КОУ ВО «Елань-Коленовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад на тему:
«Формирование самооценки и особенности общения умственно отсталых детей»
Подготовила: Лычагина О.В.
2013 г.
Самооценка – это оценка самого себя, своих действий, отношений, достижений. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих, а также собственной деятельности и собственной оценки ее результатов.
Исследованием самооценки у умственно отсталых занимались Б.С. Братусь, С.Я. Рубинштейн и др. Все исследователи сходятся во мнении, что самооценка умственно отсталых детей носит неадекватный, неустойчивый, аффективный характер. Страдают её регулятивная и мобилизующие функции, т.е. функции регулятора поведения и деятельности.
У умственно отсталого ребёнка снижен уровень самосознания, ему присуща некритичность при оценке собственных действий и поступков. В силу этого возникает неумение адекватно оценивать результаты работы, проанализировать собственную деятельность. Умственно отсталый ребёнок в различных ситуациях выбора не в полной мере производит учет и анализ изменяющихся обстоятельств. Это говорит о недостаточной эффективности функционирования оперативной самооценки. Отсюда – неполноценная ориентировка в какой-либо задании, деятельности. Перечисленные особенности отражаются на своеобразии развития самооценки у умственно отсталых.
Самооценка у умственно отсталых детей на разных этапах обучения во вспомогательной школе различна:
в младшем школьном возрасте – заниженная или завышенная;
в среднем – наиболее адекватная;
в старшем – преимущественно завышенное.
Нарушение самооценки в младшем возрасте вызывается незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и т.д.
Завышенная самооценка в старшем школьном возрасте у умственно отсталых часто объясняется стремлением компенсировать дефект и неумением объективно оценить свои возможности.
В зависимости от самооценки находится уровень притязаний. У умственно отсталых наблюдается нарушение уровня притязаний. Характер этих нарушений определяется характером дефекта. Так, у олигофренов с легкой степенью и уравновешенным протеканием процессов возбуждения и торможения можно постепенно выработать адекватный в данной ситуации уровень притязаний. У олигофренов в степени имбецильности уровень притязаний практически не вырабатывается. У умственно отсталых детей с грубыми эмоциональными нарушениями также нарушена какая бы то и ни была зависимость между трудностью задания и уровня притязаний.
Нарушение уровня притязаний у умственно отсталых объясняется неумением оценить свои возможности, спланировать свою деятельность, предвидеть её результаты.
Важная, часто определяющая роль в формировании адекватной устойчивой самооценки умственно отсталых принадлежит окружающим его взрослым. Осуществляя процесс воспитания и обучения, оценивая деятельность поступки, высказывания умственно отсталых детей, учителя и другие специалисты, работающие с ними, оказывают направляющее воздействие на самооценку умственно отсталого ребёнка.
Изучение проблемы общения умственно отсталых детей имеет большое значение для организации коррекционно-педагогической работы, т.к. успешность учебной деятельности определяется не только интеллектуальными возможностями, но и психологическим климатом коллектива. Оптимальные, удовлетворяющие всех членов группы отношения способствуют социальной адаптации умственно отсталого ребенка. Многие исследователи, межличностных отношений умственно отсталых детей, отмечают задержку, неустойчивость, слабую дифференцированность в развитии межличностных отношений.
Большинство умственно отсталых долго не вступают между собой в выраженные контакты.
Особенно ярко это проявляется у детей-олигофренов с преобладанием процессов торможения, детей с тяжелыми формами умственной отсталости.
Такая задержка в развитии межличностных отношений объясняется рядом причин:
сниженной или несформированной потребностью в общении;
безынициативностью;
неадекватной самооценкой;
нарушениями речи;
часто выражениями эгоцентризмом.
Исследования структуры межличностных взаимодействий у умственно отсталых, обучающихся в коррекционной школе, показали:
для младших школьников характерна примитивная избирательность в личных отношениях;
у старшеклассников наблюдается достаточно сложная структура внутриколлективных отношений.
У умственно отсталых школьников вплоть до старших классов сохраняется неустойчивость неофициальных групп, тогда как в массовой школе она существует только в младших классах. Кроме того, группам умственно отсталых часто свойственны аморфность и ситуативность. Характерным является большое количество микрогрупп. В группах умственно отсталых встречаются дети, которые совершенно не имеют связи друг с другом. Причем изолированных учеников среди умственно отсталых примерно в 3-4 раза больше, чем среди нормально развивающихся. Это явление связано с характером дефекта. Отторгаются чаще всего вспыльчивые, аффективные, обидчивые, неуравновешенные в поведении дети с умственно отсталостью.
Наиболее высокое положение умственно отсталого ребёнка в группе определяется общительностью, хорошим характером и успехами в учебе. Такие дети становятся лидерами в классе. Но нередко лидеры выделяются по случайному признаку. Тяжело умственно отсталые дети имеют серьезные в коммуникативной сфере. Часто речь такого ребёнка может полностью отсутствовать в ее вербальной форме. В этом случае некоторые «неговорящие» дети могут пользоваться невербальными средствами коммуникации: естественными жестами, графическими знаками, символами.
Развивать межличностные отношения у детей с тяжелой умственной отсталостью наиболее реально через вовлечение их в трудовые и досуговые мероприятия, поддерживая при этом проявление активности в общении. Умственно отсталые дети не должны быть изолированы от своих нормально развивающихся сверстников. Общаясь с ними, они расширяют свой социальный опыт, у них появляется чувство товарищества, взаимопомощи, доброжелательность. Общение с нормально развивающимися детьми – это одна из ступеней социальной адаптации ребёнка с отклонениями в развитии.