СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ
«Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно,
а учитель руководил этим самостоятельным процессом
и давал для него материал»
К.Д. Ушинский
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя:
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Личностные
Метапредметные
Предметные
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД
ЛОГИЧЕСКИЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Теория электролитической диссоциации
- Теория электролитической диссоциации - одна из самых важных теоретических концепций школьного курса.
- Целью изучения данного раздела является усвоение понятий об электролитах; об электролитической диссоциации, её сущности, механизмах и условиях протекания; о поведении ионов в растворе, об ионных реакциях и гидролизе солей и основных положений теории электролитической диссоциации.
Значение темы
- В ходе изучения данной темы устанавливаются взаимосвязи между элементами содержания, которые дают возможность выявлять и организовывать обсуждение учебных проблем, что позволяет развивать мышление учащихся. Эффективность обучения данной теме в первую очередь определяется сформированностью химического мышления. В основе этого процесса лежит сложный комплекс освоенных логических операций, приемов, универсальных учебных действий.
- Далее мы приведем примеры заданий, формирующих УУД.
Задание 1. «Логическая цепочка»
Напишите уравнения реакций, соответствующие следующим схемам, определите типы всех реакций:
a) ? КО H ? АgCl
1)__________________-реакция _________________________;
2)__________________-реакция __________________________ ;
3)__________________-реакция __________________________.
Задание 2. «Крестики - нолики»
Покажите выигрышный путь, состоящий из названий веществ или растворов, которые:
А) проводят ток
Задание 3.
Прочитайте описание действия ученика и выразите эту информацию в виде молекулярных и ионных уравнений реакций:
- “ Выполняя практическую работу, ученик прилил к раствору карбоната калия раствор хлорида кальция, затем последовательно в ту же пробирку добавлял растворы соляной кислоты, нитрата серебра, сульфата железа(III) и гидроксида натрия. После этого он попытался понять, что же у него в пробирке. Какие вещества в конечном итоге оказались в пробирке?”
Контрольная работа
1. Запишите уравнения, отражающие процесс электролитической диссоциации веществ:
а) угольной кислоты; б) гидроксида калия;
в) хлорида серебра; г) сульфата натрия.
2. Определите, сливание, каких пар растворов реакции обмена будут протекать до конца? Ответ поясните, составив уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде:
а) Хлорид бария и серная кислота;
б) Нитрат калия и бромид натрия;
в) Гидроксид кальция и азотная кислота;
г) Соляная кислота и карбонат натрия.
Контрольная работа
3. Подберите вещества и составьте молекулярные уравнения реакций ионного обмена соответствующие следующим кратким ионным уравнениям:
а) Ag + + Cl - = AgCl; б) CaO + 2H + = Ca 2+ + H 2 O;
в) Сu 2+ + 2OH - = Cu(OH) 2.
4. Запишите уравнения реакций:
а) Соляная кислота + цинк =
б) Соляная кислота + серебро =
в) Гидроксид меди (II) =
г) Гидроксид калия + оксид серы (VI) =
д) Нитрат натрия + сульфат кальция =
Вывод
1.Реализация требований ФГОС к образовательным результатам выпускников средней школы предполагает не только формирование системы предметных знаний, но и комплекса метапредметных умений и навыков средствами всех учебных дисциплин.
2. Важнейшими метапредметными умениями и навыками являются логические умения (мыслительные операции), формирование которых возможно при специально организованной мыслительной деятельности школьников. Каждый учебный предмет, и химия в том числе, вносят свой вклад в их формирование.