СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование успешности ребенка с умственной отсталостью.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации мною показана вся палитра применения психологической и коррекционной помощи обучающимся с особенностями развития с 1 по 9 классы коррекционной школы. На основании проводимых мною мониторингов можно сделать вывод о том, что чем более применимы на практике такие факторы, как профессиональная направленность, компетентностный подход, коммуникационное взаимодействие и учет индивидуальных особенностей личности ребенка, тем более успешным будет результат дальнейшей социализации и адаптации выпускника школы. Жду ваших отзывов.

Просмотр содержимого документа
«Формирование успешности ребенка с умственной отсталостью.»

Формирование успешности ребенка с умственной отсталостью КГКОУ ШИ 3 гор. Хабаровска Педагог – психолог Жабина Лариса Александровна 2016 год

Формирование успешности ребенка с умственной отсталостью

КГКОУ ШИ 3 гор. Хабаровска

Педагог – психолог

Жабина Лариса Александровна

2016 год

Особенности развития школьников с умственной отсталостью В обществе принято представление о том, что личность является продуктом социума , сформированном под воздействием воспитания и определенных условий жизни. Достаточно большую часть контингента умственно отсталых учащихся составляют дети, не имеющие родителей и дети из неблагополучных семей. Такие дети лишены полноценного общения со своей семьей , что неблагоприятно сказывается на формировании их личности.

Особенности развития школьников с умственной отсталостью

В обществе принято представление о том, что личность является продуктом социума , сформированном под воздействием воспитания и определенных условий жизни.

Достаточно большую часть контингента умственно отсталых учащихся составляют дети, не имеющие родителей и дети из неблагополучных семей. Такие дети лишены полноценного общения со своей семьей , что неблагоприятно сказывается на формировании их личности.

Личность ребенка формируется в процессе разнообразных взаимодействий с окружающей средой. В процессе становления личности ребенка необходимо выделить мотивационно- потребностную сферу , которая у умственно отсталых школьников характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и недостаточной сформированностью социальных потребностей, ограниченностью мотивов, низким уровнем побуждений к деятельности. Деятельность младших школьников специальной школы ситуативна. Мотивы, побуждающие к действию как правило краткосрочны, слабо выражены, нестойки и быстротечны.

Личность ребенка формируется в процессе разнообразных взаимодействий с окружающей средой. В процессе становления личности ребенка необходимо выделить мотивационно- потребностную сферу , которая у умственно отсталых школьников характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и недостаточной сформированностью социальных потребностей, ограниченностью мотивов, низким уровнем побуждений к деятельности.

Деятельность младших школьников специальной школы ситуативна. Мотивы, побуждающие к действию как правило краткосрочны, слабо выражены, нестойки и быстротечны.

При выполнении простой однообразной деятельности у умственно отсталых учащихся наблюдается быстрая истощаемость побуждений, так называемое «психическое насыщение»- отмечал И.М. Соловьев. У учеников старших классов мотивы деятельности, имеющие практическую основу, отличаются устойчивостью. Наблюдения за умственно отсталыми школьниками показывают, что похвала, положительная оценка значимых результатов деятельности (учебной, трудовой, игровой ) способствуют формированию мотивации, побуждают их лучше выполнять задания. По мере развития и обучения школьников мотивы их деятельности становятся более дифференцированными, длительными и действенными. 4

При выполнении простой однообразной деятельности у умственно отсталых учащихся наблюдается быстрая истощаемость побуждений, так называемое «психическое насыщение»- отмечал И.М. Соловьев. У учеников старших классов мотивы деятельности, имеющие практическую основу, отличаются устойчивостью.

Наблюдения за умственно отсталыми школьниками показывают, что похвала, положительная оценка значимых результатов деятельности (учебной, трудовой, игровой ) способствуют формированию мотивации, побуждают их лучше выполнять задания.

По мере развития и обучения школьников мотивы их деятельности становятся более дифференцированными, длительными и действенными.

4

На успешность усвоения новых знаний влияют особенности мыслительной деятельности, и прежде всего, степень сформированности ее регуляторных механизмов – саморегуляции, мотивации , самооценки . В этих особенностях больше, чем в качествах ума, проявляется интимная сторона личности, и потому мы считаем их личностными параметрами умственной деятельности. Особенности личностных параметров умственной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями оказывают тормозящее влияние на усвоение знаний, что приводит к возникновению дефицита в базе действенных знаний . (З.И. Калмыкова)

На успешность усвоения новых знаний влияют особенности мыслительной деятельности, и прежде всего, степень сформированности ее регуляторных механизмов – саморегуляции, мотивации , самооценки . В этих особенностях больше, чем в качествах ума, проявляется интимная сторона личности, и потому мы считаем их личностными параметрами умственной деятельности.

Особенности личностных параметров умственной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями оказывают тормозящее влияние на усвоение знаний, что приводит к возникновению дефицита в базе действенных знаний . (З.И. Калмыкова)

Это в свою очередь может сформировать отрицательное отношение к школе, учителям, складывается неадекватная самооценка, предпочтение к внешкольным интересам, не связанным с познавательной деятельностью. Это и есть факторы неуспешности ребенка в школе и в жизни. Поэтому, нашей задачей является создание предпосылок формирования устойчивых мотивов развития познавательных процессов и более сложных форм социального поведения. Успешность ученика во многом определяется уровнем развития мыслительной деятельности и является основой для оценки развивающей стороны обучения.

Это в свою очередь может сформировать отрицательное отношение к школе, учителям, складывается неадекватная самооценка, предпочтение к внешкольным интересам, не связанным с познавательной деятельностью. Это и есть факторы неуспешности ребенка в школе и в жизни.

Поэтому, нашей задачей является создание предпосылок формирования устойчивых мотивов развития познавательных процессов и более сложных форм социального поведения.

Успешность ученика во многом определяется уровнем развития мыслительной деятельности и является основой для оценки развивающей стороны обучения.

Коррекционно-воспитательная работа с умственно –отсталыми учащимися направлена на формирование у них устойчивых и деятельных мотивов учения и морального порядка. К числу основных компонентов личности принято относить самооценку (СО) и уровень притязаний (УП). Уровень притязаний – это стремление к достижению целей разной сложности. В основе УП лежит оценка своих возможностей. Впервые УП был исследован К. Левином и было выявлено, что не сам факт успешной или неуспешной деятельности оказывает влияние на формирование УП, а субъективное восприятие ребенком своей деятельности, себя в целом, как успешного человека.

Коррекционно-воспитательная работа с умственно –отсталыми учащимися направлена на формирование у них устойчивых и деятельных мотивов учения и морального порядка.

К числу основных компонентов личности принято относить самооценку (СО) и уровень притязаний (УП). Уровень притязаний – это стремление к достижению целей разной сложности. В основе УП лежит оценка своих возможностей.

Впервые УП был исследован К. Левином и было выявлено, что не сам факт успешной или неуспешной деятельности оказывает влияние на формирование УП, а субъективное восприятие ребенком своей деятельности, себя в целом, как успешного человека.

Уровень притязаний связан, с одной стороны, с объективной результативностью деятельности школьника, а с другой – с его самооценкой.  Самооценка умственно отсталого ребенка подвержена изменениям. В дошкольном возрасте зачастую создается постоянная ситуация успеха и у ребенка возникает неадекватный (не соответствующий возможностям) завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений. Но когда ребенок попадает в школу и расширяется круг общения, то высокая самооценка нивелируется . Также семья может быть источником нестабильной самооценки, что вызывает неврозы.

Уровень притязаний связан, с одной стороны, с объективной результативностью деятельности школьника, а с другой – с его самооценкой.

Самооценка умственно отсталого ребенка подвержена изменениям. В дошкольном возрасте зачастую создается постоянная ситуация успеха и у ребенка возникает неадекватный (не соответствующий возможностям) завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений.

Но когда ребенок попадает в школу и расширяется круг общения, то высокая самооценка нивелируется . Также семья может быть источником нестабильной самооценки, что вызывает неврозы.

Изучение СО у умственно отсталых детей в целом подчеркивает ее неадекватность в сторону завышения . Соглашаясь с исследованием де-Греефа в том, что повышенная самооценка умственно отсталых детей связана с их общим интеллектуальным недоразвитием , общей незрелостью личности, Л.С. Выготский указывает, что возможно возникает компенсаторная реакция в ответ на низкую оценку со стороны окружающих. Нечаев А.П. считает, что дети со слабым общим развитием, малоподвижным вниманием, бедной речью, бледными интересами и слабой восприимчивостью нуждаются в систематических  педагогических упражнениях.

Изучение СО у умственно отсталых детей в целом подчеркивает ее неадекватность в сторону завышения . Соглашаясь с исследованием де-Греефа в том, что повышенная самооценка умственно отсталых детей связана с их общим интеллектуальным недоразвитием , общей незрелостью личности, Л.С. Выготский указывает, что возможно возникает компенсаторная реакция в ответ на низкую оценку со стороны окружающих.

Нечаев А.П. считает, что дети со слабым общим развитием, малоподвижным вниманием, бедной речью, бледными интересами и слабой восприимчивостью нуждаются в систематических педагогических упражнениях.

Одним из самых важных упражнений, подготавливающих ребенка к обучению чтению, следует признать занятия природоведением , при котором ребенок учится воспринимать: окружающее , знакомится с его свойствами, делает попытки судить о них и строить разнообразные предположения, причем, в то же самое время, вырабатывается его речь , так как ему невольно приходится связывать со всеми получаемыми восприятиями определенные названия, выражать словами те мысли , которые у него возникают при наблюдении окружающего. 13

Одним из самых важных упражнений, подготавливающих ребенка к обучению чтению, следует признать занятия природоведением , при котором ребенок учится воспринимать:

окружающее , знакомится с его свойствами, делает попытки судить о них и строить разнообразные предположения,

причем, в то же самое время, вырабатывается его речь , так как ему невольно приходится связывать со всеми получаемыми восприятиями определенные названия,

выражать словами те мысли , которые у него возникают при наблюдении окружающего.

13

Наряду с природоведением , большое значение для подготовки к чтению могут иметь беседы с  детьми, сопровождаемые показыванием разных предметов и картин. Совершая с детьми разнообразные прогулки, рассказывая им соответствующие их развитию сказки и события из действительной жизни, вызывая в них воспоминания о недавно пережитых явлениях и побуждая к изложению и оценке всего этого, учитель будет содействовать обогащению и выработке детской речи , а также большему развитию процессов воображения, суждения и восприятия.

Наряду с природоведением , большое значение для подготовки к чтению могут иметь беседы с детьми, сопровождаемые показыванием разных предметов и картин.

Совершая с детьми разнообразные прогулки, рассказывая им соответствующие их развитию сказки и события из действительной жизни, вызывая в них воспоминания о недавно пережитых явлениях и побуждая к изложению и оценке всего этого,

учитель будет содействовать обогащению и выработке детской речи , а также большему развитию процессов воображения, суждения и восприятия.

Большую услугу при подготовке к обучению грамоте могут оказать правильно поставленные занятия рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием. Не говоря уже о том, что рисующий получает упражнение в разнообразных движениях пальцев и кисти рук , подготавливаясь, таким образом, к процессу письма ,-  срисовывание предметов с натуры и воспроизведение их очертаний по памяти дает постоянный повод к углублению восприятий, суждениям и деятельности воображения . А все это, как мы видим, составляет основу процесса чтения . Наконец, очень важным средством, подготавливающим детей к обучению грамоте , надо считать подвижные игры и упражнения .

Большую услугу при подготовке к обучению грамоте могут оказать правильно поставленные занятия рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием.

Не говоря уже о том, что рисующий получает упражнение в разнообразных движениях пальцев и кисти рук , подготавливаясь, таким образом, к процессу письма ,-

срисовывание предметов с натуры и воспроизведение их очертаний по памяти дает постоянный повод к углублению восприятий, суждениям и деятельности воображения . А все это, как мы видим, составляет основу процесса чтения .

Наконец, очень важным средством, подготавливающим детей к обучению грамоте , надо считать подвижные игры и упражнения .

Подвижные игры заставляют детей, в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в согласии с планом менять направление своего внимания, быстро перемещая его с одних представлений на другие. Когда ребенок играет в «пятнашки» или «казаки-разбойники » и должен то нападать, то бежать в одном направлении, то менять его в зависимости от изменившихся обстоятельств – все эти действия являются естественными упражнениями в гибкости внимания и противовесом развитию в ребенке того « психического автоматизма », который является одним из серьезных препятствий к успешному обучению грамоте .

Подвижные игры заставляют детей, в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в согласии с планом менять направление своего внимания, быстро перемещая его с одних представлений на другие.

Когда ребенок играет в «пятнашки» или «казаки-разбойники » и должен то нападать, то бежать в одном направлении, то менять его в зависимости от изменившихся обстоятельств –

все эти действия являются естественными упражнениями в гибкости внимания и противовесом развитию в ребенке того « психического автоматизма », который является одним из серьезных препятствий к успешному обучению грамоте .

Таким образом, способность к осмысленному чтению предполагает общий уровень душевного развития. Ребенок не может воспринимать как следует читаемый текст, если у него не развиты процессы восприятия, если он не умеет как следует видеть и слышать окружающее . Ребенок не в состоянии успешно обучаться чтению , если у него недостаточно  развита речь , если с определенными предметами, чувствами и действиями у него не связалось определенных названий. Процесс обучения чтению будет очень затруднен, если у ребенка вообще обнаруживается недостаток воображения, догадливости и понимания.

Таким образом, способность к осмысленному чтению предполагает общий уровень душевного развития. Ребенок не может воспринимать как следует читаемый текст, если у него не развиты процессы восприятия, если он не умеет как следует видеть и слышать окружающее .

Ребенок не в состоянии успешно обучаться чтению , если у него недостаточно развита речь , если с определенными предметами, чувствами и действиями у него не связалось определенных названий.

Процесс обучения чтению будет очень затруднен, если у ребенка вообще обнаруживается недостаток воображения, догадливости и понимания.

Методики выявления готовности к обучению : задания на копирование образца (узор, изображение, фигура, выложенная из спичек, пуговиц, природного материала и др.) задания на выявление умения ребенка слышать и слушать словесные инструкции (графический диктант Д.Б. Эльконина, «Узор» Л.И. Цеханской) задания на определение умения выполнять правила и контролировать их выполнение («Палочки» У.В. Ульенковой, «Рисование бус», «Образец и правило» А.Л. Венгера)

Методики выявления готовности к обучению :

задания на копирование образца (узор, изображение, фигура, выложенная из спичек, пуговиц, природного материала и др.)

задания на выявление умения ребенка слышать и слушать словесные инструкции (графический диктант Д.Б. Эльконина, «Узор» Л.И. Цеханской)

задания на определение умения выполнять правила и контролировать их выполнение («Палочки» У.В. Ульенковой, «Рисование бус», «Образец и правило» А.Л. Венгера)