (норма не менее трех через 10-15 минут).

5. Поза учащихся. Чередование позы в соответствии с видом деятельности. Реальная роль учителя в формировании правильной позы учащихся.

6. Содержание, продолжительность и эффективность оздоровительных моментов на уроке:

-физкультминутки.

-динамические паузы.

-минутки релаксации.

-дыхательная гимнастика.

-гимнастика для глаз.

-массаж биологически активных точек.

-работа в режиме смены зрительных горизонтов (норма 2 раза за урок на 10-15 мин., на 25-30 мин.).

7.Психологический климат на уроке:

-взаимоотношения между учителем и учениками.

-взаимоотношения между учениками.

-наличие на уроке эмоциональной разрядки.

-наличие познавательной активности, интереса.

8.Плотность урока.

(60%-80% времени урока отводится учебной деятельности).

9.Роль отметки, оценки знаний.

10.Объем домашнего задания.

11.Темп окончания урока.

12.Оценка урока учащимися. Рефлексия урока.


На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:

Математика

Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему? 
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

Литературное чтение

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Например:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  • Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

  • Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

  • Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе.
Показываю массаж пальцев, сопровождая его словами:

Домик

Раз, два, три, четыре, пять.
(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично разжимаем все пальцы вместе.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
(Возвращаемся в исходное положение.)

Разотру ладошки

Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
(Растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(Потереть ладошкой о ладошку.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою.
(Пальцы в «замок».)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
(Пальцы расцепить и перебирать ими.)
Пусть бегут, как зайчики.

        

Использую проведение физкультминуток:

                  Физкульминутки под музыку.

                  Упражнения, корректирующих осанку.

                  Гимнастика для глаз.

                  Дыхательная гимнастика.

Вдох пауза выдох

4 сек. 2 сек. 4 сек.

5 сек. 2 сек. 4 сек.

6 сек. 2 сек. 4 сек.

     Такая гимнастика очень хорошо мобилизует ребят на работу на уроке.

      Массаж пальчиков, подготовка их к письменной работе.

Следует проводить на письменных предметах. Разогревает мышцы. Развивает мелкую моторику. Хорошо проводить с хоровым проговариванием.

      Аутогенные тренировки (упражнение на расслабление мышц и зажимов).

     -Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись пения птиц).

     -Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.

      Следующая аутогенная тренировка (настрой на урок математики)

      -Скажем хором: «Мы внимательны! Всё будет хорошо! Нам нравится сравнивать предметы! Мы успеем сделать всё!»

     Формулы самовнушения.

Не менее интересны формулы самовнушения, применяемые мною на разных этапах урока. На доске вывешиваются заранее написанные крупными буквами на большом листе бумаги предложения:

Я – способный!

Я – со всем справлюсь!

Мне нравится учиться!

Я – хороший ученик!

Я хочу много знать!

Я буду много знать!

 3.     Включаю в тему урока.

Русский язык.

Ставлю на уроке проблему:

      Я предлагаю вам, ребята, не совсем обычный урок русского языка. Сегодня мы будем укреплять не только наши знания по русскому языку, но и наше здоровье. Для этого я приготовила целую гору различных лекарств, которые непременно помогут нам укрепить здоровье. Согласны? (Мнения детей расходятся: и да и нет.) Почему?

     -Тогда как же, не используя медицинских средств, укреплять и сохранять наше здоровье во время урока? И возможно ли это? Как? (Дети дают различные рекомендации: правильная осанка, освещение и т.д.)

Работа с пословицами.

     Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.

      Очень часто на уроке я использую, работу с пословицами, например, грамотно списать с доски текст:

      «Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».

      Или такой текст:

«Чистота- залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».

На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:

Окружающий мир.

-Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми? Выбери нужные ответы и обведи кружком их номера.

Никогда не чищу зубы.

Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.

Прочищаю зубы иголкой.

Полощу рот после еды.

Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.

Почистив вечером зубы, не ем сладости.

Математика

Решите задачу.

Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?

( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)

-Можно съедать так много пирожных? Почему?

-Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

Вывод:

     Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний

     Я планирую продолжать целенаправленную работу по сохранению здоровья детей в последующие годы в 3 и в 4 классе.

     В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».


Литература:

  1. Андюхов Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы. – 2010. – № 4. – С.61-65

  2. Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38

  3. Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. – №4. – С. 3-5

  4. Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – №2. – С.107-114

  5. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

  6. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе., М., 2007.

  7. Петрушин О.В. Методы проблемного обучения на уроках //Образование в современной школе. 2003 г.- № 6

  8.  Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

  9. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

  10. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

  11. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.