СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мотивации учащихся на уроках технологии через использование активных методов обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Мотивация — это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивации учащихся на уроках технологии через использование активных методов обучения»

Формирование мотивации учащихся на уроках технологии

через использование активных методов обучения


Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как мотивировать познавательную деятельность учащихся? «Психологический закон» гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», -писал Л.С. Выготский. Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не бывает».

Мотивация — это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе.

Формирование мотивации учения — это решение вопросов развития и воспитания личности. Технология, как один из учебных предметов общеобразовательной школы, занимает важное место в воспитании учащихся, а значит — может способствовать развитию учебной мотивации.

Повышение мотивации учебно-позновательной деятельности учащихся на уроках технологии способствует формированию мировоззрения школьников, интенсификации учебно-воспитательного процесса, и как следствие, формированию личности соответствующей требованиям современного общества.

Для формирования познавательных мотивов у школьников на своих уроках технологии я стараюсь использовать различные методические приемы:

1. Привлечение внимания к учебному материалу, использование технологий нетрадиционных уроков, занимательных заданий, дидактичесих игр, викторин, сказок.

Например: игра «Поймай ошибку» - при закреплении любой темы, я раздаю карточки-светофоры учащимся, рассказываю технологию изготовления поделки, намеренно делаю ошибки. Учащиеся не перебивая моих объяснений, должны поднять карточки-светофоры, сигнализируя о том, что они заметили ошибку в изложении материала, и далее я прошу учащегося объяснить, в чем заключалась допущенная ошибка и исправить ее.

Дидактические игры применяю как в начале, так и в конце урока.

Например: игра «Домашнее задание для друга» применяю в конце урока. Учащиеся работают в парах. Каждый из пары получает конверт, в котором находится домашнее задание, которое он должен объяснить своему товарищу.

Перед тем как приступить к практической работе, иногда применяю игру «Правильно расставь слова» - на карточках написаны несколько предложений с произвольно переставленными словами, представляющих собой основные положения техники безопасности при работе с ножницами. (Например: кольцами друг ножницы вперед передавайте другу.) Учащиеся расставляют слова в нжном порядке, таким образом повторяя и закрепляя информацию, отраженную в данных предложениях. Затем учащимся задаются вопросы, какие еще правила безопасности при работе с ножницами они знают.

2. Создание эмоциональных ситуаций, ситуаций успеха на всех этапах работы с учебным материалом, использование техник эмоциональной разрядки: большое внимание на уроках уделяю этим приемам: создаю благоприятные психологические условия и атмосферу доверия, так же вселяя веру в ребенка и в его будущие успехи, поддерживаю атмосферу сотрудничества при выполнении индивидуальных работ, постоянно подбадриваю учеников, поддерживаю всякое стремление.

3. Создание проблемных ситуаций, совместное преодоление затруднений, разработка совместно с учащимися плана предстоящих действий на уроке: практически на каждом уроке создаю проблемные ситуации и совместно с учащимися стараюсь преодолеть затруднения. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение или удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем я обязательно проговариваю алгоритм выполнения задания и применяю его при выполнении самостоятельной работы. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий и поиска. Очень часто подвожу учеников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения — излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос; побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы; задаю конкретные вопросы на обобщение, логику и рассуждения; определяю проблемные теоретические и практические задания.

4. Включение учащихся в коллективную деятельность через организацию работы в парах, игровые и соревновательные формы, совместный поиск решения проблемы, оказание учащимися помощи друг другу.

Например: практическую работу организовываю в парах или в малых группах, ученики могут советоваться друг с другом, обмениваться идеями, помогать друг другу справиться с определенными операциями и подсказывать какие-то идеи.

5. Применение наглядных и технических средств обучения, стимулирующих формирование познавательных мотивов: использование наглядных средств способствует развитию интереса учащихся к процессу труда, а также развитию познавательной активности детей: у них возникает желание больше узнать об изучаемых материалах, качественно выполнять трудовые задания. Например на уроках применяю презентации с подробным описанием выполняемых действий, а так же видеофильмы и цветные иллюстрации.

        Для оценки результатов деятельности, я организую выставки работ учащихся с просмотром и обсуждением. Наряду с оценкой положительных сторон ученики высказывают и критические замечания, и пожелания к улучшению работы. Так же на своих уроках я раздаю учащимся разноцветные жетоны (красный, зеленый, синий). В конце урока учащиеся поднимают эти жетоны, тем самым оценивая свою работу. Красный жетон — работали очень хорошо. Зеленый — работали хорошо, но можно лучше. Синий — работали не достаточно хорошо. При подведении итогов урока использую прием «Мои предложения» - ученики дополняют фразы: «Если бы я вел сегодняшний урок, я бы...»

Таким образом, формирование познавательных мотивов у школьников будет осуществляться на уроках технологии эффективно, если будут выявлены и использованы в образовательном процессе специальные методические приемы.

«Успех во всяком деле зависит от двух условий: правильного установления конечной цели и отыскания соответствующих средст, ведущих к этой цели» (Аристотель)