МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №70
с углубленным изучением отдельных предметов»
Кировского района города Казани
Хайруллина Гульназ Рамиловна,
учитель начальных классов
Формирование коммуникативной грамотности, в том числе овладение средствами учебного сотрудничества, на уроке русского языка в 1 классе.
В концепции Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения говорится, что школа должна воспитать человека, готового к «инновационному поведению», (инновации — это новые виды деятельности, технологии, разработки), т.е. воспринимать мир, видеть и изучать сложные взаимоотношения множества факторов и явлений, научить быстро реагировать на смену условий, анализировать ситуацию, тем самым заложить в каждом ученике механизмы самореализации, саморазвития, т.к. они содействуют становлению человека: его индивидуальности, духовности, творческого начала.
Но сегодняшний ребенок не такой, какой был вчера. Он информирован, но информация бессистемная, агрессивная, которая может стать угрозой для личностного развития; он мало читает; у него трудности в развитии логического мышления и воображения; нет времени на общение со сверстниками и для сотрудничества со взрослыми, что препятствует коммуникативной компетентности (умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, общекультурную, социальнотрудовую, информационную, коммуникативную, компетенции в сфере личностного самоопределения и др.); у него повышенная уязвимость из-за резкого деления на способных и проблемных детей. Этот список можно продолжить и дальше. А исправить данную ситуацию можно и нужно, т.к «Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни» (К.Д.Ушинский).
Учитывая данную характеристику детей, поступающих в 1 класс и обновив свои теоретические знания по образовательным системам, я остановилась на системе развивающего обучения Л.В.Занкова, где основой эффективности обучения в решении задач общего развития младших школьников и овладения глубокими, прочными и гибкими знаниями являются типические свойства методической системы: многогранность, процессуальность, коллизии, вариативность. Как же реализовать данные свойства на уроках учителю, начинающего работу по системе Занкова? Для получения представления о моей деятельности приведу основные моменты урока русского языка в 1 классе.
Тема урока: Формулирование существенных признаков предложения: законченность мысли и интонация конца.
Цели урока:
1.Организовать работу учащихся по осмыслению понятий «слово» и «предложение», создать условия для формирования представлений о предложении как единице языка, выражающей законченную мысль.
2.Развивать наблюдательность, умения сравнивать и сопоставлять, навыки оформления предложения в устной и письменной речи.
3.Развивать коммуникативные и творческие способности учащихся, способствовать развитию их речи.
Ход урока.
Учитель.
Прозвенел уже звонок
Вот и начался урок.
Напишите число, классная работа. Я попрошу вас быть на уроке внимательными и наблюдательными. Кстати, когда писали число, какие мысли возникли у вас?
Ученик. Началась весна. Март – весенний месяц.
У
читель. На доске на двух столбиках есть запись. Прочитайте их и сравните: чем они похожи и чем отличаются?
Солнце в марте ходит выше, И март на нос садится.
Горячей его лучи. Солнце на лето, зима на мороз.
(С.Маршак)
Ученик. Здесь написано о весне и о марте, как о первом весеннем месяце.
В первом столбике написано стихотворение и указан автор, там есть рифма. Во втором столбике написаны пословицы.
Учитель. А какие еще названия весенних месяцев еще знаете?
Ученик. Апрель, май.
Учитель. Для того, чтобы написать название этого времени года, правописание какой буквы нам нужно повторить?
Ученик. Заглавную и строчную букву В, в.
Учитель. А зачем заглавную букву, разве это имя собственное?
Ученик. Нет. Но если это слово стоит в начале предложения, то мы напишем его с заглавной буквы.
Учитель. Напишите их старательно по пять раз в тетрадях.
Учитель. Вернемся к слову «весна». Какой звук обозначает первая буква?
Ученик. Мягкий согласный звук [ в’].
Учитель. Почему?
Ученик. Потому что буква е обозначает мягкость согласного звука, если стоит после него.
Учитель. А еще есть буквы, обозначающие мягкость согласного звука?
Ученик. Есть: я, е, ё, ю, и, ь.
Учитель.. Почему выбрали именно букву е, а другие буквы почему не подходят? И почему при письме этого слова возникают сомненья?
Ученик. Потому что, ударение падает на второй слог, а в первом слоге есть безударный звук. Чтобы правильно написать букву, проверяем – вёсны. Если под ударение слышим ё, в безударном слоге пишем букву е.
Учитель. Напишите слоги – сочетания буквы в с буквами, обозначающими мягкость согласного звука. Сколько слогов написали?
Ученик. Получилось 5 слогов.
Учитель. Букв вы назвали 6, почему слогов 5?
Ученик. Только буквы гласных звуков могут образовать слоги. Буква ь не обозначает звука.
Учитель. А теперь правильно напишите «весна». Давайте составим на эту тему синквейн. (Синквейн – эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат, это описание предмета на пяти строчках: 1 строка – название, 2 сторка – 2 прилагательных, 3 строка – 3 глагола, 4 строка – фраза, 5 строка – обобщающее существительное. Дети умеют составлять синквейн по вопросам, термины не вводятся).
Ученик. Весна.
Теплая, яркая.
Наступает, радует, встречает.
Весна радует людей.
Радость.
Учитель. Прочитайте каждую строчку. Что здесь написано?
Ученик. Слова.
Учитель. А во всех ли строчках похожа запись?
Ученик. Нет. В четвёртой строчке написано предложение, между словами нет запятых, первое слово написано с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка.
Учитель. А в 1, 2, 3, 5 строчках тоже первое слово написано с заглавной буквы, в конце стоит точка, разве это не предложения?
Ученик. 1 строка – написано одно слово «весна»; мы слышим, говорим, но больше о весне ничего не знаем и здесь всего одно слово.
Учитель. Для чего придумали это слово?
Ученик. Для того, чтобы дать название времени года после зимы.
Учитель. Закройте первую строчку. Почему запись во второй строчке не является предложением, тем более здесь два слова?
Ученик. Эти слова похожи между собой, отвечают на вопрос какая? Также между собой похожи слова в третьей строчке.
Учитель. В четвертой строчке тоже написаны слова, их так же 3, как и в третьей строчке, но чем же она отличается? Понятна ли вам эта запись?
Ученик. Понятна. Здесь мы узнали о весне, что она радует людей.
Учитель. В языке есть слово «людей»? Почему не говорим здесь «люди»?
Ученик. Тогда будет неправильная речь, получается с ошибкой, в конце надо говорить не «и», а «ей», нужно изменить слово, чтобы оно подходило к другим словам.
Учитель. Попробуйте сами составить и записать предложение, используя слова из синквейна.
Ученик. Наступает тёплая весна. (Весна встречает перелётных птиц.)
Учитель. Какие мысли появились у вас при составлении предложения?
Ученик. Мысли о весне, что она теплая, посмотрев в окно, можно сказать, скоро станет совсем тепло, что она уже наступает.
Учитель. Сколько слов в этом предложении? Связаны ли они между собой по смыслу?
Ученик. 3 слова и они связаны между собой по смыслу.
Учитель. А я составила своё предложение. Весна! Кто понял смысл моего предложения?
Из скольких слов состоит оно?
Ученик. Предложение состоит из одного слова. Вы хотели сказать, что пришла весна и вы рады ей.
Учитель. А как вы догадались, что я рада весне?
Ученик. Вы показали голосом, интонацией.
Учитель. Кто попробует рассказать о предложении?
Ученик. Предложение состоит из слов, которые связаны между собой по смыслу. В предложении слова в конце можно изменять.
Учитель. Что выражает предложение?
Ученик. Предложение выражает мысль, чтобы было понятно.
Учитель. Я уточню, т.к. становится понятно, о чем говорим, значит, мысль закончена.
На уроке сегодня не было Дамира. Кто сегодня сможет позвонить ему и объяснить, чем отличается предложение от слова?
Ученик. (Я помогаю) Предложение выражает законченную мысль; состоит из одного или из нескольких слов, связанных по смыслу; слова в конце можно изменять.
Несомненно, первоклассникам трудно на уроке, потому что непрерывно идет напряженный умственный поиск, затрачиваются психические силы каждого ребенка. При этом дети живо реагируют на все вопросы, пытаются в меру своих возможностей проявлять самостоятельность и инициативность. В этом и проявляется свойство многогранности и вариативности методики.
Уроки стараюсь проводить как размышление, рассуждение, как разрешение ряда последовательных задач. При этом реагируя как на положительные, так и отрицательныеи ответы, проводя тщательный разбор неверных ответов (свойство процессуальности). Подлинное рассуждение дает ученикам понимание сходства и различия изучаемых понятий. При выполнении подобных заданий большую роль играет свойство коллизий.
На уроках русского языка ведется аналитико-синтетическая и обобщающая работа не только с целью развития мыслительной деятельности учащихся, но и для развития речи, прежде всего для развития устной речи. А высокий уровень может быть достигнут в процессе активной речевой деятельности, когда дети будут рассказывать о своих наблюдениях, мыслях, впечатлениях, чувствах, переживаниях. А такая потребность возникнет, если их жизнь наполнена разными познавательными интересами и впечатлениями о своих ежедневневных “открытиях”.
Литература:
Нечаева Н.В. Русский язык. 1 класс: Методические пояснения. – Самара: Издательство “Учебная литература”, Издательский дом “Фёдоров”, 2006.
Обучаем по системе Л.В.Занкова: 1 класс: Книга для учителя/ З.И.Романовская, А.В.Полякова, Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец. М.: Просвещение, 1996.
Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1 – 4 классов. Пояснения для учителя. – Москва: Федеральный научно – методический центр им.Л.В.Занкова, 2000.