Формирование логического мышления младших школьников на уроках и во внеурочной работе через исследовательскую деятельность.
Согласно современным психологическим представлениям, интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних этапах становления личности. Как показывает практика, главной задачей педагога всё же является обеспечение современного качества образования. «Научить учиться» – лозунг стандартов II поколения. По требованиям стандарта в структуре современного урока обязательными становятся этапы «постановка проблемы», «поиск решения проблемы». Поэтому обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке должна быть организована так, чтобы требовала от него усилия, размышления, поиска.
Многочисленными исследованиями в области психологии и педагогики доказано, что в наибольшей степени развивает способность мыслить творчески и нестандартно исследовательская деятельность. Известный математик А.Н. Колмогоров пишет: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
Я состою в творческой группе учителей опытно – экспериментальной площадки. Тема моей экспериментальной работы «Формирование логического мышления младших школьников на уроках и во внеурочной работе через исследовательскую деятельность».
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития логического мышления младших школьников для формирования исследовательских умений.
Задачи экспериментальной работы:
Выявить теоретические аспекты влияния развития логического мышления младших школьников на формирование исследовательских умений.
Разработать методические рекомендации по развитию логического мышления учащихся.
Чтобы выполнять исследовательскую работу уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы. Постепенному развитию логического мышления способствуют специально подобранные учителем задания на уроках и система занятий в кружках во внеурочной работе.
Ребёнок 7 – 8 лет обладает достаточно развитым конкретным мышлением. За время обучения в начальном звене он, прежде всего, должен познакомиться с понятиями, с их существенными и несущественными признаками.
Поэтому первый этап в развитии теоретического логического мышления младших школьников должен быть следующим: знакомство с признаками понятий.
На втором этапе нужно сформировать умение оперировать существенными признаками понятий, опуская признаки несущественные. То есть речь идёт о формировании такой операции логического мышления, как абстрагирование.
На третьем этапе необходимо самое серьёзное внимание обратить на формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений. При формировании этой операции логического мышления следует особое внимание обратить на поиск общих и отличительных признаков понятий, предметов и явлений.
На четвёртом этапе школьники должны научиться выстраивать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. К этому этапу развития логического мышления можно отнести и формирование умения давать определение понятиям на основе умения находить более общее родовое понятие и видовые отличительные признаки. Например: ринг (видовое понятие) – это площадка (родовое понятие) для бокса (видовой отличительный признак).
Пятый этап предполагает развитие аналитической деятельности, которая вначале заключается в анализе отдельного предмета (поиск признаков), а затем – в умении анализировать связи между предметами и явлениями (часть и целое, упорядоченность, противоположность, причина и следствие, наличие тех или иных функциональных отношений и др.).
Традиционно считается, что развивать логическое мышление лучше всего на уроках математики. Это в корне неверная точка зрения. Уроки русского языка и литературы также дают учителю много возможностей для развития логического мышления и позволяют использовать учителю задания исследовательского характера.
Значимость данных упражнений многоаспектна. Она выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется интеллектуальное и лингвистическое развитие учащихся. Упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда качеств: внимания, памяти, речи, мышления, наблюдательности и т.д. Лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций (сравнение, группировку, обобщение) и использует различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.
Комплексное воздействие на сознание обучаемого в таких упражнениях реализуется через специфический набор языкового материала, а также через постановку нетрадиционных заданий. Каждый вид упражнений предназначен для развития определённых качеств интеллекта. Такого рода задания я составляю на материале любой темы предмета.
1.Развитие аналитико-синтетического мышления, смысловой памяти.
Тема: Безударные гласные. Прочитайте пары слов, запомните (1 – 2 мин.). Второе слово каждой пары закрывается. Ориентируясь на первое слово, запишите в столбик вторые слова. Подберите к ним проверочные и напишите их. Орфограмму подчеркните.
Мост р…ка
Шум в…да
Лес гр…бы
Гвоздь д…ска
2. Развитие операций сравнения, построение рассуждений.
Тема: Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Внимательно прочитайте слова в левом и правом столбиках. Напишите в строчку слова, которых нет в правом столбике. Найдите среди них лишнее, ответ обоснуйте.
(М, м)аршак (П, п)оэт
(П, п)оэт (М, м)ихаил
(А, а)лексей (Б, б)орисов
(Р, р)епин (С, с)ергей
(С,с)емёнов (И, и)ванов
3. Развитие аналитико-синтетического мышления, творческого воображения.
Тема: Род имён существительных. Используя рассыпанные буквы, отгадайте загадки.
а) р о е к к у а н ь
б) к о о з г о р л о д
в) м м а е л д и в е н д а ь
Только этот водоём для него родимый дом. (река, окунь)
Кого куда-то запустили, ущерб огромный допустили? (козёл, огород)
Какой кустарник каждый день кому-то посещать не лень? (малина, медведь)
Найдите в словах общее и различное, напишите их, группируя по родам.
4. Развитие абстрактного мышления.
Тема: Три склонения имён существительных. Сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром. Для этого определите смысловую связь слов внутри каждого шифра. Определите склонение имён существительных.
Исходный материал. Холод – жара, лес – степь, ложь – правда, лес – тигр, трамвай – автобус, море – корабль, яблоко – вишня, голод – сытость, стакан – вода, дуб – берёза.
Шифр. 1) школа – учитель. 2) озеро – река. 3) трусость – храбрость.
5. Развитие умения классифицировать слова.
Тема: Местоимения третьего лица. Объедините в группы пары слов, в которых:
а) нет местоимений женского и среднего рода.
б) нет местоимений мужского и среднего рода.
в) нет местоимений мужского и женского рода.
Он оценил, она готовит, оно подъедет, он заметил, она ужинает, оно объявит, она рисует, он залетел, оно объяснит, он смешал, она велит, она завтракает, оно объединит, он списал.
6. Развитие логического абстрактного мышления, усвоение понятия род – вид.
Тема: Имя существительное. Соедините между собой пары слов, подходящие по смыслу, используя пример диван – мебель. К каждому слову поставьте вопрос. Запишите, вставляя пропущенные буквы.
Лещ цв_ток
Т_релка птица
С_рока п_суда
Ландыш рыба
7. Развитие логического мышления, установление последовательности событий.
Тема: Предложение. Прочитайте первое и последнее предложение каждой цепочки. Составьте два недостающих предложения. Запишите, подчеркните подлежащее и сказуемое.
1. Поднялся ветер. 2. … 3. … 4. Деревья обнажились.
1. Пошли сильные дожди. 2. … 3. … 4. Коровы остались без корма.
8. Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи.
Тема: Род имён существительных. К каждому из данных слов подберите предмет или явление, которое по времени предшествовало данному. Определите род имён существительных.
Осень - … , корова - …, кефир - …, вата - …, бабочка - …, металл - … .
В качестве факторов, помогающих предопределить вид предстоящих интеллектуальных операций, могут служить: тема урока, специальный подбор и компоновка учебного материала, шифры, образцы. Ориентирами, направленными на предопределение лингвистических операций, служат: пропущенные буквы; слова; словосочетания; буквы и слова, заключённые в скобках; изученные орфограммы.
Использование интеллектуально – лингвистических исследовательских заданий на уроках русского языка приводит к возрастающему интересу к предмету, проявление у школьников положительных эмоций при выполнении упражнений, обеспечение высокой активности учащихся на уроке, формирование правильной, логичной, доказательной речи школьников, рост их орфографической грамотности.
Развивать логическое мышление можно и на уроках чтения. Казалось бы, чтение и логика - понятия не совместимые. Литературный образ и сухая абстрактная мысль! Однако именно такое сочетание благоприятно для обучения, поскольку через литературный образ учитель может найти путь в сферу эмоций ребёнка. Желание помочь попавшему в беду любимому герою, стремление разобраться в ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка. Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определённым правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы над развитием логического мышления на уроках литературы состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных. Решение логических задач на уроках литературы не только повышает активность учащихся и развивает их мышление, но и в значительной степени повышает интерес к чтению. Задачи по литературным произведениям очень нравятся детям. Являясь занимательными по форме, они усиливают интерес к самой задаче и произведению в целом. Нестандартность решения, неожиданный поворот мысли усиливает эмоциональное восприятие, побуждает ученика ещё раз прочитать литературное произведение, глубже заглянуть в него, выучить наизусть.
На уроках природоведения логическое мышление я развиваю на богатом учебном материале с помощью постановки проблемных вопросов, решения проблемных заданий и задач. При построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность учащихся при разрешении учебной проблемы. Планируя урок, учитель должен выбрать наиболее эффективное место учебной проблемы в процессе обучения. Учебная проблема должна заинтересовывать учащихся в учебном материале своей необычностью, красочностью и эмоциональностью. В течение урока учитель должен управлять ходом решения проблемы, вовремя выяснять причины затруднений в решении проблемы и оказывать своевременную помощь. Во внеурочной работе развитию логического мышления способствуют разнообразные тематические экскурсии и наблюдение за окружающим миром.
Например: тема «Термометр».
Проблемные вопросы.
Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?
Можно ли уличным термометром измерить температуру человека?
Чем опасен медицинский термометр?
В каком случае исправный водный термометр покажет неверную температуру? (если вынуть его из воды)
Есть ли разница между термометрами, если один висит в столовой, а другой – в цехе, где варят сталь?
Проблемные задачи.
Осенью по радио сообщили, что температура воздуха +5 градусов. Нина решила проверить сообщение, взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что термометр показывает +20 градусов. Почему термометр показал неправильную температуру?
Лена очень любила свой комнатный термометр. Он ей во многом помогал. Коту Ваське тоже нравился забавный прибор. Однажды Лена заметила, что красный ручеёк исчез из термометра. Что случилось с прибором, и как он помогал девочке?
Задачи помогают активизировать учебный процесс, имеют познавательное значение, развивают память, мышление, воспитывают любовь к природе, к родному краю. Задачи и вопросы могут составлять и сами учащиеся.
Учебный материал уроков математики особенно удобен для развития логического мышления. Мои наблюдения позволяют сделать вывод о том, что технология обучения математике должна быть такой, чтобы она продуктивно развивала логическую сторону интеллектуальных способностей ученика и закладывала прочную основу для изучения предмета на следующих ступенях обучения.
Система развивающих заданий на уроках математики и во внеурочной работе, обеспечивается, прежде всего, вариативностью, которая раскрывается не только в содержании, но и форме подачи математического материала. Вариативность заданий выражается в рассмотрении одного и того же математического содержания с различных точек зрения, в установлении разнообразных связей изучаемого понятия с другими, а также в выполнении задания теми или иными способами. Вариативность заданий обеспечивает дифференцированный подход в обучении: каждый ученик имеет возможность выполнить задание на своём уровне. Дифференцированный подход проявляется в различных заданиях, которые способствуют не только развитию творческих способностей учащихся, но и позволяют выявлять уровни осознания ими математических понятий, свойств и способов действий.
На моих уроках присутствуют задания на развитие всех логических приёмов мышления. Рассмотрим примеры таких заданий.
Анализ и синтез.
Прочитай по-разному выражение 16 – 5 (16 уменьшили на 5; разность чисел 16 и 5; из 16 вычесть 5).
Прочитай по-разному равенство 15 – 5 = 10 (15 уменьшить на 5, получим 10; 15 больше 10 на 5; разность чисел 15 и 5 равна 10; 15 – уменьшаемое, 5 – вычитаемое, 10 – разность; если к разности (10) прибавить вычитаемое (5), то получим уменьшаемое (15); число 5 меньше 15 на 10).
Как по-разному можно назвать квадрат? (Прямоугольник, четырёхугольник, многоугольник.)
Расскажи всё, что ты знаешь о числе 325. (Это трёхзначное число. Оно записано цифрами 3, 2, 5; в нём 325 единиц, 32 десятка, 3 сотни. Его можно записать в виде суммы разрядных слагаемых так: 300+20+5. Оно на 1 единицу больше 324 и на 1 единицу меньше числа 326. Его можно представить в виде суммы двух слагаемых, трёх, четырёх и т.д.)
Задания на выявление различных закономерностей (правил).
Например:
1. По каким признакам можно разложить пуговицы в две коробки?

2. разгадай правило, по которому составлена таблица, и заполни пропущенные клетки:
4 | 6 | 9 | 3 | 8 | 6 | 5 | | 2 | |
5 | 7 | 8 | 2 | | | | 4 | | 6 |
Задания с геометрическим материалом.
Сколько отрезков на данном чертеже? Сколько треугольников? Сколько многоугольников?

Вариативные задания.
Запиши все чётные числа от 2 до 20 и все нечётные числа от 1 до 19.
2 4 6 8 10 12 14 16 18 20
1 3 5 7 9 11 13 15 17 19
Придумайте задания к этим рядам.
- Разбей числа каждого ряда на две группы так, чтобы в каждой были числа похожие между собой.
- По какому правилу составлен первый (второй) ряд? Продолжи его.
- Какие числа нужно вычеркнуть в первом ряду, чтобы каждое следующее было на 4 больше предыдущего.
- Подбери из первого ряда пары чисел, разность которых равна 10. (из второго)
- Какая пара лишняя?
Приём сравнения.
Назови признаки:
а) выражения 3 + 2 (числа 3 и 2, знак «+»)
б) равенства х + 5 = 9 ( х – неизвестное число, числа 5 и 9, знаки «=», «+».)
В чём сходство и различие:
а) выражений: 6 + 2 и 6 – 2;
б) чисел: 32 и 45, 1 и 11, 32 и 23 и т.д.
в) равенств: 4 + 5 = 9 и 5 + 4 = 9;
г) текстов задач;
д) геометрических фигур:

е) уравнений: 3 + х = 5 и х + 3 =5; 10 – х = 6 и (7 + 3) – х = 6;
ж) вычислительных приёмов: 9 + 6 = 9 + (5 + 1) = 15 и 19 + 16 = 19 + (10 +6) = 35.
Убери лишний предмет…
Расположи числа в порядке возрастания: 12, 9, 7, 15, 24, 2.
Продолжи ряды чисел: 2, 4, 6, …; 1, 5, 9, 13,… .
Приём классификации.
Разбейте данные числа на две группы, чтобы в каждой оказались похожие числа: 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44, 53; 91, 81, 82, 95, 87, 94, 85.
Разбейте данные выражения на группы по какому-то признаку: 3 + 1, 4 – 1, 5 + 1, 6 – 1, 7 + 1, 8 – 1.
Убери лишнюю фигуру.

Чем похожи все другие фигуры? Как их можно назвать?
Приём аналогии.
Изучение письменного сложения трёхзначных чисел по аналогии с двузначными числами.
Изучение переместительного свойства умножения по аналогии с переместительным свойством сложения.
Изучение нумерации чисел.
Приём обобщения.
Сравни выражения, найди общее в полученных неравенствах, сделай вывод:
2 + 3 … 2 * 3 4 + 5 … 4 * 5
0 + 1 …0 * 1 1 + 2 … 1 + 2
Найди сумму. Сравни её с каждым слагаемым. Сделай соответствующий вывод.
слагаемое | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
слагаемое | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
сумма | | | | | | |
Большую роль в деле развития мышления учащихся на уроках математики могут сыграть систематически и целенаправленно проводимые устные упражнения. При этом предполагается усиление внимания не только к устным вычислениям, но и к рассмотрению закономерностей, свойств действий над числами и величинами, а также к алгебраическому и геометрическому материалу. От того, какие задания подберёт учитель для устных упражнений, в какой последовательности будет их выстраивать, существенно зависит достижение целей урока и степень активности учащихся в процессе познания.
В школьной практике я постоянно сталкиваюсь с тем, что ребёнок использует привычные, во многом навязанные ему способы решения. Так, например, некоторые дети, после того как изучены приёмы письменных вычислений, начинают применять эти способы и при устном решении примеров. Это заставляет задуматься: что же побуждает детей обращаться к такому нерациональному приёму решения? Думаю, стремление действовать в соответствии с определёнными алгоритмами, избегая при этом активных усилий мысли. Таким образом, перед учителем встаёт одна из главнейших задач обучения – пробудить у школьников потребность активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения.
Прививая любовь к устным упражнениям, учитель помогает ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными, более экономичными. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала. Направленность мыслительной деятельности ученика на поиск рациональных путей решения проблемы свидетельствует о вариативности мышления. Важно показать учащимся красоту и изящество устных вычислений, используя разнообразные вычислительные приёмы, помогающие значительно облегчить процесс вычислений.
Например: значение числового выражения 18 + 23 + 22 + 17 можно найти разными способами.
1. Сложить числа в том порядке, в котором они записаны, что трудно и долго.
2. Сложить отдельно десятки и единицы: (10 + 20 + 20 + 10) + (8 + 3 + 2 + 7) = 80, что легче, но тоже достаточно долго.
3. Можно округлить 18 и 17 до 20, а потом вычесть лишние единицы (2 и 3):
20 + 23 + 22 + 20 – 2 – 3 = 80. Здесь очень легко запутаться.
4. Можно воспользоваться приёмом перестановки слагаемых и их группировки:
(18 + 22) + (23 + 17) = 80. Это самый быстрый и лёгкий способ.
Важно рассматривать в классе различные способы решения, которые предлагают сами дети, сравнивать их, выделять наиболее рациональные. Тогда устные вычисления могут развить у учащихся большой интерес к вычислениям вообще, воспитывать математическую находчивость. Учителю необходимо знакомить детей с новыми приёмами устных вычислений и закреплять умение применять эти приёмы. Решая какую-либо задачу, производя то или иное вычисление, учащийся должен внимательно рассмотреть условие задания, суметь подметить все его особенности и в каждом конкретном случае выбрать те пути, которые проще и быстрее приводят к цели. Таким образом, при выполнении устных упражнений мы можем говорить о критичности мышления, т.е. умение оценить предложенные варианты решения и выбрать более рациональный подход к выполнению данного задания. Уровень трудности заданий должен увеличиваться постепенно. Сами задания должны быть в занимательной форме.
Для организации продуктивной деятельности учащихся, направленной на формирование умения решать текстовые задачи, учитель может использовать различные нестандартные задания к задачам, представленным в учебниках математики. Например:
Выбор схемы из двух предложенных.
Выбор вопроса к задаче.
Выбор выражения для правильного решения задачи.
Выбор условия к данному вопросу.
Выбор данных, недостающих в задаче.
Изменение текста задачи в соответствии с данным решением.
Постановка вопроса, соответствующего данной схеме.
Объяснение выражений, составленных по данному условию.
Выбор решения задачи из представленных готовых решений.
Все эти задания не дают возможности угадывания правильного ответа, заставляют школьников размышлять, обдумывать свои действия. Поэтому они носят исследовательский характер.
Задачи общего развития младших школьников решаются не только на уроках, но и во внеурочной работе. Формы организации такой работы различны. Высокая эффективность работы достигается, если она ведётся систематически, а не от случая к случаю. Внеклассная работа позволяет сформировать у детей не только индивидуальные учебные действия, но и навыки работы в коллективе. Нельзя недооценивать и роль предварительной подготовки к участию в олимпиадах, интеллектуальных играх, научно-практических конференциях. Ведь она сама по себе уже достигает многих учебных целей.
Во внеклассной работе у учителя появляется возможность включать задачи, связанные с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. Для них характерно отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задания с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких заданий применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в учебную программу, поэтому учитель сам должен владеть методикой выполнения таких заданий.
В моём классе все дети посещают занятия кружков, занимаются исследовательской работой. Темы исследований ребята выбирают по своим интересам, что позволяет им углубить свои знания. Дети учатся строить план исследования, оформлять работу, составлять текст выступления, в котором необходимо последовательно и логично излагать свои мысли. При этом они сталкиваются с другими взглядами на проблему, доказывают свою точку зрения. Также встает необходимость работы с новыми словами, использующимися в научной литературе. Например, работа Заколенкина Сергея и Миронова Святослава по теме «Компьютерные игры» потребовала составления глоссария, так как включала в себя много различных терминов, без понимания которых невозможно проведение исследования. Выступление детей на школьной конференции учебно-исследовательских работ – это итог работы учащегося на всех этапах работы. При этом авторы исследований получают практику общения с большой аудиторией, имеют возможность спорить и аргументировать выводы, отстаивая свою точку зрения. Работы, признанные лучшими, выходят на муниципальный и всероссийский уровень.
Такая организация работы к 4 классу дала вполне конкретные результаты, а именно:
1) повысился уровень знаний и умений учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;
2) изменился уровень мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию;
3) в процессе выполнения исследовательских заданий увеличилось использование произведений изобразительного искусства, художественной литературы, музыки, что способствует эмоционально-нравственному развитию младших школьников;
4) стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;
5) ребята активно участвуют в творческой исследовательской деятельности, со своими работами выступают на научно-практических конференциях школьного, муниципального и всероссийского уровня;
6) по результатам анкетирования у учащихся отмечен высокий уровень мотивации и учебной активности.
Эффективность моей работы подтверждают и следующие результаты моих учащихся:
Выросло качество образования:
класс | успеваемость | качество |
2 класс | 100% | 52% |
3 класс | 100% | 57% |
4 класс | 100% | 64% |
Учащиеся класса участвуют в конкурсах и предметных олимпиадах школьного, муниципального, всероссийского уровня, где занимают призовые места.
Групповая исследовательская работа учащихся Сайфуллиной Лианы, Муллагалиной Ренаты, Климова Вовы по теме «Почему туристам стоит приехать в город Белорецк» напечатана в сборнике «Опыт и проблемы формирования исследовательских умений у младших школьников во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности». – М: Киров ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013г.
В 2013г. на Городской научно-практической конференции Мухаметшина Милана со своей работой «Памятники природы Башкортостана и Белорецкого района» заняла 1 место, а на IV Всероссийском конкурсе детских исследовательских работ «Мои первые открытия» эта работа отмечена дипломом. Исследовательская работа Сайфуллиной Лианы «Синицы – зимующие птицы» отмечена дипломом лауреата всероссийского конкурса «Талантоха» в 2014г.
Анализ сущности и особенностей организации исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время позволяет сделать вывод, что при правильной её организации создаются условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Школьники, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде, что неизбежно ведёт к повышению качества образования.