Промежуточный отчет (2-й год) педагога-исследователя
Каримовой Лилии Галинуровны,
учителя татарского языка и литературы
МБОУ СОШ №4 Ленинского района ГО г. Уфа РБ
Тема: «Формирование у учащихся коммуникативной компетенции на уроках татарского языка и литературы».
На втором этапе исследования продолжалось изучение рассматриваемой проблемы в научной литературе и педагогической практике; разрабатывалось дидактическое обеспечение для формирования у учащихся коммуникативной компетенции на уроках татарского языка и литературы; была проведена опытно-экспериментальная работа с целью проверки гипотезы исследования; изучалась динамика изменений, происходящих в процессе качественного обновления учебной деятельности учащихся.
Исследование проводится в 8 «а» классе, в нем приняли участие 30 учащихся. Учащимся были предложены анкеты с целью выявления отношения к родному языку.
№ | Вопросы | Ответы учащихся (%) |
1 | Какие предметы тебе нравится изучать, а какие не нравится? | 86% (высказались в пользу родного языка) |
2 | Какие виды заданий на уроке тебе нравятся? | 72% (высказались в пользу коммуникативных заданий) |
3 | Какие формы работы на уроке тебе нравятся? | 84% (за коммуникативные игры) |
4 | В результате каких упражнений лучше всего запоминаются новые слова? | 95% (упражнения в диалогической речи) |
Наибольший интерес у учащихся вызвали коммуникативные задания, ученики лучше запоминают слова, если приходится употреблять их в речи.
Качественный и количественный анализ срезовых работ показал, что развитие связной устной и письменной речи учащихся применительно к связному устному и письменному высказываниям (говорению и письму) по экспериментальной программе выше, чем у их сверстников, обучающихся по традиционным программам. Результаты отражены в таблицах 1, 2, 3.
Таблица №1
Уровень овладения базовыми текстовыми понятиями
и умениями учащимися (в %)
(по данным контрольного эксперимента)
Класс Критерии оценки | Экспериментальный | Контрольный |
Точность определения темы | 94,3 | 41,9 |
Точность определения основной мысли | 87,5 | 36,2 |
Соответствие плана композиции рассказа | 91,7 | 13 |
Соответствие выписанных слов, словосочетаний и предложений идее рассказа | 82,9 | 28,9 |
Точность определения роли языковых средств | 87,3 | 15 |
Таблица №2
Уровень связной устной речи применительно к созданию собственных устных высказываний (в %)
(по данным контрольного среза)
Класс Критерии оценки | Экспериментальный | Контрольный |
Соответствие устного высказывания теме | 92,8 | 33 |
Соответствие замыслу и основным задачам устного высказывания | 86,3 | 21,9 |
Соответствие структурного построения устного высказывания заданному типу | 87,3 | 30 |
Степень эмоциональности связного устного высказывания | 90,7 | 14,1 |
Лексическое и грамматическое разнообразие устного высказывания | 91,3 | 29,8 |
Использование основных языковых средств для реализации замысла | 86,8 | 9,8 |
Таблица №3
Уровень развития связной письменной речи учащихся применительно к созданию связных письменных высказываний (сочинение) (в %)
(по данным контрольного эксперимента)
Класс Критерии оценки | Экспериментальный | Контрольный |
Соответствие сочинения теме | 90,9 | 29,1 |
Соответствие замыслу и основным задачам сочинения | 85,2 | 12,5 |
Соответствие структурного построения заданному типу речи (повествование) | 81,6 | 26,3 |
Соответствие плана сочинения предложенной теме | 86,5 | 33 |
Степень эмоциональности сочинения | 89,3 | 17 |
Целесообразность использования языковых средств | 84,9 | 11,9 |
В процессе анализа полученных результатов обучения были выявлены изменения в речи учащихся, которые обучались по экспериментальной программе:
Отчетливое понимание функции речи и сознательное использование этих знаний в собственных высказываниях;
Большая степень связности и цельности текстов, создаваемых школьниками, обучающимися по предлагаемой нами методике;
Усиление прагматической стороны речи детей; большая, чем при традиционном обучении, содержательность речи;
Большая эмоциональность и выразительность речи и положительные структурные изменения в создаваемых текстах, а также богатство, точность и другие качества;
Лексическое и грамматическое разнообразие связного устного и письменного высказываний;
Более правильное использование основных средств выразительности устной речи.
У учащихся экспериментальных классов наблюдается повышенный интерес к урокам татарского языка и литературы, поскольку они получают знания не только о системе языка, но и через язык знакомятся с историей, литературой, традициями в русле диалогов культур, что свидетельствует о более высоком уровне коммуникативной компетенции. (Таблица №4)
Таблица №4
Уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся (в %) (по данным контрольного эксперимента)
Класс У ровень | 1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | 6 задание | 7 задание |
экспериментальный | контрольный | экспериментальный | контрольный | экспериментальный | контрольный | экспериментальный | контрольный | экспериментальный | контрольный | экспериментальный | контрольный | экспериментальный | контрольный |
Высокий | 92 | - | 87 | - | 81 | - | 79 | - | 75 | - | 80 | - | 91 | - |
Достаточный | 7 | 53 | 10 | - | 12 | - | 10 | - | 14 | - | 10 | - | 8 | - |
Средний | 1 | 29 | 3 | 35 | 5 | 39 | 7 | 6 | 6 | 4 | 6 | 20 | 1 | 12 |
Низкий | - | 16 | - | 65 | 2 | 61 | 4 | 93 | 5 | 96 | 4 | 80 | - | 88 |
О высоком уровне знаний учащихся говорят результаты предметных олимпиад. По результатам предметной олимпиады по татарскому языку и литературе муниципального, республиканского уровней в 2012-2013 учебном году – 4 победителя, 6 призеров. По количеству призеров и победителей по татарскому языку и литературе МБОУ СОШ №4 занимает I место среди общеобразовательных школ города Уфы.
Проводится апробация разработанных годовых, тематических срезов контрольного типа для учащихся с разной успеваемостью. Предложенные учебные материалы обеспечивают активность каждого ученика с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей.
В ходе второго этапа были проведены открытые уроки для учителей татарского языка и литературы г.Уфы, для студентов-практикантов Башкирского Государственного Университета.
В 2012-2013 учебном году принимала участие в городском конкурсе «Учитель года татарского языка и литературы – 2013» и стала победителем. В республиканском конкурсе «Учитель года татарского языка и литературы» вышла в финал и стала лауреатом. За отчетный период работы тема исследования была освещена на страницах журнала «Башкортостан укытыусызы» (разработка урока «Лексика иленә сәяхәт»), газеты «Кызыл таң», «Өмет» и на страницах сборника «ФГОС начального общего образования: от теории к практике. Материалы работы секции в рамках Образовательного Форума «Дни молодежной науки в РБ, XII специализированной выставки «Образование. Наука. Карьера – 2012».
Результаты деятельности:
- рост качества знаний: 2010-2011 учебный год – 80%; 2011-2012 учебный год – 87%; 2012-2013 учебный год – 93%.
- увеличение количества победителей и призеров различных конкурсов, олимпиад, НПК разных уровней;
- повышение учебной мотивации, интереса к предмету;
- развитие самостоятельности, настойчивости в овладении знаниями, творческой инициативы учащихся.