Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 города Красноармейска
Саратовской области имени Героя Советского Союза Танцорова Г.В."
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
Выполнила: Алексеева Лариса Валерьевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Красноармейск 2016г
Формирование УУД во внеурочной деятельности
Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и во внеурочной деятельности.
Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.
Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий:
Кружок
Секция
Клуб
Факультатив
Конференция
Соревнование
Концерт
Спектакль
Экскурсия
Другие формы
Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов, во внеурочной деятельности через кружковую, воспитательную работу.
Внеурочная деятельность помогает ребятам ощутить свою уникальность и востребованность. В начальной школе дети активно включаются в общие занятия. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов.
Уже с первого года обучения дети принимают активное участие в подготовке и проведении литературных викторин, спортивных игр, концертов, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад.
При подготовке и проведении таких мероприятий дети учатся слушать и слышать друг друга, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению другого человека, полно и точно выражать свои мысли, вырабатывать ораторские и актерские способности, у них развивается речь, обогащается словарный запас.
Развитию и формированию универсальных учебных действий у учащихся мне помогает работа «Театрального» кружка.
Краткая характеристика театрального кружка
Занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом.
Развитие коммуникативных навыков - умения ясно выражать свои мысли и чувства, умение понимать других людей. Развитие основных психических функций - внимания и памяти. Преодоление страха перед публичными выступлениями. Развитие воображения. Возможность для самовыражения.
Средствами предметов русского языка и литературы формируются умения: определять главную мысль и героев произведения, вести диалог в различных ситуациях, работать со словом, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, делать выводы, коллективно обсуждать прочитанное, читать по ролям, работать в группах, создавая инсценировки, сценарии, проекты. Дети учатся оценивать позиции героев, позиции автора художественного текста, овладевают средствами художественной выразительности. На занятиях театрального кружка мы развиваем эти умения и доводим до уровня творчества. Ребята получают возможность на практике применить то, чему научились на уроках, происходит формирование универсальных учебных действий, а именно способности и готовности к сотрудничеству, саморазвитию.
УУД способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности, в том числе и внеурочной деятельности. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.
Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность воспитания педагогического. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.
Занятия в театральном кружке помогают ребятам:
- проявить свой талант.
-спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё;
-сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор,
-воспитание творческой индивидуальности ребенка,
-развитие интереса к искусству театра и актерской деятельности,
-освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности;
-накопление определенного багажа образных действий, необходимого для первоначального выражения ребенком своего личностного отношения к музыке,
-пробуждение чувств сопереживания воплощаемому образу,
На занятиях учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы.
полное внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие;
никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
На каждом из занятий театрального кружка формируются следующие универсальные учебные действия:
- познавательные – умение решать проблемы и задачи;
- определяем тему занятия, ставим цели, учимся работать по алгоритму, осуществляем контроль и самоконтроль – это формирование регулятивных УУД,
- умение работать в группе, в команде, умение договариваться, слышать и понимать партнера – это формирование коммуникативных УУД,
Особо мне бы хотелось остановиться на коммуникативных УУД. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» - является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Общение предполагает передачу информации. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития.
Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы.
Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика.
Выступая перед одноклассниками, получая положительную оценку со стороны одноклассников, ребята тоже самоутверждаются, получая уверенность в себе и своих силах, все это позволяет говорить о формировании личностных УУД.
Таким образом, УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные виды действий:
коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
личностные – определяющие мотивационную ориентацию,
регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через внеурочную деятельность. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе работы кружка нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочных занятий по формированию умения учиться.
4