СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы работы с одарёнными детьми

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формы работы с одарёнными детьми»


Промежуточный отчет (2-й год) педагога-исследователя

Каримовой Лилии Галинуровны,

учителя татарского языка и литературы

МБОУ СОШ №4 Ленинского района ГО г. Уфа РБ


Тема: «Формирование у учащихся коммуникативной компетенции на уроках татарского языка и литературы».


На втором этапе исследования продолжалось изучение рассматриваемой проблемы в научной литературе и педагогической практике; разрабатывалось дидактическое обеспечение для формирования у учащихся коммуникативной компетенции на уроках татарского языка и литературы; была проведена опытно-экспериментальная работа с целью проверки гипотезы исследования; изучалась динамика изменений, происходящих в процессе качественного обновления учебной деятельности учащихся.

Исследование проводится в 8 «а» классе, в нем приняли участие 30 учащихся. Учащимся были предложены анкеты с целью выявления отношения к родному языку.


Вопросы

Ответы учащихся (%)

1

Какие предметы тебе нравится изучать, а какие не нравится?

86% (высказались в пользу родного языка)

2

Какие виды заданий на уроке тебе нравятся?

72% (высказались в пользу коммуникативных заданий)

3

Какие формы работы на уроке тебе нравятся?

84% (за коммуникативные игры)

4

В результате каких упражнений лучше всего запоминаются новые слова?

95% (упражнения в диалогической речи)


Наибольший интерес у учащихся вызвали коммуникативные задания, ученики лучше запоминают слова, если приходится употреблять их в речи.

Качественный и количественный анализ срезовых работ показал, что развитие связной устной и письменной речи учащихся применительно к связному устному и письменному высказываниям (говорению и письму) по экспериментальной программе выше, чем у их сверстников, обучающихся по традиционным программам. Результаты отражены в таблицах 1, 2, 3.








Таблица №1

Уровень овладения базовыми текстовыми понятиями

и умениями учащимися (в %)

(по данным контрольного эксперимента)


Класс

Критерии

оценки

Экспериментальный

Контрольный

Точность определения темы

94,3

41,9

Точность определения основной мысли

87,5

36,2

Соответствие плана композиции рассказа

91,7

13

Соответствие выписанных слов, словосочетаний и предложений идее рассказа

82,9

28,9

Точность определения роли языковых средств

87,3

15


Таблица №2

Уровень связной устной речи применительно к созданию собственных устных высказываний (в %)

(по данным контрольного среза)


Класс

Критерии

оценки

Экспериментальный

Контрольный

Соответствие устного высказывания теме

92,8

33

Соответствие замыслу и основным задачам устного высказывания

86,3

21,9

Соответствие структурного построения устного высказывания заданному типу

87,3

30

Степень эмоциональности связного устного высказывания

90,7

14,1

Лексическое и грамматическое разнообразие устного высказывания

91,3

29,8

Использование основных языковых средств для реализации замысла

86,8

9,8





Таблица №3

Уровень развития связной письменной речи учащихся применительно к созданию связных письменных высказываний (сочинение) (в %)

(по данным контрольного эксперимента)


Класс

Критерии

оценки

Экспериментальный

Контрольный

Соответствие сочинения теме

90,9

29,1

Соответствие замыслу и основным задачам сочинения

85,2

12,5

Соответствие структурного построения заданному типу речи (повествование)

81,6

26,3

Соответствие плана сочинения предложенной теме

86,5

33

Степень эмоциональности сочинения

89,3

17

Целесообразность использования языковых средств

84,9

11,9

В процессе анализа полученных результатов обучения были выявлены изменения в речи учащихся, которые обучались по экспериментальной программе:

  1. Отчетливое понимание функции речи и сознательное использование этих знаний в собственных высказываниях;

  2. Большая степень связности и цельности текстов, создаваемых школьниками, обучающимися по предлагаемой нами методике;

  3. Усиление прагматической стороны речи детей; большая, чем при традиционном обучении, содержательность речи;

  4. Большая эмоциональность и выразительность речи и положительные структурные изменения в создаваемых текстах, а также богатство, точность и другие качества;

  5. Лексическое и грамматическое разнообразие связного устного и письменного высказываний;

  6. Более правильное использование основных средств выразительности устной речи.

У учащихся экспериментальных классов наблюдается повышенный интерес к урокам татарского языка и литературы, поскольку они получают знания не только о системе языка, но и через язык знакомятся с историей, литературой, традициями в русле диалогов культур, что свидетельствует о более высоком уровне коммуникативной компетенции. (Таблица №4)





Таблица №4

Уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся (в %) (по данным контрольного эксперимента)

Класс









У ровень

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

7 задание

экспериментальный

контрольный

экспериментальный

контрольный

экспериментальный

контрольный

экспериментальный

контрольный

экспериментальный

контрольный

экспериментальный

контрольный

экспериментальный

контрольный

Высокий

92

-

87

-

81

-

79

-

75

-

80

-

91

-

Достаточный

7

53

10

-

12

-

10

-

14

-

10

-

8

-

Средний

1

29

3

35

5

39

7

6

6

4

6

20

1

12

Низкий

-

16

-

65

2

61

4

93

5

96

4

80

-

88


О высоком уровне знаний учащихся говорят результаты предметных олимпиад. По результатам предметной олимпиады по татарскому языку и литературе муниципального, республиканского уровней в 2012-2013 учебном году – 4 победителя, 6 призеров. По количеству призеров и победителей по татарскому языку и литературе МБОУ СОШ №4 занимает I место среди общеобразовательных школ города Уфы.

Проводится апробация разработанных годовых, тематических срезов контрольного типа для учащихся с разной успеваемостью. Предложенные учебные материалы обеспечивают активность каждого ученика с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей.

В ходе второго этапа были проведены открытые уроки для учителей татарского языка и литературы г.Уфы, для студентов-практикантов Башкирского Государственного Университета.

В 2012-2013 учебном году принимала участие в городском конкурсе «Учитель года татарского языка и литературы – 2013» и стала победителем. В республиканском конкурсе «Учитель года татарского языка и литературы» вышла в финал и стала лауреатом. За отчетный период работы тема исследования была освещена на страницах журнала «Башкортостан укытыусызы» (разработка урока «Лексика иленә сәяхәт»), газеты «Кызыл таң», «Өмет» и на страницах сборника «ФГОС начального общего образования: от теории к практике. Материалы работы секции в рамках Образовательного Форума «Дни молодежной науки в РБ, XII специализированной выставки «Образование. Наука. Карьера – 2012».

Результаты деятельности:

- рост качества знаний: 2010-2011 учебный год – 80%; 2011-2012 учебный год – 87%; 2012-2013 учебный год – 93%.

- увеличение количества победителей и призеров различных конкурсов, олимпиад, НПК разных уровней;

- повышение учебной мотивации, интереса к предмету;

- развитие самостоятельности, настойчивости в овладении знаниями, творческой инициативы учащихся.


Скачать

© 2022, 90 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!