
Селюнина Наталья Арсентьевна
Учитель начальных классов, высшей категории
КГУ «Средняя школа №1 имени М.В. Инюшина
г. Серебрянска» Зыряновский район ВКО
Формируем функциональную грамотность младших школьников.
В Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» главой государства Н. Назарбаевым поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, которые формируются в условиях школы.
Традиционные методы, заключающиеся в передаче знания от учителя к ученику в процессе учебной деятельности, приводящие к усвоению материала, не прибегая к использованию диалогического метода, новым инновационным технологиям, не отвечают требованиям предъявляемым учащимся, уровень которых возрастает с каждым годом. В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ребенка определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, обеспечивающих интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом – так В.А.Сухомлинский определил главную задачу начальной школы. Для этого необходимы устные и письменные речевые упражнения.
Многолетний опыт показал, что развитие речи и мышления у учащихся младшего школьного возраста ограничено. Для этого необходима систематическая работа, которая включает в себя индивидуальный подход, использование определенных, соответствующих возрасту, методов и приёмов работы над развитием речи, с помощью различных заданий, тренировочных упражнений, словесных игр, а также самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся.
Таким образом, для современного этапа развития школьного образования актуальными становятся проблемы развития интуитивного, образного мышления, а также способности мыслить творчески. Для их решения разработан дидактический материал по развитию речи и творческих способностей учащихся для 1 класса «АБВГДейка», составленный с учетом различного уровня сложности и предоставляющий ребенку право выбора заданий, соответствующих его индивидуальным способностям.
Продуманные творческо–аналитические задания позволяют развивать творческие способности и исследовательские умения учащихся, их воображение и речь, эмоциональную и эстетическую культуру, способствуют процессу формирования функциональной грамотности: умение сформулировать вывод, обосновать свои рассуждения, отстоять свою точку зрения, дать ответ на проблемный вопрос. Акцент делается на способах деятельности, и они становятся тем средством, без которого невозможно осуществить эту деятельность.
Читающие дети в букварный период могут самостоятельно прочитать и выполнить задание, обратиться за помощью к своим товарищам или учителю. В дальнейшем по этим же карточкам работают остальные дети, достигшие этого уровня. Происходит та же самая работа, но в этот период помощь учителя сводится к нулю.
Посредством выполнения заданий, включенных в данное методическое пособие, происходит не только развитие внимания ребенка, умения анализировать, делать выводы, а также знакомство с понятием ассоциация, ритм и рифма.
Например, при выполнении упражнения «Угадай букву» на уроке «Русская грамота»:
В старом дереве дупло
Ну, совсем, как буква …
дети объясняют выбор буквы так: « Я думаю здесь говориться о букве О, так как дупло имеет форму овала или буквы О».
Или: «Первая строка заканчивается словом дупло, в слове дупло – последняя буква О, значит и вторая строка должна заканчиваться на букву О».
Ребятам очень нравится работать с чистоговорками. Их можно сочинять на ходу. Первый вариант для ребят с низким уровнем мышления и словарным запасом:
Бы-бы-бы
На дворе стоят … (столы, столбы)
Необходимо только по смыслу выбрать слово.
Второй уровень:
Ру-ру-ру
Начинаем мы …
Задачей ребенка является самостоятельно дописать слово. А это значит, ребенок анализирует первую строку и понимает, что слово должно заканчиваться на слог – ру. Затем по смыслу определяет нужное слово. Это задание развивает мышление, внимание, наблюдательность.
Третий уровень – творческий. Где ребёнок сам составляет предложение
За-за-за ______________________________________
Дети предлагают следующие варианты: (на горе стоит коза, начинается гроза, прилетела стрекоза).
Это задание посильно не каждому первокласснику. Поэтому, когда ребенок самостоятельно справится с этим заданием, учитель выражает свое восхищение, дети хлопают в ладоши. Этот прием позволяет повысить самооценку, уверенность в своих силах, активизирует детей в дальнейшей работе.
В дальнейшем задания усложняются. Дети сочиняют считалки, стишки, используя готовые рифмы.
Первый уровень – репродуктивно-подражательный: сочинить считалку, подобрав рифму из правого столбика:
Раз у нашего Степана
Караулил кот ____________________ обед
А когда настал ___________________ нет
Кот сидит – сметаны ______________ сметану.
Это задание ребенок может выполнить самостоятельно.
Второй уровень – поисково-исполнительский. Даны рифмы, надо подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы получилась считалка:
Раз, два, три, четыре!
Мы ________ квартире,
_______________ пили,
_______________ били,
________________бить,
______________ водить.
Подобное задание дети выполняют в группах. А дальше работы анализируются и корректируются под руководством учителя.
Третий уровень – инициативно-творческий: сочинить самим считалку. Как правило, это домашнее задание. В первом классе ребятам помогают выполнять творческие задания родители. В классе дети с радостью и гордостью читают свои творческие работы одноклассникам.
Ребята очень любят сочинять загадки и отгадывать их. Фрагмент урока «Русская грамота» в первом классе, обучение детей отгадывать и самим сочинять загадки.
Первый этап – умение находить слова – ассоциации. Детям предлагается загадка:
Стоят столбы – белы,
На них шапки – зелены.
Выделяем ключевые слова – столбы, шапки.
Столбы → стволы → белые.
Шапки → листва → зеленые.
Вывод: это береза, так как у неё ствол белый, а зеленая листва в виде шапки.
Второй этап – по опорным словам определить ключевое слово.
Глазки – сердцевина – желтая.
Реснички – лепестки – белые.
Анализ – лепестки белые, похожие на реснички. У цветка желтые сердцевинки, как глазки.
Стоят в поле сестрички
Желтый глазок, белые реснички (ромашка).
Третий этап: читаем рассказ «Ландыш» страница 154, «Родное слово». Используя прием «синквейн», выделяем рабочие слова, которые описывают цветок.
Ландыш
Какой? Красивый, нежный, пахучий, ядовитый.
Что делает? Светятся, висят, не трогай.
На что похож? Будто колокольчики, на тонкой ножке.
Как итог у детей получились загадки:
Белые колокольчики на тонкой ножке
Создают аромат, нельзя рвать
Белые горошки,
На зеленой ножке.
Цветки, как колокольчики,
На тонком стебельке,
Пахучий и красивый
Для мамы он любимый.
Подобные задания побуждают ребенка подумать, поразмышлять, проанализировать, развивают сообразительность, речь, словарный запас.
Стихотворные упражнения привлекают внимание детей к орфограмме, расширяет их представления о несоответствии написания и произношения, способствует выработке самоконтроля.
Юные сочинители испытывают чувство гордости за свои творения. Загадки, сказки, истории мы используем и на уроках «Познания мира», «Русского языка» для отработки той или иной орфограммы.
Данная работа дает положительные результаты, если проводится во взаимосвязи со всеми видами речевой деятельности и строится по системе с использованием специальных заданий и упражнений. Добиться большей эффективности обучения помогут: системный подход в обучении, связь с другими предметами, учет индивидуальных особенностей младших школьников, максимальное использование инновационных технологий.
Литература:
1. Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников. Послание народу Казахстана от 27 января 2012 г. Н. А. Назарбаев.
2. Архипова Е.В.»Основы методики развития речи учащихся», М.: Вербум, 2004.- 192с.
3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.Просвещение, 1994.-400с.
4. Журнал Начальная школа: «Плюс, минус» 2003 №3 с.68;
2004 №3 с.51; 2011 №3 с.70; 2011 №4 с.55.
5. Юрова Е.В. 250 упражнений для развития устной речи. Начальное обучение. М. ООО»Издательство Астрель», 2000г. -256с.
6. Селюнина Н.А. « Дидактический материал по развитию речи и творческих способностей учащихся для 1 класса «АБВГДейка». 2012г. г. Серебрянск, Зыряновский р-н, ВКО.