СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад. с которым я выступила на августовской конференции 25.08.2017. Название его говорит само о себе. В нём я поделилась опытом своей работы в школе

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка»

МБОУ «Ирхидейская СОШ имени А.И.Балдунникова

Доклад по теме: Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка






Подготовила : Дмитрова Л.А., учитель английского языка ! категории






Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка

Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Конфуций



Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить,

а не ставим перед ними проблемы,

которые надо решить”.

Роджер Левин



Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:

  • научиться познавать;

  • научиться делать;

  • научиться жить вместе;

  • научиться жить

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным.

Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности” и “компетенции”, более соответствующие пониманию современных целей образования.

Прежде всего, нужно понять, что такое «компетенция» и «компетентность». 

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

Компетенция — это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.

Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире.

Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы.

Абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует. Однако, некоторые формы сами по себе не работают на развитие ключевых компетенций:

1) монолог учителя;

2) фронтально-индивидуальный опрос;

3) информирующие беседы;

4) самостоятельные работы с учебником по заданиям учителя;

5) демонстрация фильма;

6) традиционная контрольная работа.

Компетентностными методами являются такие, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование.

Это –

1) проблематизация содержания в контексте сегодняшней и завтрашней жизни учащихся,

2) организация внеурочной деятельности. Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы.

. Например, а) метод проектов; б) развитие критического мышления; в) метод дебатов; г) игровая технология (языковые, ролевые игры, драматизация); д) кейс-стади; е) проблемные дискуссии; ж) парная и групповая работы; з) языковой портфелъ; и)использование аудио-визуальных средств, мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов. За счет использования данных методов поддерживается положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке, атмосфера на уроке становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения. О некоторых методах, которые я использую в своей работе, хотелось бы рассказать поподробнее.

1. Игровые технологии. Например, communication games (коммуникативные игры):

1. picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера, - matching tasks);

2. ext gap (у школьников имеются аналогичные тексты или фрагменты одного и того же текста одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить- jig-saw reading);

3. knowledge gap (у одного ученика имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить complete-the-table tasks);

4. belief gap (у обучаемых имеются разные убеждения, а нужно выработать единое мнение);

5. reasoning gap (у школьников имеются разные доказательства, которые важно собрать вместе и сопоставить).

Методы обучения, результатом применения которых всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т. п. называются эвристическими.

  1. Метод эмпатии (вживания) означает "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной форме.

Например, Teacher: Imagine yourself that you are 'Tornado". How can you describe yourself? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather.

Student: I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.

2. Метод "Brain Storming"(Мозговой штурм) Путём мозговой атаки учащиеся называют всѐ, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя - роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения. Например, Teacher: What comes to mind when you hear the expression: What is a calendar?

3. Метод “Знаем /хотим узнать / узнали” Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трѐх колонок: ―Знаем /хотим узнать / узнали‖. Такая же таблица находится и на доске.

 В колонку ―Знаем‖ заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).

 В колонку ― Хотим узнать‖ заносятся спорные идеи и вопросы и всѐ что учащиеся хотят узнать по данной теме.

 В колонку ― Узнали‖ учащиеся записывают всѐ, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идѐт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.

Например, таблицы, созданные учащимися при работе с текстами: «Easter», «Air pollution»:

We know

We want to know

Now I know how to

The symbols of Easter are :

 painted eggs

 spring cakes

 paskha

How to paint and decorate eggs


bake springs cakes

to make paskha

paint and decorate eggs


bake springs cakes

make paskha

Factories, cars cause air pollution

What else causes air pollution?

We cause air pollution using

cleaning products;

dust, paint, insect sprays,

cigarette smoke



  1. Метод “Учимся вместе” (Learning Together) Общеизвестно, что легче научиться, обучая других.

Возможности использования:

 при работе с текстом;

 при изучении грамматики.

Как это делать при работе с текстом

Взаимообучение происходит в группах из 4-7 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, ― учитель‖ делает следующее:

 суммирует содержание абзаца;

 придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;

 растолковывает то, что для других осталось неясным;

 даѐт прогноз возможного содержания следующего абзаца;

 даѐт задание на чтение следующего абзаца.

Как это делать при работе с грамматическим материалом

Например, при изучении темы The Past Simple Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: ―Случаи употребления‖/ ―Указатели‖ / ―Схемы‖. Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию. Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме.

 Первая группа выявляет основные случаи употребления времени— описывает действия;

 Вторая — находит указатели, слова-помощники;

 Третья — составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.

  1. Приѐм - таблица “ Кто? Что? Когда? Где? Почему?

5-W” — Method

Возможность использования Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией

Например, Text ―The Lost World‖.

Who ?

What?

When?

Where?

Why?

Professor Challenger,

Professor Summerlee,

Reporter Edward Malone,

Hunter Lord John Roxton

during the expedition they encounted prehistoric animals

August 28 th

The Amazon Rainforest

They invented Time Machine



Самоконтроль - неотъемлемая часть развития ученика, заставляющая ребенка думать о своих успехах и проблемах и не зависеть только от оценки учителя. Такое умение ученика помогает сделать процесс обучения более сознательным и развивает мотивацию к учению. Считаю, что учащихся нужно приучать к самоконтролю, учету своих знаний еще с начальной школы. В этом эффективную помощь оказывает использование карт самоконтроля, которые дети создают сами. Например, Rainbow flower (Цветик-семицветик). Он состоит из 7 разноцветных лепестков, соответствующих разным аспектам речевой деятельность, знанию лексики, грамматики и прилежанию(attitude). Оценка за прилежание выставляется за оформление проекта, сотрудничество в классе и т.д. Ученик заносит полученные оценки в нужный лепесток. В конце четверти он сам выставляет себе общую оценку в середине цветка. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Поэтому в школе учителю надо уделять большое внимание вопросам формирования самооценки. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Именно уровень самооценки во многом определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, взаимоотношения с другими людьми.

Для подготовки к письменным работам используется метод проверки заданий, широко распространенный за рубежом. Основная его цель – это дать возможность самим учащимся исправить ошибки, выделенные учителем. Ошибки выделяются, зеленой, синей или черной пастой, но не красной, но не исправляются.

Например,

T Tense временные формы глагола

P Punctuation

WO Word order

Prep Preposition WW Wrong word

Gr Grammar

Y Word missing

S Spelling



Dear Kate,



How are you? I’m well. I came in (Prep) London two weeks ago for (Gr) to study at a language school. I want (Y) learn english (P) because (Y) is a very important language. I’m stay (Gr) with a (Gr) English family.



Этот метод можно использовать не только для создания условий и возможности самообразования, но и для самоконтроля учащихся. Если учащиеся понимают стоящие перед ним задачи, то включается не только самоконтроль, но и самокоррекция, что является важнейшим завершающим контролем, умением ученика исправить совершенную и осознанную ошибку. Ошибка не должна считаться чрезвычайным происшествием в учебном процессе. В ней есть не только отрицательный момент, но и положительный опыт, т.к. исправляя ошибку, учащиеся корректируют собственную учебную деятельность. Наступает такой период в обучении, когда учителю нет необходимости каждый раз восстанавливать внешний образец – учащиеся сами могут его воспроизвести. В качестве такого образца могут выступать и ключи.

Взаимоконтроль широко применяю в процессе текущего контроля. Это парная работа учащихся, которые одновременно тренируют и контролируют друг друга. При таком опросе один ученик задает вопросы другому, затем они меняются ролями. Такая форма опроса особенно эффективна для развития диалогической речи. При взаимном контроле усиливается и воспитывающая его функция, повышается интерес к овладению языка.

Есть много практических приемов самоконтроля и взаимоконтроля:

- выбор всех возможных сочетаний с заданным словом; Which adjectives in the box go with the nationalities?

- выбор синонимов и антонимов; Match a verb in A with its opposite in B

- исключение из списка слов, не соответствующих теме; Which of the surrounding words cannot go with the noun?

- получение заданий на группу/ пару равнозначных по сложности заданий, а затем обмен и исправление неточностей, ошибок другой группы, добавление новой информации;

- создание кроссвордов по теме.

Кроме того для снятия утомления и скуки можно использовать такие психологические приемы как намеренная ошибка учителя (оговорился, перепутал буквы, слова, повесил плакат вверх ногами); при ответе одних учеников остальным давать задание на запись ошибок или подсчет слов, употребляемых по теме. Для развития самоконтроля учащиеся могут проверять свою работу, сверяя с образцом. Нужно давать возможность учащимся самостоятельно исправить свою ошибку. Научившись видеть ошибки в речи других, школьники лучше смогут контролировать свою речь и деятельность.

Во время учебных занятий большое внимание необходимо уделять организации рефлексивной деятельности, пользуясь методикой самоопределения учащихся. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я сделал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. На одном из этапов урока предложим учащимся проанализировать свою работу и обменяться с соседом по парте мнениями о тех знаниях и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного вида деятельности, задания, упражнения.

what you have just done and how you’ve done it.

I have just

· read an extract from the fairy-tale "…‖;

· acted out the dialogue;

· practiced grammar;

· asked and answered different questions;

· played a game;

· written a test;

· retold the story…;

· reviewed the words.

В конце урока я подвожу итоги, вовлекая учащихся в самоанализ, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили. Сначала анализ проводится в парах, затем один из учеников анализирует результаты урока перед всем классом (на каждом уроке этот анализ делает другой ученик). Finish the sentences: We have reached the aim (achieved the goal) of the lesson. Таким образом, учитывая возможности и интересы каждого ученика, стимулируя его познавательные способности, учитель поможет не только усвоить ребенком те или иные знания, но и познать самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, т.е. не только проявлять, но строить себя как личность.

Принципиальным отличием компетентностей является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности. Следовательно, чтобы убедиться, что учащийся освоил тот или иной аспект компетентности на требуемом уровне, следует дать обучаемому задание, выполнить которое можно только осуществив определенную деятельность. Конструирование компетентностно - ориентированного задания подчинено определенным требованиям:

Структура компетентностно-ориентированного задания:

Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение.

Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.

Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.

Бланк для выполнения задания задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

Инструмент проверки:

ответ - перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа

ключ - эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа

наблюдения - способ детализации критериев оценки процесса деятельности учащегося по выполнению задания.

 Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчинена тому, что это задание должно организовать деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

Обучение английскому языку – взаимосвязанная система начальной, средней и старшей ступеней, поэтому переход с одной ступени на другую не является для ребенка стрессом. На каждой ступени обучения выстраивается учебный процесс так, чтобы дать детям возможность реализовать себя.

Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:

  1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

  2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

  3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.

  4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

  5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

  6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

  7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

  8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.

  9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

  10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

  11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

  12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.

  13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

  14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

  15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.

В своей деятельности я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:

Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.

Здесь надо отметить, что основная задача обучения английскому языку – это формирование коммуникативных навыков, поэтому формирование коммуникативной компетенции является основной задачей учителя иностранного языка.

Информационных – владение информационными технологиями.

Учитывая , что информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом, в своей практической деятельности я создаю оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации через внедрение информационных технологий в процесс обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволяет мне реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций учащихся.

Нравственных — способность жить по общечеловеческим нравственным законам.

В последнее время я стараюсь активно использовать преимущества проектной деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся. Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наши наблюдения, более 70% учащихся обращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.

В заключении хотелось бы сказать, что современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.

Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!»







Список литературы

  1. Т.В. Лазарев, Образовательные технологии новых стандартов, Петрозаводск, «Версо», 2012.

  2. И.А Зимняя, Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004.

  3. Е.И. Пассов, Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 1991.

  4. В.В Сафонова. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: НИЦ “Еврошкола”, 2004.