СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент содержания рабочей программы по русскому языку

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент содержания рабочей программы по русскому языку»

2 класс

Содержание курса

(170 часов)

Речь, развитие речи, практика речевой деятельности

Представление о деловых сообщениях и словесных рисунках как разновидностях речи.

Особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Осознание

главных требований к речи (устной и письменной): быть понятной и вежливой.

Практическое овладение диалогической и монологической формами речи в ситуации

общения на уроке: слушать и понимать информацию, воспринятую на слух, участвовать

в коллективном обсуждении разных вопросов, точно отвечать на вопросы и задавать свои,

высказывать собственную точку зрения; пользоваться формулами речевого этикета в типовых

ситуациях общения (просьбы, благодарности и др.), соблюдать основные правила общения (не

перебивать, смотреть на собеседника, стараться понять его и помогать понимать себя).

Практическое овладение умением работать с информацией, содержащейся в заданиях,

сообщениях, справочных материалах учебника, в том числе представленной в виде схем,

алгоритмов, осознанно пользоваться ею для решения учебно-познавательных задач.

Правильность и точность как важные качества хорошей речи. Обучение правильному

использованию, произношению, выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения

(в объёме, предусмотренном учебником).

Текст: общее знакомство с его признаками; отличие текста от предложения и набора

предложений. Тема и основная мысль как стержень текста, их отражение в заголовке;

озаглавливание текста с учётом темы и (или) основной мысли. Требования к хорошему тексту,

правила его обдумывания и улучшения после записи.

1 Распределение программного материала по темам, указание на место в курсе и время изучения

представлены далее в тематическом планировании.

44 Образовательная система «Гармония»

Пересказ как способ передачи мыслей, впечатлений автора, изложение как письменный

пересказ.

Практическое освоение различных жанров речи, особенностей их построения, выбора

языковых средств, оформления: письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка.

Фонетика и графика. Орфоэпия

Различение звуков и букв. Характеристика звуков слова и их соотношения с буквами; установление соотношения звуков и буквв словах с ь для обозначения мягкости, с буквами е, ё, ю, я для

обозначения звука [й’]. Полный фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слова.

Обозначение мягкости согласного звука в положении перед другим согласным. Освоение

обозначения звука [й’] с помощью разделительных ь и ъ.

Использование знания алфавита при работе со словарями, справочниками.

Ясность, разборчивость произнесения слов как требования хорошей устной речи.

Произношение сочетаний звуков, постановка ударения в соответствии с нормами литературного

языка (в предусмотренном объёме).

Лексика1

Осознание важности понимания значения слова (в том числе для правильного его написания).

Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту

или толковому словарю. Знакомство со словами, близкими и противоположными по значению

(синонимами иантонимами); наблюдение заиспользованием синонимов вречи, завыбором точного

слова. Представление о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов.

Словообразование (морфемика)

Овладение понятиями «родственные (однокоренные) слова», «корень», «приставка»,

«суффикс», «окончание»; представление о нулевом окончании.

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,

суффикса; овладение необходимыми для этого способами действия. Разбор слова по составу.

Разграничение однокоренных слов, изменений одного и того же слова, синонимов и слов

с омонимичными корнями.

Разграничение приставок и предлогов. Представление о значении некоторых суффиксов

и приставок, наблюдение за использованием этих морфем для повышения точности

и выразительности речи.

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок, работа над

правильностью их употребления, над соответствием отдельных приставок и предлогов(в…–

в, до... – до, за... – за и др.).

Морфология

Понятие «предмет» как обозначение всех слов, отвечающих на вопросы «кто?» «что?».

Постановка вопросов к словам-названиям. Изменение слов по числам и по «команде вопросов».

Синтаксис: предложение

Назначение предложения, его признаки. Оформление границ предложения в устной и письменной речи.

Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные,

побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные), их использование

и оформление при письме.

Общее представление о диалоге. Правила вежливости при разговоре по телефону. Способы

построения предложений при ответе на вопрос «почему?». Практическое освоение побудительных предложений с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности

их произнесения; оформление предложений со словом «пожалуйста» в письменной речи.

1 Освоение этого раздела распределяется по всем разделам курса.

Русский язык. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. 1–4 классы 45

Орфография и пунктуация

Понятие «орфограмма»: общее представление. Признаки наиболее частотных орфограмм: для

гласных – положение без ударения, для согласных – парность по глухости-звонкости и положение

на конце слова или перед другим согласным, кроме сонорных (без термина) и [в, в’].

Признаки других распространённых орфограмм: гласные в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чущу под ударением; наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши, ча-ща, чу-щу; первая

буква в начале предложения и в собственном имени; граница между словами.

Формирование орфографической зоркости на основе знания опознавательных признаков

основной части орфограмм.

Приём сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмо с «окошками») как

способ самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок.

Выбор букв, называющих предметы, действия, путём подстановки слов-указателей «она»,

«оно», «они».

Понятие «орфографическое правило»; применение изученных правил и обращение

к орфографическому словарю как способы решения орфографических задач.

Освоение правил выбора написания на месте следующих орфограмм:

• прописная буква в начале предложения, в собственных именах;

• раздельное написание слов;

• перенос слов (основные случаи);

• сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

• ь для обозначения мягкости согласного звука в положении перед другим согласным (в

сочетаниях [с’т’, зд, н’т’, нщ, нч]; чк, чн, чт, щн);

• проверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные звуки;

• непроверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные (в

пределах программного списка);

• гласные и согласные в неизменяемых при письме приставках и суффиксах;

• разделительные ь и ъ.

Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными:

апельсин, арбуз, берёза, билет, вагон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжёт, жужжит,

завтрак, заяц, здоровье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, кастрюля, кефир,

килограмм, кипеть, кисель, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета,

кровать, лапша, лестница, лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко,

морковь, мороз, обед, огурец, печенье, пирог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар,

сковорода, сметана, сосиска, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, яблоко, ягода, язык.

Проверка написанного: практическое овладение.

Освоение пунктуационных правил: оформление конца предложения, постановка запятых

при перечислении, перед словами-помощниками а, но, перед некоторыми другими словами

(что, чтобы, потому что и др.). Наблюдение за возможностью запятых и других знаков

внутри предложений.

Планируемые результаты освоения курса

Планируемые предметные результаты освоения курса

Содержательная линия «Развитие речи, совершенствование речевой деятельности»

Ученик научится:

– участвовать в коллективном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения;

понимать вопросы учителя и отвечать на них, стараться высказывать и объяснять свою точку

зрения;

– создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального

характера, стремиться соблюдать требования к этим видам речи, к ясности, чёткости произнесения

слов;

– под руководством учителя «добывать» информацию из текстов и справочных материалов

учебника, использовать её для решения практических задач;

– самостоятельно читать задания учебника, понимать их и стараться выполнять;

– понимать (в процессе коллективной работы) информацию учебника, представленную

в схематической, в том числе алгоритмической, форме, коллективно переводить её в словесную

и использовать в практических целях;

– замечать в предлагаемых материалах слова, значение которых требует уточнения,

спрашивать о них, пользоваться толковым словарём учебника;

– участвовать в коллективных наблюдениях за точностью выбора слов в текстах, в решении

с использованием словарей и справочных материалов учебника различных вопросов культуры речи;

– при создании предложений задумываться о предмете речи (о чём или о ком пойдёт речь?)

и содержании сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?); строить предложения

для решения указанных речевых задач;

– понимать в тексте тему (о чём?) и основную мысль (что? – в ясных случаях, при

её словесной выраженности), отражать их в заголовках; наблюдать за развитием мысли

и последовательностью сведений при её раскрытии;

– использовать знания о требованиях к хорошему тексту при коллективном анализе

предлагаемых материалов, участвовать в их редактировании;

– подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объёмом

50–60 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и стараться улучшить

написанное (с опорой на памятку);

– создавать (после коллективной подготовки) речевые произведения определённых жанров:

записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства с учётом жанра, адресата, а после написания

проверять и стараться совершенствовать текст (с опорой на памятку).

Ученик получит возможность научиться:

– вступать в беседу, задавать вопросы; соблюдать правила вежливости при общении

в различных ситуациях, в том числе по телефону;

– слушать речь одноклассников, оценивать её соответствие вопросу или заданию,

требованиям к «хорошей речи»;

– создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального

характера, соблюдая требования к этим видам речи;

– соблюдать нормы употребления и произношения слов, имеющихся в словаре учебника

«Как правильно говорить?»;

– замечать в речи незнакомые слова и выяснять их значение (спрашивая у взрослых,

обращаясь к словарю); создавать предложения, тексты, обдумывая предмет речи (о чём или

о ком пойдёт речь?), содержание текста, отдельного сообщения, вопроса, просьбы, пожелания

(что скажу?) и выбирая слова с учётом того, кому и с какой целью адресовано высказывание;

– в ходе коллективной работы оценивать успешность решения речевой задачи

в письменном пересказе текста, в созданном высказывании;

– улучшать (редактировать) собственные тексты с точки зрения содержания,

построения предложений и выбора слов;

– стремиться к аккуратному (по возможности) красивому оформлению своих записей.

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика. Орфоэпия»

Ученик научится:

– различать звуки и буквы, давать характеристику звуков слова, выявлять их соотношение

с буквами; объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв;

– сравнивать, классифицировать звуки по заданным параметрам; анализировать,

группировать слова по указанным характеристикам звуков;

– понимать модельную запись слова «значками звуков» (с помощью элементарной

транскрипции);

– объяснять выбор способа обозначения мягкости согласного звука и звука [й,]; обозначать

(или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными; использовать разделительные

знаки ь и ъ при обозначении звука [й,](сначала без их выбора, а потом осуществляя выбор);

– проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и

перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й,

]),

стремиться обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения;

– правильно называть буквы алфавита, располагать заданные буквы, слова по алфавиту,

использовать его знание для поиска слов в словарях учебника;

– осознавать наличие небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;

– выбирать правильный вариант постановки ударения и произнесения слов из списка на

справочных страницах учебника, исправлять орфоэпические ошибки в этих словах, проверяя

себя по учебнику.

Ученик получит возможность научиться:

– обозначать звуковой состав слов (простые случаи) с помощью элементарной транскрипции;

– проводить полный фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов

(с использованием элементарной транскрипции); оценивать правильность его выполнения;

– соблюдать орфоэпические нормы русского языка и замечать нарушения этих норм – на

материале слов, представленных в словаре учебника «Как правильно говорить?»

Раздел «Лексика».

Ученик научится:

– понимать необходимость учёта значения слова при его использовании в речи, записи,

выяснении строения;

– замечать в тексте слова, значение которых требует уточнения, спрашивать о них,

пользоваться толковым словарём учебника;

– задумываться над значением слов при решении орфографических задач в корне;

– выделять среди предложенных слова, близкие и противоположные по значению (синонимы

и антонимы).

Ученик получит возможность научиться:

– замечать в речи незнакомые слова и стараться выяснять их значение (по контексту,

спрашивая у взрослых, обращаясь к словарю);

– наблюдать за использованием синонимов и антонимов в текстах;

– выбирать из предложенного ряда синонимов более удачное слово для решения

коммуникативной задачи;

– стараться использовать синонимы для устранения выявленных в своём тексте

неоправданных повторов слов;

– замечать наличие в языке слов, имеющих не одно значение.

Раздел «Состав слова» («Морфемика»)

Ученик научится:

– на основе общего способа действия выявлять родственные (однокоренные) слова, выделять

в словах (в однозначных случаях) корень и другие морфемы (окончания, приставки, суффиксы);

– соотносить слова с предъявленными моделями; выбирать из предложенных слова к

заданной модели;

– подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, от слов с

омонимичными (похожими) корнями, от изменений одного и того же слова.

Ученик получит возможность научиться:

– выполнять полный морфемный анализ слов (на основе памятки учебника), оценивать

правильность его выполнения;

– использовать результаты частичного морфемного анализа для решения

орфографических и речевых задач;

– замечать в текстах слова с наиболее распространёнными приставками и суффиксами,

понимать роль этих морфем в передаче значения слова, наблюдать за их использованием для

повышения точности и выразительности речи;

– конструировать слова, выбирая для них морфемы в соответствии с указанным

значением или с учётом контекста;

– правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме,

представленном в учебнике);

– замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм, встречающиеся

в детской речи.

Раздел «Морфология»

Ученик научится:

– различать, классифицировать слова по их функции (слова-названия, указатели,

помощники), выделять среди них названия предметов;

– узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и

другим словам-названиям, выбирая правильный (кто? или что?; какой? какая? какое? какие?;

что делает? что сделал? что делала? или что сделала? и т. п.);

– изменять слова-названия по числам и «командам вопросов» (падежам, временам и др., без

терминов) для решения орфографических задач.

Ученик получит возможность научиться:

– находить в тексте слова каждой из освоенных групп, правильно ставить вопросы к ним;

– проводить различные изменения слов разных частей речи (практическим путём, без

терминов).

Раздел «Синтаксис»

Ученик научится:

– отличать предложение от группы слов, обосновывать решение;

– выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам

(наличие мысли и интонации её завершения);

– различать два основания классификации предложений: по цели высказывания и

интонации (эмоциональной окраске);

– различать предложения, разные по цели высказывания (повествовательные,

вопросительные и побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);

– характеризовать предложения по двум основаниям; соотносить характеристику

предложений со знаками на конце при их записи;

– находить в тексте предложения разных видов;

– строить предложения, разные по цели высказывания и интонации.

Ученик получит возможность научиться:

– строить предложения, разные по цели высказывания и интонации, применительно к

той или иной ситуации общения;

– среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы;

строить предложения с этими значениями применительно к различным ситуациям общения

и произносить их с соответствующей интонацией;

– по-разному строить предложения – ответы на вопрос «почему?»;

– замечать в предложениях-вопросах вопросительные слова и учитывать их при

построении ответов;

– наблюдать за возможностью разного порядка слов в предложении.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Ученик научится:

– обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам;

– выделять среди орфограмм те, способы решения которых известны, соотносить их с

изученными правилами; осознавать наличие орфограмм, на месте которых правила выбора

букв пока не изучены;

– применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ);

– грамотно писать наиболее распространённые приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-,

до-, об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель;

Русский язык. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. 1–4 классы 49

– соблюдать изученные правила переноса слов;

– пользоваться орфографическим словарём учебника для решения орфографических задач

на месте непроверяемых орфограмм;

– использовать приём письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических

ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической

задачей, способ решения которой ещё не изучен;

– проверять написанное;

– списывать и писать под диктовку текст объёмом до 45 слов; соблюдать при этом правила

каллиграфии, критически оценивать их выполнение;

– правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, указанные в программе;

– правильно оформлять границы предложений с учётом интонации конца предложения;

– ставить запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но.

Ученик получит возможность научиться:

– обнаруживать значительную часть орфограмм текста;

– замечать буквы, на месте которых сочетается две орфограммы: буква безударного

гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном

слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный

по глухости-звонкости (лезть, кость);

– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте всех неосвоенных

орфограмм;

– эффективно осуществлять проверку написанного;

– замечать в своей письменной речи обращение и ставить после него восклицательный знак;

– ставить в некоторых случаях запятые внутри предложений: перед словами «что»,

«чтобы», «потому что» и др.;

– выделять запятыми слово «пожалуйста».

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий

средствами предмета «Русский язык» на конец учебного года

Личностные качества

У ученика продолжится становление:

– положительного отношения к учению (урокам русского языка), ориентации на образ

«хорошего ученика»;

– представления о русском языке как языке своей страны, готовности к его освоению;

– элементов коммуникативного и социального мотивов изучения русского языка;

– желания контролировать отдельные стороны своей речи (в частности, соблюдение правил

вежливости при устном общении, правописание, аккуратность письма).

Ученик получит возможность:

– для углубления учебно-познавательного, коммуникативного и социального мотивов

освоения русского языка и на этой основе – желания хорошо владеть им:

– зарождения элементов оценки и самооценки освоения отдельных сторон языка

(в частности, соблюдения правил устного общения, правописания, аккуратности письма).

Регулятивные УУД

Ученик научится:

– понимать и принимать учебную задачу, сохранять её (с помощью учителя);

– планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия для решения

конкретных языковых и речевых задач;

– действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесной или

схематической форме (под контролем учителя); перечень выносятся лишь те личностные качества, на формирование которых преимущественно влияет именно предмет «Русский язык». Становлению других качеств личности, связанных с развитием этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, эстетических потребностей, мотивации к труду, творчеству и т. д., способствуют непосредственно материалы учебника и реализуемая в нём методическая система.

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой форме;

– под руководством учителя выполнять действия контроля и самоконтроля при письме (по

ходу и после завершения);

– слушать и стараться выполнять советы учителя.

Ученик получит возможность научиться:

– осознавать свои трудности, задумываться об их причинах и возможных путях

преодоления, а также оценивать свои достижения;

– проявлять элементы познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;

– адекватно воспринимать оценку и советы учителя, стараться учитывать их.

Познавательные УУД

Ученик научится:

– участвовать в коллективном решении учебно-познавательной задачи;

– под руководством учителя находить необходимую информацию в материалах учебника,

в том числе в словарях, применять её для решения практических задач;

– находить в предложенных материалах языковые примеры по указанным параметрам,

а также слова, требующие уточнения значения;

– понимать информацию, представленную в освоенной схематической форме, использовать

её для решения практических задач;

– понимать общий способ решения ряда языковых и речевых задач, ориентироваться на

него при решении конкретных задач;

– выполнять действия анализа, сравнения, группировки, конструирования по указанным

основаниям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать

выводы;

– подводить факты языка под понятия по выявленным существенным признакам

(в освоенном объёме).

Ученик получит возможность научиться:

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника и применять

её для решения практических задач;

– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой (речевой) задачи:

– анализировать, сравнивать, группировать языковой материал по самостоятельно

определённым параметрам.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

– участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения;

– высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, пытаться объяснять его; слушать

и стараться понимать выступления других;

– под руководством учителя вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,

участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь;

– строить небольшие монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера)

с ориентацией на партнёра, с учётом конкретных речевых задач;

– после соответствующей подготовки воспроизводить тексты, стараться доносить их до

других;

– создавать небольшие письменные тексты освоенных жанров, ориентируясь на ситуацию

и задачи общения.

Ученик получит возможность научиться:

– слушать других участников общения, принимать во внимание высказываемые мысли;

– инициировать совместную деятельность, участвовать в распределении ролей,

стремиться договариваться с партнёрами, высказывать своё мнение и аргументировать его;

– создавать высказывания разных видов (в пределах освоенных) для решения

коммуникативных задач;

– использовать приобретаемые коммуникативные и речевые умения в практике

свободного общения.

2 класс ( 175 часов)


№ п/п

Раздел (тема)

Количество часов

Контрольные работы

1

Знаем - повторим, не знаем – узнаем

21 ч.

1

2

Орфография. Главные опасности письма. Как писать без ошибок?

24 ч

1

3

Синтаксис. Выражаем мысли и чувства

13 ч

1

4

Текст. Хочу сказать больше

12 ч

1

5

Состав слова. Размышляем о словах

16 ч

1

6

Орфография. Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова.

45 ч

1

7

Состав слова. Как устроены слова? (Продолжение знакомства с составом слова)

29 ч

1

8

Обобщение в конце года.

15 ч

ИКР










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!