СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успех эстетического воспитания обусловливается совместной деятельностью воспитателя и ребенка. В процессе этой деятельности происходит развитие его творческих способностей, осознание отношения к предметной, природной, социальной среде. Также для результата необходимо учитывать индивидуальные потребности, особенности и интересы ребенка, степень его общего развития.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

1. Формы и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.


Успех эстетического воспитания обусловливается совместной деятельностью воспитателя и ребенка. В процессе этой деятельности происходит развитие его творческих способностей, осознание отношения к предметной, природной, социальной среде. Также для результата необходимо учитывать индивидуальные потребности, особенности и интересы ребенка, степень его общего развития. Для выбора методов эстетического воспитания требуется основываться на личный опыт ребенка, его стремления, побуждения, переживания.

Существует множество разнообразных методов воспитания. Мы остановимся на тех, которые играют роль в нравственно - эстетическом развитии.

Методы эстетического воспитания можно подразделить на классификации:

  • по формам организации;

  • по видам деятельности;

  • по возрастам детей;

  • по количеству детей.

Метод целостного восприятия очень важен для целенаправленного получения эстетической информации. Этот метод подходит для восприятия сюжета сказки, картины, образного построения музыкальной пьесы. Воспитатель обращает внимание детей на более конкретное, детальное восприятие, целевое наблюдение.

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.

Как уже говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.

Эстетическое воспитание дошкольников в детском саду может быть организовано по разным формам и классификациям:

  • по принципу управления деятельностью - под прямым и косвенным руководством воспитателя;

  • по количеству детей - фронтальная, подгруппами, индивидуальная;

  • по видам деятельности - занятия, театрализованные игры, экскурсии, проведение праздников.

В зависимости от формы организации деятельности методы изменяются. Например, на занятиях изобразительным искусством воспитатель может дать точные указания, показать или предложить ребятам самим искать способы выполнения. Или при разучивании стихов и песен после исполнения их взрослым можно провести беседу о художественных качествах, содержании, применить наглядные пособия, попросить детей повторить текст для заучивания. На занятиях по лепке воспитатель обучает приемам, которые помогут детям самим сложить фигуру. Т.е. взрослый способствует самостоятельной деятельности детей, он подталкивает к действиям и корректирует ошибки.

Также, методы зависят и от возраста детей. Младших детей приобщая к прекрасному, воспитатель показывает, обращает внимание на предметы, обсуждает их с детьми. Старших детей взрослый побуждает к посильному «преобразованию» окружающего мира под его руководством. Так применяются методы планирования деятельности, наблюдательности, самостоятельных действий.

Точно определить методы эстетического воспитания довольно трудно. Но можно классифицировать ряд особо результативных методов:

  • метод убеждения, направлен на формирование эстетического восприятия, оценки, начальных проявлений вкуса;

  • метод приучения, упражнения - для приобретения навыков культуры поведения;

  • метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и безобразное в окружающем мире;

  • метод проблемных ситуаций - подталкивает к творческим и практическим действием.

Без усилий со стороны ребенка целостная творческая личность и высокие эстетические начала сформироваться не могут.


2.Методы изучения опыта семей в воспитании недостаточно сформированных культурно-гигиенических навыков у детей группы.


Запланировать и провести работу с детьми и их родителями с целью повышения уровня развития культурно-гигиенических навыков у детей.

Формы работы с детьми:

• образовательные ситуации: “Наша раздевалка”, “Каждая ножка – в свой домик”, “Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться”;

• рассматривание предметов осенней одежды и обуви;

• дидактические игры “Магазин”, “Оденем Катю на прогулку”, “Наша Катя проснулась”, “Найди свой шкафчик” и т. д;

• игры-упражнения на развитие мелкой моторики и упражнения на умении застегивать, шнуровать и пр.; игры с дидактическим пособием “Вкладыши” (одевание кукол).

Формы работы с родителями:

• Родительское собрание на тему «Помощь родителей в формировании культурно-гигиенических навыков дошкольников».

• Оформление уголка для родителей

• Консультации

• Беседа

Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом» и т. п.).

Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор, уточняющие представления детей о том, например, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Воспитатель обращает их внимание на иллюстрации из детских книг, подбирает картины: «Дети играют», «Дорогие гости», «Новенькая» и т. п.

Рассмотрим задачи воспитателя при реализации экспериментальной деятельности по развитию культурно-гигиенических навыков:

1) помочь детям получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения, необходимых для хранения одежды и обуви, одевания на прогулку;

2) помочь детям получить отчетливые представления о предметах одежды и обуви, которые они носят осенью; обогатить словарь за счет слов: куртка, шарфик, шапка, сапоги, ботинки, колготки, комбинезон, перчатки; осенняя, теплая, шерстяная, пушистая; застегнуть, зашнуровать, завязать и пр.;

3) учить детей рассматривать предметы одежды, выделять части и их назначение, определять лицевую (изнаночную) стороны, верх (низ), переднюю и заднюю части, правый (левый) сапог и пр.;

4) сформировать отчетливое представление о последовательности одевания на прогулку;

5) научить самостоятельно, ориентироваться в одежде и обуви с помощью меток, выполнять микропроцессы и одеваться на прогулку в рациональной последовательности;

6) поощрять положительные эмоции, связанные с овладением умением одеваться, самостоятельно складывать одежду;

7) проводить работу с родителями воспитанников по формированию культурно-гигиенических навыков, разъяснять важность воспитания самостоятельности и формирования основ гигиенической культуры у малышей.

В каждой представленной далее образовательной ситуации есть раздел для родителей под названием «Дома с ребенком», который отражает содержание сотрудничества ДОУ с семьёй.