СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД младших школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». 

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД младших школьников»

«Формирование универсальных учебных действий младших школьников»

 Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего  учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу «умения учиться».

 1. Виды УУД

            ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников 4 видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

Умения организовывать свою деятельность

Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире

Умения общаться, взаимодействовать с людьми

 

            Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделяют три вида личностных УУД: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом); нравственно – этическая ориентация.

            В начале школьного обучения личностные УУД определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Применительно к учащимся начальной школы: самоопределение – значит осознание ребенка себя учеником, учитель – это не мама, а ведущий вид деятельности – учебный. Процесс осознания себя учеником учителю надо сделать интересным для каждого ребенка. Смыслообразование в начальной школе – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение и уметь на него отвечать. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения). Ребенок начинает понимать и осознавать «что такое хорошо и что такое плохо», эмоционально оценивает события.

            Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.)

            Для того чтобы более успешно формировать личностные УУД необходимо видеть в ребенке разные стороны его личности – не только недостатки, но и имеющиеся положительные качества.

            Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

            Главный тезис данного вида – ребенок должен учиться сам, а учитель ему помогает.

            Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения.

            Познавательные УУД – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Эти УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное: умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

            Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы и задачи. Проблемами просто изобилуют современные УМК, например, «вставь пропущенные буквы», «восстанови структуру изложения сказки» и т.д. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется, т.е. формулировать проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения.

            Формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах, однако в первую очередь в процессе изучения математики.

            Коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:

  • общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

  • работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

            В соответствии с такими целями большое значение придается проектным формам работы, где помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Именно поэтому фронтальной работе на уроке нужно отводить как можно меньше времени. Предпочтение надо отдавать парным, групповым, интерактивным видам работы, там, где каждый высказывает свое мнение, а затем вырабатывается общее мнение.

            Хотелось бы обратить внимание на значимость роли учителя при формировании коммуникативных  УУД. Учитель является ролевой моделью для ученика, образцом для подражания. Основой для построения конструктивных отношений учитель – ученик должно стать позитивное взаимодействие, при котором:

  • учитель внимательно следит за своей речью, обращаясь к ученикам и наблюдая за их ответной реакцией;

  • учитель не допускает слов или действий, побуждающих ребенка негативно думать о самом себе;

  • учитель использует улыбку как профессиональный инструмент, который позитивно подкрепляет ребенка, уменьшает психологический дискомфорт и повышает мотивацию.

            УУД формируются в начальной школе в рамках урочной (на уроках по всем предметам) и внеурочной деятельности. 

 

 Личностные УУД

Для формирования личностных УУД используются задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

Участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания,  зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма, самооценка события, происшествия, дневники достижений.

Игры: «Зеркало», «Без ложной скромности», «Волшебная корзина», «Что может рассказать обо мне мой портфель, моя зубная щётка», «Я в лучах солнца», «Я подарок для человечества», «Гадалка», «Найди себя», «Волшебный стул», «Накачка уверенностью», «На мостике» «Профессии», «Тряпичная кукла»   и многие другие.

 Игра «Какой я буду кошкой» Цель: развитие рефлексии и самосознания, творческой активности, эмпатии и чуткости. В ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера, происходит самоанализ   личности.  Инструкция для учащихся: «Представьте себе, что вы стали кошкой. Какая вы кошка?» Далее с детьми необходимо провести анализ упражнения: Есть ли сходство между вашим характером и описанием животного? Что из того, что сказала о себе кошка, тебе понравилось больше всего? Есть ли у твоей кошки какие-нибудь отрицательные стороны? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Понравилось ли вам упражнение?

Регулятивные УУД

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

«Преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, взаимный диктант (метод М.Г.Булановской), диспут, заучивание материала наизусть в классе, КОНОП (контрольный опрос на определенную тему), звуковая гимнастика, упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию, на управление дыханием, листы самоконтроля и самооценки.

Игры:  «Ладошки», «Муха», «Корректура», «Два дела», «Статуя, замри», «Голова - Рамена», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет», «Ритм по кругу», «Да и нет не говори», «Найди ошибки» и многие другие.  

Упражнение «Поймай мышку» Цель: развитие устойчивости внимания, организация детей. На доске изображение шахматной доски. Фигурка мышки - исходная точка. Ведущий диктует маршрут. Задание для детей: проследите глазами, в какой клетке спряталась мышка.  Кошка, которая ошибается, остаётся голодной. Усложнение: без предъявления шахматной доски.  Игра «Фото на память» Цель:развитие навыков саморегуляции, произвольности в чередовании активности и статики, коммуникативные навыки (мимика, жесты). Мы сделаем несколько фото на память. Ваша задача с помощью позы, жеста и мимики изобразить ситуацию, которую я называю, и замереть до команды «Снято». Упражнение «Звуковая гимнастика»  Цель: развитие навыков саморегуляции. Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук «ха» - помогает повысить настроение.

Познавательные УУД

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

«Найди отличия», «на что похоже?»,  «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание,  «цепочки»,  хитроумные решения,  составление схем-опор,  работа с разного вида таблицами,  составление и распознавание диаграмм,  работа со словарями, игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве.

Приемы ТРКМ: прием толстых и тонких вопросов, ромашка Блума, синквейн, дерево предсказаний, верные и неверные высказывания, корзина идей, «верите ли вы?» прием Фишбоун и др.

Игры: «предложение - рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает  - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Украшаем слова», «Ищем сокровище»,  «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает - не бывает», «Zipp-Zapp»,«Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие.

Игра «Отгадай задуманное». Игра направлена на развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов. Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может говорить только «да» и «нет».  Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям . 

Коммуникативные УУД

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

составь задание партнеру, отзыв на работу товарища,  групповая работа по составлению кроссворда, диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи), «Подготовь рассказ...», «Опиши устно...», «Объясни...», игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива: «Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Незнакомая планета», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Пум - пум», «Отгадай, о ком говорим», и другие.  

  Игра «Клубок». Цель: развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива. Нужно говорить комплименты кому-то из сидящих в круге и передавать ему клубок. У себя в руках остаётся часть нити. Посмотрите, какая получилась у нас яркая, прочная паутинка.  А сейчас мы будем её распутывать. Начиная с последнего участника игры, сматываем клубочек и при этом говорим слова благодарности тому, кто вам сказал комплимент.   Можно выполнить анализ, что приятнее (сложнее) делать комплименты, их получать или благодарить.  










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!