СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы организации воспитательной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формы организации воспитательной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями»

Формы воспитательной работы с обучающимися

с интеллектуальными нарушениями


  1. Классификации форм организации воспитательного процесса. Условия выбора форм воспитания детей с интеллектуальными нарушениями.

  2. Характеристика форм организации воспитательной работы. Особенности их организации и проведения в образовательной организации для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.


Классификации форм организации воспитательного процесса.

Условия выбора форм воспитания детей с интеллектуальными

нарушениями


Формы воспитания – варианты организации конкретного воспитательного процесса.

В настоящее время нет единого подхода к классификации форм воспитания.

В широком понимании формы организации воспитания характеризуют организацию воспитания в целом, а не отдельные воспитательные мероприятия. В таком понимании правомерно говорить о воспитании в процессе обучения, о внеклассной и внешкольной воспитательной работе и о семейном воспитании как о важных формах организации воспитания.

Многие классификации подразумевают проведение разовых воспитательных мероприятий.

Формы воспитания классифицируются в зависимости от: способа организации действия коллектива (мероприятия, направленные на конкретные цели); от методов воспитания (словесные, практические и наглядные формы); от организации и методики проведения воспитательного процесса и т.д.

В специальной педагогической литературе традиционно предлагается классификация форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: участвует ли в воспитательном процессе весь класс, отдельные ученики, небольшие группы учащихся. Выделяются следующие формы:

  1. Массовая, или фронтальная, работа.

  2. Групповая работа (с постоянным или меняющимся составом учащихся).

  3. Индивидуальная работа.

Выбор форм и соответственно мероприятий в общеобразовательной школе для детей с интеллектуальными нарушениями зависит от:

  • общих и коррекционных задач воспитания;

  • содержания воспитательной работы;

  • индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика;

  • возраста и уровня воспитанности школьников;

  • практической направленностью каждого конкретного мероприятия;

  • профессиональное мастерства воспитателя;

  • и т.д.

В связи с разнородностью состава воспитанников с умственной отсталостью необходимо варьировать массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания.


Характеристика форм организации воспитательной работы.

Особенности их организации и проведения в образовательной

организации для обучающихся с интеллектуальными нарушениями


Массовые формы воспитательной работы предполагают участие большого количества воспитанников. Задача школы – включить в данную форму деятельности как можно большее количество участников с учетом потенциальных возможностей каждой конкретной личности, группы. Длительность их не должна превышать 25 минут в младших классах и 50 минут в средних и старших классах.

К массовым формам воспитательной работы относятся праздники, классные и информационные часы, фестивали, читательские конференции, библиотечные уроки и т.п. При организации массовых форм воспитательной работы основное внимание уделяется непосредственному участию детей в мероприятиях.

В условиях специального воспитания деятельность учащихся необходимо максимально согласовывать с их желаниями и мотивами, заблаговременно готовиться к предстоящему мероприятию, привлекая к подготовительной работе большое количество детей. Воспитательное значение массовых мероприятий велико. Главное, чтобы все участники коллективного действия получили эмоциональный настрой, поняли свою ответственность перед участниками мероприятия, почувствовали помощь и взаимовыручку.

Огромное значение имеет возраст детей, одно и то же мероприятие может быть недоступно и непонятно учащимся начальной школы, а старшеклассникам будет казаться слишком простым, что снизит их интерес, спровоцирует пассивность.

Например, школьный праздник на тему «Честен тот, кто трудится на совесть». Учащимся 1-4 классов само название праздника непонятно, так как их трудовая деятельность еще ограничивается формированием бытовых умений и навыков. Воспитанники 5-9 классов уже имеют опыт коллективного труда в мастерских, на пришкольном участке, у них меняется отношение и к самой деятельности, и к ее результату. Разрабатывается сценарий праздника, все учащиеся 5-9 классов делятся на группы по 10-12 человек и получают задания. Назначается ответственный и ведущий праздника (желательно из числа воспитанников 8-9 классов).

Праздники – массовые мероприятия, посвященные датам и событиям общенародного, общешкольного или классного характера или проводимые в соответствии с традициями образовательного учреждения. Как правило, они включают в себя две части:

    1. Торжественную (поздравления, приветствия, подведение итогов).

    2. Концерт художественной самодеятельности, показ спектаклей, игры, танцы.

Основная форма массовой воспитательной работы в общеобразовательной школе для детей с интеллектуальными нарушениями – классный час, способствующий формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Здесь обсуждаются не только проблемы успеваемости, но и проводятся мероприятия по направлениям воспитания. Классный час – одно из наиболее эффективных средств коррекции поведения воспитанников с интеллектуальными нарушениями. Он выполняет различные функции:

- просветительскую, назначением которой является расширение информационного поля учащихся о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в городе, в семье. Темой обсуждения может стать то, что является актуальным и для данного возраста;

- ориентирующую: происходит обсуждение нравственных проблем и ценностей, которые актуальны для данного возраста;

- направляющую, которая ориентирована на развитие у учащихся самооценки и самоконтроля;

- формирующую, которая реализует все вышеуказанные функции и развивает у учеников навыки оценки своих поступков, самих себя.

Классный час заранее включается в школьное расписание и проводится еженедельно в определенный день недели. Он не является дополнительным уроком. Время его проведения строго не регламентировано. Все зависит от характера и назначения, от возраста учащихся, от формы поведения. На классном часе преобладает свободная форма общения учителя с учащимися. Тематика заранее намечается в планах классных руководителей. Например, могут быть такие темы:

1 класс. Мир, который нас окружает.

2 класс. Хлеб – всему голова.

8 класс. Что значит оставить след на земле?

9 класс. Экономика вокруг нас. Профессии людей нашего края.

Иногда проводят классные часы, не предусмотренные планом. Они посвящены текущим событиям, чрезвычайным происшествиям в классе, городе, стране.

Классный руководитель перед проведением классного часа должен наметить и решить ряд задач:

  • определить тему;

  • выбрать форму проведения;

  • сформулировать конкретные цели и задачи;

  • составить план подготовки и проведения классного часа;

  • учесть индивидуально-психологические и возрастные особенности детей, их опыт и возможности;

  • распределить поручения между учащимися;

  • подготовить соответствующее оборудование;

  • и т.д.

Формы проведения классного часа в общеобразовательной школе для детей с интеллектуальными нарушениями могут быть различными: этическая беседа, встреча с интересным человеком, игра, концерт, экскурсия и т.д.

Разновидностью классного часа является классное собрание. Для классного собрания характерна совместная деятельность классного руководителя и учащихся. Собрание проводится 1-2 раза в месяц и обсуждает вопросы жизни в коллективе, проблемы и конфликтные ситуации. Классное собрание учит детей общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Результатом классного собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. Классное со­брание может быть посвящено выбору актива класса, распределению поручений в классе, обсуждению результативности деятельности учащихся, обсуждению итогов внеклассных мероприятий. Классное собрание может быть и очередным, и экстренным. Тематика классных собраний зависит от про­блем класса. Например:

  1. Права и обязанности школьника.

  2. Как надо вести себя в библиотеке?

  3. Как вести себя в столовой?

  4. Что такое поручение?

  5. Школьный дневник. Как с ним работать?

Хорошо, если педагог-воспитатель при подготовке собраний использует ритуальность (определенная музыка, фразы по началу и окончанию и т.д.). Главным условием результативности собрания является его непродолжительность, не более 15-20 минут.

Информационный час – одна из оперативных массовых форм воспитания в общеобразовательной школе для детей с интеллектуальными нарушениями, назначение которой – формирование политической культуры и коммуникативных умений учащихся, принадлежности к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района. Информационный час расширяет кругозор детей, знакомит и учит пользоваться их средствами массовой информации.

Информационные часы бывают тематическими и обзорными. Тематические информационные часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, с интересными явлениями и событиями нашей жизни, юбилеями памятных событий. Обзорные информационные часы посвящаются ознакомлению учащихся с текущими событиями в стране, в мире и городе.

Например, тематика информационных часов может быть следующей:

  1. Как читать газету.

  1. «Газетные» профессии.

  2. Это интересно знать.

  3. Газеты и журналы для детей.

Информационные часы продолжаются не более 20-25 минут. Основными формами проведения информационного часа в зависимости от возраста являются газетные сообщения, комментированное чтение газетных и журнальных материалов, беседа, обзор, пересказ событий в мире и стране с использованием газетных текстов, просмотр и обсуждение телематериалов. Информационный час может проходить в виде викторины, конкурса, встреч с журналистами и экскурсий.

В практике работы общеобразовательной школы для детей с интеллектуальными нарушениями используется и такая форма, как читательская конференция, направленная на развитие интеллектуальных умений школьников, расширение их кругозора, развитие интереса к книге и чтению. Конференция длится до 1 часа.

Возможные темы читательских конференций:

  1. По страницам любимых сказок.

  2. Природа в произведениях Паустовского и Бианки.

  3. Писатель и его книги (по творчеству Н. Носова).

Большое значение в воспитательном процессе имеют библиотечные уроки. Темы таких уроков могут предлагаться библиотекарем школы, но и педагог-воспитатель может внести свои предложения, исходя из возможностей и потребностей класса. С помощью этой формы воспитательной работы можно успешно развивать познавательную активность учащихся, интерес к чтению, любовь к книге.

Темы библиотечных уроков могут быть следующими:

  1. Энциклопедии, словари, справочники — где, что и как искать.

  2. Структура книги.

  3. Как работать с книгой?

  4. Книжные цитаты и их авторы.


Групповые формы организации воспитания в общеобразовательной школе для детей с интеллектуальными нарушениями способствуют активизации деятельности детей, более полному вовлечению их в воспитательный процесс, практическому освоению умений коллективной деятельности и навыков социального поведения, активизации речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности в условиях естественной, ситуационной мотивации общения, познания, межличностного взаимодействия. Групповые формы развивают самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи. В групповых формах организации воспитательного процесса реализуется дифференцированный подход.

К групповым формам организации воспитательного процесса в общеобразовательной школе для детей с интеллектуальными нарушениями относятся кружковая и клубная работы, эпизодические мероприятия (экскурсии, олимпиады, соревнования, смотры, конкурсы, викторины, тематические вечера, походы и экспедиции и т.д.).

Клубное объединение отличается от других групповых форм по следующим признакам: длительность контакта участников объединения (стабильность состава); совместная деятельность участников; добровольное самоопределение участников; активное участие членов объединения в его работе. Участниками клубного объединения в общеобразовательной школе для детей с интеллектуальными нарушениями чаще всего являются учащиеся старших классов (например, подростковый клуб «Общение»). Заседания клуба рекомендуется проводить один раз в неделю во второй половине дня, используя разнообразные деловые, сюжетно-ролевые и познавательные игры, беседы, психолого-педагогическую диагностику, психологические и социально-педагогические тренинги и упражнения, художественно-творческие упражнения и т.д. К проведению занятий привлекаются администрация, активные педагоги, ученики других школ, юристы, работники органов управления образованием и др. Все виды деятельности клуба содержат важные элементы и средства воспитания школьного коллектива в целом и каждого участника в отдельности, могут обеспечить условия для создания реальной базы для осуществления целого ряда последовательных мер по созданию подлинной среды, способствующей формированию межличностных отношений учащихся с интеллектуальными нарушениями. В клубном объединении ребенку создаются условия для повышения своего статуса в глазах сверстников, педагогов, родителей, для повышения собственной самооценки.

Во внеурочной деятельности нередко используют обзорные и тематические викторины. При подготовке и проведении викторин рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • темы должны быть актуальными;

  • вопросы должны быть четкими и понятными школьникам;

  • вопросы должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся;

  • участники должны иметь время на подготовку ответа;

  • в викторинах должны быть победители;

  • вопросы викторин должны собираться и использоваться в учебно-воспитательном процессе учебного заведения.

Тематика викторин может быть следующей:

  1. Праздничные даты.

  2. Мир сказок.

  3. Птицы, рыбы, звери.

  1. О музыке. /

  2. Государства и народы.

Прогрессивной формой вовлечения детей в разнообразные виды деятельности являются конкурсы, которые могут проводиться как личное или командное соревнование. Конкурсы могут быть музыкальные, фольклорные, развлекательные и т.п. Программу конкурса необходимо составить таким об­разом, чтобы каждый участник проявил себя, показал свои возможности.

Экскурсия – коллективная поездка, посещение объекта с образовательной, познавательной и воспитательной целью, которая способствует формированию мировоззрения учащихся, нравственной и этической культуры, развивает наблюдательность, влияет на формирование взглядов, вкусов, привычек человека. К организации и проведению экскурсий в общеобразовательной школе для детей с интеллектуальными нарушениями предъявляются следующие требования:

  • учащихся нужно готовить к экскурсии;

  • необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

  • экскурсия должна быть связана с учебными интересами учащихся;

  • в процессе экскурсии должны предлагаться задания практического характера, при выполнении которых учащиеся вступают в разнообразные отношения с окружающими людьми;

—результаты экскурсии должна анализироваться.

Примерная тематика экскурсий:

  1. История храмов моего города.

  2. Музей приглашает в гости.

  3. Профессии наших родителей.

Туристический поход – интересное и запоминающееся событие в жизни коллектива. Для правильной организации похода педагогу-воспитателю необходимо знать и соблюдать следующие правила. Нормативным документом для учителя является Инструкция по организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с уча­щимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации (Приложение № 1 к Приказу Министерства образования РФ от 13.07.92 № 293). Юридическим основанием для проведения похода является приказ директора школы, в текст которого закладываются формы, методы и сроки контроля при организации, проведении и подведении итогов похода, медицинский допуск участников, возложение ответственности за жизнь и здоровье детей на руководителя группы, определение места и времени сбора группы и сроков возвращения с маршрута. К приказу прилагается список туристской группы с ука­занием домашних адресов и контактных телефонов родителей участников группы, заверенный медицинским работником школы. Необходимо оформить маршрутный лист – это документ группы на маршруте, дающий право льготного проезда на железнодорожном транспорте.

Не менее серьезно нужно отнестись к экипировке, обсудив с ребятами, как одеться, что взять с собой, какое снаряжение необходимо. Руководителю группы необходимо позаботиться и об аптечке. Желательным было бы привлечь родителей к организации и проведению похода. Рекомендуется создать туристскую «Летопись класса», в которой кроме фотографий, рисунков ребят, их отзывов о походе будет описание маршрута, собранный краеведческий материал.

Игра — самая популярная форма воспитательной работы в Инструкция по организации и проведению туристических походов. Игрой называют и прием, с помощью которого на 1,5-2 минуты можно настроить детей на работу в группе, и средство, с помощью которого можно решить учебные задачи (повысить интерес к содержанию урока, повысить активность детей и т.п.), и структурированное действие по правилам (например, «Колечко»), и большое сложное ролевое действие, и многое другое. Как форма, игра — целостное, законченное действие, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, достаточно продолжительное по времени. Для своих участников она выступает как свободная деятельность, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам. В ходе игр учащиеся закрепляют полученные знания, усваивают правила общественного поведения, формы взаимодействия в коллективе, происходит коррекция их психических функций.

Есть игры, которые обладают большими развивающими возможностями, важными для того или иного возрастного периода, поэтому их проводят из года в год в определенных школьных параллелях. Другие игры педагог-воспитатель использует выборочно, внимательно анализируя ситуацию в коллективе, состав детей, отношения с классным руководителем.

Воспитатель должен сам включаться в игру, тогда учащимся будет интересно играть, они быстрее овладевают правилами игры.


Индивидуальная форма организации воспитания позволяет учесть особенности каждого ребенка, лучше раскрыть личностные качества и возможности воспитанников с интеллектуальными нарушениями.

Она применяется в следующих случаях:

— когда воспитанник имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии, и в обучении и воспитании ему рекомендован именно индивидуальный подход, из-за неспособности к обучению и воспитанию в условиях групповой и коллективной работы. В связи с особенностями его познавательной деятельности обучение и воспитание ребенка требует непрерывной индивидуальной психолого-педагогической поддержки и пошагового контроля, многократности повторения. Таким образом организуется обучение детей с тяжелыми формами умственной отсталости и сопутствующими нарушениями;

  • когда в соответствии со спецификой образовательного процесса, особенностями отклонений в развитии, возрастными особенностями ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, которая может дополнять фронтальные заня­тия. Здесь учитываются все тонкости и глубокое своеобразие развития нарушенных функций, систем, уровень индивидуальных достижений и индивидуальные возможности продвижения конкретного ребенка;

—если ребенок обучается в домашних условиях;

—когда ребенок обладает какими-то творческими способностями (хорошо поет, рисует, выполняет гимнастические упражнения и т.д.). Используя индивидуальный подход, воспитатель подбирает для учеников конкретную деятельность. Один посещает занятия хоровой студии, второй обучается игре на баяне, третий учится инкрустировать, а четвертый – художественной вышивке, пятый посещает спортивные занятия по аэробике. Такие индивидуальные формы занятий положительно влияют на личность, имеют большое коррекционное значение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!