Формирование мотивации учащихся на уроках технологии
через использование активных методов обучения
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как мотивировать познавательную деятельность учащихся? «Психологический закон» гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», -писал Л.С. Выготский. Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не бывает».
Мотивация — это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе.
Формирование мотивации учения — это решение вопросов развития и воспитания личности. Технология, как один из учебных предметов общеобразовательной школы, занимает важное место в воспитании учащихся, а значит — может способствовать развитию учебной мотивации.
Повышение мотивации учебно-позновательной деятельности учащихся на уроках технологии способствует формированию мировоззрения школьников, интенсификации учебно-воспитательного процесса, и как следствие, формированию личности соответствующей требованиям современного общества.
Для формирования познавательных мотивов у школьников на своих уроках технологии я стараюсь использовать различные методические приемы:
1. Привлечение внимания к учебному материалу, использование технологий нетрадиционных уроков, занимательных заданий, дидактичесих игр, викторин, сказок.
Например: игра «Поймай ошибку» - при закреплении любой темы, я раздаю карточки-светофоры учащимся, рассказываю технологию изготовления поделки, намеренно делаю ошибки. Учащиеся не перебивая моих объяснений, должны поднять карточки-светофоры, сигнализируя о том, что они заметили ошибку в изложении материала, и далее я прошу учащегося объяснить, в чем заключалась допущенная ошибка и исправить ее.
Дидактические игры применяю как в начале, так и в конце урока.
Например: игра «Домашнее задание для друга» применяю в конце урока. Учащиеся работают в парах. Каждый из пары получает конверт, в котором находится домашнее задание, которое он должен объяснить своему товарищу.
Перед тем как приступить к практической работе, иногда применяю игру «Правильно расставь слова» - на карточках написаны несколько предложений с произвольно переставленными словами, представляющих собой основные положения техники безопасности при работе с ножницами. (Например: кольцами друг ножницы вперед передавайте другу.) Учащиеся расставляют слова в нжном порядке, таким образом повторяя и закрепляя информацию, отраженную в данных предложениях. Затем учащимся задаются вопросы, какие еще правила безопасности при работе с ножницами они знают.
2. Создание эмоциональных ситуаций, ситуаций успеха на всех этапах работы с учебным материалом, использование техник эмоциональной разрядки: большое внимание на уроках уделяю этим приемам: создаю благоприятные психологические условия и атмосферу доверия, так же вселяя веру в ребенка и в его будущие успехи, поддерживаю атмосферу сотрудничества при выполнении индивидуальных работ, постоянно подбадриваю учеников, поддерживаю всякое стремление.
3. Создание проблемных ситуаций, совместное преодоление затруднений, разработка совместно с учащимися плана предстоящих действий на уроке: практически на каждом уроке создаю проблемные ситуации и совместно с учащимися стараюсь преодолеть затруднения. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение или удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем я обязательно проговариваю алгоритм выполнения задания и применяю его при выполнении самостоятельной работы. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий и поиска. Очень часто подвожу учеников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения — излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос; побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы; задаю конкретные вопросы на обобщение, логику и рассуждения; определяю проблемные теоретические и практические задания.
4. Включение учащихся в коллективную деятельность через организацию работы в парах, игровые и соревновательные формы, совместный поиск решения проблемы, оказание учащимися помощи друг другу.
Например: практическую работу организовываю в парах или в малых группах, ученики могут советоваться друг с другом, обмениваться идеями, помогать друг другу справиться с определенными операциями и подсказывать какие-то идеи.
5. Применение наглядных и технических средств обучения, стимулирующих формирование познавательных мотивов: использование наглядных средств способствует развитию интереса учащихся к процессу труда, а также развитию познавательной активности детей: у них возникает желание больше узнать об изучаемых материалах, качественно выполнять трудовые задания. Например на уроках применяю презентации с подробным описанием выполняемых действий, а так же видеофильмы и цветные иллюстрации.
Для оценки результатов деятельности, я организую выставки работ учащихся с просмотром и обсуждением. Наряду с оценкой положительных сторон ученики высказывают и критические замечания, и пожелания к улучшению работы. Так же на своих уроках я раздаю учащимся разноцветные жетоны (красный, зеленый, синий). В конце урока учащиеся поднимают эти жетоны, тем самым оценивая свою работу. Красный жетон — работали очень хорошо. Зеленый — работали хорошо, но можно лучше. Синий — работали не достаточно хорошо. При подведении итогов урока использую прием «Мои предложения» - ученики дополняют фразы: «Если бы я вел сегодняшний урок, я бы...»
Таким образом, формирование познавательных мотивов у школьников будет осуществляться на уроках технологии эффективно, если будут выявлены и использованы в образовательном процессе специальные методические приемы.
«Успех во всяком деле зависит от двух условий: правильного установления конечной цели и отыскания соответствующих средст, ведущих к этой цели» (Аристотель)