СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы исследовательской деятельности студентов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Величко Е.А. Формы и методы исследовательской деятельности студентов // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации». – СПб, 2018. – 50 слайдов. – Загл. с экрана. - Дата публикации: 10.02.2018. - 1.19 MB

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы исследовательской деятельности студентов»

  Санкт – Петербургский государственный университет Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ©  кандидат экономических наук, доцент Е.А. Величко, 2018

Санкт – Петербургский государственный университет

Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

© кандидат экономических наук, доцент Е.А. Величко, 2018

Вопрос 1.  Организация исследования Вопрос 2. Научный аппарат учебного исследования Вопрос 3. Проектирование стратегии исследования Вопрос 4. Самоэкспертиза исследования Вопрос 5. Методы работы с научной литературой

Вопрос 1. Организация исследования

Вопрос 2. Научный аппарат учебного исследования

Вопрос 3. Проектирование стратегии исследования

Вопрос 4. Самоэкспертиза исследования

Вопрос 5. Методы работы с научной литературой

ВОПРОС 1 Организация исследования

ВОПРОС 1

Организация исследования

Исследовательская деятельность состоит из множества исследовательских операций, количество которых зависит от того, что выполняется – реферат, курсовая или выпускная квалификационная работа. Количество и наименования операций могут уточняться с научным руководителем с учётом особенностей конкретной работы. Последовательный перечень исследовательских операций с указанием примерных сроков их выполнения является графиком работы.

Исследовательская деятельность состоит из множества исследовательских операций, количество которых зависит от того, что выполняется – реферат, курсовая или выпускная квалификационная работа. Количество и наименования операций могут уточняться с научным руководителем с учётом особенностей конкретной работы.

Последовательный перечень исследовательских операций с указанием примерных сроков их выполнения является графиком работы.

График работы по проведению исследования и его описанию в работе может быть простым календарным планом. Для того чтобы учесть не только последовательность, но и параллельность выполнения операций (например, чтение литературы и сбор материала по эксперименту), график работы составляется в виде графа (формы геометрического представления информации).

График работы по проведению исследования и его описанию в работе может быть простым календарным планом. Для того чтобы учесть не только последовательность, но и параллельность выполнения операций (например, чтение литературы и сбор материала по эксперименту), график работы составляется в виде графа (формы геометрического представления информации).

Таблица 1. Контрольные точки учебного исследования  Формы исследования  Операции 1 . Выбор темы Реферат 2. Первичное ознакомление с научными источниками + Курсовая + ВКР + 3. Определение возможностей исследования темы + + + + + +

Таблица 1. Контрольные точки учебного исследования

Формы исследования

Операции

1 . Выбор темы

Реферат

2. Первичное ознакомление с научными источниками

+

Курсовая

+

ВКР

+

3. Определение возможностей исследования темы

+

+

+

+

+

+

4. Первичное ознакомление с базой эмпирического исследования 5. Корректировка и утверждение темы      + 6. Разработка научного аппарата 7. Разработка программы исследования + + + 8. Разработка примерного плана написания работы  + + + + + + +

4. Первичное ознакомление с базой эмпирического исследования

5. Корректировка и утверждение темы

 

 

+

6. Разработка научного аппарата

7. Разработка программы исследования

+

+

+

8. Разработка примерного плана написания работы

+

+

+

+

+

+

+

9. Изучение научной литературы  + 10. Анализ теоретических источников   11. Обработка теоретического материала  + + 12. Написание теоретических глав  + + + + +  + 13. Обсуждение теоретических глав с научным руководителем + + + +

9. Изучение научной литературы

+

10. Анализ теоретических источников

11. Обработка теоретического материала

+

+

12. Написание теоретических глав

+

+

+

+

+

+

13. Обсуждение теоретических глав с научным руководителем

+

+

+

+

14. Сбор, анализ и обработка эмпирического материала  +  15. Разработка плана обобщения опыта работы  16. Написание эмпирических глав    +  + + 17. Написание методических глав  + +  18. Подготовка приложения  +  + +  +

14. Сбор, анализ и обработка эмпирического материала

+

15. Разработка плана обобщения опыта работы

16. Написание эмпирических глав

+

+

+

17. Написание методических глав

+

+

18. Подготовка приложения

+

+

+

+

19. Разработка заключения  +  20. Составление списка литературы  21. Редактирование текста   + +  + + + 22. Чтение работы научным руководителем  + +  + 23. Доработка по замечаниям  +  + + + + +

19. Разработка заключения

+

20. Составление списка литературы

21. Редактирование текста

+

+

+

+

+

22. Чтение работы научным руководителем

+

+

+

23. Доработка по замечаниям

+

+

+

+

+

+

24. Предзащита  25. Оформление работы    26. Представление к защите   + + 27. Оформление отзыва, рецензии  28. Подготовка выступления к защите   +   +  + +  +

24. Предзащита

25. Оформление работы

26. Представление к защите

+

+

27. Оформление отзыва, рецензии

28. Подготовка выступления к защите

+

+

+

+

+

29. Защита работы   30. Итого  + 16 + 22 29

29. Защита работы

30. Итого

+

16

+

22

29

ВОПРОС 2 Научный аппарат учебного исследования

ВОПРОС 2

Научный аппарат учебного исследования

Предварительная разработка научного аппарата исследования есть ничто иное, как проектирование исследования. Научный аппарат состоит из операций, позволяющих разработать стратегию и тактику исследования, а также оценочные действия ( самоэкспертизу исследования). Состав научного аппарата, т. е. количество исследовательских операций, зависит от того, какую работу выполняет студент. В реферате требуется определять актуальность темы, ставить цель, находить пред-мет исследования и методы работы с теоретическим или эмпирическим материалом. В курсовой работе студент, помимо этих операций, должен определять объект исследования и задачи. В ВКР требуется выполнение всех исследовательских операций. Количество исследовательских операций, входящих в научный аппарат, может быть изменено в зависимости от темы, вида и типа исследования, а также по согласованию с научным руководителем.

Предварительная разработка научного аппарата исследования есть ничто иное, как проектирование исследования. Научный аппарат состоит из операций, позволяющих разработать стратегию и тактику исследования, а также оценочные действия ( самоэкспертизу исследования).

Состав научного аппарата, т. е. количество исследовательских операций, зависит от того, какую работу выполняет студент. В реферате требуется определять актуальность темы, ставить цель, находить пред-мет исследования и методы работы с теоретическим или эмпирическим материалом. В курсовой работе студент, помимо этих операций, должен определять объект исследования и задачи. В ВКР требуется выполнение всех исследовательских операций. Количество исследовательских операций, входящих в научный аппарат, может быть изменено в зависимости от темы, вида и типа исследования, а также по согласованию с научным руководителем.

Таблица 2. Состав научного аппарата различных форм исследования №  Компоненты научного аппарата 1.  Реферат  Актуальность темы 2. Противоречие  Курсовая    +  3. Проблема исследования 4. -  +  ВКР  +  - Цель исследования - 5.  + - + Объект исследования 6.  + + Предмет исследования 7. - + + + Гипотеза исследования + + - + - +

Таблица 2. Состав научного аппарата различных форм исследования

Компоненты научного аппарата

1.

Реферат

Актуальность темы

2.

Противоречие

Курсовая

+

3.

Проблема исследования

4.

-

+

ВКР

+

-

Цель исследования

-

5.

+

-

+

Объект исследования

6.

+

+

Предмет исследования

7.

-

+

+

+

Гипотеза исследования

+

+

-

+

-

+

8. 9. Задачи исследования - Методологическая база исследования 10. 11. + - Методы исследования + - 12. + Этапы исследования Научная новизна исследования - + + 13. - + - Практическая значимость исследования Итого  + - -  + - 4 + 6 13

8.

9.

Задачи исследования

-

Методологическая база исследования

10.

11.

+

-

Методы исследования

+

-

12.

+

Этапы исследования

Научная новизна исследования

-

+

+

13.

-

+

-

Практическая значимость исследования

Итого

+

-

-

+

-

4

+

6

13

ВОПРОС 3 Проектирование стратегии исследования

ВОПРОС 3

Проектирование стратегии исследования

Стратегия исследования – это поиск и определение основного пути и предполагаемого результата всего исследования. К исследовательским операциям стратегического характера относятся: определение актуальности темы; выявление противоречия; определение проблемы; формулировка конечной цели исследования.

Стратегия исследования – это поиск и определение основного пути и предполагаемого результата всего исследования.

К исследовательским операциям стратегического характера относятся:

  • определение актуальности темы;
  • выявление противоречия;
  • определение проблемы;
  • формулировка конечной цели исследования.
Актуальность темы исследования определяется и описывается на основании: 1) соответствия её государственному и региональному заказу – тем идеям и положениям, которые заложены в законодательных актах и рекомендациях, разрабатываемых органами государственной власти, в том числе и региональной; 2) степени её разработанности в науке, прежде всего – отечественной, в том числе и учёными своего вуза; 3) состояния практического воплощения и практической потребности в разрешении вопросов, определяющих тему.

Актуальность темы исследования определяется и описывается на основании:

1) соответствия её государственному и региональному заказу – тем идеям и положениям, которые заложены в законодательных актах и рекомендациях, разрабатываемых органами государственной власти, в том числе и региональной;

2) степени её разработанности в науке, прежде всего – отечественной, в том числе и учёными своего вуза;

3) состояния практического воплощения и практической потребности в разрешении вопросов, определяющих тему.

Противоречие исследования выявляется при анализе актуальности темы. Любое явление в социальной сфере складывается из неравномерно развивающихся компонентов. Студент способен увидеть несоответствие между государственным заказом и научной не разработанностью темы, практической востребованностью и слабой научной изученностью данной проблемы и т. д. Определение противоречия – это исследовательская операция, состоящая в выявлении нарушенных связей между или процесса, обеспечивающими в своём единстве их развитие.

Противоречие исследования выявляется при анализе актуальности темы. Любое явление в социальной сфере складывается из неравномерно развивающихся компонентов. Студент способен увидеть несоответствие между государственным заказом и научной не разработанностью темы, практической востребованностью и слабой научной изученностью данной проблемы и т. д.

Определение противоречия – это исследовательская операция, состоящая в выявлении нарушенных связей между или процесса, обеспечивающими в своём единстве их развитие.

В таких связях есть «слабое звено», препятствующее успешному развитию социальной системы или процессов, теории и практики социальной работы. Любое противоречие, следовательно, возникает при наличии «сильного» и «слабого» звеньев. Формулируется противоречие с помощью предлога «между». Проблема исследования представляет собой попытку осмыслить «слабое звено» противоречия. В формулировке проблемы требуются слова «какой», «какова», «сколько», «почему» и др.

В таких связях есть «слабое звено», препятствующее успешному развитию социальной системы или процессов, теории и практики социальной работы.

Любое противоречие, следовательно, возникает при наличии «сильного» и «слабого» звеньев. Формулируется противоречие с помощью предлога «между».

Проблема исследования представляет собой попытку осмыслить «слабое звено» противоречия.

В формулировке проблемы требуются слова «какой», «какова», «сколько», «почему» и др.

Цель исследования – это поиск ответа на вопрос, который задан в обозначенной проблеме, ликвидация «слабого звена». Цель как предвидение результата исследования следует формулировать в позитивной форме повествовательного предложения с помощью отглагольных существительных. Глагольные формы следует использовать для постановки исследовательских задач. Иначе: в формулировке цели исследования должен содержаться ответ на вопрос «Какой результат вы предполагаете?». Результатом исследования, которое представляет собой совокупность определённых действий, является «продукт» деятельности. Например: поиск , обоснование, обобщение , разработка, описание, объяснение, осмысление, опровержение, классификация, развитие ( идеи), установление (взаимозависимости) и др.

Цель исследования – это поиск ответа на вопрос, который задан в обозначенной проблеме, ликвидация «слабого звена».

Цель как предвидение результата исследования следует формулировать в позитивной форме повествовательного предложения с помощью отглагольных существительных. Глагольные формы следует использовать для постановки исследовательских задач. Иначе: в формулировке цели исследования должен содержаться ответ на вопрос «Какой результат вы предполагаете?». Результатом исследования, которое представляет собой совокупность определённых действий, является «продукт» деятельности. Например: поиск , обоснование, обобщение , разработка, описание, объяснение, осмысление, опровержение, классификация, развитие ( идеи), установление (взаимозависимости) и др.

Все четыре операции последовательно связаны между собой. Постановкой цели завершается процедура выработки стратегии исследования. Этапы исследования определяют последовательность выполнения всего исследования. Ими могут быть: 1) изучение теоретического материала; 2) изучение практики; 3) обобщение существующего опыта; 4) написание самой работы.

Все четыре операции последовательно связаны между собой. Постановкой цели завершается процедура выработки стратегии исследования.

Этапы исследования определяют последовательность выполнения всего исследования. Ими могут быть:

1) изучение теоретического материала;

2) изучение практики;

3) обобщение существующего опыта;

4) написание самой работы.

ВОПРОС 4 Самоэкспертиза исследования

ВОПРОС 4

Самоэкспертиза исследования

Самоэкспертиза исследования – это самостоятельная оценка исследования самим исполнителем с точки зрения научной и практической ценности. Проводится она по завершении всего исследования как самоанализ и непосредственной исследовательской деятельности, и его результатов. Однако самоопределение научной и практической значимости включается или во «Введение», или в «Заключение». Решение этого вопроса зависит от научного руководителя.

Самоэкспертиза исследования – это самостоятельная оценка исследования самим исполнителем с точки зрения научной и практической ценности.

Проводится она по завершении всего исследования как самоанализ и непосредственной исследовательской деятельности, и его результатов. Однако самоопределение научной и практической значимости включается или во «Введение», или в «Заключение». Решение этого вопроса зависит от научного руководителя.

Определение научной новизны исследования проводится на основе оригинальности исследования и его отличия от известных исследований, которые проведены по сходной проблеме ранее. Этой новизной может быть: – эмпирическое подтверждение или опровержение ранее выдвинутой теоретической идеи; – предмет исследования, никогда ранее не изучавшийся; – методы исследования, никогда ранее не применявшиеся при изучении подобных явлений; – впервые выявленные связи и отношения между фактами, процессами и системами, никем ранее не описанные, и т. д.

Определение научной новизны исследования проводится на основе оригинальности исследования и его отличия от известных исследований, которые проведены по сходной проблеме ранее. Этой новизной может быть:

– эмпирическое подтверждение или опровержение ранее выдвинутой теоретической идеи;

– предмет исследования, никогда ранее не изучавшийся;

– методы исследования, никогда ранее не применявшиеся при изучении подобных явлений;

– впервые выявленные связи и отношения между фактами, процессами и системами, никем ранее не описанные, и т. д.

Определение научной новизны происходит следующим образом. Во-первых, анализируется цель исследования. Новизна может содержаться в поставленной цели. Какой смысл исследовать то, что уже сделано в науке и решено на практике (изобретение велосипеда)? Если поставленная (оригинальная) цель достигнута, то и результат исследования представляет собой новизну. Во-вторых, анализируется гипотеза. В ней определены пути и способы достижения цели. Гипотетически выбранные пути и способы достижения цели всегда имеют известную долю новизны, если только исследование не дублирует уже кем-то проведённое.

Определение научной новизны происходит следующим образом. Во-первых, анализируется цель исследования. Новизна может содержаться в поставленной цели. Какой смысл исследовать то, что уже сделано в науке и решено на практике (изобретение велосипеда)? Если поставленная (оригинальная) цель достигнута, то и результат исследования представляет собой новизну.

Во-вторых, анализируется гипотеза. В ней определены пути и способы достижения цели. Гипотетически выбранные пути и способы достижения цели всегда имеют известную долю новизны, если только исследование не дублирует уже кем-то проведённое.

В-третьих, выделите ту часть выводов по главам и Заключения , которые не повторяют ранее сказанное другими авторами и не описаны в литературе. В-четвёртых, все новые положения исследования выстройте в систему и проранжируйте. Практическая значимость исследования – это возможность его использования в практике социального учреждения, а также для продолжения исследования. При этом определяется практическая значимость прежде всего того нового, что внёс исследователь.

В-третьих, выделите ту часть выводов по главам и Заключения , которые не повторяют ранее сказанное другими авторами и не описаны в литературе.

В-четвёртых, все новые положения исследования выстройте в систему и проранжируйте.

Практическая значимость исследования – это возможность его использования в практике социального учреждения, а также для продолжения исследования. При этом определяется практическая значимость прежде всего того нового, что внёс исследователь.

Определение практической значимости происходит следующим образом: во-первых, анализируется база исследования, т. е. то учреждение, где проводилась эмпирическая (экспериментальная) часть исследования или где обобщался опыт работы; во-вторых, определяется, где могут быть использованы ваши рекомендации; в-третьих, выделяются новые проблемы и выдвигаются новые идеи, которые не исследовались вами, но возникли в ходе вашего исследования. Научная новизна и практическая значимость исследования, определяемые самим исследователем, затем анализируются и подтверждаются рецензентами и защищаются самим исполнителем.

Определение практической значимости происходит следующим образом:

  • во-первых, анализируется база исследования, т. е. то учреждение, где проводилась эмпирическая (экспериментальная) часть исследования или где обобщался опыт работы;
  • во-вторых, определяется, где могут быть использованы ваши рекомендации;
  • в-третьих, выделяются новые проблемы и выдвигаются новые идеи, которые не исследовались вами, но возникли в ходе вашего исследования.

Научная новизна и практическая значимость исследования, определяемые самим исследователем, затем анализируются и подтверждаются рецензентами и защищаются самим исполнителем.

ВОПРОС 5 Методы работы с научной литературой

ВОПРОС 5

Методы работы с научной литературой

Научные тексты – главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения – важная составляющая труда исследователя. Выбор и изучение литературы осуществляется поэтапно: 1. Первичное ознакомление и беглое прочтение источника. 2. Глубокое чтение и анализ. Специальная литература для чтения и изучения отбирается: - по ключевым понятиям, составляющим тему исследования; - по рекомендации научного руководителя; - из имеющихся «под рукой» источников.

Научные тексты – главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения – важная составляющая труда исследователя.

Выбор и изучение литературы осуществляется поэтапно:

1. Первичное ознакомление и беглое прочтение источника.

2. Глубокое чтение и анализ.

Специальная литература для чтения и изучения отбирается:

- по ключевым понятиям, составляющим тему исследования;

- по рекомендации научного руководителя;

- из имеющихся «под рукой» источников.

Если для реферата литературу рекомендует научный руководитель, то при написании курсовой и ВКР студент самостоятельно осуществляет подбор и выбор источников. Чтение научной литературы должно сопровождаться работой со словарями, учебниками, записями лекций . Это помогает адекватно понимать научную терминологию, актуализировать знания и полнее их использовать.

Если для реферата литературу рекомендует научный руководитель, то при написании курсовой и ВКР студент самостоятельно осуществляет подбор и выбор источников.

Чтение научной литературы должно сопровождаться работой со словарями, учебниками, записями лекций . Это помогает адекватно понимать научную терминологию, актуализировать знания и полнее их использовать.

При выборе книги или статьи для чтения целесообразно установить степень сложности источника. Это определяется по количеству не-понятных, малознакомых и незнакомых терминов, по наличию неясных положений и утверждений, по сложной конструкции предложений. Определив степень сложности источника, можно более рационально спланировать изучение источников, начав с более лёгких для понимания, постепенно переходя к более трудным. Последними являются, как правило, теоретические тексты, менее сложными являются методические (эмпирические, описательные).

При выборе книги или статьи для чтения целесообразно установить степень сложности источника. Это определяется по количеству не-понятных, малознакомых и незнакомых терминов, по наличию неясных положений и утверждений, по сложной конструкции предложений. Определив степень сложности источника, можно более рационально спланировать изучение источников, начав с более лёгких для понимания, постепенно переходя к более трудным. Последними являются, как правило, теоретические тексты, менее сложными являются методические (эмпирические, описательные).

Целесообразно начать чтение научной литературы с источника, в котором интересующая вас проблема представлена более широко или даже целиком. Вы получите общее представление о теме и вопросах, её касающихся. Таким источником может быть даже учебник или учебное пособие. Вторичное чтение литературы – чтение более медленное, продуманное, глубокое, с обязательным конспектированием, целенаправленное и ведущееся по плану, составленному в соответствии с задачами исследования и планом написания работы.

Целесообразно начать чтение научной литературы с источника, в котором интересующая вас проблема представлена более широко или даже целиком. Вы получите общее представление о теме и вопросах, её касающихся. Таким источником может быть даже учебник или учебное пособие.

Вторичное чтение литературы – чтение более медленное, продуманное, глубокое, с обязательным конспектированием, целенаправленное и ведущееся по плану, составленному в соответствии с задачами исследования и планом написания работы.

Выбор источников диктуется целью и планом работы, но при этом не следует забывать о целесообразности разнообразия источников. Минимальный объём научного текста, изучаемый при выполнении учебно-исследовательской работы, составляет: для реферата – не менее 200 страниц, для курсовой – не менее 500 страниц, для ВКР– не менее 1500 страниц. Конспект – это краткое изложение первичного текста, приспособленное к задачам исследования. Конспектирование – процесс образования нового знания на основе изучаемого; это способ переработки информации для последующего её использования самим конспектирующим.

Выбор источников диктуется целью и планом работы, но при этом не следует забывать о целесообразности разнообразия источников. Минимальный объём научного текста, изучаемый при выполнении учебно-исследовательской работы, составляет: для реферата – не менее 200 страниц, для курсовой – не менее 500 страниц, для ВКР– не менее 1500 страниц.

Конспект – это краткое изложение первичного текста, приспособленное к задачам исследования. Конспектирование – процесс образования нового знания на основе изучаемого; это способ переработки информации для последующего её использования самим конспектирующим.

Теоретический текст конспектируется с учётом структуры его содержания. В процессе конспектирования выделяются понятия, категории, законы, принципы, идеи, определения, теории, гипотезы, выводы, факты и т. д. Затем выявляются связи и отношения между этими компонентами текста. В эмпирическом тексте чаще всего представлены факты, события, ситуации, даты, статистические данные, конкретные свойства явлений и т. д.

Теоретический текст конспектируется с учётом структуры его содержания. В процессе конспектирования выделяются понятия, категории, законы, принципы, идеи, определения, теории, гипотезы, выводы, факты и т. д. Затем выявляются связи и отношения между этими компонентами текста.

В эмпирическом тексте чаще всего представлены факты, события, ситуации, даты, статистические данные, конкретные свойства явлений и т. д.

Виды конспектирования:  выборочное и сквозное;  репродуктивное и продуктивное.  Каждый вид конспектирования отличается особенностями, определяющими пригодность для решения разных задач. Формы конспектирования: выписки; составление плана; тезисы; аннотация; рецензия.

Виды конспектирования:

  • выборочное и сквозное;
  • репродуктивное и продуктивное.

Каждый вид конспектирования отличается особенностями, определяющими пригодность для решения разных задач.

Формы конспектирования:

  • выписки;
  • составление плана;
  • тезисы;
  • аннотация;
  • рецензия.
Технологические приёмы конспектирования: выписка цитат; пересказ «своими словами»; выделение идей и теорий; критические замечания; собственные разъяснения; сравнение позиций; реконструкция текста в виде создания таблиц, рисунков, схем; описание связей и отношений и др.

Технологические приёмы конспектирования:

выписка цитат;

  • пересказ «своими словами»;
  • выделение идей и теорий;
  • критические замечания;
  • собственные разъяснения;
  • сравнение позиций;
  • реконструкция текста в виде создания таблиц, рисунков, схем;
  • описание связей и отношений и др.
В процессе конспектирования проводится анализ текста. Могут использоваться разные виды анализа: обзорный; сравнительный; системный; проблемный и т.д. Каждый из этих видов анализа имеет свою технологию, что приводит к разным результатам. Критерии хорошего конспекта: краткость (не более 1/8 первичного текста); целевая направленность; аналитичность; научная корректность; ясность (отчётливость и однозначность), понятность.

В процессе конспектирования проводится анализ текста. Могут использоваться разные виды анализа: обзорный; сравнительный; системный; проблемный и т.д.

Каждый из этих видов анализа имеет свою технологию, что приводит к разным результатам.

Критерии хорошего конспекта:

  • краткость (не более 1/8 первичного текста);
  • целевая направленность;
  • аналитичность;
  • научная корректность;
  • ясность (отчётливость и однозначность), понятность.
Конспектированию лучше учиться в самом начале исследовательской работы, т. е. на стадии выполнения реферата. Читая и конспектируя научную литературу, следует подумать о том, как она будет представлена в тексте тематического реферата, курсовой и дипломной работы. Рекомендуется содержание текстов обрабатывать. Это делается с помощью теоретических методов и преимущественно методов анализа. Назовём методы, чаще всего используемые студентами.

Конспектированию лучше учиться в самом начале исследовательской работы, т. е. на стадии выполнения реферата.

Читая и конспектируя научную литературу, следует подумать о том, как она будет представлена в тексте тематического реферата, курсовой и дипломной работы. Рекомендуется содержание текстов обрабатывать. Это делается с помощью теоретических методов и преимущественно методов анализа. Назовём методы, чаще всего используемые студентами.

Метод деконструкции заключается в возможности изменять последовательность высказываний автора, отбирать нужный материал и включать его в свой текст с указанием источника, сочетать его с высказываниями других исследователей и давать свою интерпретацию. Этот метод основан на праве читателя и пользователя толковать и оценивать текст согласно своим взглядам и потребностям, не искажая авторский вариант.

Метод деконструкции заключается в возможности изменять последовательность высказываний автора, отбирать нужный материал и включать его в свой текст с указанием источника, сочетать его с высказываниями других исследователей и давать свою интерпретацию.

Этот метод основан на праве читателя и пользователя толковать и оценивать текст согласно своим взглядам и потребностям, не искажая авторский вариант.

Аксиоматический метод – построение авторского текста на основе некоторых положений изучаемого научного текста, принятых как аксиоматические (исходные, не требующие доказательств), на основе которых чисто логическим путём, посредством доказательств (аргументации) выводятся все остальные положения. Так, студент использует терминологию исходных текстов, идеи, законы, которыми затем руководствуется, приняв их за аксиомы. Эти тексты общеизвестных и общепринятых положений дополняются своим материалом – различного рода анализом и оценкой (выводами).

Аксиоматический метод – построение авторского текста на основе некоторых положений изучаемого научного текста, принятых как аксиоматические (исходные, не требующие доказательств), на основе которых чисто логическим путём, посредством доказательств (аргументации) выводятся все остальные положения. Так, студент использует терминологию исходных текстов, идеи, законы, которыми затем руководствуется, приняв их за аксиомы. Эти тексты общеизвестных и общепринятых положений дополняются своим материалом – различного рода анализом и оценкой (выводами).

Дескриптивный метод – описание изучаемого явления, процесса, качества с помощью дескрипторов (слов и словосочетаний, служащих для описания основного смыслового содержания документа). Дескрипторы – это опорные слова, выражающие основное смысловое содержание изучаемого явления. Например, при изучении и описании технологических инноваций ими будут: традиция, инновация, технология, технологический процесс, технологическая задача. Диахронический метод предполагает изучение каких-либо идей, научных школ в их историческом появлении, становлении и развитии. Чаще всего применяется при описании исторического материала, написании глав и параграфов, посвящённых истории вопроса.

Дескриптивный метод – описание изучаемого явления, процесса, качества с помощью дескрипторов (слов и словосочетаний, служащих для описания основного смыслового содержания документа). Дескрипторы – это опорные слова, выражающие основное смысловое содержание изучаемого явления. Например, при изучении и описании технологических инноваций ими будут: традиция, инновация, технология, технологический процесс, технологическая задача.

Диахронический метод предполагает изучение каких-либо идей, научных школ в их историческом появлении, становлении и развитии. Чаще всего применяется при описании исторического материала, написании глав и параграфов, посвящённых истории вопроса.

Аспектный анализ представляет собой рассмотрение научного текста под каким-нибудь конкретным углом зрения, через призму ка-кой-либо определённой теории или идеи, на основе какого-либо учения. Этот метод реализуется, когда научный материал интерпретируется с учётом определённых проблем практики. Герменевтический анализ позволяет выявить скрытые, неявные смыслы научного текста. Например, установление мировоззренческих взглядов автора научного текста, о которых он прямо не заявляет в тексте работы, или выявление исторически верных смыслов используемых автором анализируемого текста терминов и понятий, отнесение его научных идей к каким-либо научным школам. Применяя такой анализ можно получить новую информацию для своей работы – собственную, которая и составит научную новизну исследования.

Аспектный анализ представляет собой рассмотрение научного текста под каким-нибудь конкретным углом зрения, через призму ка-кой-либо определённой теории или идеи, на основе какого-либо учения. Этот метод реализуется, когда научный материал интерпретируется с учётом определённых проблем практики.

Герменевтический анализ позволяет выявить скрытые, неявные смыслы научного текста. Например, установление мировоззренческих взглядов автора научного текста, о которых он прямо не заявляет в тексте работы, или выявление исторически верных смыслов используемых автором анализируемого текста терминов и понятий, отнесение его научных идей к каким-либо научным школам. Применяя такой анализ можно получить новую информацию для своей работы – собственную, которая и составит научную новизну исследования.

Голографический анализ – анализ целостного явления или процесса во всех его связях и зависимостях, в движении и отношениях с внешней средой. Это самый сложный вид аналитического рассмотрения, с помощью которого соединяются теоретические знания о предмете исследования и осведомлённость в практике его функционирования, выявляются его всевозможные внутренние структуры и их взаимодействие. Этот метод находится в стадии становления. Опыт его применения студентами очень важен.

Голографический анализ – анализ целостного явления или процесса во всех его связях и зависимостях, в движении и отношениях с внешней средой. Это самый сложный вид аналитического рассмотрения, с помощью которого соединяются теоретические знания о предмете исследования и осведомлённость в практике его функционирования, выявляются его всевозможные внутренние структуры и их взаимодействие. Этот метод находится в стадии становления. Опыт его применения студентами очень важен.

Критический анализ – метод выявления сильных и слабых сторон научного текста. Чаще всего применяется студентами в сочетании с диахроническим методом при оценке вклада учёных в разработку того или иного вопроса. Концептуальный анализ – это анализ научного текста в ракурсе определённой концепции или теории, а также поиск концептуальных основ проведённого автором исследования и полученных им выводов. Проблемный анализ – анализ нерешённой, находящейся в стадии исследования проблемы. Он предполагает постановку проблемы и её интерпретацию, при этом ситуация такова, что либо ещё нет определённых методов её исследования, либо адекватного и достаточного факто-логического материала, либо отсутствует единый к ней подход.

Критический анализ – метод выявления сильных и слабых сторон научного текста. Чаще всего применяется студентами в сочетании с диахроническим методом при оценке вклада учёных в разработку того или иного вопроса.

Концептуальный анализ – это анализ научного текста в ракурсе определённой концепции или теории, а также поиск концептуальных основ проведённого автором исследования и полученных им выводов.

Проблемный анализ – анализ нерешённой, находящейся в стадии исследования проблемы. Он предполагает постановку проблемы и её интерпретацию, при этом ситуация такова, что либо ещё нет определённых методов её исследования, либо адекватного и достаточного факто-логического материала, либо отсутствует единый к ней подход.

Системный анализ – рассмотрение предмета исследования по возможности во всех его внутренних и внешних связях и зависимостях. От голографического метода он отличается тем, что с его помощью можно рассматривать предмет исследования в статике, условно выделив его из практики и даже дистанцируясь от неё, лишь на одном теоретическом материале. Сравнительный анализ – метод сопоставления и выявления общих и различных признаков, свойственных двум или более объектам исследования (идей, подходов, решений и др.).

Системный анализ – рассмотрение предмета исследования по возможности во всех его внутренних и внешних связях и зависимостях. От голографического метода он отличается тем, что с его помощью можно рассматривать предмет исследования в статике, условно выделив его из практики и даже дистанцируясь от неё, лишь на одном теоретическом материале.

Сравнительный анализ – метод сопоставления и выявления общих и различных признаков, свойственных двум или более объектам исследования (идей, подходов, решений и др.).

Феноменологический анализ – анализ какого-либо крупного явления социальной жизни, процесса, системы как феномена науки и научное описание их состава и наиболее общих характеристик. С его помощью «собираются» все знания, которые получены в науке при исследовании таких явлений. Кроме этих методов изучения теоретического материала научных текстов, существуют структурный, обзорный, обобщающий, функциональный и другие виды анализов, широко применяемых студентами.

Феноменологический анализ – анализ какого-либо крупного явления социальной жизни, процесса, системы как феномена науки и научное описание их состава и наиболее общих характеристик. С его помощью «собираются» все знания, которые получены в науке при исследовании таких явлений.

Кроме этих методов изучения теоретического материала научных текстов, существуют структурный, обзорный, обобщающий, функциональный и другие виды анализов, широко применяемых студентами.

Можно использовать и иные методы работы с научными текстами. Например: актуализацию – восстановление значимости забытого материала; моделирование – создание собственной концепции понимания и объяснения предмета исследования и др. Выбор метода изучения научного текста основывается на постановке чёткой цели исследования и его задач, на понимании специфики рассматриваемого текста, на владении техникой того или иного анализа. Выбранные и применяемые методы обработки содержания теоретической литературы обязательно указываются во «Введении» в разделе «Методы исследования», в его подразделе «Теоретические методы исследования».

Можно использовать и иные методы работы с научными текстами. Например:

актуализацию – восстановление значимости забытого материала;

моделирование – создание собственной концепции понимания и объяснения предмета исследования и др.

Выбор метода изучения научного текста основывается на постановке чёткой цели исследования и его задач, на понимании специфики рассматриваемого текста, на владении техникой того или иного анализа. Выбранные и применяемые методы обработки содержания теоретической литературы обязательно указываются во «Введении» в разделе «Методы исследования», в его подразделе «Теоретические методы исследования».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс