Литературное чтение в начальных классах способствует художественному развитию детей, совершенствованию их эмоциональной души. В процессе этой работы происходит развитие различных форм мышления (образного, ассоциативного, творческого, логического), коммуникативных качеств. Развиваются творческие способности и навыки у сильной речи. Развиваются эмоциональная отзывчивость, внимание, умение анализировать, правильно выражать свои эмоции через слово.
В основу современного содержания литературного чтения заложено развитие не только традиционных умений и навыков (речеведческих), но и таких, которые активизируют способности учащихся полноценно воспринимать художественные произведения, обогащают и развивают опыт творческой деятельности, эмоционально-чувственного отношения к действительности.
При выборе ведущих методов, характеризующих урок литературного чтения, за основу я взяла:
Эмоционально-понятийный метод: выразительное чтение учителем произведения без какой-либо дополнительной работы разъяснительной работы учащихся на основе подражания.
Объяснительное чтение: чтение произведения по частям с последовательным детальным разбором содержания по вопросам.
Литературное чтение: чтение с элементами литературного анализа.
Воспитательное чтение: чтение, предполагающее свободную беседу нравственно-эстетического плана.
Чтение – рассматривание: чтение с целенаправленной опорой на информационно-справочный аппарат книги и ее художественно-графическое оформление.
Метод творческого чтения, в основе которого может лежать любой из названных выше методов, но с целевой установкой на творческое воплощение прочитанной книги с обращением к аудитории, показом результатов.
Родную речь, свой родной язык ребенок перенимает от близких ему людей, из языковой среды, побуждаемый естественной потребностью общения и самовыражения.
Орудие речи – это язык, созданный и постоянно обогащаемый сотнями поколений народов. В литературном языке отразилась вся жизнь народа, его творца и хранителя, его обычаи, его радости и страдания, в нем весь мир природы. К.Д. Ушинский говорил, что язык народа – это лучший учитель, источник обогащения личности, красноречия, выразительности, дара сочинений, общей культуры.
Произведение художественной литературы способно гармонизировать личность ребенка-читателя. Очень важно эстетическое восприятие произведения. Оно всегда эмоционально и содержательно.
Эстетическое восприятие – всегда переживание: соучастие, сочувствие, эмоциональное ощущение произведения – высший критерий эстетического восприятия. Можно выделить следующие этапы эстетического восприятия:
Эмоциональную отзывчивость, реактивность читателя.
Способность наслаждаться произведением и переносить психологические мотивы на себя; на свой реальный жизненный опыт.
Ощущение и понимания подтекста.
Нравственно-эстетическую установку писателя.
Все это и предопределяет характеристику работы над произведением как труда и творчества души, всех духовных сил личности.
Опора литературного чтения – это воображение, формирование воображения, активизация психической деятельности ребенка.
Забота о чтении детей, об эстетическом восприятии как условии активного духовного становления личности ребенка – одна из замечательных традиций уроков литературного чтения.
Прошли многие тысячелетия, и литературный язык, отшлифованный тысячами поколений, отличается гибкостью, емкостью.
В литературной речи реализуется все богатство языка, все его выразительные возможности. Именно через уроки литературного чтения обогащается язык, в него входят новые слова, обороты речи, новые оттенки уже известных слов, их значений.
Великий Сократ сказал своему ученику: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Чтобы научить человека ощущать богатство и величие русского языка, надо развивать его вкус, учить слышать музыку слова, прелесть русской природы, ощущение счастья от общения с ней дети особенно остро чувствуют, когда читают произведения мастеров слова. Человек любит природу, потому что она прекрасна, и потому, что он не может жить без красоты, это – неотъемлемая часть человеческой души.
Особенно велика роль в обогащении языка на уроках литературного чтения: работа с художественными средствами – метафорой, сравнением, эпитетами. Чтобы учащиеся четко представили себе их роль в художественном произведении, особенно в стихах, проводим такую работу: заменяем их реальным описанием.
Роль метафор, сравнение эпитетов становится более яркой и ясной, и дети стараются использовать их в своих сочинениях и творческих работах. Любуясь картинами родной природы, ребенок стремится передать свое восхищение красотой русской природы в своих стихах. Его стихи до сих пор живут с нами, многие из них мы поем.
Никакая поэзия, никакие стихи, как стих С. Есенина трогают душу, сердце истинно русского человека, россиянина.
1) самые трогательные; 2) задушевные; 3) правдивые; 4) лирические; 5) выразительные; 6) богатые красками; 7) богатые литературной композицией; 8) музыкальные; 9) полные любви; 10) удивительные и нежные; 11) родные.
Стихи Есенина – источник, хранилище, кладезь настоящего русского языка.
Художник рисует кистью, а С. Есенин словом, что ни стих, то шедевр, картина. За каждой строкой звучит русский задумчивый лирический напев.
Как важно и трудно добиться, чтобы каждое слово у ребенка начиналось в сердце. Убеждена, что чем раньше ребенок научится радоваться, удивляться всему живому, уметь любоваться красотой природы, понимать ее язык, передавать увиденное людям, тем ярче и чище он будет.
И какие бы ни были новые технологии, методики, модернизации учебно-воспитательного процесса учащихся, ничто не заменит общение человека с поэзией.