Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД в начальной школе»
Формирование универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе
Универсальные учебные действия (УУД) -
- совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
- умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Универсальные учебные действия (УУД)
- носят метапредметный характер, реализуют целостность личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития учащихся
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области
- создают условия для обучения решению жизненных задач
регулятивные
личностные
Основные виды
УУД
коммуникативные
познавательные
Личностные УУД
- обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения)
- обеспечивают ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
Регулятивные УУД
- целеполагание
- планирование
- прогнозирование
- контроль
- коррекция
- оценка
- волевая саморегуляция
Познавательные УУД
Общеучебные умения
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
- действия со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)
Логические умения
- опознание объектов
- сравнение конкретно-чувственных и иных данных
- анализ
- синтез
- сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию
Коммуникативные УУД
- умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- постановка вопросов
- разрешение конфликтов
- контроль, коррекция, оценка действий партнера
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Процесс формирования УУД
- Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане. Выполнение действия во внешней, материальной (или материализованной) форме с развертыванием всех входящих в него операций. Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы и их заменители. Перенесение действия в план громкой речи. Перенесение речевого действия во внутренний план . Выполнение действия в плане внутренней речи . На этом этапе действие очень быстро приобретает автоматическое течение, становится недоступным самонаблюдению. Теперь это уже акт мысли, где процесс скрыт, а сознанию открывается лишь продукт этого процесса.
- Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане.
- Выполнение действия во внешней, материальной (или материализованной) форме с развертыванием всех входящих в него операций.
- Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы и их заменители. Перенесение действия в план громкой речи.
- Перенесение речевого действия во внутренний план .
- Выполнение действия в плане внутренней речи . На этом этапе действие очень быстро приобретает автоматическое течение, становится недоступным самонаблюдению. Теперь это уже акт мысли, где процесс скрыт, а сознанию открывается лишь продукт этого процесса.
Результаты формирования УУД к концу обучения в начальной школе
Личностные УУД
Регулятивные УУД
1. Принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «мир» «родина», «семья» «природа» и т.д.
2. Уважать свой народ и другие народы.
3. Осознавать личностный смысл учения.
4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих нравственных норм.
Познавательные УУД
1. Самостоятельно формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения.
2. Использовать при выполнении задания различные средства (справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы).
3. Самостоятельно определять критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные УУД
1. Ориентироваться в учебнике, определять круг своего незнания, планировать работу по изучению незнакомого материала.
2. Отбирать нужные источники информации среди предложенных учителем, сопоставлять информацию, полученную из различных источников.
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты.
5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию и т.д.
1. Участвовать в диалоге.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
3. Читать вслух и про себя различные тексты, понимать прочитанное.
4. Участвовать в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы.
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
6. Критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций.
Потенциал системы Л. В. Занкова для формирования УУД
- Начальные классы – это особый самоценный этап в жизни ребёнка, когда закладываются основы не только учения в средних и старших классах, но и всей последующей деятельности человека.
- Цель обучения – оптимальное общее развитие каждого ребёнка.
- Происходит целостное развитие всех сторон личности – ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, т.е. одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД.
Чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся как субъектов познания, нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменять содержание существующих учебных программ. Должен быть изменён способ обучения… В.С.Лазарев Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, то украдём у детей завтра. Джон Дьюи
Спасибо за внимание!