Выступление на РМО начальных классов
«Формирование знаково-символических учебных действий на уроках математики в начальной школе»
Подготовил учитель начальных классов : Хафизова Г.Р.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательной деятельности. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий(далее – УУД). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения, включая самостоятельную организацию этого процесса.
В начальной школе предмет “Математика” является основой развития
у учащихся познавательных универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, знаково-символические универсальные и логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия, эти действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала и выполняют следующие функции:
-кодирование — передача и прием информации;
-схематизация — использование знаково-символических средств, выполняющие функции отображения учебного материала;
-моделирование − выделение и отображение существенных признаков объекта с помощью оперирования знаково-символическими средствами
моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Перевод текста на знаково-символический язык нужен не сам по себе, а для получения новой информации. У младших школьников, в силу возрастных особенностей, лучше развито наглядно–образное мышление, поэтому наиболее доступными для них являются предметный и графический языки. На уроках математики в начальных классах предпочтительней использовать графический язык, так как с его помощью можно ярко выделить изучаемые отношения, от которых при использовании предметного языка отвлекают многочисленные свойства предметов.
Рассмотрим формирование знаково-символических универсальных действий на примере учебника «Математика», входящего в УМК «Школа России».
Начиная с первого класса, вводится символика для обозначения форм работы (выполни индивидуально, в парах, коллективно), формулировки заданий (проведи линию, впиши цифры, обведи, раскрась и т.п.); введение рисунков для выделения объектов и отношений между ними, иллюстрации понятий, обозначения объектов, использование социально принятой символики (стрелки, схемы, графы, таблицы). Указанные символы применяются в основном для сокращения текста заданий и лучшего их понимания.
Для того чтобы вооружить учащихся моделированием как способом познания, нужно, чтобы школьники сами строили модели, сами изучали какие-либо объекты, явления с помощью моделирования. Использование в процессе обучения получили следующие модели: фишки, цветные фигуры, графы, цветные палочки.
Одним из наиболее эффективных для формирования действия моделирования типов заданий являются текстовые задачи. Чтобы решить задачу, надо построить её математическую модель.
Используя предложенные выше упражнения в системе, у обучающихся формируются познавательные универсальные учебные действия. У детей с 1 по 4 класс развиваются логические действия: синтез, анализ, сравнение, доказательство, классификация, рассуждение. Обучающиеся устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
Широкое использование знаково-символических средств направлено на оптимизацию процесса обучения математике, позволяет отражать учебную информацию в более удобном и легко воспринимаемом виде. Между тем, знаки являются теми объектами, которые могут значительно усложнить понимание учебного материала, если оперировать ими без подготовки.
Таким образом, одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности так, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять обучающимися, развивать их познавательную деятельность, научить их думать и самостоятельно принимать решения.
1