Баранова Галина Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент
ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»
г. Тула, Российская Федерация
Формы логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями
Аннотация: В статье раскрыто содержание фронтальных и индивидуальных форм логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями. Определены их цели, содержание, методическая аранжировка, периодичность и продолжительность.
Ключевые слова: фронтальные и индивидуальные формы логопедической работы; разносенсорные способы восприятия; речевая самопрезентация; общеречевая мотивация; развитие коммуникативно-познавательной потребности; интегрально-личностный характер логопедической работы; индивидуальные речевые карты.
Модернизация системы образования выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, предъявляет особые требования к профессиональной компетентности учителя - логопеда. Продолжающаяся тенденция увеличения числа детей с различными речевыми нарушениями (количество детей увеличивается примерно на 5 % ежегодно) требует специальной педагогической помощи, а расширение сети специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений определяет потребность в специалистах, способных обеспечить квалифицированную помощь детям с нарушениями в речевом развитии и консультативную помощь их родителям. Именно поэтому профессиональная компетентность учителя – логопеда на современном этапе развития образования приобретает особое значение.
В процессе совершенствования профессиональных компетенций особое внимание учитель – логопед уделяет формам логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями.
Формы логопедической работы с детьми подразделяются на: фронтальные и индивидуальные. Фронтальные формы логопедической работы позволяют эффективно решать задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Их цели, содержание, методическая аранжировка, периодичность и продолжительность определяется специальной (коррекционной) программой и соотносится с возрастными и речевыми особенностями детей. Дополнительно такие формы работы содействуют формированию у дошкольников умений: войти в заданный темп работы, следовать общим инструкциям, оценивать достижения партнера, ориентироваться на лучшие образцы речи и т.д.
В современных условиях технология проведения фронтальных форм логопедической работы варьируется в зависимости от задач коррекционной работы, возраста детей, уровня их речевого и общего развития. Так, в подготовительной к школе группе для детей с недоразвитием фонетического строя речи логопед ежедневно проводит занятия со всеми воспитанниками группы (или делит их на две подгруппы и проводит занятие с каждой из них). Их продолжительность составляет 35 минут. Занятия с детьми с ФФНР включают в себя, как правило, следующие этапы и виды работы: закрепление правильного произношения изучаемого звука в различных лексико-грамматических упражнениях; дифференциация звуков (на слух и в произношении).
При планировании и проведении фронтальных форм логопедических занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста логопеду следует: четко определить тему и цель занятий; выделить словари – предметный, глагольный и признаков, которые дети должны усвоить в активной речи; отобрать лексический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала); обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа; обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий; включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями других детей; при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображении; включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала.
Дополнительными факторами, обеспечивающими продуктивность фронтальных форм логопедических занятий с дошкольниками, являются: свободное размещение детей во время занятий (в круг, полукругом, около логопеда), что позволяет им рассматривать изучаемые объекты, смотреть друг на друга, на логопеда; четкая и логичная система подбора вопросов, адресованных подгруппе детей или отдельным дошкольникам; разнообразные пособия, а также предварительный подбор материала для занятия с помощью родителей; ориентация на общие интересы детей в целях активизации их высказывания; постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия: наиболее интересные фрагменты работы соотносятся с периодом нарастания усталости; корректность в исправлении речевых и иных ошибок детей.
Принципами организации индивидуальной работы с детьми является: знание возрастных и индивидуально - типических свойств личности ребенка; особенностей высшей нервной деятельности детей (подвижность и уравновешенность нервных процессов, тип высшей нервной деятельности); особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, эмоций ребенка, способности к познавательной деятельности и коммуникации с другими людьми, в том числе в процессе передачи и приема информации; создание условий, стимулирующих проявление природных задатков и творческого потенциала каждого; развитие растущего человека как личности и субъекта деятельности; разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка; учет в логопедической работе индивидуального когнитивного стиля дошкольников, т.е. право ребенка воспринимать информацию на собственном познавательном языке (выявление у ребенка доминирующего канала восприятия на занятиях, в организованной и свободной деятельности, а также возможность адаптации традиционных диагностических заданий к разносенсорным способам восприятия); повышение самооценки ребенка с речевым дефектом; формирование его речевой самопрезентации; знание вида, структуры и механизмов речевого дефекта, его причины и степень тяжести; индивидуальных особенностей становления языковой личности дошкольников (поможет активизировать компенсаторные резервы детского общения и существенно повысить общеречевую мотивацию, стимулировать развитие коммуникативно-познавательной потребности, усложнить цели высказываний, преодолеть трудности их внутреннего программирования и акустико-артикуляционной реализации); разносторонний (интегрально-личностный) характер логопедической работы.
Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня и недели в целом. Они позволяют осуществлять коррекцию индивидуальных речевых и иных недостатков психофизического развития воспитанников.
Роль их особенно велика в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, когда особенности возраста, а также ограниченность речевых средств общения, общий и речевой негативизм воспитанников мешают им установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более – со сверстниками. Тем не менее в течение учебного года происходит постепенный переход от индивидуальных занятий к работе в малых подгруппах, который позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной и речевой деятельности детей. К индивидуальным логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. При их подготовке и проведении логопед должен: сформулировать тему и цель занятия; продумать этапы и их взаимосвязь; запланировать постепенное усложнение речевого материала; продумать способы включения в занятие развивающих игр и упражнений; осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей; формулировать инструкции детям кратко и четко; использовать разнообразный и красочный наглядный материал; создавать положительный эмоциональный фон, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.
Структура и содержание индивидуального занятия зависят от вида и степени тяжести речевого нарушения ребенка, его индивидуальных особенностей. Компонентами занятия могут выступать: развитие артикуляционной моторики, формирование артикуляционных укладов; формирование правильных произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком); развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа; совершенствование лексико-грамматических конструкций и связной речи; развитие познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения); развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук.
В ходе индивидуальных занятий у ребенка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать речь не только окружающих, но и собственную. Для этого используется аудиоаппаратура, с помощью которой ребенок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания, но и отсрочено, как бы со стороны и оценить свою речь.
Индивидуальные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю, с воспитанниками, имеющими ФФНР, дефекты речи, обусловленные нарушениями строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия и т.д.); не менее 2 раз – с фонематическим недоразвитием речи. Продолжительность индивидуального занятия – 15-20 минут. Темы индивидуальных занятий с детьми и учет их посещаемости отражаются в журнале логопедических занятий.
Важными отчетными документами учителя-логопеда по организации индивидуальной работы с детьми являются: речевые карты и программы индивидуальной коррекционной работы с воспитанниками на учебный год; индивидуальные тетради (логопедические дневники) детей. К данным документам предъявляются унифицированные требования, закрепленные в специальных (коррекционных) образовательных программах для детей с нарушениями речи и методических рекомендациях. В первую очередь это относится к индивидуальным речевым картам. В настоящее время предпринимаются попытки их дифференциации в соответствии с возрастом и структурой речевого эффекта детей, поэтому они отличаются степенью развернутости и детализации диагностических процедур. Отсюда их различное название – карта комплексного обследования ребенка, карта логопедического и психолого-педагогического обследования, индивидуальная карта развития ребенка с нарушением речи и т.д. Однако при всем разнообразии названий и форм карт есть и определенные позиции (разделы), которые остаются неизменными.
Заполнение индивидуальной карты развития ребенка с нарушениями речи позволяет сформулировать заключение об уровне речевого и общего развития ребенка, а обобщение диагностических данных, полученных разными специалистами, дает основание наметить индивидуальную программу комплексной коррекционной работы на долгосрочную перспективу (учебный год).
7