Формирование успешности ребенка с умственной отсталостью
КГКОУ ШИ 3 гор. Хабаровска
Педагог – психолог
Жабина Лариса Александровна
2016 год
Особенности развития школьников с умственной отсталостью
В обществе принято представление о том, что личность является продуктом социума , сформированном под воздействием воспитания и определенных условий жизни.
Достаточно большую часть контингента умственно отсталых учащихся составляют дети, не имеющие родителей и дети из неблагополучных семей. Такие дети лишены полноценного общения со своей семьей , что неблагоприятно сказывается на формировании их личности.
Личность ребенка формируется в процессе разнообразных взаимодействий с окружающей средой. В процессе становления личности ребенка необходимо выделить мотивационно- потребностную сферу , которая у умственно отсталых школьников характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и недостаточной сформированностью социальных потребностей, ограниченностью мотивов, низким уровнем побуждений к деятельности.
Деятельность младших школьников специальной школы ситуативна. Мотивы, побуждающие к действию как правило краткосрочны, слабо выражены, нестойки и быстротечны.
При выполнении простой однообразной деятельности у умственно отсталых учащихся наблюдается быстрая истощаемость побуждений, так называемое «психическое насыщение»- отмечал И.М. Соловьев. У учеников старших классов мотивы деятельности, имеющие практическую основу, отличаются устойчивостью.
Наблюдения за умственно отсталыми школьниками показывают, что похвала, положительная оценка значимых результатов деятельности (учебной, трудовой, игровой ) способствуют формированию мотивации, побуждают их лучше выполнять задания.
По мере развития и обучения школьников мотивы их деятельности становятся более дифференцированными, длительными и действенными.
4
На успешность усвоения новых знаний влияют особенности мыслительной деятельности, и прежде всего, степень сформированности ее регуляторных механизмов – саморегуляции, мотивации , самооценки . В этих особенностях больше, чем в качествах ума, проявляется интимная сторона личности, и потому мы считаем их личностными параметрами умственной деятельности.
Особенности личностных параметров умственной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями оказывают тормозящее влияние на усвоение знаний, что приводит к возникновению дефицита в базе действенных знаний . (З.И. Калмыкова)
Это в свою очередь может сформировать отрицательное отношение к школе, учителям, складывается неадекватная самооценка, предпочтение к внешкольным интересам, не связанным с познавательной деятельностью. Это и есть факторы неуспешности ребенка в школе и в жизни.
Поэтому, нашей задачей является создание предпосылок формирования устойчивых мотивов развития познавательных процессов и более сложных форм социального поведения.
Успешность ученика во многом определяется уровнем развития мыслительной деятельности и является основой для оценки развивающей стороны обучения.
Коррекционно-воспитательная работа с умственно –отсталыми учащимися направлена на формирование у них устойчивых и деятельных мотивов учения и морального порядка.
К числу основных компонентов личности принято относить самооценку (СО) и уровень притязаний (УП). Уровень притязаний – это стремление к достижению целей разной сложности. В основе УП лежит оценка своих возможностей.
Впервые УП был исследован К. Левином и было выявлено, что не сам факт успешной или неуспешной деятельности оказывает влияние на формирование УП, а субъективное восприятие ребенком своей деятельности, себя в целом, как успешного человека.
Уровень притязаний связан, с одной стороны, с объективной результативностью деятельности школьника, а с другой – с его самооценкой.
Самооценка умственно отсталого ребенка подвержена изменениям. В дошкольном возрасте зачастую создается постоянная ситуация успеха и у ребенка возникает неадекватный (не соответствующий возможностям) завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений.
Но когда ребенок попадает в школу и расширяется круг общения, то высокая самооценка нивелируется . Также семья может быть источником нестабильной самооценки, что вызывает неврозы.
Изучение СО у умственно отсталых детей в целом подчеркивает ее неадекватность в сторону завышения . Соглашаясь с исследованием де-Греефа в том, что повышенная самооценка умственно отсталых детей связана с их общим интеллектуальным недоразвитием , общей незрелостью личности, Л.С. Выготский указывает, что возможно возникает компенсаторная реакция в ответ на низкую оценку со стороны окружающих.
Нечаев А.П. считает, что дети со слабым общим развитием, малоподвижным вниманием, бедной речью, бледными интересами и слабой восприимчивостью нуждаются в систематических педагогических упражнениях.
Одним из самых важных упражнений, подготавливающих ребенка к обучению чтению, следует признать занятия природоведением , при котором ребенок учится воспринимать:
окружающее , знакомится с его свойствами, делает попытки судить о них и строить разнообразные предположения,
причем, в то же самое время, вырабатывается его речь , так как ему невольно приходится связывать со всеми получаемыми восприятиями определенные названия,
выражать словами те мысли , которые у него возникают при наблюдении окружающего.
13
Наряду с природоведением , большое значение для подготовки к чтению могут иметь беседы с детьми, сопровождаемые показыванием разных предметов и картин.
Совершая с детьми разнообразные прогулки, рассказывая им соответствующие их развитию сказки и события из действительной жизни, вызывая в них воспоминания о недавно пережитых явлениях и побуждая к изложению и оценке всего этого,
учитель будет содействовать обогащению и выработке детской речи , а также большему развитию процессов воображения, суждения и восприятия.
Большую услугу при подготовке к обучению грамоте могут оказать правильно поставленные занятия рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием.
Не говоря уже о том, что рисующий получает упражнение в разнообразных движениях пальцев и кисти рук , подготавливаясь, таким образом, к процессу письма ,-
срисовывание предметов с натуры и воспроизведение их очертаний по памяти дает постоянный повод к углублению восприятий, суждениям и деятельности воображения . А все это, как мы видим, составляет основу процесса чтения .
Наконец, очень важным средством, подготавливающим детей к обучению грамоте , надо считать подвижные игры и упражнения .
Подвижные игры заставляют детей, в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в согласии с планом менять направление своего внимания, быстро перемещая его с одних представлений на другие.
Когда ребенок играет в «пятнашки» или «казаки-разбойники » и должен то нападать, то бежать в одном направлении, то менять его в зависимости от изменившихся обстоятельств –
все эти действия являются естественными упражнениями в гибкости внимания и противовесом развитию в ребенке того « психического автоматизма », который является одним из серьезных препятствий к успешному обучению грамоте .
Таким образом, способность к осмысленному чтению предполагает общий уровень душевного развития. Ребенок не может воспринимать как следует читаемый текст, если у него не развиты процессы восприятия, если он не умеет как следует видеть и слышать окружающее .
Ребенок не в состоянии успешно обучаться чтению , если у него недостаточно развита речь , если с определенными предметами, чувствами и действиями у него не связалось определенных названий.
Процесс обучения чтению будет очень затруднен, если у ребенка вообще обнаруживается недостаток воображения, догадливости и понимания.
Методики выявления готовности к обучению :
задания на копирование образца (узор, изображение, фигура, выложенная из спичек, пуговиц, природного материала и др.)
задания на выявление умения ребенка слышать и слушать словесные инструкции (графический диктант Д.Б. Эльконина, «Узор» Л.И. Цеханской)
задания на определение умения выполнять правила и контролировать их выполнение («Палочки» У.В. Ульенковой, «Рисование бус», «Образец и правило» А.Л. Венгера)