СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД в школьном курсе химии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации приведена классификация УУД, примеры некоторых заданий по химии для 8-9 классов, которые помогут сформировать данные умения

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД в школьном курсе химии»

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ  

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ  

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно,   а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»   К.Д. Ушинский

«Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно,

  а учитель руководил этим самостоятельным процессом

и давал для него материал»

  К.Д. Ушинский

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя: РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Личностные Метапредметные Предметные

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя:

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Личностные

Метапредметные

Предметные

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД ЛОГИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД

ЛОГИЧЕСКИЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Универсальные логические действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений, доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
Теория электролитической диссоциации Теория электролитической диссоциации - одна из самых важных теоретических концепций школьного курса. Целью изучения данного раздела является усвоение понятий об электролитах; об электролитической диссоциации, её сущности, механизмах и условиях протекания; о поведении ионов в растворе, об ионных реакциях и гидролизе солей и основных положений теории электролитической диссоциации.

Теория электролитической диссоциации

  • Теория электролитической диссоциации - одна из самых важных теоретических концепций школьного курса.
  • Целью изучения данного раздела является усвоение понятий об электролитах; об электролитической диссоциации, её сущности, механизмах и условиях протекания; о поведении ионов в растворе, об ионных реакциях и гидролизе солей и основных положений теории электролитической диссоциации.
Значение темы В ходе изучения данной темы устанавливаются взаимосвязи между элементами содержания, которые дают возможность выявлять и организовывать обсуждение учебных проблем, что позволяет развивать мышление учащихся. Эффективность обучения данной теме в первую очередь определяется сформированностью химического мышления. В основе этого процесса лежит сложный комплекс освоенных логических операций, приемов, универсальных учебных действий. Далее мы приведем примеры заданий, формирующих УУД.

Значение темы

  • В ходе изучения данной темы устанавливаются взаимосвязи между элементами содержания, которые дают возможность выявлять и организовывать обсуждение учебных проблем, что позволяет развивать мышление учащихся. Эффективность обучения данной теме в первую очередь определяется сформированностью химического мышления. В основе этого процесса лежит сложный комплекс освоенных логических операций, приемов, универсальных учебных действий.
  • Далее мы приведем примеры заданий, формирующих УУД.
Задание 1. «Логическая цепочка» Напишите уравнения реакций, соответствующие следующим схемам, определите типы всех реакций: a)  ?  КО H   ?    АgCl 1)__________________-реакция _________________________; 2)__________________-реакция __________________________ ; 3)__________________-реакция __________________________.

Задание 1. «Логическая цепочка»

Напишите уравнения реакций, соответствующие следующим схемам, определите типы всех реакций:

a) ? КО H ? АgCl

1)__________________-реакция _________________________;

2)__________________-реакция __________________________ ;

3)__________________-реакция __________________________.

Задание 2. «Крестики - нолики» Покажите выигрышный путь, состоящий из названий веществ или растворов, которые: А) проводят ток

Задание 2. «Крестики - нолики»

Покажите выигрышный путь, состоящий из названий веществ или растворов, которые:

А) проводят ток

Задание 3. Прочитайте описание действия ученика и выразите эту информацию в виде молекулярных и ионных уравнений реакций: “ Выполняя практическую работу, ученик прилил к раствору карбоната калия раствор хлорида кальция, затем последовательно в ту же пробирку добавлял растворы соляной кислоты, нитрата серебра, сульфата железа(III) и гидроксида натрия. После этого он попытался понять, что же у него в пробирке. Какие вещества в конечном итоге оказались в пробирке?”

Задание 3.

Прочитайте описание действия ученика и выразите эту информацию в виде молекулярных и ионных уравнений реакций:

  • Выполняя практическую работу, ученик прилил к раствору карбоната калия раствор хлорида кальция, затем последовательно в ту же пробирку добавлял растворы соляной кислоты, нитрата серебра, сульфата железа(III) и гидроксида натрия. После этого он попытался понять, что же у него в пробирке. Какие вещества в конечном итоге оказались в пробирке?”
Контрольная работа 1. Запишите уравнения, отражающие процесс электролитической диссоциации веществ: а) угольной кислоты; б) гидроксида калия; в) хлорида серебра; г) сульфата натрия.  2. Определите, сливание, каких пар растворов реакции обмена будут протекать до конца? Ответ поясните, составив уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде: а) Хлорид бария и серная кислота; б) Нитрат калия и бромид натрия; в) Гидроксид кальция и азотная кислота; г) Соляная кислота и карбонат натрия.

Контрольная работа

1. Запишите уравнения, отражающие процесс электролитической диссоциации веществ:

а) угольной кислоты; б) гидроксида калия;

в) хлорида серебра; г) сульфата натрия.

2. Определите, сливание, каких пар растворов реакции обмена будут протекать до конца? Ответ поясните, составив уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде:

а) Хлорид бария и серная кислота;

б) Нитрат калия и бромид натрия;

в) Гидроксид кальция и азотная кислота;

г) Соляная кислота и карбонат натрия.

Контрольная работа 3. Подберите вещества и составьте молекулярные уравнения реакций ионного обмена соответствующие следующим кратким ионным уравнениям: а) Ag +  + Cl -  = AgCl; б) CaO + 2H +  = Ca 2+  + H 2 O; в) Сu  2+ + 2OH -  = Cu(OH) 2.  4. Запишите уравнения реакций: а) Соляная кислота + цинк = б) Соляная кислота + серебро = в) Гидроксид меди (II) = г) Гидроксид калия + оксид серы (VI) = д) Нитрат натрия + сульфат кальция =

Контрольная работа

3. Подберите вещества и составьте молекулярные уравнения реакций ионного обмена соответствующие следующим кратким ионным уравнениям:

а) Ag +  + Cl -  = AgCl; б) CaO + 2H +  = Ca 2+  + H 2 O;

в) Сu  2+ + 2OH -  = Cu(OH) 2.

4. Запишите уравнения реакций:

а) Соляная кислота + цинк =

б) Соляная кислота + серебро =

в) Гидроксид меди (II) =

г) Гидроксид калия + оксид серы (VI) =

д) Нитрат натрия + сульфат кальция =

Вывод 1.Реализация требований ФГОС к образовательным результатам выпускников средней школы предполагает не только формирование системы предметных знаний, но и комплекса метапредметных умений и навыков средствами всех учебных дисциплин. 2. Важнейшими метапредметными умениями и навыками являются логические умения (мыслительные операции), формирование которых возможно при специально организованной мыслительной деятельности школьников. Каждый учебный предмет, и химия в том числе, вносят свой вклад в их формирование.

Вывод

1.Реализация требований ФГОС к образовательным результатам выпускников средней школы предполагает не только формирование системы предметных знаний, но и комплекса метапредметных умений и навыков средствами всех учебных дисциплин.

2. Важнейшими метапредметными умениями и навыками являются логические умения (мыслительные операции), формирование которых возможно при специально организованной мыслительной деятельности школьников. Каждый учебный предмет, и химия в том числе, вносят свой вклад в их формирование.