СЛАЙД 2
Программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения Основной образовательной программы начального общего образования для детей с особыми образовательными потребностями, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных, коррекционно – развивающих программ и служит основой разработки примерных учебных программ. Это достигается путём освоения слабовидящими обучающимися конкретных предметных знаний и навыков КАК в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.
УУД обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.
СЛАЙД 3
Ценностные ориентиры начального образования
Формирование универсальных учебных действий выступает основой реализации ценностных ориентиров начального общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся
Функциями универсальных учебных действий выступают:
- обеспечение слабовидящему обучающемуся самостоятельно осуществлять процесс учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для личностного развития обучающихся, для успешного и эффективного усвоения знаний, умений, навыков и способов деятельности в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области;
- оптимизация протекания процессов социальной адаптации и интеграции посредством формирования универсальных учебных действий;
- обеспечение преемственности образовательного процесса.
.
СЛАЙД 4
Характеристика универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные действия включают:
1.Общеучебные универсальные действия:
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения по УМК «Школа России» в приложении № 1.
СЛАЙД 5
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Формирования универсальных учебных действий посредствам учебных предметов и курсов коррекционно – развивающей области, представлено в приложении № 2
СЛАЙД 6
Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся
Типовые задачи формирования универсальных учебных действий конструируются учителем на основании следующих общих подходов: Структура задачи. Любая задача, предназначенная для развития и/или оценки уровня сформированности УУД предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: Типовые задания представлены в приложении №3
СЛАЙД 7
Планируемые результаты сформированности УУД.
Для формирования функционально грамотной личности важнейшую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные результаты деятельности школьников.
Каждый учебный предмет решает как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и метапредметных результатов.
Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе освоения предметного содержания, представлены в приложении 4, Так же приложении №5в Модель выпускника (с ОВЗ по зрению) 5 класса.
СЛАЙД 8-9
Система оценки результатов формирования УУД
При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися АООП НОО целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования слабовидящих, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов их образования
Учитывая все требования СФГОС НОО и особые образовательные потребности детей с овз по зрению, мы разработали пакет диагностик на 5 лет, что позволит комплексно и объективно оценить прирост знаний у детей с ОВЗ по зрению. Приложение №6
Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых личностных результатов, но и корректировать (в случае необходимости) организационно-содержательные характеристики АООП НОО(Приложение №7).
СЛАЙД 10